СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
|
Введение 3
1 Современные информационные технологии 7
1.1 Информационные системы 9
1.2 Базы психодиагностических данных 19
1.3 Компьютерные методы анализа психодиагностических данных 22
1.4 Интеллектуальные психодиагностические системы 23
2 Формирование личности младшего школьника 26
2.1 Понятие личности 26
2.2 Механизмы формирования личности 27
2.3 Стили семейного воспитания 28
2.4 Полные и неполные семьи 30
2.5 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 32
2.6 Причины возникновения тревожности у детей 36
2.7 Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста 42
2.8 Влияние тревожности на взаимоотношения и самооценку ребенка.. 47
3 Средства и методы исследования 51
3.1 Описание тестовых методик 51
3.2 Описание программных средств 53
4 Результаты исследования 62
4.1 Описание АИС «Начальная школа» 62
4.2 Результаты психологического исследования 89
Заключение 115
Список использованных источников 117
Приложение
1 Современные информационные технологии 7
1.1 Информационные системы 9
1.2 Базы психодиагностических данных 19
1.3 Компьютерные методы анализа психодиагностических данных 22
1.4 Интеллектуальные психодиагностические системы 23
2 Формирование личности младшего школьника 26
2.1 Понятие личности 26
2.2 Механизмы формирования личности 27
2.3 Стили семейного воспитания 28
2.4 Полные и неполные семьи 30
2.5 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 32
2.6 Причины возникновения тревожности у детей 36
2.7 Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста 42
2.8 Влияние тревожности на взаимоотношения и самооценку ребенка.. 47
3 Средства и методы исследования 51
3.1 Описание тестовых методик 51
3.2 Описание программных средств 53
4 Результаты исследования 62
4.1 Описание АИС «Начальная школа» 62
4.2 Результаты психологического исследования 89
Заключение 115
Список использованных источников 117
Приложение
Потоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы - базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных /1/.
Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Сейчас стоимость хранения информации в файлах ЭВМ дешевле, чем на бумаге. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать оптимальным для пользователя образом /2/.
Создание автоматизированных информационных систем (АИС) в школе не исключение. В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются.
Одной из актуальных задач является создание автоматизированной информационной системы (АИС) для работы с разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информацией, в которой реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности.
Создание автоматизированной информационной системы (АИС) «Начальная школа» позволит психологам, во-первых, систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы экспериментально психологических данных. И, во-вторых, освободит
психолога от рутинной работы: проведения бланкового тестирования и ручной обработки полученных результатов.
Накопление данных о психических и психологических особенностях ребёнка необходимо начинать с момента поступления его в школу. Рассматривать психологические особенности ребёнка младшего школьного возраста следует через призму отношений: Семья - Школа - Среда неформального общения. Ключевыми, в данном возрасте, являются отношения в семье. Семья - это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Все основные качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка за долго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие /3/.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность /4/. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Изучение влияния семьи на уровень тревожности поможет разобраться в причинах возникновения повышенного уровня тревожности.
Цель данной работы:
1. Создание автоматизированной информационной системы (АИС) «Начальная школа», включающее автоматизацию методик (опросник исследования тревожности (А.М. Прихожан); шкала самооценки (Дембо- Рубинштейн)) и создание Базы Данных.
2. Апробация автоматизированных тестовых методик по изучению влияния семьи на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
3. Внедрение созданной автоматизированной информационной системы «Начальная школа».
Задачи:
1) Обзор научной литературы по информационным системам, а также по базам данных вообще, и СУБД Access в частности.
2) Обзор научной литературы по изучению влияния семьи на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
3) Подбор надёжной и валидной методики для определения уровня детской тревожности.
4) Выбор средств разработки автоматизированной информационной системы «Начальная школа».
5) Автоматизация тестовых методик: опросник исследования тревожности; шкала самооценки.
6) Реализация информационной системы.
7) Документирование разработанной информационной системы (инструкция для пользователя).
8) Проведение исследования с помощью оригинального теста (бланковый вариант).
9) Анализ и интерпретация результатов проведённого исследования.
10) Расчёт экономической эффективности компьютерной психодиагностики.
Объект исследования:
Дети 3-х классов (возраст 9-10 лет) средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования:
Детская тревожность как черта личности; уровень самооценки; а также их формирование в процессе социализации индивида в семье.
Гипотезы:
Созданная автоматизированная информационная система, включающая автоматизацию тестовых методик, имеет преимущества по сравнению с бланковыми вариантами, а также по сравнению с хранением данных на бумажных носителях. Эти преимущества можно охарактеризовать в экономических показателях.
Дипломная работа состоит из шести частей:
Первая - «Современные информационные технологии», в которой раскрываются основные понятия, рассмотрены виды информационных систем, их классификация, структура, даны определения базы данных, банка данных и др.
Вторая - «Семья и формирование личности». Она раскрывает теоретические подходы к определению понятий «полная и неполная семья», «тревожность», «уровень самооценки» и т.д.
Третья - «Средства и методы исследования» - включает описание использованных тестовых методик, а также программных средств.
Четвёртая - «Результаты исследования», в которой описана структура АИС «Начальная школа» и приведены результаты психологического исследования.
Пятая - «Экономическая эффективность от внедрения АИС».
Шестая - «Экология и безопасность жизнедеятельности».
Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Сейчас стоимость хранения информации в файлах ЭВМ дешевле, чем на бумаге. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать оптимальным для пользователя образом /2/.
Создание автоматизированных информационных систем (АИС) в школе не исключение. В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются.
Одной из актуальных задач является создание автоматизированной информационной системы (АИС) для работы с разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информацией, в которой реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности.
Создание автоматизированной информационной системы (АИС) «Начальная школа» позволит психологам, во-первых, систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы экспериментально психологических данных. И, во-вторых, освободит
психолога от рутинной работы: проведения бланкового тестирования и ручной обработки полученных результатов.
Накопление данных о психических и психологических особенностях ребёнка необходимо начинать с момента поступления его в школу. Рассматривать психологические особенности ребёнка младшего школьного возраста следует через призму отношений: Семья - Школа - Среда неформального общения. Ключевыми, в данном возрасте, являются отношения в семье. Семья - это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Все основные качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка за долго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие /3/.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность /4/. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Изучение влияния семьи на уровень тревожности поможет разобраться в причинах возникновения повышенного уровня тревожности.
Цель данной работы:
1. Создание автоматизированной информационной системы (АИС) «Начальная школа», включающее автоматизацию методик (опросник исследования тревожности (А.М. Прихожан); шкала самооценки (Дембо- Рубинштейн)) и создание Базы Данных.
2. Апробация автоматизированных тестовых методик по изучению влияния семьи на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
3. Внедрение созданной автоматизированной информационной системы «Начальная школа».
Задачи:
1) Обзор научной литературы по информационным системам, а также по базам данных вообще, и СУБД Access в частности.
2) Обзор научной литературы по изучению влияния семьи на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
3) Подбор надёжной и валидной методики для определения уровня детской тревожности.
4) Выбор средств разработки автоматизированной информационной системы «Начальная школа».
5) Автоматизация тестовых методик: опросник исследования тревожности; шкала самооценки.
6) Реализация информационной системы.
7) Документирование разработанной информационной системы (инструкция для пользователя).
8) Проведение исследования с помощью оригинального теста (бланковый вариант).
9) Анализ и интерпретация результатов проведённого исследования.
10) Расчёт экономической эффективности компьютерной психодиагностики.
Объект исследования:
Дети 3-х классов (возраст 9-10 лет) средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования:
Детская тревожность как черта личности; уровень самооценки; а также их формирование в процессе социализации индивида в семье.
Гипотезы:
Созданная автоматизированная информационная система, включающая автоматизацию тестовых методик, имеет преимущества по сравнению с бланковыми вариантами, а также по сравнению с хранением данных на бумажных носителях. Эти преимущества можно охарактеризовать в экономических показателях.
Дипломная работа состоит из шести частей:
Первая - «Современные информационные технологии», в которой раскрываются основные понятия, рассмотрены виды информационных систем, их классификация, структура, даны определения базы данных, банка данных и др.
Вторая - «Семья и формирование личности». Она раскрывает теоретические подходы к определению понятий «полная и неполная семья», «тревожность», «уровень самооценки» и т.д.
Третья - «Средства и методы исследования» - включает описание использованных тестовых методик, а также программных средств.
Четвёртая - «Результаты исследования», в которой описана структура АИС «Начальная школа» и приведены результаты психологического исследования.
Пятая - «Экономическая эффективность от внедрения АИС».
Шестая - «Экология и безопасность жизнедеятельности».
Потоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы - базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных /1/.
В данной работе мы попытались доказать эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога, при осуществлении психологического обследования младших школьников. Тема была выбрана не случайно, поскольку исследование уровня тревожности помогает оценить внутреннее отношение ребёнка к определённым социальным ситуациям, даёт полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в школе, в семье; помогает найти причину низкой успеваемости.
Созданная АИС «Начальная школа» позволяет проводить психологические исследования с помощью автоматизированных методик, а также автоматически вводить полученные результаты в созданную базу данных. Таким образом, данная АИС, во-первых, освобождает психолога от рутинной работы: проведения бланкового тестирования и ручной обработки полученных результатов. Во-вторых, позволяет систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы экспериментально психологических данных. В-третьих, позволяет упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков.
Используя возможности АИС можно осуществлять регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов, получать выборки по интересующим параметрам и проверять выдвигаемые гипотезы.
Осуществление психологического исследования уровня тревожности младших школьников при помощи бланковых методик показало, что этот вид работы школьного психолога требует от него больших временных затрат и усилий, чем при использовании АИС «Начальная школа». Прежде чем предпринимать какие-то действия, психологу необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Это одно из наиболее трудоемких направлений в работе. При чём данная информация должна храниться длительное время и использоваться при наблюдении за динамикой развития младших школьников. Это достаточно веские причины для перевода данной информации на компьютерную основу.
Согласно экономическим расчетам, внедрение АИС «Начальная школа» позволит школьному психологу повысить производительность труда через сокращение времени на проведение тестирования, обработку полученных результатов, избежать ошибок при их обработке и анализе. Быстрый поиск необходимой информации о ребенке позволяет более компетентно провести консультацию для родителей и педагогов, а также позволяет своевременно обратить внимание на ребенка с проблемами и оказать ему необходимую помощь. Все эти факторы позволяют улучшить качество работы школьного психолога и получить годовой экономический эффект, составляющий 14278 рублей 40 коп.
Данная работа подтверждает тот факт, что психолог, использующий в своей работе современные информационные технологии, работает более эффективно.
В данной работе мы попытались доказать эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога, при осуществлении психологического обследования младших школьников. Тема была выбрана не случайно, поскольку исследование уровня тревожности помогает оценить внутреннее отношение ребёнка к определённым социальным ситуациям, даёт полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в школе, в семье; помогает найти причину низкой успеваемости.
Созданная АИС «Начальная школа» позволяет проводить психологические исследования с помощью автоматизированных методик, а также автоматически вводить полученные результаты в созданную базу данных. Таким образом, данная АИС, во-первых, освобождает психолога от рутинной работы: проведения бланкового тестирования и ручной обработки полученных результатов. Во-вторых, позволяет систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы экспериментально психологических данных. В-третьих, позволяет упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков.
Используя возможности АИС можно осуществлять регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов, получать выборки по интересующим параметрам и проверять выдвигаемые гипотезы.
Осуществление психологического исследования уровня тревожности младших школьников при помощи бланковых методик показало, что этот вид работы школьного психолога требует от него больших временных затрат и усилий, чем при использовании АИС «Начальная школа». Прежде чем предпринимать какие-то действия, психологу необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Это одно из наиболее трудоемких направлений в работе. При чём данная информация должна храниться длительное время и использоваться при наблюдении за динамикой развития младших школьников. Это достаточно веские причины для перевода данной информации на компьютерную основу.
Согласно экономическим расчетам, внедрение АИС «Начальная школа» позволит школьному психологу повысить производительность труда через сокращение времени на проведение тестирования, обработку полученных результатов, избежать ошибок при их обработке и анализе. Быстрый поиск необходимой информации о ребенке позволяет более компетентно провести консультацию для родителей и педагогов, а также позволяет своевременно обратить внимание на ребенка с проблемами и оказать ему необходимую помощь. Все эти факторы позволяют улучшить качество работы школьного психолога и получить годовой экономический эффект, составляющий 14278 рублей 40 коп.
Данная работа подтверждает тот факт, что психолог, использующий в своей работе современные информационные технологии, работает более эффективно.
Подобные работы
- Разработка архитектуры национальной автоматизированной информационной системы проведения и проверки государственной аттестации выпускников средних школ в Йемене
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Проектирование информационной системы учета общей и
дополнительной нагрузки школьника
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Проектирование автоматизированной информационной системы учёта химических реагентов и расходных материалов на предприятии
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - САЙТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ (В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Разработка курса повышения квалификации учителей АИС «Сетевой Регион. Образование». Экономическое обоснование (Кадровое делопроизводство и ИТ, Алтайский Государственный Аграрный Университет)
Дипломные работы, ВКР, делопроизводство. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование информационной системы управления процессом организации питания (на примере МБОУ «Лицея № 32»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЁТА В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РАЗУМЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №2)
Дипломные работы, ВКР, библиотечное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ АИС «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА СИНТЕЗА СТРУКТУРЫ КУРСА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



