Гражданско-правовой статус общин коренных малочисленных народов России
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЩИНАХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ 13
1.1 Правовой статус общин коренных малочисленных народов по
законодательству императорской России 13
1.2 Правовой статус общин коренных малочисленных народов по
законодательству Советской России 24
1.3 Законодательство России об общинах коренных малочисленных народов РФ33 2 ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 46
2.1 Место общины коренных малочисленных народов РФ в системе юридических
лиц 46
2.2 Проблемы и перспективы существования общины коренных малочисленных
народов РФ как особой формы организации юридического лица 55
2.3 Приносящая доход деятельность как элемент гражданско-правового статуса
общины коренных малочисленных народов РФ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЩИНАХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ 13
1.1 Правовой статус общин коренных малочисленных народов по
законодательству императорской России 13
1.2 Правовой статус общин коренных малочисленных народов по
законодательству Советской России 24
1.3 Законодательство России об общинах коренных малочисленных народов РФ33 2 ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 46
2.1 Место общины коренных малочисленных народов РФ в системе юридических
лиц 46
2.2 Проблемы и перспективы существования общины коренных малочисленных
народов РФ как особой формы организации юридического лица 55
2.3 Приносящая доход деятельность как элемент гражданско-правового статуса
общины коренных малочисленных народов РФ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Актуальность. Колонизация Севера открыла новый этап в формировании отечественного государства не только с позиции расширения сферы политического влияния, но и обусловила развитие правовой системы. Присоединение к Русскому государству территорий Сибири положило начало формированию специального законодательства, которое отличалось направленностью не только на получение экономической выгоды от региона, но и на сохранение культурных особенностей, быта и традиций коренных малочисленных народов, которых в исторической, антропологической и правовой науках нередко именуют «туземцами», «ясачными инородцами», «инородцами» или «аборигенами».
Однако, с прекращением существования Империи и становлением и укреплением советской власти, интерес политических деятелей к малочисленным народам существенно снизился, что выразилось в продолжительном нахождении данных этнических групп в несвойственных им формах коллективных хозяйств, что, в свою очередь, привело к истощению и разрушению традиционных промыслов, хозяйства и культуры коренного малочисленного населения.
Кризис традиционного хозяйства составлял одну из основных социальноэкономических проблем, с которыми столкнулась новая Россия. Такое положение обусловило необходимость создания специального законодательства, где в основу было заложено представление о наличии у народов Севера общин.
Под общиной коренных малочисленных народов специальное законодательство понимает, прежде всего, форму самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, целью существования которой является сохранение и развитие традиционного хозяйствования, культуры и быта. Такое понимание общины позволило создать правовую базу, направленную на сохранение этнокультурных особенностей малочисленных народов, однако не менее важной и обусловленной требованиями экономического развития представляется необходимость дальнейшего инкорпорирования общин в гражданский оборот.
В настоящее время в федеральном законодательстве имеется ряд противоречий, не позволяющих четко определить гражданско-правовой статус общин коренных малочисленных народов России с учетом специфики данных этнических групп, что является насущной проблемой цивилистики и свидетельствует об актуальности проводимого исследования.
Объектом исследования является сосуществование и правовое взаимодействие общин коренных малочисленных народов с иными участниками гражданского оборота, их взаимодействие с органами государственной власти, как в исторической ретроспективе, так и в современный период.
Предметом исследования выступает община коренных малочисленных народов России как форма некоммерческой корпоративной организации.
Цель исследования: изучить гражданско-правовой статус общин коренных малочисленных народов России.
Избранной целью продиктованы следующие исследовательские задачи:
1. Изучить правовой статус общин коренных малочисленных народов по законодательству императорской России и Советской России;
2. Изучить законодательство России об общинах коренных малочисленных народов РФ;
3. Определить место общины коренных малочисленных народов РФ в системе юридических лиц;
4. Выявить проблемы и определить перспективы существования общины коренных малочисленных народов РФ как особой формы организации юридического лица:
5. Рассмотреть приносящую доход деятельность как элемент гражданско-правового статуса общины коренных малочисленных народов РФ.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых-юристов Российской Империи, Советских и современных цивилистов и теоретиков права. В частности таких, как И. И. Майнов, Г. Ф. Шершеневич, Я. М. Гессен, О. А. Му- рашко, О. И. Давыдова, А. А. Сирина, Т. В. Сойфер, Е. А. Суханов, А. Н. Ямсков, С. Н. Братусь, А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой, О. А. Серова, Ю. Г. Лескова и других.
Эмпирическую базу исследования составляют: Правовые акты Российской Империи, законы СССР, Конституция РФ, гражданское законодательство России, практика Конституционного и Верховного судов РФ, материалы Концепции развития гражданского законодательства, а также законодательство субъектов РФ и локальные правовые акты.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, абстрагирование) и частнонаучные (формально-юридический, правовое моделирование, анализ документов) методы.
Исследование, проводимое в рамках выпускной квалификационной работы, апробировано на следующих мероприятиях:
1. Международная студенческая научная конференция «Поколение будущего» г. Санкт-Петербург, ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ» (30 марта 2017);
2. XIII Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Современные проблемы юридической науки» г. Челябинск (12-13 мая 2017).
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, раскрывающих основные направления исследования, заключения и библиографического списка.
Однако, с прекращением существования Империи и становлением и укреплением советской власти, интерес политических деятелей к малочисленным народам существенно снизился, что выразилось в продолжительном нахождении данных этнических групп в несвойственных им формах коллективных хозяйств, что, в свою очередь, привело к истощению и разрушению традиционных промыслов, хозяйства и культуры коренного малочисленного населения.
Кризис традиционного хозяйства составлял одну из основных социальноэкономических проблем, с которыми столкнулась новая Россия. Такое положение обусловило необходимость создания специального законодательства, где в основу было заложено представление о наличии у народов Севера общин.
Под общиной коренных малочисленных народов специальное законодательство понимает, прежде всего, форму самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, целью существования которой является сохранение и развитие традиционного хозяйствования, культуры и быта. Такое понимание общины позволило создать правовую базу, направленную на сохранение этнокультурных особенностей малочисленных народов, однако не менее важной и обусловленной требованиями экономического развития представляется необходимость дальнейшего инкорпорирования общин в гражданский оборот.
В настоящее время в федеральном законодательстве имеется ряд противоречий, не позволяющих четко определить гражданско-правовой статус общин коренных малочисленных народов России с учетом специфики данных этнических групп, что является насущной проблемой цивилистики и свидетельствует об актуальности проводимого исследования.
Объектом исследования является сосуществование и правовое взаимодействие общин коренных малочисленных народов с иными участниками гражданского оборота, их взаимодействие с органами государственной власти, как в исторической ретроспективе, так и в современный период.
Предметом исследования выступает община коренных малочисленных народов России как форма некоммерческой корпоративной организации.
Цель исследования: изучить гражданско-правовой статус общин коренных малочисленных народов России.
Избранной целью продиктованы следующие исследовательские задачи:
1. Изучить правовой статус общин коренных малочисленных народов по законодательству императорской России и Советской России;
2. Изучить законодательство России об общинах коренных малочисленных народов РФ;
3. Определить место общины коренных малочисленных народов РФ в системе юридических лиц;
4. Выявить проблемы и определить перспективы существования общины коренных малочисленных народов РФ как особой формы организации юридического лица:
5. Рассмотреть приносящую доход деятельность как элемент гражданско-правового статуса общины коренных малочисленных народов РФ.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых-юристов Российской Империи, Советских и современных цивилистов и теоретиков права. В частности таких, как И. И. Майнов, Г. Ф. Шершеневич, Я. М. Гессен, О. А. Му- рашко, О. И. Давыдова, А. А. Сирина, Т. В. Сойфер, Е. А. Суханов, А. Н. Ямсков, С. Н. Братусь, А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой, О. А. Серова, Ю. Г. Лескова и других.
Эмпирическую базу исследования составляют: Правовые акты Российской Империи, законы СССР, Конституция РФ, гражданское законодательство России, практика Конституционного и Верховного судов РФ, материалы Концепции развития гражданского законодательства, а также законодательство субъектов РФ и локальные правовые акты.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, абстрагирование) и частнонаучные (формально-юридический, правовое моделирование, анализ документов) методы.
Исследование, проводимое в рамках выпускной квалификационной работы, апробировано на следующих мероприятиях:
1. Международная студенческая научная конференция «Поколение будущего» г. Санкт-Петербург, ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ» (30 марта 2017);
2. XIII Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Современные проблемы юридической науки» г. Челябинск (12-13 мая 2017).
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, раскрывающих основные направления исследования, заключения и библиографического списка.
В выпускной квалификационной работе проведено исследование истории развития и современного состояния законодательства об общинах коренных малочисленных народов России, дана характеристика общины коренных малочисленных народов России как некоммерческой корпоративной организации.
В ходе проведенного комплексного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В результате проведенного анализа гражданско-правового положения Сибирских инородцев в досоветский период развития нашего государства, можно говорить о следующем:
1.1 Изначально прообраз гражданско-правовых отношений между туземцами имел локальный и закрытый характер, т.е. обязательственные, торговые и иные отношения существовали и регулировались исключительно в рамках общества туземцев на основе обычного права. Обычаи традиционных обществ не регулировали экономические отношения с русскими купцами, поскольку подобные отношения не могли существовать в силу запрета на свободную торговлю русского купечества с туземцами, который сохранял свою силу до проведения Сибирской реформы М. М. Сперанским. Такое положение препятствовало эволюционному развитию коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока и включению его в единую систему гражданских отношений Российской империи;
1. 2. Реформа управления Сибирскими народами XIX столетия способствовала хозяйственному развитию Сибири, что было достигнуто путем предоставления права коренному населению свободно участвовать в экономических отношениях, что позволяет говорить о сложившемся равенстве в гражданско- правовом статусе туземцев и русского населения.
2. В Советский период развития государственности общины коренных малочисленных народов перестали вызывать какого-либо значительного правительственного интереса.
Так, с началом коллективизации хозяйств в 1930-х гг. территориальнососедские общины стали основой для учреждения колхозов. Следует сказать, что основой существования общин коренных малочисленных народов стала такая форма коллективного хозяйства как сельскохозяйственная артель, которая носила публичный характер и первоочередной целью существования имела обеспечение интересов государства в области продовольственного снабжения как городского, так и сельского населения. Осуществление данной организационно-правовой формой юридического лица традиционных промыслов (отраслей хозяйствования) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не имело своей целью их сохранение и развитие в рамках общин коренных народов, а существовало для удовлетворения экономических потребностей государства.
Подобное истощительное использование ресурсов Севера, Сибири и Дальнего Востока и промышленное освоение указанных территорий привели к резкому ухудшению состояния окружающей среды на Севере, к глубокому демографическому и социально-экономическому кризису у коренных народов, населяющих регион
Таким образом, экономическая реформа, которая была начата без учета региональных особенностей территорий Севера, уклада и образа жизни туземного (коренного) населения способствовала продолжительному существованию традиционных промыслов в рамках колхозов и совхозов, которые всегда были далеки от этнических традиций ведения хозяйства коренных малочисленных народов Севера, что привело к разрушению, как самого традиционного образа жизни туземного населения, так и традиционных отраслей хозяйствования (оленеводства, рыболовства или же охотничьего промысла).
3. Политика Российской Федерации по отношению к коренным малочисленным народам России основывается на их государственной поддержке, как наиболее уязвимых слоев населения. Такая поддержка, прежде всего, выразилась в предоставлении коренным народам территорий традиционного природопользования. Это была важнейшая мера, направленная на радикальное улучшение социальной, экологической и экономической обстановки в районах Севера, обеспечивающая выживание малочисленных народов в условиях формирования рыночных механизмов.
В качестве субъектов прав на территории традиционного природопользования назывались родовые общины и семьи из числа малочисленных народов Севера, однако практика создания общин коренных малочисленных народов имела существенные различия в каждом из субъектов России. Вместе с тем общим было то, что практически везде общины создавались именно как экономические, хозяйственные объединения.
В последующем принятие закона № 104-ФЗ, который в настоящее время является базисным правовым актом, закрепляющим правовой статус общин коренных малочисленных народов России на федеральном уровне, привело к пониманию общины как организации осуществляющей деятельность некоммерческого характера. И если мы согласны с таким положением, поскольку коммерциализация отраслей традиционного хозяйствования негативно отражается на сохранении культуры и традиционного образа жизни малочисленных народов, что и является одной из целей специального законодательства, то некоторые авторы выступают против некоммерческой сущности общины. Существованию такой позиции способствуют и определенные противоречия в Законе № 104-ФЗ, который закрепляет возможность распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов, что не соответствует положениям ГК РФ о некоммерческих юридических лицах.
НК РФ также санкционирует распределение доходов между членами общины. П. 16 ст. 217 НК РФ устанавливает, что от налогообложения налогом на доход физических лиц освобождаются доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.
Как отмечалось ранее, НК РФ неоправданно сужает круг субъектов, имеющих право на освобождение от налогообложения, поскольку указывает только на общины коренных народов Севера, не упоминая общин народов Сибири, Дальнего Востока и других регионов страны, что свидетельствует о несовершенстве законодательной техники.
С целью устранения указанного упущения законодателя, предлагается следующая редакция п. 16 ст. 217 НК РФ:
«Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла».
В действующем федеральном законодательстве субъектом прав, льгот и преимуществ называются отдельные граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, и общины коренных малочисленных народов, статус которых, очевидно, должен отвечать требованиям, установленным в законодательных актах, что, во-первых, становится затруднительным в условиях внутренних противоречий в самой системе специального законодательства. А, во-вторых, свидетельствует о том, что общины, которые создавались ранее в форме коммерческих организаций или некоммерческих партнерств, а также как крестьянско- фермерские хозяйства и в других организационно-правовых формах не могут пользоваться предусмотренными законодательством правами, льготами и преимуществами.
Если подходить к этому вопросу с позиции практики, то становится очевидным факт возникновения конфликтов и социального неравенства внутри этнических групп, составляющих тот или иной коренной малочисленный народ. Это может негативно сказаться не только на деятельности общин, статус которых отвечает (или нет) требованиям законодательства, но и на общем этнокультурном состоянии малочисленных народов России, поскольку традиционный образ жизни не может сохраняться и развиваться без внутриэтнического сотрудничества и взаимодействия, которое представляется затруднительным в состоянии конфронтации.
С целью исключения указанных проблем в федеральном законодательстве в Гражданском кодексе следует закрепить развернутые положения, отражающие особенности общин малочисленных народов как корпоративных юридических лиц, которые должны учитывать направленность и принципы их общественно полезной деятельности. Такой подход будет способствовать повышению стабильности гражданского оборота и результативности деятельности общин коренных малочисленных народов РФ по защите исконной среды обитания, сохранению и развитию традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Предлагается изложить статью 123.16 ГК РФ в следующей редакции:
«1. Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, имеющих право участия (членства) в них, формирующих их высший орган, и объединившихся по кровнородственному и(или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
2. Члены общины коренных малочисленных народов Российской Федерации имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации пропорционально их доле в имуществе общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов.
3. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию, общественную организацию или в потребительский кооператив.
3.1. Членство в общине может быть индивидуальным и(или) коллективным (членство семей, родов). Коллективные члены общин, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов, реализуют корпоративные права и несут обязанности как если бы они являлись индивидуальными членами. Индивидуальными членами общин малочисленных народов могут быть лица, достигшие 16 лет.
4. Положения настоящего Кодекса о некоммерческих организациях применяются к общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об общинах коренных малочисленных народов РФ».
Что касается нововведений предусматривающих возможность осуществления некоммерческими организациями приносящей доход деятельности, то можно справедливо утверждать, что нормы ГК РФ о праве некоммерческих корпоративных организаций на осуществление приносящей доход деятельности, применительно к общинам коренных малочисленных народов РФ, противоречат специальному законодательству, которое предоставляет возможность объединениям граждан, относящихся к коренным малочисленным народам России, осуществлять предпринимательскую деятельность в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. А также п. 5 ст. 123.24 самого ГК РФ, где речь идет не о приносящей доход деятельности, а о предпринимательской деятельности.
Мы уже говорили о том, что поверхностное внимание к особенностям статуса общин по законодательству России не позволило адаптировать их к российской системе юридических лиц, но это не должно помешать привести в порядок «Основные положения» ГК РФ о юридических лицах, поэтому целесообразно изложить п. 4 ст. 50 ГК РФ в следующей редакции: «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».
В ходе проведенного комплексного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В результате проведенного анализа гражданско-правового положения Сибирских инородцев в досоветский период развития нашего государства, можно говорить о следующем:
1.1 Изначально прообраз гражданско-правовых отношений между туземцами имел локальный и закрытый характер, т.е. обязательственные, торговые и иные отношения существовали и регулировались исключительно в рамках общества туземцев на основе обычного права. Обычаи традиционных обществ не регулировали экономические отношения с русскими купцами, поскольку подобные отношения не могли существовать в силу запрета на свободную торговлю русского купечества с туземцами, который сохранял свою силу до проведения Сибирской реформы М. М. Сперанским. Такое положение препятствовало эволюционному развитию коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока и включению его в единую систему гражданских отношений Российской империи;
1. 2. Реформа управления Сибирскими народами XIX столетия способствовала хозяйственному развитию Сибири, что было достигнуто путем предоставления права коренному населению свободно участвовать в экономических отношениях, что позволяет говорить о сложившемся равенстве в гражданско- правовом статусе туземцев и русского населения.
2. В Советский период развития государственности общины коренных малочисленных народов перестали вызывать какого-либо значительного правительственного интереса.
Так, с началом коллективизации хозяйств в 1930-х гг. территориальнососедские общины стали основой для учреждения колхозов. Следует сказать, что основой существования общин коренных малочисленных народов стала такая форма коллективного хозяйства как сельскохозяйственная артель, которая носила публичный характер и первоочередной целью существования имела обеспечение интересов государства в области продовольственного снабжения как городского, так и сельского населения. Осуществление данной организационно-правовой формой юридического лица традиционных промыслов (отраслей хозяйствования) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не имело своей целью их сохранение и развитие в рамках общин коренных народов, а существовало для удовлетворения экономических потребностей государства.
Подобное истощительное использование ресурсов Севера, Сибири и Дальнего Востока и промышленное освоение указанных территорий привели к резкому ухудшению состояния окружающей среды на Севере, к глубокому демографическому и социально-экономическому кризису у коренных народов, населяющих регион
Таким образом, экономическая реформа, которая была начата без учета региональных особенностей территорий Севера, уклада и образа жизни туземного (коренного) населения способствовала продолжительному существованию традиционных промыслов в рамках колхозов и совхозов, которые всегда были далеки от этнических традиций ведения хозяйства коренных малочисленных народов Севера, что привело к разрушению, как самого традиционного образа жизни туземного населения, так и традиционных отраслей хозяйствования (оленеводства, рыболовства или же охотничьего промысла).
3. Политика Российской Федерации по отношению к коренным малочисленным народам России основывается на их государственной поддержке, как наиболее уязвимых слоев населения. Такая поддержка, прежде всего, выразилась в предоставлении коренным народам территорий традиционного природопользования. Это была важнейшая мера, направленная на радикальное улучшение социальной, экологической и экономической обстановки в районах Севера, обеспечивающая выживание малочисленных народов в условиях формирования рыночных механизмов.
В качестве субъектов прав на территории традиционного природопользования назывались родовые общины и семьи из числа малочисленных народов Севера, однако практика создания общин коренных малочисленных народов имела существенные различия в каждом из субъектов России. Вместе с тем общим было то, что практически везде общины создавались именно как экономические, хозяйственные объединения.
В последующем принятие закона № 104-ФЗ, который в настоящее время является базисным правовым актом, закрепляющим правовой статус общин коренных малочисленных народов России на федеральном уровне, привело к пониманию общины как организации осуществляющей деятельность некоммерческого характера. И если мы согласны с таким положением, поскольку коммерциализация отраслей традиционного хозяйствования негативно отражается на сохранении культуры и традиционного образа жизни малочисленных народов, что и является одной из целей специального законодательства, то некоторые авторы выступают против некоммерческой сущности общины. Существованию такой позиции способствуют и определенные противоречия в Законе № 104-ФЗ, который закрепляет возможность распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов, что не соответствует положениям ГК РФ о некоммерческих юридических лицах.
НК РФ также санкционирует распределение доходов между членами общины. П. 16 ст. 217 НК РФ устанавливает, что от налогообложения налогом на доход физических лиц освобождаются доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.
Как отмечалось ранее, НК РФ неоправданно сужает круг субъектов, имеющих право на освобождение от налогообложения, поскольку указывает только на общины коренных народов Севера, не упоминая общин народов Сибири, Дальнего Востока и других регионов страны, что свидетельствует о несовершенстве законодательной техники.
С целью устранения указанного упущения законодателя, предлагается следующая редакция п. 16 ст. 217 НК РФ:
«Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла».
В действующем федеральном законодательстве субъектом прав, льгот и преимуществ называются отдельные граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, и общины коренных малочисленных народов, статус которых, очевидно, должен отвечать требованиям, установленным в законодательных актах, что, во-первых, становится затруднительным в условиях внутренних противоречий в самой системе специального законодательства. А, во-вторых, свидетельствует о том, что общины, которые создавались ранее в форме коммерческих организаций или некоммерческих партнерств, а также как крестьянско- фермерские хозяйства и в других организационно-правовых формах не могут пользоваться предусмотренными законодательством правами, льготами и преимуществами.
Если подходить к этому вопросу с позиции практики, то становится очевидным факт возникновения конфликтов и социального неравенства внутри этнических групп, составляющих тот или иной коренной малочисленный народ. Это может негативно сказаться не только на деятельности общин, статус которых отвечает (или нет) требованиям законодательства, но и на общем этнокультурном состоянии малочисленных народов России, поскольку традиционный образ жизни не может сохраняться и развиваться без внутриэтнического сотрудничества и взаимодействия, которое представляется затруднительным в состоянии конфронтации.
С целью исключения указанных проблем в федеральном законодательстве в Гражданском кодексе следует закрепить развернутые положения, отражающие особенности общин малочисленных народов как корпоративных юридических лиц, которые должны учитывать направленность и принципы их общественно полезной деятельности. Такой подход будет способствовать повышению стабильности гражданского оборота и результативности деятельности общин коренных малочисленных народов РФ по защите исконной среды обитания, сохранению и развитию традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Предлагается изложить статью 123.16 ГК РФ в следующей редакции:
«1. Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, имеющих право участия (членства) в них, формирующих их высший орган, и объединившихся по кровнородственному и(или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
2. Члены общины коренных малочисленных народов Российской Федерации имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации пропорционально их доле в имуществе общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов.
3. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию, общественную организацию или в потребительский кооператив.
3.1. Членство в общине может быть индивидуальным и(или) коллективным (членство семей, родов). Коллективные члены общин, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов, реализуют корпоративные права и несут обязанности как если бы они являлись индивидуальными членами. Индивидуальными членами общин малочисленных народов могут быть лица, достигшие 16 лет.
4. Положения настоящего Кодекса о некоммерческих организациях применяются к общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации об общинах коренных малочисленных народов РФ».
Что касается нововведений предусматривающих возможность осуществления некоммерческими организациями приносящей доход деятельности, то можно справедливо утверждать, что нормы ГК РФ о праве некоммерческих корпоративных организаций на осуществление приносящей доход деятельности, применительно к общинам коренных малочисленных народов РФ, противоречат специальному законодательству, которое предоставляет возможность объединениям граждан, относящихся к коренным малочисленным народам России, осуществлять предпринимательскую деятельность в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. А также п. 5 ст. 123.24 самого ГК РФ, где речь идет не о приносящей доход деятельности, а о предпринимательской деятельности.
Мы уже говорили о том, что поверхностное внимание к особенностям статуса общин по законодательству России не позволило адаптировать их к российской системе юридических лиц, но это не должно помешать привести в порядок «Основные положения» ГК РФ о юридических лицах, поэтому целесообразно изложить п. 4 ст. 50 ГК РФ в следующей редакции: «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».





