АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ИЗУЧЕНИЕ ДОСТУПНЫХ НА РЫНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ СВЯЗАННЫХ
С ВИРТУАЛЬНЫМИ ТУРАМИ 9
1.1 Анализ материалов, требуемых для создания 360 панорам 9
1.2 Анализ готовых решений по созданию сцен, связанных с осмотром
аварийного жилья и смежными областями 11
1.3 Анализ средств разработки для создания приложения 15
1.4 Детальный обзор методов взаимодействия пользователя с объектами
виртуальной реальности 20
1.5 Выводы по разделу 22
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ЗРЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ТОЧКАМИ 24
2.1 Анализ технических средств обеспечения 24
2.2 Определение масштаба с помощью криминалистической линейки и
компьютерного зрения 26
2.3 Калибровка камеры для линейки 28
2.4 Выводы по разделу 31
3 СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ И ЕГО КОМПОНЕНТОВ 32
3.1 Первичная обработка панорамных фотографий и их интеграция в
среду разработки 32
3.2 Навигация внутри виртуальных туров 39
3.3 Интерфейс взаимодействия пользователя и программы 41
3.4 Выводы по разделу 46
4 РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИСТЕМЫ 3 D ОСМОТРА И
ДИАГНОСТИКИ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ 48
4.1 Системные требования и требуемые программы для работы 48
4.2 Функционал, доступный в версии для мониторов 50
4.3 Функционал, доступный в версии для виртуальных устройств 53
4.4 Выводы по разделу 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Код CanvasController 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Код InfoHolder 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Код InfoSO 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Код LoadAnotherScene 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Код MainMenuCamera 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Код MouseMovement 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Код ProtocolScripts 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Свидетельство о регистрации программы 79
В настоящее время отсутствует программное обеспечение, которое могло бы объединить результаты сферической панорамной съемки и 3D-сканирования в виртуальной реальности для всестороннего обследования аварийного жилья. Существуют лишь разрозненные технологии и программы, применяемые в различных отраслях, которые не учитывают специфические требования осмотра аварийного жилья. Основным недостатком таких технологий является их изолированное использование, что исключает возможность применения их в текущем виде для фиксации состояния аварийного жилья, поскольку они не адаптированы к особенностям реального осмотра. Кроме того, некоторые из этих технологий используются не в строительной и жилищной сферах, а в других областях, таких как машиностроение и дорожное строительство.
Актуальность проведения данной научно-исследовательской работы обусловлена стремительным развитием технологий. Современные технологические достижения позволяют проводить исследования на новых уровнях, которые ранее были недоступны из-за ограничений в развитии науки и техники. Разрабатываемое программное обеспечение обеспечит возможность решения задач, которые ранее были нерешаемы из-за недостаточного технического оснащения. Оно позволит проводить более точные и всесторонние обследования аварийного жилья, что критически важно для принятия обоснованных решений по его ремонту или сносу. Повышенная точность и полнота данных о состоянии объектов позволит избежать ошибок в оценке, что в конечном итоге приведет к значительной экономии ресурсов и времени.
Инновационность данного проекта заключается в интеграции результатов применения сферической панорамной съемки и 3D-сканирования для создания единого виртуального пространства. Это позволит значительно повысить качество осмотра аварийного жилья и улучшить результаты таких обследований. Совмещение этих передовых технологий в одном программном продукте обеспечит более детальную и точную фиксацию состояния объектов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению безопасности и эффективности в работе с аварийным жильем. Интеграция этих технологий не только улучшит процесс осмотра, но и создаст новые возможности для анализа и документирования данных, что станет существенным шагом вперед в управлении и поддержке аварийного жилищного фонда.
Был проведен анализ аналогичных программных решений, связанных с виртуальными турами и обработкой панорамных изображений, с учетом осмотра аварийных домов, а не просто мест происшествий. Также были исследованы программы, позволяющие создавать собственные приложения с поддержкой виртуальной реальности для осмотра таких объектов.
Проведен анализ различных типов маркеров компьютерного зрения, разработан и применен алгоритм калибровки изображения и поиска маркеров, учитывая специфику осмотра аварийных домов.
Разработан экспериментальный образец программного обеспечения для создания виртуальной копии аварийного жилья в соответствии с разработанной концепцией. Реализация приложения выполнена в среде разработки Unity с поддержкой виртуальной реальности. Было осуществлено преобразование исходных сферических панорамных снимков в объекты. Управление реализовано с помощью мыши и клавиатуры, а также с использованием VR-контроллеров при использовании VR-гарнитуры.
Разработан интерфейс для осмотра аварийного жилья, который включает в себя минималистичный дизайн с интерактивными элементами для взаимодействия. Добавлена возможность отображения вспомогательной информации о состоянии объекта и интерактивных элементах. Интерфейс оптимизирован как для классического вывода на монитор, так и для использования с VR-гарнитурой.