АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
1.1 Литературный обзор 7
1.2 Организация и использование видеоконференций при
дистанционном обучении 8
2 СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ
2.1 Сравнительный анализ систем дистанционного обучения 13
2.2 Сравнительный анализ систем видеоконференций 19
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Достоинства и возможности СДО Moodle 26
3.2 Процесс установки Moodle 30
3.3 Возможности и технические особенности OpenMeetings 36
3.4 Процесс установки OpenMeetings 41
3.5 Настройка интеграции Moodle и OpeenMeetings 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Актуальность темы.
Развитие информационных и коммуникационных технологий изменяет характер приобретения знаний и открывает широкие возможности для организации удаленного образовательного процесса в учебных заведениях. Система дистанционного обучения (далее СДО) имеет ряд неоспоримых преимуществ, в числе которых доступность, минимальные расходы, высокая эффективность и безопасность.
Современные системы дистанционного обучения обеспечивают:
- централизованное автоматизированное управление обучением;
- быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;
- единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями;
- поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;
- персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;
- широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.
Современные мультимедийные технологии обогащают учебный процесс и дистанционное взаимодействие преподавателя и обучаемого благодаря использованию видеоконференцсвязи (далее ВКС), в которой осуществляется демонстрация интерактивной доски, проведение опросов, онлайн тестирование, обмен информацией в режиме реального времени.
Актуальна эта тема и для ЮУрГУ в Озёрске. На базовой кафедре техники и технологии, к примеру, дисциплины естественно-научного цикла с 1 сентября 2016 года проводятся в дистанционном формате в портале Электронный ЮУрГУ 2.0. Независимая система СДО и ВК позволит в упрощённом режиме создавать новые дисциплины, а так же послужит резервом на случай неполадок с провайдером Интернет.
Целью выпускной квалификационной работы является выбор и настройка системы дистанционного обучения, системы видеоконференцсвязи и их интеграция.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретический материал по организации и использовании видеоконференций при дистанционном обучении;
- изучить опыт отечественных и зарубежных разработчиков систем дистанционного обучения и систем видеоконференций;
- изучить достоинства СДО Moodle, OpenMeetings;
- провести и описать процесс развертывания системы дистанционного обучения Moodle и системы видеоконференций OpenMeetings с последующей интеграцией.
Объектом выпускной квалификационной работы: являются система дистанционного обучения Moodle и система видеоконференций OpenMeetings.
Предметом выпускной квалификационной работы интеграция Moodle с OpenMeetings.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в организации электронной медиасреды, позволяющей на новом качественном уровне обеспечивать удаленное взаимодействие в рамках обучающего процесса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и библиографического списка. Раздел 1 посвящен теоретическому обоснованию темы исследования и литературному обзору. В разделе 2 описываются имеющиеся российские и зарубежные аналоги систем дистанционного обучения и систем видеоконференций, проводится сравнительный анализ и выбор сервисов. Раздел 3 посвящен описанию возможностей выбранных систем, процессу установки, настройки и интеграции OpenMeetings и Moodle.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 58 страниц машинописного текста и содержит 13 иллюстраций, 3 таблицы,
библиографический список из 43 наименований.
Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет [15].
Разным аспектам дистанционного образования, системам
видеоконференцсвязи, информационным и образовательным технологиям уделяется большое внимание в учебно-методической, научной литературе, статьях в периодических изданиях и сети Интернет.
Изучив опыт отечественных и зарубежных систем дистанционного обучения и систем видеоконференций, были определены критерии для сравнения и сделан выбор в пользу стабильных платформ. Достоинства OpenMeetings преобладают над остальными схожими продуктами, а возможности СДО Moodle позволяют наиболее эффективно организовать процесс обучения. Обе системы имеют общую черту - они бесплатны и работают в любом браузере без дополнительных плагинов и ПО.
СДО была апробирована на кафедре муниципальной инфраструктуры (г. Озёрск) 6 мая этого года во время профилактических работ на сервере авторизации головного института.
Были установлены и настроены виртуальная машина, гостевая ОС и веб¬сервер. Был проведен и описан процесс развертывания OpenMeetings и Moodle на веб-сервер с последующей интеграцией. Реализация интеграции системы дистанционного обучения с системой видеоконференций ускоряет учебный процесс, улучшает организацию преподавания, повышает быстродействие, мобильность, проводится без остановки функционирования обоих систем, незаметно для пользователей.
Таким образом, две разные системы с отличной друг от друга архитектурой соединяются для автоматизации образовательного процесса и повышения качества получаемых знаний.