Введение 3
1 Теоретические основы функционирования газеты «Спорт-Экспресс»
как современного спортивного СМИ 7
1.1 Газета «Спорт-Экспресс» в контексте истории российских
спортивных СМИ 7
1.2 Ежедневная газета «Спорт-Экспресс» в свете теории современной
российской спортивной журналистики 20
1.3 Типология современных российских спортивных СМИ и место
газеты «Спорт-Экспресс» в системе СМИ 34
2 Специфика ежедневного издания «Спорт-Экспресс» как современного
спортивного СМИ 45
2.1 Особенности содержания газеты «Спорт-Экспресс 45
2.1.1 Тематическая направленность материалов 46
2.1.2 Жанровая специфика издания 67
2.2 Особенности композиционно-графического моделирования
ежедневного издания «Спорт-Экспресс» 88
2.3 Особенности индивидуально-авторского стиля ведущих
журналистов газеты «Спорт-Экспресс» И. Рабинера и С. Егорова 114
Заключение 125
Список использованных источников 127
В современном мире спорт, без сомнения, выступает фактором консолидации общества, поскольку, «как важный социальный феномен, охватывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Спорт влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, моду, этические ценности, формирует соответствующий образ жизни людей» [Лубышева, 2001, с.149]. В России спорт выступает как национальный фактор,выражающийся в повышении здорового уровня жизни, переоценке человеческих возможностей в физическом развитии, влиянии на положительное отношение общества к здоровому образу жизни, достижении общенародной поддержки спортсменов на соревнованиях.
Спорт в ХХІ века - это не только спорт как таковой, но и бизнес в мире спорта. Это многочисленные спортивные информационные каналы, включая спортивную прессу. Это и политика высших достижений в мире спорта и в мире отдельных спортивных институтов, ассоциаций и команд. Это также высокие технологии в мире спортивной индустрии, медицины и организации спортивных состязаний.
Большое значение в развитии спорта имеют сегодня СМИ. Благодаря СМИ становится заметным для общества состояние современного спорта, его изменение. Сегодня меняются идеология, психология и этика современного спорта, что также находит широкое отражение в современных СМИ. Важно и то, что в спортивных трансляциях и праздниках оттачиваются новые способы привлечения внимания аудитории. Благодаря спорту, интенсивно развиваются и конкурируют между собой отдельные спортивные СМИ и программы.
Благодаря внедрению новых цифровых, кабельных, спутниковых систем и интернет-технологий, отечественные массмедиа становятся не просто средством (каналом) передачи спортивной информации, а высокоразвитой медиаиндустрией. Помимо массового распространения спортивных периодических изданий, создаются специализированные теле- и радиоканалы, в которых раскрываются многие стороны современного спорта. Благодаря конвергенции и мультимедийности, спортивные редакции приобретают уникальные возможности, сочетая в себе сразу несколько медиаканалов, что привлекает к теме спорта все новую и новую аудиторию. Спортивные массмедиа делаются более профессиональными, конкурентоспособными и перспективными. Поэтому в настоящее время интерес к массмедиа, ориентированным на спортивную тематику, не только не снижается, но значительно возрастает.
Всё вышеназванное в целом определяет актуальность нашей работы, связанной с миром спортивной российской прессы.
Гипотеза исследования: успешность ежедневного издания «Спорт- Экспресс» обусловлена следующими факторами - достоверностью и оперативностью материалов,актуальностью тем, жанровым многообразием, эффективным композиционно-графическим моделированием, ярким индивидуально-авторским стилем журналистов.
Цель работы - выявить особенности формы и содержания газеты «Спорт- Экспресс».
Объект исследования - газета «Спорт-Экспресс» как современное российское спортивное СМИ.
Предмет нашего исследования - особенности формы и содержания ежедневного издания «Спорт-Экспресс».
Задачи:
-описать историю газеты «Спорт-Экспресс» в контексте истории российской спортивной журналистики;
-описать деятельность газеты «Спорт-Экспресс» с точки зрения теории спортивной российской журналистики;
-определить место издания «Спорт-Экспресс» в общей типологии современных спортивных изданий России;
-выявить основные темы и проблемы, освещаемые в издании;
-описать специфику оформления контента в ежедневной газете;
- описать особенности авторского стиля ведущих журналистов газеты «Спорт-Экспресс.
Научная новизна состоит в том, что ежедневная газета «Спорт-Экспресс» не была предметом отдельного научного изучения.
Методы:
-контент-анализ;
-дискурс-анализ текстов;
-семиотический анализ;
-компаративный анализ.
Эмпирической базой данной газеты стали публикации газеты «Спорт- Экспресс» за: 1991, 2004, 2012 и 2017 годы. Просматривались и анализировались все материалы, напечатанные в издании за данный промежуток времени.
Теоретико-методологической базой работы являются исследования теоретиков, посвященные истории развития физической культуры и возникновению спорта в России: Е.А. Войтик, Г.С. Деметер, В.П. Наумов, Т.С. Майкова, Г.В. Жирков, В.Ф. Асаулов. Кроме того, в данной работе мы опираемся на труды исследователей, посвященных теории современной российской спортивной журналистики: Е.А. Слюсаренко, Ю.В. Ворожко, К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко, В.А. Леднев. Также, опорными для нас стали научные работы о процессах становления и развития специализированной прессы, Е.П. Прохорова, А. И. Акопова и Д.А. Мурзина.
Практическая значимость данной работысостоит в том, чтоматериалы могут быть использованы при подготовке будущих журналистов при изучении актуальных процессов и состояния современной спортивной прессы.
Структура работы:исследование состоит из введения, двух глав - теоретической и исследовательской, заключения и библиографического списка.
Первая глава посвящена истории спорта, развитию спортивной журналистики и месту газеты «Спорт-Экспресс» в данной истории. В этой главе рассматривается понятие спортивной журналистики, приводится история появления термина «спорт». Кроме того, в первой главе описывается теория современной спортивной журналистики, определены цели и задачи, ставящиеся перед журналистикой, а также описаны отношения между спортом и журналистикой. Отражен рынок российских спортивных СМИ и место ежедневного издания «Спорт-Экспресс» в нем, перечисляются факторы, благодаря которым «Спорт-Экспресс» является одним из популярных представителей на рынке российских спортивных СМИ.
Вторая глава посвящена анализу публикаций газеты «Спорт-Экспресс», рассматривается тематическая палитра материалов и их жанровое многообразие. Проанализированы номера для определения особенностей композиционно-графического моделирования, также анализируются публикации ведущих журналистов издания для определения их индивидуального авторского стиля.
Целью написания магистерской диссертации было выявить особенности «формы» и содержания газеты «Спорт-Экспресс».
В пункте 1.1 данной диссертации, была описана история спортивных российских СМИ. В ходе описания нами было представлено, как и когда появилась первая информация о спорте в российских печатных СМИ. Кроме того, мы показали, как развивался сам спорт.
Необходимо отметить, что благодаря увлечению спортом первых лиц государства, он стал популярным среди всего остального населения.
Кроме того, нами были указаны первые издания, в которых тема «спорта» начала периодически освещаться. Было рассмотрено понятие «спорт» и первое его упоминание в российской прессе. В ходе исследования было выявлено, что данный термин имел совершенно другое толкование. Помимо этого, мы рассмотрели первые спортивные издания в России, а также показали историю развития периодических изданий о спорте.
В пункте 1.2 данной работы, была рассмотрена теория современной российской спортивной журналистики. В ходе исследования, нами было установлено, что связь между спортом и прессой весьма существенна. Мы продемонстрировали те задачи, которые встают перед спортивной журналистикой. Кроме того, мы указали, что спорт является важной частью экономики и бизнеса.
В пункте 1.3 был представлен рынок спортивных СМИ в России. Были перечислены крупнейшие спортивные СМИ, также каждому из изданий нами была дана краткая характеристика. В ходе исследования мы выявили, что газета «Спорт-Экспресс» является одним из самых авторитетных и популярных изданий на территории России. В подтверждение нашим словам, мы отобразили результаты нескольких исследований, доказывающих нашу правоту.
В пункте 2.1 было проведено исследование, целью которого было выявить особенности содержания ежедневного издания «Спорт-Экспресс». Для этого мы взяли шесть номеров за 2012 год и шесть номеров за 2017 год, и проанализировали их. В ходе исследования было выявлено, что самым популярным видом спорта является футбол. В независимости от того, закончился футбольный сезон или нет, больше всего материалов посвящено именно данному виду спорта. Конкуренцию футболу может составить хоккей, который идет на втором месте по общей численности материалов, однако, этот вид спорта не вызывает такой интерес, как футбол. Также, мы определили тематическую направленность в различных видах спорта, представленных на страницах издания.
Помимо этого, мы проанализировали номера для определения жанровой палитры. В ходе анализа нами было определено, что самыми популярными жанрами являются заметка, интервью и репортаж. Определив какие жанры используются в издания, мы разобрали несколько материалов, написанных в данных жанрах. Результаты проведенного исследования показали, что газета «Спорт-Экспресс» по праву является одним из самых авторитетных и популярных изданий в России.
В пункте 2.2 нами были выявлены особенности оформления газеты «Спорт-Экспресс». В результате исследования было определено, что на протяжении тех лет, с которых существует газета, она динамично изменялась. Кроме того, все изменения шли изданию только на пользу. Благодаря этим изменениям газета «Спорт-Экспресс» вновь подтвердила свой статус среди российских спортивных изданий.
В пункте 2.3, который является заключительным в нашей работе, мы проанализировали материалы двух самым популярных журналистов издания. В ходе анализа материалов, мы определили индивидуально-авторский стиль каждого из журналистов, который выгодно отличает их не только от своих конкурентов, но и от друг друга.
Таким образом, мы можем заявить о том, что поставленная нами цель достигнута, перечисленные задачи решены, а гипотеза подтвердилась.
1 Акопов, А.И. К вопросу о журнале как типе периодического издания / А. И. Акопов; под. ред. Е.А. Корнилова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1987. -162 с.
2 Алексеев, К. А. Спортивная журналистика: учебник / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. - Москва:Юрайт, 2013. - 427с.
3 Асаулов, В. Ф. Печать как эффективное средство формирования советской системы физического воспитания народа (1917-1925 гг.):автореф.дис. канд. исторических наук: 07.00.10 / Асаулов Виктор Федорович.- Киев, 1989. - 24 с.
4 Барабанова, В. Б. Имидж Современного спорта. Вектор Развития / В. Б. Барабанова // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 6. - С. 127-129.
5 Баранов, В. В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системьтдис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Баранов Вячеслав Владимирович. - Москва, 2001. - 200 с.
6 Беспалова, А. Г. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А Корнилов, А. П. Короченский. - Москва - Ростов-на-Дону:МарТ, 2003. - 432 с.
7 Бецкой, И. И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества / И. И. Бецкой. - Москва: Книга по Требованию, 2012. - 36 с.
8 Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика / М. М. Боген. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва:Либроком, 2013. - 224 с.
9 Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/ Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон//Энциклопедический словарь/ Акционер. издат. общ. Брокгауза и Ефрона. - Санкт-Петербург, 1890. - С. 55-56.
10 Вакурова, Н. В. Миссия журналистики как социально-психологический феномен / Н. В. Вакурова // Вестник университета. - 2012. - № 9. - С. 250-255.
11 Вартанова, Е. Л. Профессия в контексте индустрии: о современном понимании СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова // Меди@льманах. - 2009. - № 6. - С. 6-15.
12 Виноградов, П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований) / П. А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. -Москва: Советский спорт, 2013. - 144 с.
13 Войтик, Е.А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. / Е.А. Войтик ;под. ред. Б.Я. Мисонжникова; Мин-во образования и науки РФ, Том. гос. ун-т. - Томск: ТГУ, 2013. - 239 с.
14 Войтик, Е.А. Спортивный медиатекст: зарождение и развитие (на материале периодических изданий XVIII-XIX вв.). / Е.А. Войтик. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017.- 290 с.
15 Войтик, Е. А. Спортивная тематика в российских периодических
изданиях XVIII в.: к проблеме идентификации [Электронный ресурс] / Е. А. Войтик // Медиаскоп: электронный журнал / Моск. гос. ун-т, фак. журналистики. - 2014. - №2. -
Режим доступа: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000481809
16 Воронков, П. Р. Спортивная пресса как тип [Электронный ресурс] / П. Р. Воронков // Электронный журнал «Самиздат». - Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru
17 Газета Северная пчела[Электронный ресурс]: онлайн версия издания. -
Режим доступа: https: //bismillahirrahmanirrahim.ru/index.php/s/xxTPEc1 B6jNLnGu?path=%2F1851
18 Деметер, Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Г. С. Деметер. - Москва: Советский спорт, 2005. - 323 с.
19 Демидова, Е. Б. Стиль. Стиль. Стиль: учебное пособие / Е. Б. Демидова. - Москва:Прометей, 2011. -118 с.
20 Долгова, С. Р. Повседневные записки делам князя А. Д. Меншикова 1716—1720, 1726—1727 гг. / С. Р. Долгова, Т. А. Лаптева; под общ.ред. А. Л. Налепина. -Москва: Рос. фонд культуры; Студия «ТРИТЭ», 2000. - 582 с.
21 Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. / Т. Ф. Ефремова; под.ред. Т.Ф. Ефремовой .-Москва: ACT, 2006. - Т.1. - 1168с.
22 Жирков, Г. В. Просветительская функция журналистики в
исторической ретроспективе [Электронный ресурс] / Г. В. Жирков // RELGA. - 2004. - №3. - Режим доступа: http: //www.rel ga.ru/Environ/WebObj ects/tgu-
www.woa/wa/Main%3Ftextid%3D111%26level1%3Dmain%26level2%3Darticles
23 Забелин, И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. -Москва: Институт русской цивилизации, 2014. - 1056 с.
24 Зациорский, М. В. Советская наука о физической культуре и спорте: состояние и перспективы / М.В. Зациорский // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 1. - С. 205.
25 Колесниченко, А.В. Прикладная журналистика: учебное пособие/ А. В. Колесниченко. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 180 с.
26 Кудрин, С. А. Базовые метафоры спортивного дискурса как текстопорождающие модели: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Кудрин Сергей Андреевич. - Москва, 2011. - 212 с.
27 Леднев, В. А. Роль бизнеса в индустрии спорта / В. А. Леднев // Спорт и право. - 2011. - №3. - С. 7-9.
28 Лозовский, Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь /Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007.-306 с.
29 Лукина, М. М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов /М. М. Лукина. - Москва: Аспект Пресс, 2011. - 192 с.
30 Лукина М., Лосева Н. Контент интернет-СМИ // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: материалы к обучающим семинарам / сост. С. Балмаева. Екатеринбург: Изд-во Гум. ун-та: Кабинетный учёный, 2011. -148 с.
31 Лубышева, Л.И.Социология физической культуры и спорта: учебное пособие./ Л. И. Лубышева. - Москва: Академия, 2001. - 240 с.
32 Майкова, Т. С. ГисторияСвейской войны(Поденная записка Петра Великого): в 2 т./ Т. С. Майковащод.ред.А. А. Преображенского .- Москва:«Кругъ», 2004. - Т.1. -635 с.
33 Макарцев, Н. А. Страницы истории советского спорта / Н. А. Макарцев.- Москва: Физкультура и спорт, 1967. - 126 с.
34 Максимов, А. М. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения / А. М. Максимов. - Москва: АСТ-Пресс, 2005. - 304 с.
35 Мельникова, Е.Н. Социокультурное значение спорта в средствах массовой информации / Е.Н. Мельникова, Ю.В. Ворожко // Омский науч. вести. - 2010. - № 5. - С. 171-174.
36 Мильчин, А. Э.Издательский словарь-справочник / А. Э. Мильчин; изд. 3-е, испр. и доп.- Москва: ОЛМА-Пресс, 2003. - 560 с.
37 Мужев, В.С.О функциях заголовков/ В. С. Мужев// Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. - 1970. - №55. - С.1-8.
38 Наумов, В. П. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников[Электронный ресурс] / В. П. Наумов. -2010. Режим доступа: http: //booksonline.com.ua/view.php?book=67203
39 Нейбюргер, М. И. Охотник: еженедельный иллюстрированный журнал, посвященный всем отраслям спорта: в 3 т. / М. И. Нейбюргер. -Санкт- Петербург: Альфарет, 2012.- 1132 с.
40 Норман, Б. Ю. Игра на гранях языка / Б. Ю. Норман. -Москва: Флинта,2006. - 344 с.
41 Ныркова, Л.М. Как делается газета: практич. пособие. / Л. М. Ныркова. - Москва: ТОО «Гендальф», 1998. - 68 с.
42 Орлов, С. И. Зарождение и становление советской спортивной журналистики (к вопросу о типологии изданий): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 07.00.10 / Орлов Станислав Исаакович. -Москва, 1974. - 18 с.
43 Перри, Д. Другое и более подробное повествование о России[Электронный ресурс]/ Д. Перри // Чтения императорского Общества Истории и Древностей Российских. -Москва: Университетская типография, 1871. -№. 2.- Режим доступа:http://drevlit.ru/texts/p/perri 12.php
44 Полонский, А. В. Язык современных СМИ: культура публичного диалога/ А. В. Полонский // Мир русского слова.- 2009. - № 1. - С. 62-66.
45 Прохоров, Е. П. Исследуя журналистику / Е. П. Прохоров. - Москва : РИП-Холдинг, 2006. - 202 с.
46 Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е. П. Прохоров. - Москва: Аспект Пресс, 2003. - 253 с.
47 Родиченко, В. С. Спортивные соревнования: информация, управление /В. С. Родиченко.- Москва: Физкультура и спорт, 1978. - 152 с.
48 Рождественский, Ю. В. Введение в культуроведение / Ю. В. Рождественский. — Москва: Добросвет, 2000. - 288 с.
49 Сайт газеты «Спорт-Экспресс»[Электронный ресурс]: газета «Спорт-Экспресс». -Режим доступа: https://www.sport-express.ru/
50 Слюсаренко, Е. А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Слюсаренко Евгений Александрович. - Москва, 2003. - 28 с.
51 Смирнов, В. С истинно русским размахом вкладывали в спорт наши предки / В. Смирнов // Спортивная жизнь России. - 1992. - № 3.- С.41-43.
52 Солганик, Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста / Г. Я. Солганик // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. - 2001. - № 3. - С. 74-83.
53 Столпянский, П.Р. Спорт в старом Петрограде / П. Р. Столпянский //Военно-исторический сборник. - 1914. -№ 3. - С. 33-52.
54 Суник, А.Б. Размышления о физкультурно-спортивном движении в постреволюционную эпоху (20-е годы)/ А. Б. Суник //Журнал «Теория и практика физической культуры». - 2005. - № 5. - С. 2-13.
55 Табашников, И. Н. Газета делается по модели: учебно-метод. пособ. / И. Н. Табашников. - Москва: Издательство МГУ, 1980. - 94 с.
56 Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие/А. А. Тертычный .-Москва: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
57 Третьяков, В. Т. Как стать знаменитым журналистом:курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / В. Т. Третьяков. - Москва:Ладомир, 2004. - 623 с.
58 Туленков, Д. А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления / Д. А. Туленков // Журналистика: молодые исследователи. Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. - 2004. - № 3. - С.173-180.
59 Турчинская, Э.И. Соотношение заголовка и текста в газетно-публицистическом стиле / Э. И. Турчинская. - Москва: УОР, 1984.-234 с.
60 Хапенков, В. Н. Организация рекламной деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования / В. Н. Хапенков, О. В. Сагинова, Д. В. Федюнин. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
61 Хомяков, А. С. Спорт, охота: полное собрание сочинений / А. С. Хомяков. - Москва: Университетская типография, 1900. - 503 с.
62 Чередниченко, С. Яхт-клубы в Российской империи [Электронный ресурс] / С. Чередниченко // Журнал «Яхтинг». - 2003. - №4.-Режим доступа: http: //www.yachting. su/article/363
63 Dictionary of nineteenth-century journalism in Great Britain and Ireland / general editors, Laurel Brake &MarysaDemoor; associate editors, Margaret Beetham [et al.]. - Publisher Gent : Academia Press ; London : British Library, 2009. - 1014 p.
64 Tavakolli, M. Studying role of mass media in sport
development[Электронный ресурс] / M. Tavakolli.//Islamic Azad University, 2013.- №4. - Peжим дocтvпa:https://www.imedpub.com/articles/studying-role-of-mass-
media-in-sport-development.pdf