Управление маркетинговой деятельностью предприятия (на примере АО СКБ «Турбина»)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и место маркетинга в деятельности компании 9
1.2Процесс управления маркетингом в компании 15
1.3 Планирование маркетинговой деятельности в компании 20
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ АО СКБ «ТУРБИНА»)
2.1 Организационно - экономическая характеристика АО СКБ Турбина 27
2.1.1 Общая характеристика АО СКБ Турбина 27
2.1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО СКБ
Турбина 31
2.2 Анализ маркетинговой среды организации 39
2.2.1 Анализ внешней среды организации 39
2.2.2 Анализ конкурентных возможностей компании 53
2.3. Анализ маркетинговых результатов АО СКБ «Турбина» 69
2.3.1. Особенности маркетинговой деятельности АО СКБ «Турбина» 69
2.3.2 Сущность товарной политики компании 73
2.3.3. Анализ ценовой и сбытовой политики компании 76
2.3.4. Анализ коммуникационной политики компании 79
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АО СКБ «ТУРБИНА»
3.1 Предложения по управлению маркетинговой деятельностью АО СКБ
«Турбина» 86
Заключение 116
Библиографический список 120
ПРИЛОЖЕНИЯ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Схема организации маркетинговой деятельности 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.Оценка конкурентоспособности организации 124
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Сравнение технических характеристик 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Сравнение продукции 131
ПРИЛОЖЕНИЕ Д.Показатели оценки маркетинговой деятельности 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Анкета на выявление мотивации сотрудников 134
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.Текущие заявки на поставку продукции 138
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и место маркетинга в деятельности компании 9
1.2Процесс управления маркетингом в компании 15
1.3 Планирование маркетинговой деятельности в компании 20
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ АО СКБ «ТУРБИНА»)
2.1 Организационно - экономическая характеристика АО СКБ Турбина 27
2.1.1 Общая характеристика АО СКБ Турбина 27
2.1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО СКБ
Турбина 31
2.2 Анализ маркетинговой среды организации 39
2.2.1 Анализ внешней среды организации 39
2.2.2 Анализ конкурентных возможностей компании 53
2.3. Анализ маркетинговых результатов АО СКБ «Турбина» 69
2.3.1. Особенности маркетинговой деятельности АО СКБ «Турбина» 69
2.3.2 Сущность товарной политики компании 73
2.3.3. Анализ ценовой и сбытовой политики компании 76
2.3.4. Анализ коммуникационной политики компании 79
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АО СКБ «ТУРБИНА»
3.1 Предложения по управлению маркетинговой деятельностью АО СКБ
«Турбина» 86
Заключение 116
Библиографический список 120
ПРИЛОЖЕНИЯ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Схема организации маркетинговой деятельности 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.Оценка конкурентоспособности организации 124
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Сравнение технических характеристик 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Сравнение продукции 131
ПРИЛОЖЕНИЕ Д.Показатели оценки маркетинговой деятельности 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Анкета на выявление мотивации сотрудников 134
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.Текущие заявки на поставку продукции 138
Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают. Цель маркетинга - повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.
Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. С помощью маркетинга заставляют предприятие делать то, что необходимо потребителю. Маркетинг — двусторонний процесс, который основан на взаимосвязи производственных сил и потребителя [1, с. 33].
Таким образом, маркетинг - это процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к потребителю и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей, как отдельных личностей, так и организаций.
Маркетинговая деятельность, ее состояние на конкретном предприятии является актуальной на сегодняшний день, потому что сам процесс маркетинговой деятельности подразумевает систему различных мероприятий, которые после проведения анализа позволяют выбрать оптимальный вариант финансово-хозяйственного развития предприятия в целом.
Уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинговой стратегии развития предприятия [2, с. 121].
Современная концепция маркетинговой стратегии состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве, нужном потребителю. Именно поэтому маркетинг, как совокупность сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему еще направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рекламных кампаний [3, с. 89].
Руководителям современных предприятий необходимо не только изучать концепцию маркетинга, но и уметь ее использовать, именно так и можно добиться повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена процессу
управления маркетинговой деятельностью на примере АО СКБ «Турбина».
Актуальность темы данной работы объясняется тем, что использование методов маркетинга позволяет тесно стыковать интересы и цели предпринимательства, отдельных хозяйствующих структур с общественными целями и интересами, обеспечивать единство микро- и макроэкономического подходов к развитию экономики, что в конечном итоге способствует снижению риска банкротства и росту конкурентоспособности.
Цель данной выпускной квалификационной работы - совершенствование управления маркетинговой деятельностью АО СКБ «Турбина».
Исходя из данной цели, в работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие маркетинга на предприятии;
Изучить процесс управления маркетинговой деятельностью предприятия; Дать общую характеристику деятельности АО СКБ «Турбина».
Проанализировать маркетинговую деятельность на АО СКБ «Турбина»;
Разработать рекомендации по совершенствованию управления маркетинговой деятельности на АО СКБ «Турбина».
В выпускной квалификационной работе получены следующие наиболее существенные результаты, определяющие новизну исследовании:
1. изучены теоретические подходы к раскрытию сущности и содержания понятия маркетинга на предприятии;
2. проведен анализ маркетинговой деятельности в компании;
3. разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности компании.
Объектом исследования является компания АО СКБ «Турбина», осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации и ближнего зарубежья.
Предметисследования - совокупность теоретических, методологических и практических аспектов по управлению маркетинговой деятельностью на предприятие АО СКБ «Турбина».
Методологическаяоснова дипломного исследования базируется на экономической теории, выработанной отечественной и зарубежной наукой. Использовались труды таких ведущих зарубежных и отечественных специалистов, как Котлер Ф., Веснин В.Р., Голубков Е.П., Данько Т.П., Фатхутдинов, Р.А., Макконелл, К.Р., Завьялов П.С., Ковалев А.И., Войленко В.В., Амблер Т. и т.д.
Также использовались данные маркетингового и бухгалтерского отдела АО СКБ «Турбина».
При обработке, обобщении и написании материалов данной дипломной работы применялись следующие методы: опрос, исследование, сравнение, анализ, методы индукции и дедукции, статистических группировок, средних и относительных величин, системный подход.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов данной работы российскими предприятиями и в частности АО СКБ «Турбина».
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты управления маркетинговой деятельностью предприятия.
Во втором разделе дана характеристика деятельности АО СКБ «Турбина», проведен анализ финансово-экономических показателей деятельности компании.
Также во втором разделе проведен анализ маркетинговой деятельности на АО СКБ «Турбина»и дана оценка конкурентного положения на рынке газотурбинных установок.
В третьем разделе разработаны рекомендации по совершенствованию управления маркетинговой деятельности на предприятии АО СКБ «Турбина».
Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. С помощью маркетинга заставляют предприятие делать то, что необходимо потребителю. Маркетинг — двусторонний процесс, который основан на взаимосвязи производственных сил и потребителя [1, с. 33].
Таким образом, маркетинг - это процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к потребителю и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей, как отдельных личностей, так и организаций.
Маркетинговая деятельность, ее состояние на конкретном предприятии является актуальной на сегодняшний день, потому что сам процесс маркетинговой деятельности подразумевает систему различных мероприятий, которые после проведения анализа позволяют выбрать оптимальный вариант финансово-хозяйственного развития предприятия в целом.
Уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинговой стратегии развития предприятия [2, с. 121].
Современная концепция маркетинговой стратегии состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве, нужном потребителю. Именно поэтому маркетинг, как совокупность сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему еще направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рекламных кампаний [3, с. 89].
Руководителям современных предприятий необходимо не только изучать концепцию маркетинга, но и уметь ее использовать, именно так и можно добиться повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена процессу
управления маркетинговой деятельностью на примере АО СКБ «Турбина».
Актуальность темы данной работы объясняется тем, что использование методов маркетинга позволяет тесно стыковать интересы и цели предпринимательства, отдельных хозяйствующих структур с общественными целями и интересами, обеспечивать единство микро- и макроэкономического подходов к развитию экономики, что в конечном итоге способствует снижению риска банкротства и росту конкурентоспособности.
Цель данной выпускной квалификационной работы - совершенствование управления маркетинговой деятельностью АО СКБ «Турбина».
Исходя из данной цели, в работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие маркетинга на предприятии;
Изучить процесс управления маркетинговой деятельностью предприятия; Дать общую характеристику деятельности АО СКБ «Турбина».
Проанализировать маркетинговую деятельность на АО СКБ «Турбина»;
Разработать рекомендации по совершенствованию управления маркетинговой деятельности на АО СКБ «Турбина».
В выпускной квалификационной работе получены следующие наиболее существенные результаты, определяющие новизну исследовании:
1. изучены теоретические подходы к раскрытию сущности и содержания понятия маркетинга на предприятии;
2. проведен анализ маркетинговой деятельности в компании;
3. разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности компании.
Объектом исследования является компания АО СКБ «Турбина», осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации и ближнего зарубежья.
Предметисследования - совокупность теоретических, методологических и практических аспектов по управлению маркетинговой деятельностью на предприятие АО СКБ «Турбина».
Методологическаяоснова дипломного исследования базируется на экономической теории, выработанной отечественной и зарубежной наукой. Использовались труды таких ведущих зарубежных и отечественных специалистов, как Котлер Ф., Веснин В.Р., Голубков Е.П., Данько Т.П., Фатхутдинов, Р.А., Макконелл, К.Р., Завьялов П.С., Ковалев А.И., Войленко В.В., Амблер Т. и т.д.
Также использовались данные маркетингового и бухгалтерского отдела АО СКБ «Турбина».
При обработке, обобщении и написании материалов данной дипломной работы применялись следующие методы: опрос, исследование, сравнение, анализ, методы индукции и дедукции, статистических группировок, средних и относительных величин, системный подход.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов данной работы российскими предприятиями и в частности АО СКБ «Турбина».
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты управления маркетинговой деятельностью предприятия.
Во втором разделе дана характеристика деятельности АО СКБ «Турбина», проведен анализ финансово-экономических показателей деятельности компании.
Также во втором разделе проведен анализ маркетинговой деятельности на АО СКБ «Турбина»и дана оценка конкурентного положения на рынке газотурбинных установок.
В третьем разделе разработаны рекомендации по совершенствованию управления маркетинговой деятельности на предприятии АО СКБ «Турбина».
Данная выпускная квалификационная работа посвящена процессу управления маркетинговой деятельностью на примере АО СКБ «Турбина».
Актуальность темы данной работы объясняется тем, что использование методов маркетинга позволяет тесно стыковать интересы и цели предпринимательства, отдельных хозяйствующих структур с общественными целями и интересами, обеспечивать единство микро- и макроэкономического подходов к развитию экономики, что в конечном итоге способствует снижению риска банкротства и росту конкурентоспособности.
Цель данной выпускной квалификационной работы - совершенствование управления маркетинговой деятельностью АО СКБ «Турбина».
ОАО «СКБ «Турбина»» — это специализированный научно¬производственный комплекс, включающий в себя полноценное конструкторское бюро, производственные мощности с уникальными технологиями, а также эксплуатационную базу.
АО СКБ «Турбина» успешно разрабатывает, производит:
- малогабаритные многофункциональные газотурбинные агрегаты питания;
- турбокомпрессоры и агрегаты наддува;
- генераторные установки;
- турбодетандерные кондиционеры для промышленного применения;
- ремонт и сервисное обслуживание агрегатов собственного производства.
Анализ маркетинговой деятельности показал, что предприятие успешно осуществляет свою деятельность в сфере маркетинга, однако столкнулось с небольшими трудностями в сфере мотивации сотрудников отдела маркетинга, и продвижения новой продукции на рынок, так же предприятие еще мало узнаваемо на рынке. Для решения данных проблем были предложены следующие рекомендации.
Основной фактор мотивации, применяемый в отношении специалистов службы маркетинга - материальная мотивация, в основном при помощи заработной платы. Главное здесь то, чтобы сотрудник, во-первых, знал, за что он получает деньги и, во-вторых, чтобы у него была реальная возможность эти деньги заработать.
На данный момент в АО СКБ «Турбина» структура заработной платы специалиста отдела маркетинга состоит из окладной и так называемой премиальной части. Однако премиальная часть не отражает работы отдела и специалиста.
Поэтому предлагается следующая система материальной мотивации специалистов службы маркетинга на АО СКБ «Турбина»: разбить систему поощрения (премиальную часть) на 3 составляющих:
- за стаж работы в компании;
- за объем выполненных работ;
- за качество выполненных работ.
Данная схема должна действовать как для рядовых специалистов службы, так и для руководителя отдела маркетинга.
Помимо материальной системы мотивации персонала службы маркетинга необходимо использовать и нематериальные факторы мотивации. Например:
- возможность обучения;
- профессиональные соревнования.
Рассмотрим подробнее систему обучения, которую возможно внедрить на АО СКБ «Турбина». Предполагается 3 вида обучения:
- внутрифирменное обучение по специальности - например, его может проводить начальник отдела маркетинга для своих специалистов;
- внешнее обучение - в основном для руководителей (например, тренинги по менеджменту);
- обучение с привлечением партнеров по бизнесу, например, всегда возможно пригласить представителей фирмы-производителя
энергосберегающего и другого оборудования, чтобы они обучили работников АО СКБ «Турбина» обслуживанию и эксплуатации этих приборов.
Также было хорошо для сотрудников рассмотреть возможность получения высшего или второго высшего образования с помощью компании - если специализация связана с профилем деятельности человека, то АО СКБ «Турбина» могло бы оплатить до 50% стоимости обучения.
Что касается проведения профессиональных соревнований, то можно каждый год выбирать Лучших работников компании.
При анализе товарной политики было выявлено, что предприятие на данный момент нуждается в разработке программы продвижения новой продукции МГТУ - 100 и АПН - 18. Для решения данной проблемы был разработан план
маркетинга.
Основной маркетинговой целью проекта является успешный выход на рынок автономных энергоустановок. В результате реализации проекта ожидается, что компанией будет занято не менее 15% рынка автономных энергоустановок мощностью до 1 МВт и не менее 45% рынка микротурбинных энергоустановок. Продажи будут осуществляться в целевые регионы Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Также не менее 10% от общей выручки составят экспортные продажи.
Компанией ставятся цели по достижению высокого уровня клиентской лояльности за счет обеспечения высокого качества поставляемой продукции и эффективного и своевременного проведения сервисных мероприятий.
Необходимым является также создание узнаваемого бренда, вызывающего доверие у потребителей.
Для продвижения продукции планируется использование следующих каналов поиска клиентов:
1. Продвижение через Интернет с использованием методов контекстной рекламы, SEO-продвижения, e-mail-маркетинга и т.д.;
2. Участие в отраслевых выставках и конференциях, проведение презентаций продукции для потенциальных клиентов, участие в кросс-маркетинговых мероприятиях;
3. Размещение статей о продукции и компании в отраслевых СМИ (электронных и печатных);
4. Прямые продажи потребителям через собственный отдел продаж;
5. Продажи через партнерскую сеть;
6. Участие в государственных программах поддержки развития промышленности.
Также важным элементом станут продажи сервисных и ремонтных услуг, которые будут осуществляться как напрямую предприятием, так и через партнерскую сеть. Работы по обслуживанию энергоустановок будут осуществляться сотрудниками АО СКБ «Турбина» или компании-партнера. На складах предприятия и его партнеров будет храниться запас основных компонентов для осуществления замены и ремонта в кратчайшие сроки.
На основе данной выпускной квалификационной работы можно попытаться внедрить в бизнес сформированную программу повышения мотивации сотрудников и программу продвижения новой продукции на рынок.
Актуальность темы данной работы объясняется тем, что использование методов маркетинга позволяет тесно стыковать интересы и цели предпринимательства, отдельных хозяйствующих структур с общественными целями и интересами, обеспечивать единство микро- и макроэкономического подходов к развитию экономики, что в конечном итоге способствует снижению риска банкротства и росту конкурентоспособности.
Цель данной выпускной квалификационной работы - совершенствование управления маркетинговой деятельностью АО СКБ «Турбина».
ОАО «СКБ «Турбина»» — это специализированный научно¬производственный комплекс, включающий в себя полноценное конструкторское бюро, производственные мощности с уникальными технологиями, а также эксплуатационную базу.
АО СКБ «Турбина» успешно разрабатывает, производит:
- малогабаритные многофункциональные газотурбинные агрегаты питания;
- турбокомпрессоры и агрегаты наддува;
- генераторные установки;
- турбодетандерные кондиционеры для промышленного применения;
- ремонт и сервисное обслуживание агрегатов собственного производства.
Анализ маркетинговой деятельности показал, что предприятие успешно осуществляет свою деятельность в сфере маркетинга, однако столкнулось с небольшими трудностями в сфере мотивации сотрудников отдела маркетинга, и продвижения новой продукции на рынок, так же предприятие еще мало узнаваемо на рынке. Для решения данных проблем были предложены следующие рекомендации.
Основной фактор мотивации, применяемый в отношении специалистов службы маркетинга - материальная мотивация, в основном при помощи заработной платы. Главное здесь то, чтобы сотрудник, во-первых, знал, за что он получает деньги и, во-вторых, чтобы у него была реальная возможность эти деньги заработать.
На данный момент в АО СКБ «Турбина» структура заработной платы специалиста отдела маркетинга состоит из окладной и так называемой премиальной части. Однако премиальная часть не отражает работы отдела и специалиста.
Поэтому предлагается следующая система материальной мотивации специалистов службы маркетинга на АО СКБ «Турбина»: разбить систему поощрения (премиальную часть) на 3 составляющих:
- за стаж работы в компании;
- за объем выполненных работ;
- за качество выполненных работ.
Данная схема должна действовать как для рядовых специалистов службы, так и для руководителя отдела маркетинга.
Помимо материальной системы мотивации персонала службы маркетинга необходимо использовать и нематериальные факторы мотивации. Например:
- возможность обучения;
- профессиональные соревнования.
Рассмотрим подробнее систему обучения, которую возможно внедрить на АО СКБ «Турбина». Предполагается 3 вида обучения:
- внутрифирменное обучение по специальности - например, его может проводить начальник отдела маркетинга для своих специалистов;
- внешнее обучение - в основном для руководителей (например, тренинги по менеджменту);
- обучение с привлечением партнеров по бизнесу, например, всегда возможно пригласить представителей фирмы-производителя
энергосберегающего и другого оборудования, чтобы они обучили работников АО СКБ «Турбина» обслуживанию и эксплуатации этих приборов.
Также было хорошо для сотрудников рассмотреть возможность получения высшего или второго высшего образования с помощью компании - если специализация связана с профилем деятельности человека, то АО СКБ «Турбина» могло бы оплатить до 50% стоимости обучения.
Что касается проведения профессиональных соревнований, то можно каждый год выбирать Лучших работников компании.
При анализе товарной политики было выявлено, что предприятие на данный момент нуждается в разработке программы продвижения новой продукции МГТУ - 100 и АПН - 18. Для решения данной проблемы был разработан план
маркетинга.
Основной маркетинговой целью проекта является успешный выход на рынок автономных энергоустановок. В результате реализации проекта ожидается, что компанией будет занято не менее 15% рынка автономных энергоустановок мощностью до 1 МВт и не менее 45% рынка микротурбинных энергоустановок. Продажи будут осуществляться в целевые регионы Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Также не менее 10% от общей выручки составят экспортные продажи.
Компанией ставятся цели по достижению высокого уровня клиентской лояльности за счет обеспечения высокого качества поставляемой продукции и эффективного и своевременного проведения сервисных мероприятий.
Необходимым является также создание узнаваемого бренда, вызывающего доверие у потребителей.
Для продвижения продукции планируется использование следующих каналов поиска клиентов:
1. Продвижение через Интернет с использованием методов контекстной рекламы, SEO-продвижения, e-mail-маркетинга и т.д.;
2. Участие в отраслевых выставках и конференциях, проведение презентаций продукции для потенциальных клиентов, участие в кросс-маркетинговых мероприятиях;
3. Размещение статей о продукции и компании в отраслевых СМИ (электронных и печатных);
4. Прямые продажи потребителям через собственный отдел продаж;
5. Продажи через партнерскую сеть;
6. Участие в государственных программах поддержки развития промышленности.
Также важным элементом станут продажи сервисных и ремонтных услуг, которые будут осуществляться как напрямую предприятием, так и через партнерскую сеть. Работы по обслуживанию энергоустановок будут осуществляться сотрудниками АО СКБ «Турбина» или компании-партнера. На складах предприятия и его партнеров будет храниться запас основных компонентов для осуществления замены и ремонта в кратчайшие сроки.
На основе данной выпускной квалификационной работы можно попытаться внедрить в бизнес сформированную программу повышения мотивации сотрудников и программу продвижения новой продукции на рынок.





