ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования орфографической грамотности младших школьников 8
1.1 Сущность понятия орфографическая грамотность младших
школьников 8
1.2 Орфографическая грамотность младших школьников в контексте
фонематического принципа письма 12
1.3 Особенности формирования орфографической грамотности младших школьников на примере освоения орфограммы «Безударная гласная в корне
слова» 17
Выводы по первой главе 22
2 Экспериментальное исследование орфографической грамотности младших школьников на примере освоения орфограммы «Безударная гласная в корне слова» 24
2.1 Констатирующий эксперимент: диагностика сформированности
орфографической грамотности на примере освоения орфограммы «Безударная гласная в корне слова» 24
2.2 Описание экспериментального исследования по формированию орфографической грамотности младших школьников на примере освоения
орфограммы «Безударный гласный в корне слова» 27
2.3 Оценка эффективности экспериментального исследования по
формированию орфографической грамотности младших школьников 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы Российской академии образования является сохранение и распространение русского языка. Президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая ставит задачу сохранить нормативный русский язык внутри России как самую значимую.
Одной из составляющих частей общей языковой культуры является орфографическая грамотность. Формирование грамотной письменной речи является одной из главных и нерешенных проблем методики обучения русскому языку.
Очевидно, что основы грамотной речи закладываются в начальной школе. Требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования определяют, что у выпускников первой ступени обучения должна быть сформирована правильная устная и письменная речь [18].
В научной методической литературе имеется немало работ, посвященных проблеме формирования орфографической грамотности.
В отечественной педагогике и психологии существует много исследования по усвоению младшими школьниками русской орфографии. Мы опирались на отдельные теоретические положения психологических исследований в области русского языка, представленные в трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Богоявленского, Л.И. Айдраровой, Г. Г. Граник, А.И. Власенкова и др.
Особенно важными являются работы, раскрывающие теоретические аспекты проблемы формирования орфографической грамотности младших школьников ( В.В. Репкин. П.С. Жедек, М.С. Соловейчик).
Основополагающимися также являются работы известных методистов и авторов учебников по обучению орфографии: М.Р. Львова, М.Т. Баранова, Н.Н. Алгазиной и др.
Актуальность проблемы орфографической грамотности подтверждается результатами краевых контрольных работ, проводимых в Красноярском крае с 2007 года при выпуске из начальной школы. Они показывают, что только 55% учащихся владеют предметным материалом на уровне понимания, общего способа действия. Знают базовые понятия и могут выполнять стандартные операции 37%. Оставшиеся 11% четвероклассников не достигают даже базового уровня [12]. Эти результаты говорят о том, что часть школьников испытывают трудности в освоении и применении знаний по русскому языку.
Мы подробно проанализировали результаты краевых контрольных работ по русскому языку за последние три года (с 2013 по 2015 г.) и выяснили, что самыми сложными предметными умения для школьников являются: подбор проверочных слов к словам с проверяемыми орфограммами в корне. Как правило, эти ошибки в словах с орфограммами «Безударный гласный в корне». Подобного рода ошибки говорят о том, что ученик не владеет ключевым для русской орфографии правилом. Трудности в подборе проверочных слов в краевых контрольных работах фиксируются уже много лет, и с переходом на ФГОС ситуация не улучшилась[13].
Наблюдая образовательную действительность следует отметить, что орфограмму «Безударный гласный в корне слова» школьники изучают на протяжении почти всего обучения в начальной школе, но она так и остается для учащихся сложной задачей.
В этом и заключается противоречие, которое позволяет нам обозначить проблему исследования: учащиеся, зная основной принцип действия при проверке безударного гласного в корне слова, допускают ошибки в словах с этой орфограммой.
Проблема позволила нам определить цель исследования - выявить условия, способствующие формированию орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка (на примере освоения орфограммы «безударная гласная в корне слова»).
Объектом исследования является формирование орфографической грамотности младших школьников.
Предмет исследования: условия освоения младшими школьниками орфограммы «Безударная гласная в корне слова».
Гипотеза исследования: формирование орфографической грамотности младших школьников в ходе освоения орфограммы «Безударная гласная в корне слова» будет успешным, если будет организована работа на освоение алгоритма, лежащего в основе способа действия .
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. Изучить литературу по становлению орфографической грамотности младших школьников;
2. Определить актуальный уровень орфографической грамотности и основные трудности учащихся;
3. Выявить условия формирования орфографического действия;
4. Разработать методические рекомендации по организации уроков по теме «Проверка безударной гласной в корне слова».
Методологической основой исследования явились: положения теории учебной деятельности и психического развития (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский), закономерности развития личности в обучении, установленные психологией и педагогикой развития ( Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В Давыдов, В.И. Слободчиков); психолого¬педагогические и методологические исследования по освоению орфографии (В.В. Репкин, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, А.И. Власенков, Д.Н. Богоявленский, М.Т. Баранов, М.Р. Львов).
В процессе исследования применялись следующие методы:
- системный анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий эксперименты);
- прямое и косвенное наблюдение за учебной деятельность младших школьников;
- математические методы обработки экспериментальных данных.
Этапы организации исследования. Исследование проводилось в три этапа в 2015-2016 гг. на базе МАОУ «Общеобразовательное учреждение лицей №7» г.Красноярска.
Первый этап (сентябрь - декабрь 2015 года) - была изучена и проанализирована научная литература по теме исследования; проведен констатирующий эксперимент в 3-х классах с целью выявления современного состояния орфографической грамотности младших школьников, в частности умения проверять слова с безударной гласной в корне слова.
На втором этапе (январь - апрель 2016 года) определены условия и разработана система упражнений, формирующих умение проверять слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова»; проведен обучающий эксперимент по формированию орфографической грамотности на примере освоения орфограммы «Безударный гласный в корне слова» с использованием специально разработанных карточек с заданиями.
Третий этап (май 2016 года) - проведен контрольный эксперимент, подведены основные итоги исследования; проведена работа по систематизации данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выделены условия формирования орфографического действия, лежащего в основе формирования орфографической грамотности: действие должно быть представлено как алгоритм; освоение действия осуществляется через тренировку с использованием специально разработанных карточек с заданиями;
- разработана модель урока освоения способа орфографического действия на примере освоения орфограммы «Безударный гласный в корне слова».
Теоретическая значимость исследования:
- Расширены теоретические и научно-методические обоснования необходимости формирования орфографической грамотности младших школьников через освоение учащимися алгоритма, лежащего в основе способа действия;
- Доказана возможность организации урока освоения орфографического способа действия через тренировку алгоритма, лежащего в основе действия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были разработаны методические рекомендации по формированию орфографической грамотности на примере освоения орфограммы «Безударный гласный в корне слова». которые включают в себя дидактический материал, проверочные работы, а также модель урока освоения способа действия. Материалы исследования могут применяться при организации обучения орфографии в начальной школе.
Орфографическая грамотность является одним из показателей владения общей языковой культурой человека. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одним из результатов определяет, что у выпускников начальной школы должна быть сформирована грамотная устная и письменная речь.
В связи с этим нам было важно рассмотреть особенности формирования орфографической грамотности младших школьников и определить условия её формирования на примере освоения учащимися орфограммы «Безударная гласная в корне слова», так как именно эта орфограмма является одной из ключевых орфограмм, изучаемых в начальной школе, и самых сложных для школьников.
В начале исследования мы выдвинули гипотезу: формирование орфографической грамотности младших школьников в ходе освоения орфограммы «Безударная гласная в корне слова» будет успешным, если будет организована работа на освоение алгоритма, лежащего в основе способа действия при проверке слов с данной орфограммой.
В ходе исследования мы решали ряд задач:
1. Изучить литературу по становлению орфографической грамотности младших школьников;
2. Определить актуальный уровень орфографической грамотности и основные трудности учащихся;
3. Выявить условия формирования орфографического действия;
4. Разработать методические рекомендации по организации уроков по теме «Проверка безударной гласной в корне слова».
Прежде всего, опираясь на теоретические основы было рассмотрено понятие «орфографическая грамотность». Многие исследователи, рассматривая орфографическую грамотность в широком значении, понимают
её как грамотную письменную речь, а также умение применять при письме орфографические правила.
Проанализировав особенности формирования орфографической грамотности младших школьников, было установлено, что в её основе лежит фонематический принцип, который предполагает открытие учащимися основного закона письма (чтобы проверить орфограмму слабой позиции, необходимо слабую позицию привести к сильной позиции) и применением этого закона для проверки ряда орфограмм: безударная гласная в корне и в окончании, глухой согласный на конце слова и др.
Изучив особенности формирования орфографической грамотности на примере освоения орфограммы «Безударная гласная в корне слова», было выявлено, что такая работа должна строиться как освоение орфографического действия, автоматизация которого обеспечивает формирование орфографического навыка. При этом после того как учащимися открыт способ действия, он должен быть представлен как алгоритм действий.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика орфографической грамотности младших школьников на примере орфограммы «Безударной гласной в корне слова». Было выявлено, что больше половины школьников третьего класса допускают ошибки на данную орфограмму, причиной этому является то, что учащимися не освоено орфографическое действие.
Был проведен формирующий эксперимент, в его основе лежат следующие условия орфографической грамотности на примере освоения орфограммы «Безударная гласная в корне слова»:
- Открытие способа;
- Преобразование способа в алгоритм действий;
- Освоение каждого этапа данного алгоритма, основой которого является тренировочная работа.
Нами были разработаны и апробированы тренировочные занятия по освоению орфографического действия при проверке безударной гласной.
Результате контрольной диагностики доказали эффективность организации тренировочных занятий по формированию орфографической грамотности на примере освоения орфографического действия при проверке орфограммы «Безударная гласная в корне слова». Количество ошибок в словах с безударной гласной в контрольном классе стало меньше в два раза.
Результатом проведенного исследования являются модель тренировочного занятия, методические рекомендации, а также разработанные карточки с заданиями для организации уроков по формированию орфографической грамотности младших школьников на примере освоения орфограммы «Безударная гласная в корне слова».
1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
2. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя /Н. Н. Алгазина. - М. : Просвещение, 1987. - 158 с.
3. Баранов, М.Т. Ознакомление учащихся IV класса с орфограммой и первоначальный этап формирования орфографического навыка // Рус. яз. в школе. - 1970. - № 4.
4. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 1966
5. Граник, Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. - 1995. - №3. - С. 28¬37
6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - 2-е изд. - М.: 1994.
7. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
8. Жедек П. С. Методика обучения орфографии// Русский язык
в начальных классах: Теория и практика обучения/Под ред.
М. С. Соловейчик. М.: 1993
9. Жедек П. С. Усвоение фонематического принципа письма
и формирование орфографического действия / Автореф. канд. дис. — М., 1975
10. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - 7-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.
11. Львов, М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М. Р. Львов. — М.: Прометей, 1988. -388 с.
12. Отчет о результатах итоговых контрольных работ для выпускников начальной школы в Красноярском крае в 2015 году - Красноярск: Министерство образования и науки Красноярского края Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования», 2015. - 71 с.
13. Отчет о результатах итоговых контрольных работ для выпускников начальной школы в Красноярском крае в 2014 году - Красноярск: Министерство образования и науки Красноярского края Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования», 2014. - 92 с.
14. Репкин, В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности // Вестник. - 1996. - №1. - С. 5-9
15. Репкин, В.В., Репкина. Н.В. Что такое развивающее обучение - М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2015. - 140 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 712 с.
17. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: 1993 и послед. С.123-135
18. Соловейчик, М.С., Харченко, О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах/Цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября» // Начальная школа. - 2006. - № 17. - С. 25-28 ; № 18. - С. 17-20 ; №19. - С. 26-30 ; № 20. - С. 21-23.
19. ФГОС НОО 15785 - 2009 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - Введ. 6.10.2009. - Москва : Минобрнауки России, 2009. - 29 с.
20. Elkonin, B. D. Occurrence of Action (Notes on the Development of Object-Oriented Actions II) // Cultural - Historical Psychology - 2014. - No.1. - p. 11 - 20.
21. Zuckerman, G.A., Obukhova, O.L. Developing Written Speech Competences through Education in Elementary School // Cultural - Historical Psychology - 2014. - No.1. - p. 34 - 44.