Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Основные права потребителя 5
Основные требования потребителя в отношении недостатков
товара. Сроки удовлетворения требований потребителя 30
Способы восстановления нарушенных прав потребителя 45
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Круг лиц участвующих в гражданском процессе, связанном с защитой прав потребителей 56
Подготовка и рассмотрение дела о защите прав потребителей 66
Принятие судом решения и его процессуальное исполнение 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Основные права потребителя 5
Основные требования потребителя в отношении недостатков
товара. Сроки удовлетворения требований потребителя 30
Способы восстановления нарушенных прав потребителя 45
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Круг лиц участвующих в гражданском процессе, связанном с защитой прав потребителей 56
Подготовка и рассмотрение дела о защите прав потребителей 66
Принятие судом решения и его процессуальное исполнение 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
Переход Росси к рыночной экономике делает актуальной проблему эффективного регулирования рыночных отношений в условиях свободы деятельности хозяйствующих субъектов по производству товаров, работ, услуг. Однако становление цивилизованного рынка представляется исключительным без развития практики делового партнерства в предпринимательской деятельности. Особенно остро в этих отношениях встает вопрос об обеспечении гарантий защиты прав обычных граждан, которые как потребители ежедневно приобретают различные товары, пользуются услугами, заказывают те или иные работы. Нередко эти товары и услуги не отличаются надлежащим качеством. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.
Решение данной проблемы на современном этапе требует формирования институциональных механизмов, вырабатывающих нужное для экономики поведение людей. В первую очередь речь идет о создании нормативных актов, направленных на защиту прав потребителей. Законодательство в этом направлении демонстрирует достаточно последовательное развитие, активно формируются институты гражданского общества (общественные объединения), преследующие цели защиты прав и интересов граждан в сфере потребления.
Несмотря на активность граждан, имеется возможность самостоятельно отстаивать и защищать свои права всеми не запрещенными законодательством способами. И сфера потребления не должна стать исключением в этом. Поэтому знание, нормативных актов о защите прав потребителей, необходимо для всех граждан РФ.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей многообразны, они могут возникать из договоров розничной купли-продажи, возмездного оказания услуг, бытового подряда и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Как отмечено, в Законе «О защите прав потребителей» он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту интересов граждан осуществляет механизм реализации этих прав.
По общему правилу ГК РФ имеет приоритет по отношению к другим правовым актам, регулирующим гражданские отношения (к числу которых относится и защита прав потребителей). Согласно ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Однако, последний предусматривает принятие специальных норм, законов и основных на иных правовых актов. Это, прежде всего, Закон РФ от 7 февраля 1992г. «О защите прав потребителей», с последующим изменениями и дополнениями. Данный закон регулирует не только отношения по договору розничной купли-продажи, бытового подряда, но и те нормы ГК РФ, которые им не урегулированы, они конкретизируют соответствующие нормы. В случаях, когда ГК РФ и иные федеральные законы допускаются это, Закон «О защите прав потребителей» предусматривает правила по сравнению с правилами ГК РФ, например, правило о возмещении убытков в полной сумме неустойки (пени), установленной законом или договором, п. 2. ст. 3 Закона.
....
Решение данной проблемы на современном этапе требует формирования институциональных механизмов, вырабатывающих нужное для экономики поведение людей. В первую очередь речь идет о создании нормативных актов, направленных на защиту прав потребителей. Законодательство в этом направлении демонстрирует достаточно последовательное развитие, активно формируются институты гражданского общества (общественные объединения), преследующие цели защиты прав и интересов граждан в сфере потребления.
Несмотря на активность граждан, имеется возможность самостоятельно отстаивать и защищать свои права всеми не запрещенными законодательством способами. И сфера потребления не должна стать исключением в этом. Поэтому знание, нормативных актов о защите прав потребителей, необходимо для всех граждан РФ.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей многообразны, они могут возникать из договоров розничной купли-продажи, возмездного оказания услуг, бытового подряда и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Как отмечено, в Законе «О защите прав потребителей» он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту интересов граждан осуществляет механизм реализации этих прав.
По общему правилу ГК РФ имеет приоритет по отношению к другим правовым актам, регулирующим гражданские отношения (к числу которых относится и защита прав потребителей). Согласно ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Однако, последний предусматривает принятие специальных норм, законов и основных на иных правовых актов. Это, прежде всего, Закон РФ от 7 февраля 1992г. «О защите прав потребителей», с последующим изменениями и дополнениями. Данный закон регулирует не только отношения по договору розничной купли-продажи, бытового подряда, но и те нормы ГК РФ, которые им не урегулированы, они конкретизируют соответствующие нормы. В случаях, когда ГК РФ и иные федеральные законы допускаются это, Закон «О защите прав потребителей» предусматривает правила по сравнению с правилами ГК РФ, например, правило о возмещении убытков в полной сумме неустойки (пени), установленной законом или договором, п. 2. ст. 3 Закона.
....
Переход страны в 1990-е гг. к рыночной экономике ознаменовал новое время в товарно-денежных отношениях, ориентированных на потребителя, и потребовал создания полноценной законодательной базы для защиты его прав как заведомо более слабой стороны указанных отношений. Потребитель зачастую не способен компетентно оценить достоверность информации о безопасности, подлинности, надежности и иных потребительских свойствах товаров и услуг и не обладает ресурсом времени, сил, средств и правовой квалификации, необходимыми для того, чтобы восстановить свои нарушенные права.
Дела о защите прав потребителей составляют в настоящее время значительный сегмент судебной практики. Ежегодно проводимые Союзом потребителей РФ опросы показали, что примерно 80% потребителей в среднем свыше трех раз в год приобретают некачественные, а порой и опасные товары и услуги. Согласно статистике Роспотребнадзора в 2015 г. по искам о защите прав потребителей суды взыскали почти 266 млн. руб., в том числе свыше 14,4 млн. руб. за моральный вред (5,4%). При этом средняя величина компенсации морального вреда составила 1,7 тыс. руб., что свидетельствует о большом количестве обращений граждан в суд.
Необходимо также отметить, что по смыслу действующего законодательства изменение или прекращение правоотношений как способ защиты прав должны реализовываться в досудебном порядке, законом прямо это не предусматривает. Обязательность досудебного рассмотрения установлена только в отношении требования об уплате неустойки. В случае вынесения решения в пользу потребителя суд может взыскивать с ответчика штраф за неудовлетворение требования в добровольном порядке. Можно полагать, что в некоторых случаях вопрос, например о возмещении убытков, должен рассматриваться только в суде. Однако представляется, что, если закон будет содержать прямое указание на обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, это не только позволит потребителю более четко определить свои требования и предупредить продавца о возможных негативных для него имущественных последствиях, но и облегчит работу судов.
В литературе неоднократно высказывались предложения о
необходимости кардинального изменения действующего законодательства о защите прав потребителей, вплоть до принятия самостоятельного Потребительского кодекса РФ. После принятия Потребительского кодекса в соответствие ему должно быть приведено отраслевое законодательство, регулирующее оказание массовых услуг потребителям. Эта позиция разделяется рядом авторов.
Однако она представляется весьма спорной. Объединение норм о защите прав потребителей в различных сферах (потребителей финансовых, транспортных, туристических, страховых и прочих услуг) в одном законодательном акте не только не решит, но и усложнит правоприменение. В настоящее время Закон включает нормы общего характера, а специфика отношений с участием потребителя в разных отраслях отражена в специальных законодательных актах. Их нормы соотносятся как общие и специальные. Создание кодекса не исключит применение специальных законодательных актов, в контекст которых сейчас вписаны нормы о защите прав потребителей, следовательно, он не повысит уровень защиты прав потребителей и лишь усложнит законодательное регулирование.
Предлагаем законодателю начать с предпосылок, а именно предлагаем при реализации товаров, к документации на тот или иной товар, прилагать, так называемые памятки, где будет описан порядок защиты прав потребителя, в какие сроки, с каким пакетом документов и в какой орган может обратиться потребитель в случае нарушения его прав. Как показывает практика, далеко не каждый гражданин может воспользоваться справочными правовыми системами, чтобы решить тот или иной вопрос.
Дела о защите прав потребителей составляют в настоящее время значительный сегмент судебной практики. Ежегодно проводимые Союзом потребителей РФ опросы показали, что примерно 80% потребителей в среднем свыше трех раз в год приобретают некачественные, а порой и опасные товары и услуги. Согласно статистике Роспотребнадзора в 2015 г. по искам о защите прав потребителей суды взыскали почти 266 млн. руб., в том числе свыше 14,4 млн. руб. за моральный вред (5,4%). При этом средняя величина компенсации морального вреда составила 1,7 тыс. руб., что свидетельствует о большом количестве обращений граждан в суд.
Необходимо также отметить, что по смыслу действующего законодательства изменение или прекращение правоотношений как способ защиты прав должны реализовываться в досудебном порядке, законом прямо это не предусматривает. Обязательность досудебного рассмотрения установлена только в отношении требования об уплате неустойки. В случае вынесения решения в пользу потребителя суд может взыскивать с ответчика штраф за неудовлетворение требования в добровольном порядке. Можно полагать, что в некоторых случаях вопрос, например о возмещении убытков, должен рассматриваться только в суде. Однако представляется, что, если закон будет содержать прямое указание на обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, это не только позволит потребителю более четко определить свои требования и предупредить продавца о возможных негативных для него имущественных последствиях, но и облегчит работу судов.
В литературе неоднократно высказывались предложения о
необходимости кардинального изменения действующего законодательства о защите прав потребителей, вплоть до принятия самостоятельного Потребительского кодекса РФ. После принятия Потребительского кодекса в соответствие ему должно быть приведено отраслевое законодательство, регулирующее оказание массовых услуг потребителям. Эта позиция разделяется рядом авторов.
Однако она представляется весьма спорной. Объединение норм о защите прав потребителей в различных сферах (потребителей финансовых, транспортных, туристических, страховых и прочих услуг) в одном законодательном акте не только не решит, но и усложнит правоприменение. В настоящее время Закон включает нормы общего характера, а специфика отношений с участием потребителя в разных отраслях отражена в специальных законодательных актах. Их нормы соотносятся как общие и специальные. Создание кодекса не исключит применение специальных законодательных актов, в контекст которых сейчас вписаны нормы о защите прав потребителей, следовательно, он не повысит уровень защиты прав потребителей и лишь усложнит законодательное регулирование.
Предлагаем законодателю начать с предпосылок, а именно предлагаем при реализации товаров, к документации на тот или иной товар, прилагать, так называемые памятки, где будет описан порядок защиты прав потребителя, в какие сроки, с каким пакетом документов и в какой орган может обратиться потребитель в случае нарушения его прав. Как показывает практика, далеко не каждый гражданин может воспользоваться справочными правовыми системами, чтобы решить тот или иной вопрос.





