Введение 3
1 Психология рекламы 8
1.1 Понятие рекламы 8
1.2 Психологические особенности основных носителей рекламы.. ..15
1.3 Психические процессы человека в рекламе 20
1.4 Психологическое воздействие в рекламе 26
1.5 Эффективность рекламы 32
1.6 Социальная реклама 35
1.7 Этика рекламной деятельности 39
2 Описание использованных методов
проведения исследования и программных средств 41
2.1 Психодиагностические методики 41
2.2 Программные средства 43
3 Описание полученных результатов 60
3.1 Описание Web-сайта 60
3.2 Анализ и результаты исследования 62
Заключение 75
Список используемой литературы 76
Приложения
Основателем психологии рекламы считают психолога- функционалиста Уолтера Джилла Скота. Известным российским специалистом в области изучения рекламы считается профессор О.А.Феофанов.
С точки зрения психологии, реклама или рекламная деятельность - это вид деятельности человека, группы лиц или организаций, основная цель которых состоит в придании особой ценностной значимости неким объектам или информации, например, по сравнению с аналогичными. Рекламная деятельность - это сложная многоуровневая система коммуникаций, образующая универсальный системный механизм регуляции социально-экономических отношений в обществе.
Психология рекламной деятельности или рекламы - отрасль социальной психологии, которая изучает психические процессы в условиях коммуникации рекламиста и потребителя, а также влияния рекламы на общество.
Сегодня рекламу следует рассматривать также как элемент национальной культуры, один из основных механизмов ее формирования. Причем, возникшая как феномен массовой культуры, реклама способна в своих наилучших творческих проявлениях формировать духовную культуру в самом высоком смысле. Чтобы это произошло, общество должно внимательно относиться к рекламной деятельности, регулировать и совершенствовать ее с помощью эффективных законов, свободно выражаемого общественного мнения, поддерживать социально полезные и ограничивать деструктивные тенденции/1/.
Психологию рекламы можно отнести к числу отраслей прикладной науки, популярность которых постоянно возрастает. Однако ее методологические и теоретические основы в современной научной литературе до сих пор четко не определены, в частности, неясны предмет и основные задачи, что неизбежно сказывается на выборе методов работы специалистов на практике/6/.
Психология, особенно практическая и прикладная на сегодняшний день - одна из перспективных областей внедрения новых информационных технологий. Это имеет реальное подтверждение на практике. Действительно, в нашем обществе отмечается бурное развитие психологической теории и социально-психологической практики: создаются специализированные институты, кафедры, осуществляются психодиагностические исследования, проводятся эксперименты, формируется новая область внедрения теории - психологическая практика, организуется социально-психологическое консультирование, расширяют психологические функции службы социальной адаптации и социальной реабилитации и т.д. В связи с этими происходит рост психологической информации и, соответственно, появляются проблемы организации информационных потоков. Эти проблемы принимают все более широкий размах, что создает ситуацию информационного кризиса: с одной стороны - растет количество источников психологической информации; с другой стороны - специалисты испытывают в ней недостаток, по той причине, что способы ее тиражирования, распространения, аналитико-синтетической переработки, экспертной оценки остаются на чрезвычайно низком уровне.
Информатизация социально-психологической сферы протекает в стихийной форме, что углубляет противоречия в этом процессе. В отношении информатизации в различных сферах, практика конструирования и распространения компьютерных систем во всем мире опередила создание теории их осмысленного разумного применения.
Деятельность психолога является таким видом, которому присущи все виды информационной деятельности: сбор, систематизация, обработка, хранение, анализ информации, собранной методами психодиагностического исследования. Психолог осуществляет информационные функции. Он организует психологическую информацию, получает ее, анализирует, переводит во внутренний план своей деятельности. В условиях перехода общества в информационный этап своего развития, деятельность психолога все в большей мере определяется уровнем его информационной культуры. Информационная культура - это развитые потребности в информации как источнике профессиональной рефлексии, способность максимально использовать информационные ресурсы для реализации себя как профессионала.
Процесс информатизации социальной сферы как сферы деятельности психолога таков, что многие организационно-методические вопросы рассматриваются на уровне проблем, требующих теоретического решения. Такой проблемой является сущность информатизации социально¬психологической сферы. В настоящее время, психологи и социальные работники осваивают, с немалыми трудностями, компьютерное делопроизводство. В исследованиях же и в практической деятельности обходятся тем, что превращают письменные варианты тестовых методик в компьютерные и решают некоторые процедурные вопросы. Между тем, уже сегодня необходимо заинтересоваться вопросом о возможностях высокой техники качественно повышать научный уровень социального психолога в изучении психологической реальности. Это потребует создания принципиально новых технологических средств как для социально-психологической практики, так и для обучения профессионалов.
Настоящим профессионалом, отвечающим требованиям современного информационного общества, формирующейся информационной культуры психолог станет только в том случае, если уровень его подготовки к работе в информационных системах будет выше уровня простого пользователя. Поэтому при подготовке психологов к профессиональной деятельности, обучающие программные средства должны соответствовать задаче глубокого проникновения в психологическую реальность в целях ее изучения и преобразования. В создании таких средств должны быть задействованы психологи, социальные инженеры, программисты.
Данная работа адресована специалистам в области создания рекламы - менеджерам, редакторам, дизайнерам и звукорежиссерам, и рекомендуется в качестве альтернативного источника информации и справочника.
Целью исследования:
Разработка Web-сайта «Психология рекламы».
Задачи исследования:
1) Обзор научной литературы по теории психологии рекламы, ее воздействия на людей, методам исследования эффективности рекламы.
2) Проведение исследования с помощью методики «Ценностные ориентации» Рокича и опроса «Какой ролик запомнился?».
4) Анализ и интерпретация результатов исследования.
5) Разработка рекомендаций по созданию рекламы на основе проведенного теоретического и практического исследования.
6) Создание Web-сайта по результатам исследования.
Объект исследования:
40 человек в том числе 7 мужчин и 33 женщины в возрасте от 25 до 35 лет.
Предмет исследования:
Определение уровня внедрения рекламы при помощи одной тестовой методики и опроса.
Гипотеза:
Web-сайт имеет преимущества по сравнению с бумажными носителями, которые можно охарактеризовать в экономических показателях.
Для решения проблемы необходимы комплексные исследования, которых сегодня крайне недостаточно, что должно способствовать изменению отношения рекламистов к психологии потребителя/12/.
Взаимоотношения рекламы и личности, рекламы и общества неоднозначны. Но как бы к ней ни относились, ясно, что это мощный инструмент воздействия на человека и на группу. Прекратить использование этого инструмента уже нельзя, но в неумелых или недобросовестных руках он действительно может нанести серьезный вред. «Долгое время рекламой пользовались безответственно. Можно привести аналогию с мощным автомобилем, за рулем которого находится пьяный водитель, способный принести много вреда. Проблема, однако, не в автомобиле, а в пьяном водителе»/17/.