Введение 3
1 Современные информационные технологии 7
1.1 Информационные системы 9
1.2 Базы психодиагностических данных 19
1.3 Компьютерные методы анализа психодиагностических данных 22
1.4 Интеллектуальные психодиагностические системы 23
2 Формирование личности младшего школьника 26
2.1 Понятие личности 26
2.2 Механизмы формирования личности 27
2.3 Стили семейного воспитания 28
2.4 Полные и неполные семьи 30
2.5 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 32
2.6 Причины возникновения тревожности у детей 36
2.7 Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста 42
2.8 Влияние тревожности на взаимоотношения и самооценку ребенка.. 47
3 Средства и методы исследования 51
3.1 Описание тестовых методик 51
3.2 Описание программных средств 53
4 Результаты исследования 62
4.1 Описание АИС «Начальная школа» 62
4.2 Результаты психологического исследования 89
Заключение 115
Список использованных источников 117
Приложение
Потоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы - базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных /1/.
Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Сейчас стоимость хранения информации в файлах ЭВМ дешевле, чем на бумаге. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать оптимальным для пользователя образом /2/.
Создание автоматизированных информационных систем (АИС) в школе не исключение. В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются.
Одной из актуальных задач является создание автоматизированной информационной системы (АИС) для работы с разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информацией, в которой реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности.
Создание автоматизированной информационной системы (АИС) «Начальная школа» позволит психологам, во-первых, систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы экспериментально психологических данных. И, во-вторых, освободит
психолога от рутинной работы: проведения бланкового тестирования и ручной обработки полученных результатов.
Накопление данных о психических и психологических особенностях ребёнка необходимо начинать с момента поступления его в школу. Рассматривать психологические особенности ребёнка младшего школьного возраста следует через призму отношений: Семья - Школа - Среда неформального общения. Ключевыми, в данном возрасте, являются отношения в семье. Семья - это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Все основные качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка за долго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие /3/.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность /4/. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Изучение влияния семьи на уровень тревожности поможет разобраться в причинах возникновения повышенного уровня тревожности.
Цель данной работы:
1. Создание автоматизированной информационной системы (АИС) «Начальная школа», включающее автоматизацию методик (опросник исследования тревожности (А.М. Прихожан); шкала самооценки (Дембо- Рубинштейн)) и создание Базы Данных.
2. Апробация автоматизированных тестовых методик по изучению влияния семьи на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
3. Внедрение созданной автоматизированной информационной системы «Начальная школа».
Задачи:
1) Обзор научной литературы по информационным системам, а также по базам данных вообще, и СУБД Access в частности.
2) Обзор научной литературы по изучению влияния семьи на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
3) Подбор надёжной и валидной методики для определения уровня детской тревожности.
4) Выбор средств разработки автоматизированной информационной системы «Начальная школа».
5) Автоматизация тестовых методик: опросник исследования тревожности; шкала самооценки.
6) Реализация информационной системы.
7) Документирование разработанной информационной системы (инструкция для пользователя).
8) Проведение исследования с помощью оригинального теста (бланковый вариант).
9) Анализ и интерпретация результатов проведённого исследования.
10) Расчёт экономической эффективности компьютерной психодиагностики.
Объект исследования:
Дети 3-х классов (возраст 9-10 лет) средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования:
Детская тревожность как черта личности; уровень самооценки; а также их формирование в процессе социализации индивида в семье.
Гипотезы:
Созданная автоматизированная информационная система, включающая автоматизацию тестовых методик, имеет преимущества по сравнению с бланковыми вариантами, а также по сравнению с хранением данных на бумажных носителях. Эти преимущества можно охарактеризовать в экономических показателях.
Дипломная работа состоит из шести частей:
Первая - «Современные информационные технологии», в которой раскрываются основные понятия, рассмотрены виды информационных систем, их классификация, структура, даны определения базы данных, банка данных и др.
Вторая - «Семья и формирование личности». Она раскрывает теоретические подходы к определению понятий «полная и неполная семья», «тревожность», «уровень самооценки» и т.д.
Третья - «Средства и методы исследования» - включает описание использованных тестовых методик, а также программных средств.
Четвёртая - «Результаты исследования», в которой описана структура АИС «Начальная школа» и приведены результаты психологического исследования.
Пятая - «Экономическая эффективность от внедрения АИС».
Шестая - «Экология и безопасность жизнедеятельности».
Потоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы - базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных /1/.
В данной работе мы попытались доказать эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога, при осуществлении психологического обследования младших школьников. Тема была выбрана не случайно, поскольку исследование уровня тревожности помогает оценить внутреннее отношение ребёнка к определённым социальным ситуациям, даёт полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в школе, в семье; помогает найти причину низкой успеваемости.
Созданная АИС «Начальная школа» позволяет проводить психологические исследования с помощью автоматизированных методик, а также автоматически вводить полученные результаты в созданную базу данных. Таким образом, данная АИС, во-первых, освобождает психолога от рутинной работы: проведения бланкового тестирования и ручной обработки полученных результатов. Во-вторых, позволяет систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы экспериментально психологических данных. В-третьих, позволяет упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков.
Используя возможности АИС можно осуществлять регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов, получать выборки по интересующим параметрам и проверять выдвигаемые гипотезы.
Осуществление психологического исследования уровня тревожности младших школьников при помощи бланковых методик показало, что этот вид работы школьного психолога требует от него больших временных затрат и усилий, чем при использовании АИС «Начальная школа». Прежде чем предпринимать какие-то действия, психологу необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Это одно из наиболее трудоемких направлений в работе. При чём данная информация должна храниться длительное время и использоваться при наблюдении за динамикой развития младших школьников. Это достаточно веские причины для перевода данной информации на компьютерную основу.
Согласно экономическим расчетам, внедрение АИС «Начальная школа» позволит школьному психологу повысить производительность труда через сокращение времени на проведение тестирования, обработку полученных результатов, избежать ошибок при их обработке и анализе. Быстрый поиск необходимой информации о ребенке позволяет более компетентно провести консультацию для родителей и педагогов, а также позволяет своевременно обратить внимание на ребенка с проблемами и оказать ему необходимую помощь. Все эти факторы позволяют улучшить качество работы школьного психолога и получить годовой экономический эффект, составляющий 14278 рублей 40 коп.
Данная работа подтверждает тот факт, что психолог, использующий в своей работе современные информационные технологии, работает более эффективно.
1. Дейт, К. Введение в системы баз данных / К. Дейт. - К.; М.; СПб.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 848 с.
2. Ульман, Д. Д. Введение в системы баз данных / Д. Д. Ульман, Д. Уидом. - М.: Изд-во ЛОРИ, 2000. - 374 с.
3. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков.
- М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 246 с.
4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. - М.: АСТ, 2000. - 290 с.
5. Дюк, В. А. Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. - СПб.: Братство, 1994. - 364 с.
6. Леонтьев, В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002 / В. П. Леонтьев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 920 с.
7. Наумов, А. Н. Системы управления базами данных и знаний / А. Н. Наумов, А. М. Вендров, В. К. Иванов. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 352 с.
8. Конев, В. В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации / В. В.Конев, А. Ф. Гареев, С. В. Васютин, В. В. Райх- М.: Нолидж, 2000 - 356 с.
9. Гонзен, В. А. Системные описания в психологии / В. А. Гонзен.
- Л.: ЛГУ, 1984. - 174 с.
10. Айвазян, С. А. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных / С. А. Айвазян. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 472с.
11. Попов, Э. В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ / Э. В. Попов. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
12. Немов, Р. С. Общая психология. Кн. 2: Психология образования
/ Р. С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. - 606 с.
13. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2000. - 334 с.
14. Кудрина, Г. Я. «Родители и дети: тесты взаимоотношений» / Г. Я. Кудрина. - Иркутск, 1997. - 154 с.
15. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 639 с.
16. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
17. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2000. - 546 с.
18. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.
19. Немов, Р. С. Общая психология.Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. - 576 с.
20. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая Школа, 1996. - 144 с.
21. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка / А. И. Захаров. - СПб: Союз, 1997. - 224 с.
22. Шаграева, О. А. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О. А. Шаграева, А. А. Кошелева, В. И. Перегуда. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
23. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В. И. Гарбузов. - Л.: Медицина, 1990. - 176 с.
24. Гёбель, В. Ребёнок. От младенчества к совершеннолетию: Книга для родителей, педагогов и врачей / В. Гёбель, В. Глёклер. - М.: Энигма, изд-во АСТ, 1999. - 592 с.
25. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили . - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
26. Кулагина, И. О. Возрастная психология / И. О. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.:ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. - 464 с.
27. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Практикум / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
28. Информатика: Учебник / Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.
29. Золотова, С. И. Практикум по Access / С. И. Золотова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 144 с.
30. Эпплман, Д. Win 32 API и Visual Basic. Для профессионалов / Д. Эпплман. - СПб.: Питер, 2002. - 1120 с.
31. Бекаревич, Ю. MS Access 2000 за 30 занятий / Ю. Бекаревич, Н. Пушкина. - Сп.: БХВ - Санкт-Петербург, 2000. - 512 с.
32. Дубнов, П. Ю. Access 2000. Проектирование баз данных / П. Ю. Дубнов. - М.: ДМК, 2000. - 272 с.
33. Келли, Д. Самоучитель Access 97 / Д. Келли. - СПб.: Питер, 2000. - 336 с.
34. Хван, Т. А. Безопасность жизнедеятельности / Т. А. Хван, П. А. Хван. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 352 с.
35. Бурлак, Г. Н. Безопасность работы на компьютере: Организация труда на предприятиях информационного обслуживания: Учебное пособие / Г. Н. Бурлак. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 144 с.
36. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под общей редакцией проф. С. В. Белова. - М.: Высшая школа, 2001. - 485 с.
37. Хван, Т. А. Основы безопасности жизнедеятельности / Т. А. Хван, П. А. Хван. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.