Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ структуры и содержании ФГОС ВО и разработка предложений дли формирования образовательной программы по направлению «Управление качеством»

Работа №20054

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление качеством

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
631
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Стандартизация высшего образования в Российской Федерации 7
1.1 Аспекты болонского процесса в системе образования 11
1.1.1 Индивидуально-ориентированная организация учебного
процесса 13
1.1.2 Результаты присоединения к Болонскому процессу 15
1.2 Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего
образования 17
1.2.1 Нормативно-правовое обеспечение образования в
Российской Федерации 18
2 Анализ структуры и содержания стандартов высшего образования
по направлению подготовки «Управление качеством» 22
2.1 Область профессиональной деятельности 23
2.2 Объекты профессиональной деятельности 24
2.3 Виды профессиональной деятельности и задачи выпускника 25
2.4 Квалификационные требования 28
2.5 Особенности требований к образовательной программе 31
2.6 Требования к условиям реализации образовательной программы 36
2.6.1 Требования к разработке основной образовательной
программы 36
2.6.2 Требования к кадровому обеспечению учебного процесса 40
2.6.3 Требования к учебно-методическому обеспечению
учебного процесса 42
2.6.4 Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса 44
2.6.5 Требования к организации практик 46
2.6.6 Прочие требования к условиям реализации ОП. Оценка
Качества 50
3 Реализация компетентностного подхода в стандартах последних
поколений 53
3.1 Компетентностный подход. Общие понятия 53
3.2 Оценка качества образовательного процесса 55
3.3 Методика оценки результатов освоения образовательной программы 58
4 Разработка рекомендаций по составлению Учебного плана и Образовательной программы по направлению «Управление качеством» 67
4.1 Профессиональные стандарты 68
4.2 Актуализация образовательной программы 72
Заключение 79
Список сокращений 81
Список использованных источников 82


Актуальность темы. Повышение эффективности и качества образования является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Так, в ходе реализации Государственной программы Российской федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» остро стоит проблема подготовки квалифицированных кадров, которая связана с несоответствием структуры профессионального образования потребностям рынка труда. В частности, одной из целей подпрограммы 5 «Совершенствование управления системой образования» является обеспечение качества образования и оценка образовательных результатов обучающихся. При этом направления в которых реализуется данная политика напрямую касаются ступени высшего образования. Предполагается, что в процессе модернизации сферы образования будут активно представлены интересы работодателей не только посредством организации целевого обучения, но и посредством актуализации нормативных документов федерального уровня, устанавливающих требования к образовательному процессу.
В качестве нормативной базы высшего образования разработаны и утверждены федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), определяющие содержание обучения и представляющие собой основу оценки качества подготовки лиц, и образовательной деятельности высших учебных заведений как таковой.
С 2003 года Россия является участником Болонского процесса, подписав Болонскую декларацию, одним из ключевых положений которой является введение двухциклового образования. Это потребовало пересмотр стандартов высшего образования и адаптация их положений под новые реалии законодательства. До 2009 года подготовка специалистов по направлению «Управление качеством» велась в рамках требований стандартов так называемого «второго поколения», утвержденного 27.03.2000 г. под рег. № 277 тех/дс. С изменениями в главном нормативном документе, определяющем образовательный процесс разных ступеней на территории Российской Федерации - Законе об образовании - подход к образованию в рамках системы государственных образовательных стандартов был изменен. В стандартах третьего поколения за основу был взят компетентностный подход, а подготовка лиц стала вестись на двух уровнях: магистратуры и бакалавриата. На первый взгляд в требованиях к образовательной программе и требованиях к выпускникам сохранялись традиции подготовки специалистов, однако при этом были введены кардинально новые положения. А с введением в действие нового Закона об образовании от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ стандарты третьего поколения были отредактированы (до поколения 3+) и на данный момент их требования являются актуальными для вузов. Результаты Болонского процесса освещены в данной работе в первом разделе с использованием трудов профессора педагогических наук В.И. Байденко, главного научного сотрудника Федерального института развития образования Б.А. Сазонова и других исследователей темы реформирования современного образования. Для определения ключевых изменений, произошедших в процессе эволюции стандартов высшего образования, в данной работе выделен раздел, посвященный тщательному анализу структуры и содержания ФГОС ВО.
При предварительном изучении темы в рамках достижения целей и решения задач Программы «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» было установлено, что ФГОС устанавливают только требования, соблюдение которых обеспечивает качество образования. При этом методики оценки качества предлагаются только в рамках оценки деятельности вуза в целом. Законодательные документы содержат общие формулировки, определяющие определенную степень свободы вуза при выборе методов оценок качества подготовки выпускников (как и содержания образовательной программы). Проблема заключается в том, что ни преподаватель, ни потенциальный работодатель не имеют единой методики для оценки соответствия выпускника требованиям образовательных стандартов. Анализ структуры и содержания ФГОС ВО позволит определить конкретные требования, необходимые для разработки способа оценки качества образования применительно к выпускнику, поэтому исследованию уже имеющихся методик и созданию авторской методики посвящен третий раздел данной работы. В четвертом разделе будут рассмотрены практические варианты актуализации образовательной программы с учетом требований работодателей. С учетом вступивших в силу изменений в Трудовом кодексе РФ согласно Федеральному закону «О внесении изменений в законодательные акты РФ» № 122-ФЗ на данный момент требования к уровню подготовки специалистов на предприятиях регламентируются профессиональными стандартами. С направлением подготовки «Управление качеством» соотносится профессиональный стандарт «Специалист по качеству продукции». Данный стандарт относится к сквозным видам профессиональной деятельности промышленности и, в отличие от стандартов для специалистов, например атомной промышленности или авиастроения, содержит универсальные требования, которые можно и нужно учитывать при формировании образовательной программы в вузе технической направленности.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и внедрение предложений для формирования образовательной программы по направлению «Управление качеством».
Объектом исследования выступают образовательные стандарты РФ в области подготовки бакалавров и магистров.
Предметом исследования являются образовательные стандарты высшего образования РФ по направлению «Управление качеством».
Задачи, которые необходимо решить в процессе исследования темы следующие:
- изучить нормативные и законодательные документы, регулирующие образовательную деятельность учреждений высшего образования;
- определить типовую структуру стандартов, регламентирующих образовательный процесс;
- проанализировать эволюцию поколений стандартов ВО;
- разработать методику оценки требований стандартов ВО последнего поколения уровня магистратуры;
- разработать рекомендации по формированию Образовательной программы по направлению «Управление качеством» уровня магистратуры.
Методологической базой исследования являются общенаучные теоретические методы, такие как: анализ (в том числе системный), полное сравнение (устанавливаются как сходство, так и отличия), конкретизация. При этом при решении поставленной практической задачи эмпирическую базу составили размещенные в электронной правовой системе «Консультант плюс» нормативные и законодательные акты, а также опубликованные материалы, содержащие концепции оценки качества образования.
Основными результатами, определяющими новизну проведенного исследования являются:
- на основании анализа ФГОС ВО по направлению подготовки «Управление качеством» выявлены достоинства и недостатки поколения стандартов 3+, определены требования, подлежащие оценке по разработанной методике;
- определены критерии по каждой компетенции уровня магистратуры, включая входящие в группу «общекультурные», подлежащие оценке;
- разработанная методика оценки критериев качества подготовки выпускника уровня магистратуры представлена практически на примере рабочей программы дисциплины «Функциональные системы менеджмента и их интеграция»;
- выявлены профессиональные стандарты, требования которых должны приниматься во внимание при составлении образовательной программы;
- предложены рекомендации по актуализации образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В формировании конкурентоспособного специалиста высшее образовательное учреждение в обязательном порядке руководствуется нормативными документами, содержащими требования к уровню подготовки кадров высшей квалификации. В процессе диссертационного исследования был проведен комплексный анализ стандартов ФГОС ВО по направлению подготовки «Управление качеством», включающий в себя комплексный анализ структуры и содержания документов разных поколений. При анализе учитывалась структура ФГОС ВО последнего поколения с включенными в нее структурными элементами стандартов более ранних поколений, в результате чего были сформированы основные выводы.
Одним из достоинств стандартов второго поколения явилось подробное содержание образовательной программы, которое включало в себя практически полный перечень дисциплин с указанием объема курса. Одновременно достоинство на современном этапе развития науки и образования являлось бы и недостатком, так как стандарты второго поколения были пригодны к использованию только техническими вузами. Управление качеством подразумевает в том числе качество не только технически сложной продукции, но и, например, услуг.
Стандарты последнего поколения 3+ содержат общие требования к содержанию и условиям реализации образовательной программы - вуз формирует перечень дисциплин ориентируясь на задачи, которые должен будет решать выпускник в профессиональной деятельности, а также на компетенции, определенные ФГОС ВО 3+. Таким образом была сформулирована задача, направленная на разработку методики оценки качества подготовки выпускника. При решении данной задачи использовались основополагающие требования нормативных документов федерального уровня, общих для использования вузами любой направленности.
Подготовительным этапом при разработке методики оценки явилось извлечение элементарных составляющих компетенции - критериев оценки. Был подготовлен полный перечень критериев по каждой компетенции, объединенных ФГОС ВО уровня магистратуры в группы: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные.
Разработанная методика представлена в виде последовательных этапов необходимых действий, при этом данный алгоритм практически обоснован на примере рабочей программы актуальной дисциплины «Функциональные системы менеджмента и их интеграция».
При разработке образовательной программы необходимо в том числе обращать внимание не только на профессиональные задачи и компетенции, но и на вид деятельности, которых в отношении магистратуры ФГОС ВО 3+ установлено четыре вида. В образовательную программу магистратуры рекомендуются включить элементы научно-исследовательского вида деятельности, так как уровень подготовленности магистра подразумевает большую степень ответственности во время рабочего процесса, по сравнению с уровнем подготовки бакалавра. При этом необходимо учитывать, что - в случае магистратуры - наибольшее количество профессиональных компетенций включает в себя как раз организационно-управленческая деятельность. Стандартами не исключается возможность дополнение образовательной программы компетенциями из иных видов деятельности.
В качестве дополнительного источника, влияющего на содержание образовательной программы были исследована тема профессиональных стандартов, которые согласно последним изменениям в законодательстве рекомендуется использовать отдельным видам работодателей. Опираясь на профессиональные стандарты работодатель выстраивает рабочий процесс специалистов, которые одновременно являются и выпускниками, подготовленными согласно требованиями ФГОС ВО.
В процессе изучения данной темы были определены два стандарта, требования которых рекомендуется учитывать при формировании образовательной программы: «Специалист по качеству продукции» и «Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства». Требования указанных стандартов рекомендуется учитывать при формировании вариативного блока образовательной программы. В результате анализа требований вышеперечисленных профессиональных стандартов в работе даны рекомендации по включению дисциплин в вариативный блок ОП, были определены задачи, которые решаются в процессе изучения дисциплин, а также компетенции, которые должны быть в итоге сформированы.
Таким образом, полученные выводы и данные рекомендации актуальны в отношении реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования и практически применимы в вузе технической направленности, занимающегося подготовкой кадров в области управления качеством.



1. Володин, А. А. Стандартизация высшего профессионального образования как механизм обеспечения его качества / А. А. Володин // Письма в Эмиссия.оффлайн : электронный научный журнал. - 2012. - № 3.
2. Сазонов, Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования : учебное пособие / Б. А. Сазонов. - Москва : ФИРО, 2012. - 184 с.
3. Болонский процесс: итоги десятилетия / под науч. ред. В. И. Байденко. - Москва : Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Институт качества высшего образования, 2012. - 446 с.
4. Гребнев, Л. С. Болонский процесс и «Четвертое поколение» образовательных стандартов / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России - 2011. - № 11. - С. 29- 41.
5. Шаронин, Ю. В. Стандартизация образования: проблемное поле модернизации российского профессионального образования / Ю. В. Шаронин // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.
6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 03.07.2016. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Байденко, В. И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. -2007. - № 5. - С. 4-9.
8. Казакова, В. А. Формирование общекультурных компетенций студентов в техническом вузе: эксперимент / В. А. Казакова, А. Р. Каримов // Преподаватель XXI век. Т. 1. - 2013. - № 3. - С. 7- 16.
9. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учебник для вузов // Е. А. Климов. - Москва : Культура и спорт, ЮНИТИ, 2014. - 350 с.
10. Карпов, А. В. Психология труда : учебник для вузов / А. В. Карпов, Е. В. Конева, Е. В. Маркова. - Санкт-Петербург : Владос-Пресс, 2013. - 352 с.
11. ГОС ВПО Направление подготовки дипломированного специалиста 657000 - Управление качеством - Рег. № 277 тех/дс [Электронный ресурс] : приказ Минобразования РФ от 02.03.2000 № 686. - Режим доступа: http://www.eduscan.net.
12. ФГОС ВПО по направлению подготовки 221400 Управление качеством (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 704. - Режим доступа: http://www.eduscan.net.
13. ФГОС ВПО по направлению подготовки 221400 Управление качеством (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 701. - Режим доступа: http://www.eduscan.net.
14. ФГОС ВО по направлению подготовки 27.03.02 Управление качеством (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 09.02.2016 № 92. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. ФГОС ВО по направлению подготовки 27.03.02 Управление качеством (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 30.10.2014 № 1401. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
16. Широбокова, Т. С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО / Т. С. Широбокова // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 7.
17. Гердт, Н. А. НИРС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО / Н. А. Гердт // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 772- 774.
18. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании» [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ ред. от 03.07.2016. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19. Носко, И. В. Общепрофессиональные компетенции в модели выпускника вуза - бакалавра педагогики / И. В. Носко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена / Аспирантские тетради : научный журнал. - Санкт-Петербург, 2007. - № 14(37) - С. 294-299.
20. Дисциплины по выбору // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации [сайт]. - Москва, 2017. - Режим доступа: http://www.fa.ru.
21. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2013 № 1367 ред. от 11.10.2016. // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 01.11.2015. - Москва : Стандартинформ, 2015. - 47 с.
23. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : Методическое пособие / В. И. Байденко. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011. - 114 с.
24. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012. - 536 с.
25. Спенсер-мл., Лайл М. Компетенции на работе / Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер. - Москва : HIPPO, 2012. - 384 с.
26. О фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике [Электронный ресурс] : положение СФУ № ПВД ФОС - 2014 утв. 01.11.2014. - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/9157.
27. Ермолаева, А. В. Профессиональный и образовательный стандарты в сфере документационного обеспечения управления: точки соприкосновения / А. В. Ермолаева // Делопроизводство. - Москва : Деловые коммуникации, 2016 - № 2. - С. 94-102.
28. Трудовое право : учебник для прикладного бакалавриата / В. Л. Гейхман [и др.] ; под ред. В. Л. Гейхмана. - Москва : Юрайт, 2015. - 407 с.
29. Профессиональный стандарт Специалист по качеству продукции [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 31.10.2014 № 856н. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
30. Свирин, Ю. А. Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации работников: проблемы теории и практики / Ю. А. Свирин, С. Е. Титор // Современное право. - Москва : Новый индекс, 2016. - № 11. - С. 38¬42.
31. Дмитриева, Ю. А. Оценка уровня конкурентоспособности выпускников вузов / Ю. А. Дмитриева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 9.
32. Голованова, Л. А. Системная оценка конкурентоспособности выпускников вузов / Л. А. Голованова, М. С. Сюпова // Вестник ТОГУ - 2015. - № 1(36). - С. 199-210.
33. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 ред. от 31.03.2017. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-2/05вн. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
35. Летягина, Е. Н. Использование профессиональных стандартов в образовательном процессе : учебно-методического пособие / Е. Н. Летягина, С. В. Едемская
36. Профессиональный стандарт Специалист по стратегическому и тактическому планированию в организации производства [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 08.09. 2014 № 609н. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ