Введение
1 Методические основы разработки инновационной стратегии предприятия 6
1.1 Формирование и содержание инновационного потенциала предприятия... 6
1.2 Стратегии развития внешнеэкономической деятельности 10
1.3 Методика выбора и оценки инновационной стратегии 19
2 Анализ инвестиционной среды металлургической отрасли 25
2.1 Анализ зарубежного опыта инновационных исследований в
металлургической отрасли 25
2.2 Оценка инновационного потенциала металлургической отрасли России. 31
2.3 Анализ тенденций развития мирового рынка германия 40
3 Разработка стратегии развития внешнеэкономической деятельности на основе комплексной оценки инновационного потенциала предприятия АО «Германий» 47
3.1 Общая характеристика деятельности предприятия АО «Германий» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66
Рынок цветных металлов имеет большое значение для развития национального производства, является важной частью модернизации российской экономики, а также обусловливает интеграцию в мировое хозяйство. При переходе российской экономики к рыночной системе возникла либерализация внешнеэкономической деятельности.
Выход на мировой товарный рынок дал промышленному производству России статус экспортоориентированной производственной системы, способствовал интернационализации российской экономики и стал важнейшим источником валютных поступлений. Более 70% продукции цветной металлургии поступает на мировые рынки, занимая по значимости второе место в российском экспорте. Российские компании в мировом металлургическом комплексе представлены преимущественно крупными структурами, так как обладают высоким производственным и инвестиционным потенциалом.
Тем не менее, в условиях системно-структурных преобразований, а также жесткой конкуренции, металлургический комплекс требует более полной реализации.
В последние десятилетия быстро раскрываются национальные границы, резко меняется расстановка сил на мировой металлургической арене, все чаще новые технологии, появляются консолидации предприятий
Дело в том, что при современных тенденциях развития мирового рынка цветных металлов, сильно изменились основные факторы конъюнктуры рынка сырья, быстро меняются спрос и предложение, производство и потребление, состояние самой сырьевой базы в целом.
Актуальность данного исследования определяется важностью повышения эффективности и международной конкурентоспособности российских компаний, занятых в сфере цветной металлургии, в частности, германиевого производства. Мировое производство цветных металлов и цены на них растут и обеспечивают экономический рост азиатских стран, в большей степени Китая. При этом экономисты отмечают, что даже при мировом кризисе 2008 г. отрасль металлургии в Китае и Индии не снизил своих темпов и показала положительную динамику. Важно отметить, что такой успех выражается лишь в росте объемов. А российские предприятия, показывающие высокие качественные показатели, как и другие страны в Европе и в Америке, в тот год сильно снизили свои показатели. Произошло это, считают экономисты, вследствие снижения активного прироста инвестиций. В то время как, например, в Китае был образован мощнейший мировой комплекс по производству металлопродукции, чему способствовало регулярное и значительное повышение инвестиций.
Отсюда, именно инвестиции могут позволить в нестабильной экономической конъюнктуре, постоянно изменяющейся среде укрепить хозяйственную и финансовую деятельность предприятий. Понятно, что это требует принципиально новых подходов к управлению. продвижения в практику предприятий идей и технологий стратегического менеджмента, а именно - инноваций.
Инновации, обеспечивающие качественный рост эффективности продукции, товаров или процессов, востребованных современным рынком цветных металлов, в свою очередь, позволяют развивать производство конкурентоспособного товара, быть в числе первых среди конкурирующих компаний, удовлетворять запросы потребителей наиболее полно.
Именно сейчас при повышенной требовательности потребителей цветных металлов к сырью, при значительном сокращении жизненного цикла выпускаемого продукта, перспектива развития предприятия становятся все менее предсказуемой. Поэтому для российского государства наиболее важно становиться серьезным конкурентом технологически развитых стран, прекращать быть экспортером одного только сырья, а отправлять на мировой рынок товары с высокой добавленной стоимостью.
Все это в хозяйственную жизнь государства позволяют внедрить инновации. По опыту стран с развитой рыночной экономикой, инновации являются быстрой тропой к развитию страны.
Основой для инновационного развития любой страны в мире являются знания и технологии, нестандартное мышление, непрерывное кадровое образование, повышение квалификации и навыков персонала, технологическое усовершенствование на всех этапах воспроизводства предлагаемого продукта.
Проблемам инновационного потенциала посвящены труды таких отечественных и зарубежных ученых, как Т.В. Дорожкина, Л.В. Ерыгина, Ю.В. Зайцев, И.С. Кладченко, Т.В. Колосова, Ю.С. Коробова, С.В. Кочетков, СЮ. Кравченко, В.К. Крутиков, Р.В. Смородинов, Р.А. Фатхутдинов, О.В. Федорова, А.Д. Шеремет, Й. Шумпетер, С.Д.Щекотурова, С.Н.Яшин и др. Понятно, что инновации не обходятся без интеллектуального капитала. Этими вопросами занимались Е.В. Егорычева, Ю.А. Еленева, Л.И. Лукичева и др. Конечно, инновации требуют финансирования, чему уделяли внимание Г. Бирман, С. Шмидт, М.А. Яхъяев. Вопросами стратегического планирования и управления занимались О.А. Богомолова, В.А. Винокурова, О.С. Виханский, В.А. Горемыкина, Е.А. Павлова и др. Проблемы развития металлургических предприятий изучали Е.А. Демидова, С.С. Коровин, З.Б. Кубалова, В.В. Нестерова, И.В. Соклакова, А. А. Трухляева и др,
Исходя из изложенного, для исследования была выбрана тема «Разработка стратегии развития внешнеэкономической деятельности на основе комплексной оценки инновационного потенциала предприятия».
Цель исследования - разработать стратегию развития внешнеэкономической деятельности на основе комплексной оценки инновационного потенциала предприятия.
Задачи исследования:
- исследовать методику разработки инновационной стратегии предприятия;
- проанализировать зарубежный опыт инноваций в металлургической отрасли;
- проанализировать деятельность металлургического предприятия АО «Германий»;
- оценить инновационный потенциал предприятия АО «Германий»;
- разработать стратегию развития внешнеэкономической деятельности на основе комплексной оценки инновационного потенциала предприятия АО «Германий» и оценить её эффективность.
Объект исследования - предприятие цветной металлургии (германиевого производства) АО «Германий».
Предмет исследования - совокупность научных подходов к разработке стратегии развития внешнеэкономической деятельности на основе комплексной оценки инновационного потенциала предприятия.
Методы исследования - анализ, обобщение и синтез информации из научных работ отечественных и зарубежных ученых, экономические методы, статистические методы, метод оценки, метод моделирования и прогнозирования инновационной деятельности и др.
Теоретическая новизна исследования заключается в более четком раскрытии содержания и структурировании понятия «инновационный потенциал», новом структурировании классификации инноваций, разработке специфических подходов к методологии комплексной оценки инновационного потенциала металлургического предприятия.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций и практических предложений по разработке стратегии развития металлургического предприятия германиевого производства.
Инновационная деятельность предприятий приобретает стратегическое значение для государственной политики в целом. Ведь именно инновации позволяют внедрять новые технологии, разрабатывать и выводить на рынок новые товары, создавать новые знания и применять их.
Инновации классифицируются по степени новизны, по объему применения, по масштабам применения, по причинам возникновения, по эффективности. Эффективность инноваций определяется экономическими, социальными, экологическими и интегральными показателями. Инновация выполняет «воспроизводственную, инвестиционную и стимулирующую функции. Непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
Инновационная деятельность предприятия тесно связана с величиной и структурой его инновационного потенциала, то есть совокупностью имеющихся возможностей: материальных, финансовых, информационных, научно¬
технических. Синергия указанных возможностей является залогом создания и продвижения инновационных продуктов.
Инновационная деятельность особенно необходима при выходе н внешний рынок. Стратегия внешнеэкономической деятельности может быть сформирована лишь на основе определения перспективных направлений специализации. В приоритетах развития экспортного комплекса предприятия - концентрировать свой инновационный потенциал на ключевых направлениях развития.
Важнейшими составляющими успешной внешнеэкономической деятельности предприятия являются оптимальная организационная структура, особенная процедура выхода на внешний рынок, учет международной практики, грамотная ценовая политика, правильный выбор стратегии.
Дальнейший анализ производителей германия показал, что производственные мощности располагаются по всему миру, однако лидирующие позиции занимает Китай - 30%, затем США и Канада - около 25%, России отводится лишь 16%.
Проанализировав состояние рынка германия, нами было отмечено, что география производителей данного металла достаточно обширна. Также можно говорить об отставании технологий добычи данного металла у российских производителей. Для преодоления данного разрыва, рекомендуется использовать такой инновационный потенциал, как новые методы обследования угля, а именно, растворение бурых углей без озоления, что позволит определять германий более точно. В финансовом выражении переоценка запасов германия способна дать прирост его стоимости.
Для определения изложенного необходима комплексная оценка и организация инновационной стратегии, организация которой предполагает изучение альтернативных направлений развития предприятия, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для дальнейшей ее реализации на практике.
Предлагаемая методика комплексной диагностики инновационного потенциала металлургического предприятия основывается на трех группах методик: качественных (анализ бухгалтерского баланса и финансовых результатов деятельности предприятия), коэффициентных (анализ ликвидности и платежеспособности, оборачиваемости, рентабельности предприятия) и интегральных (модели PEST- и SWOT-анализа) методик.
Применив методику комплексной диагностики инновационного потенциала металлургического предприятия было выявлено следующее.
Качественные методики позволили выделить основные проблемы финансового характера. Так, анализ структуры и динамики статей бухгалтерской отчетности показал, что наибольшую проблему составляют запасы на складах предприятия, которая составляет практически четверть валюты баланса и дебиторская задолженность, которая составляет больше половины размера валюты баланса. Кроме того, уменьшение доли дебиторской задолженности вместе со значительным повышением кредиторской задолженности создает угрозу финансовому положению предприятия, которое не может погасить свои обязательства ввиду недостаточности средств.
Коэффициентные методики позволили определить, что собственных средств для расчетов у предприятия недостаточно. Коэффициенты рентабельности показывают неэффективную деятельность предприятия.
Матричные методики позволили увидеть большой потенциал АО «Германий». Вместе с тем, хотя главные цели развития предприятия определены, отрегулированы они недостаточно, а также отсутствует стратегическое планирование. Мощности используются только на четверть, активных сбытовиков недостаточно, реклама не эффективна.
На основе проведенного исследования было выявлено, что система маркетинга на предприятии достаточно слабая, что привело к тому, что на складах предприятия много залежалого товара, дебиторы должны большие суммы и задолженность повышается. В результате, при наличии потенциальных финансов, предприятию приходится брать все больше кредитов для решения насущных проблем.
Для развития внешнеэкономической деятельности предприятия АО «Германий» разработана стратегия, содержащая следующие мероприятия:
- Уменьшить дебиторскую задолженность при помощи факторинга и использовать полученную в результате сумму для уменьшения кредиторской задолженности.
- Провести переоценку товара на основе сравнительного анализа зарубежных и отечественных цен на германий.
- Снизить затаренность складов предприятия, для чего провести анализ товарной продукции при помощи ABC-XYZ-анализа.
При внедрении указанных мероприятий сумма экономии средств от факторинга дебиторской задолженности составит 8913815,59 тыс. руб., а разработанная стратегия развития внешнеэкономической деятельности позволит увеличить объемы выручки на 166640147 тыс. руб., что составляет рост на 84% и снизить объемы затоваренности складов предприятия на 60%.
Также при реализации предложенной стратегии показатели ликвидности, оборачиваемости и рентабельности предприятия АО «Германий» значительно улучшаются. И как следствие, повышается эффективность деятельности предприятия в целом.
1. Конституция Российской Федерации от 12. 12.1993 : офиц. текст. - Москва: Маркетинг, 2017. - 38 с.
2. Анкона, Д., Бресман, X. Команды прорыва: источники инноваций и лидерства в отрасли. - М.: Гревцов Паблищер, 2009. - 336 с.;
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :
федер. закон Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013). - Москва : Кнорус, 2016. - 540 с.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. II) [Электронный
ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 5.08.00 № 117-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I) [Электронный ресурс]
: федер. закон Российской Федерации от 31.07.98 № 146-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
7. Таможенный кодекс Российской Федерации № 5221-1 [Электронный ресурс] : утв. ВС РФ от 18.06.93 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 23.08.1996 N 127- ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 30.10.07 № 240-ФЗ // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. О Банке развития [Электронный ресурс] : федер. закон Российской
Федерации от 17.05.07 № 82-ФЗ // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Электронный
ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 09.07.99 № 160-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
13. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальный вложений [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 25.02.1999 N 39-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 13.07.2015 № 224-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
16. Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», для целей статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 08.12.2014 N 1335 (ред. от 19.04.2016) // http://www.pravo.gov.ru
17. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 N 1007-р (ред. от 16.01.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008. № 1662-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
21. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае [Электронный ресурс] : Закон Красноярского края от 30.09.04 № 12-2278 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22. Об участии Красноярского края в государственно-частном партнерстве [Электронный ресурс] : Закон Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6633 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23. О государственной поддержке инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] : Постановление Совета администрации Красноярского края от 23.03.05 № 91-п // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
24. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-zakony/m1p.htm.
25. Проект Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.krskstate.ru/innovation/policy/strategy#
26. Проект Стратегии социально-экономического развития
Красноярского края до 2020 г. от 16.05.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http ://econ.krskstate.ru/dat/F ile/11/Strategiya-16.05.pdf
27. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.ict.nsc.ru/win/anons/ 1689/10/str-razv-sib.pdf
28. Аакер, Д. Стратегичекое рыночное управление / Д. Аакер / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 544 с
29. Абакумов, Р.Г. Методы оценки эффективности инновационных проектов / Р.Г. Абакумов, Е.Ю. Подоскина // Инновационная наука. - 2016. - № 11. - С. 11-13.Абдрахманова, Г. И. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5 / Г. И. Абдрахманова, П. Д. Бахтин / Под ред. Л. М. Гохберга. - Москва: НИУ ВШЭ, 2017. - 260 с
31. Азгальдов, Г.Г. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин // Экономические стратегии, 2008. - № 2 (60). - С. 162-164
32. Акофф, Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф / Пер. с англ. - Москва: Прогресс, 2015. - 328 с.
33. Альберт, М. Основы менеджмента / М. Альберт, М. Мескон, Ф..Хедоури. - Москва: Вильямс, 2016. - 672 с.
34. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - Санкт- Петербург: Питер, 2016. - 416 с
35. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И.Т. Балабанов. - Москва: Финансы и Статистика, 2014. - 312 с.
36. Баринов, В. А. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. для сред. проф. образования / В. А. Баринов. - Москва: ИНФРА-М , 2016. - 190 с.
37. Батьковский, А.М. Оценка инновационных стратегий предприятия /А.М. Батьковский, А.П. Мерзлякова // Вопросы инновационной экономики.2011. - № 7(7). - С. 10-18.
38. Береза, Е.Н. Формирование маркетинговой стратегии выхода предприятия на зарубежный рынок/ Диссертация. 08.00.05. - СПб.: 2008. - 26 с.
39. Бресман, X., Анкона Д., Команды прорыва: источники инноваций и лидерства в отрасли. - М.: Гревцов Паблищер, 2009. - 336 с.;Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - СПб.: Норинт, 2014.
- 1456 с.
40. Балдин, К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации: учебное пособие. - М.: Дашков и К., 2009. - 238 с.;
41. Быков, В.А., Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации.Конкурентоспособность: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 295 с.;
42. Быкадоров, В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. М.: ПРИОР. 2001.;
43. Вертакова, Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 432 с.;
44. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и инноваций / С.В. Валдайцев. - Москва: Филинъ, 2015 - 516 с
45. Виханский, О.С. Стратегическое управление : учебник для вузов / О.С. Виханский. - Москва: Экономистъ , 2018. - 292 с.
46. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление : учебник для вузов / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. - Москва: Омега-Л , 2018. - 464 с.
47. Геворкян, Р. Стратегическое управление производственной деятельностью организаций / Р. Геворкян. //РИСК. - 2008. - № 3. - С. 98-101.
48. Гераськин, М.П. Инновационный менеджмент наукоемких технологий : учеб. пособие / М.П. Гераськин, О.А. Кузнецова, Ж.В. Маклюкова.- Самара: СГАУ, 2016. - 160 с.
49. Гершман, М.А. Инновационный менеджмент / М.А. Гершман. - Москва: Маркет ДС, 2016. - 200 с.
50. Гольдштейн, Г.Я. Инновационный менеджмент / Г.Я. Гольдштейн.- Таганрог: ТРТУ, 1998. - 98 с.
51. Горшенина, А.В. Финляндия: стратегия и тактика развития / А.В. Горшенина // Бюджет. - 2010. - № 7. - С. 49-53.
52. Гохберг, Л.М. Экономика знаний в терминах статистики: наука, технологии, инновации, образование, информационное общество / Л.М. Гохберг. - Москва: Экономика, 2012. - 412 с.
53. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А.Г. Гранберг. - Москва: ГУ ВШЭ, 2016. - 312 с
54. Демидова, Е.А. Инструменты оценки технико-организационного потенциала инновационного развития металлургических предприятий : дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук : 08.00.05 / Е.А. Демидова. - Красноярск: СибГАУ им. академика М.Ф. Решетнева, 2015. - 178 с.
55. Глухов, В.В. "Менеджмент" - 4-е издание - СПб.: Питер, 2006.;
56. Гольдштейн, Г.Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог: ТРТУ, 1998. - 132 с.;
57. Дорофеев, В.Д., Шмелева А.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - М.: Феникс, 2009. - 442 с.;
58. Друкер, П. Бизнес и инновации / П. Друкер. - Москва: Вильямс,2017. - 432 с.
59. Дрямина, Ю.Ю. Повышение конкурентоспособности компании на основе инноваций [Электронный ресурс] / Ю.Ю. Дрямина // Режим доступа: http://sci-article.ru (дата обращения: 04.03.2018).
60. Дьяков, А.Ф. Инвестиционная и инновационная политика в российской электроэнергетике / А.Ф. Дьяков // Электрические станции. - 2016.- № 8. - С. 39-41.
61. Ерыгина, Л.В. К вопросу об оценке эффективности инновационных проектов наукоемких производств / Л.В. Ерыгина, Р.В. Смородинов // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 2. - С. 44-46.
62. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. Т. 1 / Т.Ф. Ефремова. - Москва: ACT, 2016. - 1168 с
63. Зайцев, Ю.В. Управление инновационным проектом: учебно-методическое пособие / Ю.В. Зайцев, Т.В. Дорожкина, В.К. Крутиков, О.В. Федорова. - Калуга: Эйдос, 2016. - 214 с.
64. Ильенкова, С.Д. "Инновационный менеджмент" - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2004.;
65. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент. М.: - Банки и биржи,2003. ;66.
66. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / С.Д. Ильенкова. - Москва: Финансы и статистика, 2017 - 328 с.
67. Казначевская Г.Б. "Менеджмент" - 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс,2005. ;
68. Карнеги, Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. - М.: Прогресс, 2004. - 279 с.;
69. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.;
70. Коробейников, О.П., Трифилова А.А., Коршунов П.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий. // Менеджмент в России и за рубежом. - №3. - 2000.;
71. Коробейников, О.П., Трифилова А.А. Формирование стратегии инновационного развития промышленных предприятий. // Наука и промышленность России. - №10. - 2002.;
72. Крылов, Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия.
- М.: Финансы и статистика, 2003. - 608 с.;
73. Кирьяков, А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект) / А.Г. Кирьяков. - Ростов-на-Дону: РГУ,2014. - 208 с
74. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 720 с.
75. Козлова, Н.В. Основные направления внешнеэкономической деятельности предприятия / Н.В. Козлова, Ю.А. Сотник // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. - Уфа, 2013. - С. 51¬55.
76. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. - Москва: Экзамен, 2016. - 212 с.
77. Колосова, Т.В. Системный подход к развитию инфраструктурных элементов инновационной деятельности предприятия / Т.В. Колосова // Транспортное дело России. - 2009. - № 1. - С. 24-30.
78. Кондратьев, В.Б. Свежее дыхание промышленной политики [Электронный ресурс] / В.Б. Кондратьев // Перспективы. Электронный журнал.
- 2017. - № 4(12). - Режим доступа :http://www.perspektivy.info/ (дата обращения 08.03.2018)
79. Коровин С.С. Редкие и рассеянные элементы: Химия и технология / С.С. Коровин, В.И. Букин, И.И. Федоров, А.М. Резник. - М.: МИСиС, 2013. - 312 с.
80. Кочетков С.В. Управление развитием инновационного потенциала промышленных предприятий : дис. на соиск. уч. степ. д-ра экон. наук : 08.00.05 / С.В. Кочетков. - Санкт-Петербург: ГОУВПО СПб ГУЭиФ, 2011. - 332 с.
81. Кравченко, С.Ю. Исследование сущности инновационного потенциала / С.Ю. Кравченко, И.С. Кладченко // Международный бухгалтерский учет. - 2008. - № 9. - С. 44-47.
82. Кристенсен, К.М. Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений / К.М. Кристенсен, С. Энтони, Э. Рот. / Пер. с англ. Е.В. Калининой. - Моква: Альпина Паблишер, 2017. - 400 с
83. Куницкая, Е.В. Разработка инновационных стратегий на основе реализации комплексного подхода к оценке инновационного потенциала наукоемких предприятий / Е.В. Куницкая // Общественные науки. Экономика.
- 2015. - № 2 (34). - С. 187-192.
84. Лавров, А. А. Особенности функционирования высокотехнологичных кластеров в Китае и Японии / А.А. Лавров // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - С. 182-185.
85. Ланин, А.Б. Управление научно-техническим прогрессом на предприятии: Учебное пособие для вузов / А.Б. Ланин. - Москва: Инфра-М, 2017 - 182 с.
86. Лукичева, Л. И. Менеджмент интеллектуального капитала: теория и практика / Л.И. Лукичева, Ю.А. Еленева, Е.В. Егорычева. - Москва: Омега-Л, 2014. - 323 с.
87. Лукичева, Л.И. Интеллектуальная активность - ключевой фактор инновационного развития // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2016. - № 2(10). - С. 32-33.
88. Лясников, Н.В. Модернизация производства и генерирование инноваций как стимул сохранения стратегической устойчивости и конкурентоспособности предпринимательских структур / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин // Актуальные вопросы инновационной экономики. - 2012. - № 1. - С. 90-99.
89. Манилов, В.Л. Безопасность России. Геополитические вопросы безопасности. Энциклопедический словарь-справочник / В.А. Баришполец, Н.А. Махутов, В.Л. Манилов. - Москва: Знание, 2016. - 528 с.
90. Маленков, Ю.А. О классификациях стратегий компаний / Ю.А. Маленков / Наука и инновации. - 2010. - №2. - С. 42-44.
91. Наумов, А.В. Мировой рынок германия и его перспективы / А.В. Наумов // Известия вузов. Цветная метллургия. - 2017. - № 4. - С. 32-40.
92. Направление деятельности АО «Германий» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - Режим доступа :http://www.krasgermanium.com (дата обращения 17.04.2018)
93. Наука и инновационная деятельность в республике Беларусь, 2013 [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Режим доступа:http://www.belstat.gov.by/ (дата обращения: 21.02.2018)
94. Нестерова, А.В. Развитие экономического механизма управления повышением инновационной активности предприятий металлургической промышленности : автореФ. дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук : 08.00.05 / А.В. Нестерова. - Москва: ФАОУ ДПО ГАСИС, 2011. - 28 с.
95. Орлов, А.И. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями / А.И. Орлов, Л. А. Орлова // Экономика XXI века. - 2012. - №12. - С. 3-26.
96. Пирс, Д.А. Стратегический менеджмент / Д.А. Пирс, Р.Б. Робинсон / Пер. с англ. Е. Милютина. - СПб.: Питер, 2013. - 560 с.
97. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. - Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 716 с.
98. Потемкин, СЮ. Бухгалтерский и налоговый учет в инновационной сфере: от создания результатов научно-технической деятельности до использования прав на интеллектуальную собственность / СЮ. Потемкин. - Экзамен. - 2011. - 242 с.
99. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Е.Ф. Прокушев. - Москва: Дашков и К, 2017. - 452 c.
100. Радченко, А. Инновационная система Финляндии / А.Радченко // Научная жизнь. - 2011. - № 1. - С. 16-22.
101. Райнер, Г. Инновационная политика предполагает инновационное предпринимательство / Г. Райнер // Элемент. - 2010. - № 2. - С. 32-35.
102. Рыжикова Е. ВЭД: устанавливаем цену контракта / Е. Рыжикова // Справочник экономиста. - 2008. - №10. - С. 9-12.
103. Савчук, А.В. Теоретические основы анализа инновационных процессов в промышленности / А.В. Савчук. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 448 с.
104. Садовская, Т.В. Инновации в системе факторов экономического роста (зарубежный опыт) / Т.В. Садовская / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2008. - № 1 - С. 27-33.
105. Сафонов, Е.Н. Становление и развитие рыночного обмена результатами интеллектуальной деятельности в российской промышленности : автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра экон. наук : 08.00.05 / Е.Н. Сафонов. - Москва: РГГУ, 2007. - 48 с.
106. Сивов, М.В. Сущность и основные элементы инновационного потенциала региона / М.В. Сивов // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 984¬987.
107. Смирнова, О.В. Философия науки и техники / О.В. Смирнова. - Москва: Флинта, 2014. - 330 с.
108. Стровский, Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учеб. для вузов по экон. специальностям / Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, А. Б. Неткачев / Под ред. Л. Е. Стровского. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА , 2017. - 799 с.
109. Тычинский, А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт / А.В. Тычинский. - Таганрог: ТРТУ, 2016. - 320 с.
110. Уткин, Э.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.А. Уткина. - Москва: АКАЛИС, 2017 - 254 с.
111. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - Москва: Славянский дом книги, 2018. - 1239 с.
112. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 412 с.
113. Ферр, Н. Создавая инновации. Креативные методы от Netflix, Amazon и Google / Н. Ферр, Д. Даер, К.М. Кристенсен / Пер. с англ. И. Савиной.- Москва: Эксмо, 2017. - 304 с.
114. Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации / Б.А. Чуб, А.В. Бандурин. - Москва: Инфра-М, 2009. - 366 с.
115. Шумпетер, И. Теория экономического развития: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Шумпетера. - Москва: Прогресс, 2017 - 268 с.
116. Щекотурова, С.Д. Совершенствование методов оценки уровня инновационного развития промышленных предприятий : автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук : 08.00.05/ С.Д. Щекотурова. - Санкт-Петербург: СПбПУ Петра Великого. - 2016. - 24 с.
117. Яхъяев, М.А. Особенности оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ / М.А. Яхъяев // Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - № 18. - С. 95-106.
118. Яшин, С.Н. Оценка степени устойчивости инновационного развития промышленных предприятий региона на примере Нижегородской области С.Н. Яшин, Ю.С. Коробова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2017. - № 3. - С. 112-123.
119. Яшин, С.Н. Перспективы инновационного развития российских металлургических предприятий в период введения санкций / С.Н. Яшин, С.Д. Щекотурова // Вестник Нижегородского университета им. Н.П. Лобачевского.
- 2015. - № 4. - С. 53-60.
120. Федеральная служба государственной статистики. Статистический сборник 2017. Инвестиции в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 04.03.2018)
121. European Commission (2017) Regional Innovation Scoreboard 2017 [Электронный ресурс]http://ec.europa.eu (дата обращения: 12.01.2018)