ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ ДОСУГА И ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ОБЗОР ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ СВЯЗАННЫХ С ИЗУЧЕНИЕМ ДОСУГА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Досуг: понятия, подходы, типы 8
1.1.1. Функции, принципы и особенности досуга 15
1.1.2. Типы досуга 18
1.1.3. Классификация, структура и виды досуга 20
1.2. Психологическое благополучие 22
2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели и задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 35
2.3. Методы математической обработки данных 39
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯ ДОСУГА И ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ
3.1. Изучение форм деятельности молодежи на досуге 40
3.1.1. Изучение различий в содержании деятельности на досуге у юношей и девушек 40
3.1.2. Анализ внутренних взаимосвязей между сферами досуга у юношей и девушек 42
3.2. Изучение субъективной оценки досуга студентами 45
3.2.1. Анализ различий в субъективной оценке досуга у юношей и девушек 45
3.2.2. Взаимосвязи выбора досуговых занятий с субъективной оценкой досуга 46
3.3. Взаимосвязь психологического благополучия с особенностями досуга 47
3.3.1. Взаимосвязи выбора сфер проведения досуга с параметрами психологического благополучия у юношей и девушек 47
3.3.2. Взаимосвязи психологического благополучия с субъективной оценкой досуга у юношей и девушек 50
ВЫВОДЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
1.ОБЗОР ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ СВЯЗАННЫХ С ИЗУЧЕНИЕМ ДОСУГА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Досуг: понятия, подходы, типы 8
1.1.1. Функции, принципы и особенности досуга 15
1.1.2. Типы досуга 18
1.1.3. Классификация, структура и виды досуга 20
1.2. Психологическое благополучие 22
2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели и задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 35
2.3. Методы математической обработки данных 39
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯ ДОСУГА И ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ
3.1. Изучение форм деятельности молодежи на досуге 40
3.1.1. Изучение различий в содержании деятельности на досуге у юношей и девушек 40
3.1.2. Анализ внутренних взаимосвязей между сферами досуга у юношей и девушек 42
3.2. Изучение субъективной оценки досуга студентами 45
3.2.1. Анализ различий в субъективной оценке досуга у юношей и девушек 45
3.2.2. Взаимосвязи выбора досуговых занятий с субъективной оценкой досуга 46
3.3. Взаимосвязь психологического благополучия с особенностями досуга 47
3.3.1. Взаимосвязи выбора сфер проведения досуга с параметрами психологического благополучия у юношей и девушек 47
3.3.2. Взаимосвязи психологического благополучия с субъективной оценкой досуга у юношей и девушек 50
ВЫВОДЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
Актуальность выбранной темы заключается в том, что досуг за рубежом с выходом книги М. Аргайла «Социальная психология досуга» стал полноправным объектом психологического исследования, а в нашей стране психологические аспекты досуга не рассматривались. В этом также заключается новизна нашей работы, объектом нашего исследования будет являться досуговая деятельность, как и у зарубежных авторов.
Под досугом можно понимать то свободное время, которое человек может использовать по своему выбору (M. Argyle, «The social psychology of leisure, 1996»).
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие их потребности. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места и времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга, характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодых людей. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Тема нашего научного исследования представляет собой широкую и многоаспектную проблему. В зарубежной и отечественной психологической науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как М. Аргайл, Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, Г.П. Орлов, С.Г. Струмилин, Дж. Шивере. Именно они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга.
Говоря о проблеме психологического благополучия личности, то можно сказать, что на данный момент она также является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию.
В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется также влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (М. Аргайл, Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс, Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова и др.).
Современные условия предоставляют великолепные возможности, человек любого социального слоя, пола и практически любого возраста имеет широкий выбор занятий на досуге, но мало кто задумывается, почему люди делают выбор в пользу той или иной деятельности, и какое влияние эта деятельность оказывает на их психологическое благополучие. Данное влияние, по мнению многих исследователей, требует более глубокого изучения, поэтому целью данной работы является выявление взаимосвязи содержания досуга и отношения к нему с психологическим благополучием.
Методологическими и теоретическими основаниями исследования выступили основные положения теорий и концепций зарубежных и отечественных авторов, таких как: К. Рифф, Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко, Н. Н. Мельникова, Н. Брэдбёрн, Э. Динер, А.А. Кроник и другие.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить формы деятельности студентов на досуге.
2. Получить показатели субъективной оценки досуга.
3. Измерить параметры психологического благополучия.
4. Изучить различия в характере досуговых занятий и в субъективном отношения к досугу у юношей и девушек.
5. Проанализировать внутренние взаимосвязи между досуговыми сферами у юношей и девушек.
6. Определить взаимосвязь особенностей досуга с психологическим благополучием.
7. Сравнить характер полученных взаимосвязей юношей и девушек....
Под досугом можно понимать то свободное время, которое человек может использовать по своему выбору (M. Argyle, «The social psychology of leisure, 1996»).
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие их потребности. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места и времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга, характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодых людей. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Тема нашего научного исследования представляет собой широкую и многоаспектную проблему. В зарубежной и отечественной психологической науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как М. Аргайл, Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, Г.П. Орлов, С.Г. Струмилин, Дж. Шивере. Именно они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга.
Говоря о проблеме психологического благополучия личности, то можно сказать, что на данный момент она также является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию.
В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется также влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (М. Аргайл, Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс, Н.К. Бахарева, М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова и др.).
Современные условия предоставляют великолепные возможности, человек любого социального слоя, пола и практически любого возраста имеет широкий выбор занятий на досуге, но мало кто задумывается, почему люди делают выбор в пользу той или иной деятельности, и какое влияние эта деятельность оказывает на их психологическое благополучие. Данное влияние, по мнению многих исследователей, требует более глубокого изучения, поэтому целью данной работы является выявление взаимосвязи содержания досуга и отношения к нему с психологическим благополучием.
Методологическими и теоретическими основаниями исследования выступили основные положения теорий и концепций зарубежных и отечественных авторов, таких как: К. Рифф, Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко, Н. Н. Мельникова, Н. Брэдбёрн, Э. Динер, А.А. Кроник и другие.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить формы деятельности студентов на досуге.
2. Получить показатели субъективной оценки досуга.
3. Измерить параметры психологического благополучия.
4. Изучить различия в характере досуговых занятий и в субъективном отношения к досугу у юношей и девушек.
5. Проанализировать внутренние взаимосвязи между досуговыми сферами у юношей и девушек.
6. Определить взаимосвязь особенностей досуга с психологическим благополучием.
7. Сравнить характер полученных взаимосвязей юношей и девушек....
Данная дипломная работа была посвящена изучению взаимосвязи содержания досуга и отношения к нему с параметрами психологического благополучия у юношей и девушек в возрасте от 18 до 25 лет.
В теоретической части раскрываются основные понятия - досуговая деятельность и психологическое благополучие, а также их различные характеристики. Рассматриваются зарубежные и отечественные концепции и теории.
В результате исследования было выявлено различие в досуговой сфере у юношей и девушек, а именно в таких сферах, как: сфера внутренней активности, практическая сфера, телесная и культурная сферы.
Также, исследуя анализ взаимосвязей внутри досуговых сфер у юношей и девушек, было выявлено, что досуговая сфера у девушек связана между собой намного плотнее, чем у мужчин, а психологическое благополучие больше связано с субъективной оценкой досуга, чем с конкретным содержанием деятельности на досуге.
В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом внимания психологов. Это необходимо для того, чтобы понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Наше исследование как раз помогло подобраться поближе к выявлению этих данных.
Что касается сферы досуга, то она предоставляет наибольшую возможность для того, чтобы человек разобрался в себе, открыл в себе новые ресурсы и наладил свое психологическое благополучие. И, в наши дни, пожалуй, не существует какого-либо единого предписания для достижения этой цели. Прежде всего, требуется развитие внутренних возможностей человека, позволяющих адекватно использовать традиционные модели поведения и изобретать новые, а также хорошо видеть окружающую его ситуацию.
Совершенствования деятельности по организации досуга сегодня является очень актуальной проблемой. И ее решение должно и дальше идти активно по всем направлениям.
В дальнейшем аналогичное исследование можно провести на других выборках, например, на выборках «постарше». Есть такая теория, что психологическое благополучие с течением возраста имеет тенденцию уменьшаться, следовательно, у пожилых людей низкий уровень психологического благополучия, - что очень интересно было бы проверить.
Также, основываясь на нашем исследовании, можно изучить причины выбора тех или иных сфер деятельности на досуге.
В теоретической части раскрываются основные понятия - досуговая деятельность и психологическое благополучие, а также их различные характеристики. Рассматриваются зарубежные и отечественные концепции и теории.
В результате исследования было выявлено различие в досуговой сфере у юношей и девушек, а именно в таких сферах, как: сфера внутренней активности, практическая сфера, телесная и культурная сферы.
Также, исследуя анализ взаимосвязей внутри досуговых сфер у юношей и девушек, было выявлено, что досуговая сфера у девушек связана между собой намного плотнее, чем у мужчин, а психологическое благополучие больше связано с субъективной оценкой досуга, чем с конкретным содержанием деятельности на досуге.
В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом внимания психологов. Это необходимо для того, чтобы понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Наше исследование как раз помогло подобраться поближе к выявлению этих данных.
Что касается сферы досуга, то она предоставляет наибольшую возможность для того, чтобы человек разобрался в себе, открыл в себе новые ресурсы и наладил свое психологическое благополучие. И, в наши дни, пожалуй, не существует какого-либо единого предписания для достижения этой цели. Прежде всего, требуется развитие внутренних возможностей человека, позволяющих адекватно использовать традиционные модели поведения и изобретать новые, а также хорошо видеть окружающую его ситуацию.
Совершенствования деятельности по организации досуга сегодня является очень актуальной проблемой. И ее решение должно и дальше идти активно по всем направлениям.
В дальнейшем аналогичное исследование можно провести на других выборках, например, на выборках «постарше». Есть такая теория, что психологическое благополучие с течением возраста имеет тенденцию уменьшаться, следовательно, у пожилых людей низкий уровень психологического благополучия, - что очень интересно было бы проверить.
Также, основываясь на нашем исследовании, можно изучить причины выбора тех или иных сфер деятельности на досуге.
Подобные работы
- Исследование эмоционально-личностного благополучия
старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психологические особенности самоотношения личности в контексте
удовлетворенности браком
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ СОТРУДНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ
ТРАДИЦИЯМ У ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры досуга в семейном воспитании
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (на примере туркменской и русской национальностей)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК ЦЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И РОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ В СЕМЕЙНЫХ ПАРАХ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020





