Современное церковное изобразительное искусство (на примере творчества мастеров Екатеринбурга)
|
ВВЕДЕНИЕ - 3
ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИИ ИКОНОПИСАНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
(сер.1980-х - 1990-е гг. ХХ в.) - 25
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В
ТВОРЧЕСТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ МАСТЕРОВ (XXI в.) - 41
2.1. Ведущие художники-иконописцы Екатеринбурга
2.1.1. Творчество Олега и Любови Вострецовых - 43
2.1.2. Творчество Николая Шушалыкова - 60
2.1.3. Творчество Владимира Дубровина - 72
2.2. Иконописные мастерские Екатеринбурга
2.2.1. Иконописные мастерская Татьяны Водичевой - 74
2.2.2. Иконописная мастерская сестер женского
Ново-Тихвинского монастыря - 83
ГЛАВА 3. ИКОНОГРАФИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В ТВОРЧЕСТВЕ ИКОНОПИСЦЕВ ЕКАТЕРИНБУРГА
3.1. Образы новопрославленных святых: основные критерии
формирования иконографии - 93
3.2. Иконы Соборов Святых В Земле Уральской Просиявших .... - 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 109
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 118
ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИИ ИКОНОПИСАНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
(сер.1980-х - 1990-е гг. ХХ в.) - 25
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В
ТВОРЧЕСТВЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ МАСТЕРОВ (XXI в.) - 41
2.1. Ведущие художники-иконописцы Екатеринбурга
2.1.1. Творчество Олега и Любови Вострецовых - 43
2.1.2. Творчество Николая Шушалыкова - 60
2.1.3. Творчество Владимира Дубровина - 72
2.2. Иконописные мастерские Екатеринбурга
2.2.1. Иконописные мастерская Татьяны Водичевой - 74
2.2.2. Иконописная мастерская сестер женского
Ново-Тихвинского монастыря - 83
ГЛАВА 3. ИКОНОГРАФИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В ТВОРЧЕСТВЕ ИКОНОПИСЦЕВ ЕКАТЕРИНБУРГА
3.1. Образы новопрославленных святых: основные критерии
формирования иконографии - 93
3.2. Иконы Соборов Святых В Земле Уральской Просиявших .... - 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 109
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 118
Сегодня развитие церковного искусства, надо признать, является одним из приоритетных направлений в художественной культуре России. Изучение православного искусства с его многовековыми традициями не может иметь объективную оценку без творчества региональных мастеров, без внимательного изучения всей совокупности факторов, определяющих его развитие.
Вполне оправдан интерес к творчеству иконописцев Екатеринбурга с высоким уровнем художественного мастерства, стилевым разнообразием, географией своих работ. За последние три десятилетия екатеринбургские художники прошли все этапы мастерства, продолжая активно участвовать в восстановлении и развитии храмового искусства не только в России, но и за рубежом. Обширный материал, созданный екатеринбургскими иконописцами требует углубленного методологического подхода к изучению и сохранению созданных ими произведений. Тем не менее, на сегодняшний день не существует комплексного научного исследования творчества мастеров Екатеринбурга, что подтверждает актуальность данной работы.
Степень теоретической разработанности проблемы исследования
С середины 1980-х гг. в России происходят общественно-исторические изменения в отношении между государством, обществом и РПЦ, которая начинает активно восстанавливать свои позиции. Тысячелетие Крещения Руси и Дветысячелетие Христианства обозначили новый этап в развитии православной культуры. В 1983 г. подготовка к празднованию Тысячелетия Крещения Руси поставила ряд задач, которые были связаны с восстановлением и открытием духовно-административного центра Московского Патриархата — Донского ставропигиального мужского монастыря. По сути это событие стало точкой отсчета в развитии современного храмового искусства, набирая
обороты и становясь одним из приоритетных направлений в художественной культуре России. Именно здесь иконописание отрыто рождается в церковном пространстве впервые за долгие десятилетия богоборчества. Еще до празднования Тысячелетия Крещения Руси, в 1986 г., проходят три
международные научные конференции — в Москве, Ленинграде, Киеве , посвященные деятельности тысячелетней истории РПЦ.
Следующее событие также послужило отправной точкой в истории современного иконописания — это первая выставка современной иконы в Знаменском соборе Москвы, в Зарядье (1989). Выставка открыто продемонстрировала, что «несмотря на идеологическое давление, иконопись в России выжила, и у нее есть будущее. Время это подтвердило» . В статье М.Гусева на основе работ мастеров первой выставки предпринят художественный анализ, отмечены положительные и отрицательные стороны. Кроме того, автор выделяет два основных направления - это школа К.Покровской, в которой отмечает высокий профессионализм и эстетическую смелость; второе направление - «строгий стиль», к которому можно было отнести большинство представителей общества «Изограф». Считая второе направление более перспективным, близким к современным эстетическим концепциям, при этом не отрицая достоинства и право на существование школы К.Покровской.
«В дальнейшем выставки современной иконы становятся регулярными, но все чаще приобретая коммерческий интерес, а каталоги к выставкам несут рекламный характер» - отмечает И.К.Языкова. Единственный тираж журнала «Творчество» в 1990 г. был посвящен актуальным вопросам современного иконописания, в том числе с участием известных иконописцев — архимандрита Зинона (Теодора) и К.М.Покровской.
В разных источниках высказывается точка зрения о прерванной иконописной традиции в советское время. Реконструкция исторических событий ХХ века доказала, что традиция иконописания, которая, казалось, была прервана в начале ХХ века, на самом деле не переставала существовать и усилиями подвижников сохранялась в реставрационных музейных мастерских, монастырях и на территории русского зарубежья. По праву стоящие у истоков современного иконописания, матушка Иулиания (М.Н.Соколова), сестра Иоанна (Ю.Н.Рейтлингер), К.М.Покровская, архимандрит Зинон (Теодор) вложили огромный труд для сохранения древнерусских традиции в России. Ученики этих подвижников сегодня активно работают, являются ведущими иконописцами и педагогами как в России, так и за рубежом.
Динамичность, изменчивость, противоречивость процессов иконописания изначально требовали оперативной фиксации и научного осмысления. Тем не менее, в первые годы серьезного научного интереса не наблюдается, исследования представляют собой «взгляд со стороны». «Искусствоведы первых лет, как группа наблюдателей, не признавая современной иконы даже на эстетическом уровне <...>, что косвенно подтверждает факт разрыва традиции», отмечает А.М. Копировский . Такое отношение к современным процессам иконописания частично оправдано: геополитические изменения в стране, безразличие к «религиозному возрождению» , еще недавно иконописание относилось к категории гетто и преследовалось законом, отсутствие знаний в области церковного искусства; непризнание иконописания как живой традиции, считая ее сугубо музейным наследием. К тому же, сложность заключалась в постижении языка иконы, который не предполагает вольной интерпретации его содержания. «Пока искусствоведами не будет освоено богословие иконы, всякий разговор о церковном искусстве будет бесполезным», - настаивает М.М.Дунаев. Такой подход касается всякого, кто входит в проблематику церковного искусства. Многие авторы продолжают воспринимать образ с точки зрения художественно-эстетического осмысления, «называя икону исключительно «памятником изобразительного искусства», «музейным экспонатом», не желая включать его в контекст истинного назначения» .
Попытку проследить основные тенденции начального этапа развития современного иконописания России продемонстрировано в статье Л.И.Лившица . Автор предлагает сравнительный анализ двух выставок, посвященных современной иконе («Современная икона», 1989 и «Русская икона в конце ХХ века», 1997), в котором отмечает преодоление этапа освоения ремесла, копийности и стремление к творческому замыслу. В опубликованные альбомы под общим названием «Современная православная икона» (1993, 1994) вошли лучшие образцы иконописи начала 1990-х годов. Уровень работ уже на раннем этапе позволяет утверждать об огромном таланте и духовном потенциале русского народа. Художественные альбомы и каталоги выставок современного церковного искусства являются и сегодня большой редкостью.
Основными источниками начального этапа развития иконописания являются интервью с иконописцами, рецензии к выставкам, редкие статьи в периодических изданиях, авторами которых чаще выступают сами иконописцы. Первый опыт осмысления творческого пути относится к известному иконописцу Архимандриту Зинону (Теодору) , на формирование которого оказал труд религиозного мыслителя и иконописца ХХ века Л.А.Успенского. Аналитический обзор иконописания современных московских иконописцев конца ХХ в., известного иконописца, педагога Светланы Ржаницыной является и сегодня очень ценным материалом .
Процессы духовного возрождения в России существенно увеличили интерес к древнерусскому искусству. Стоит отметить, что интерес начинает расти уже с середины 1950-х годов прошлого столетия. Помимо идеологии советского времени трудным было и само восприятие у всех, кто обращался к нему. На рубеже 1980-90-х годов выходят труды Н.А.Барской , Г.Клоковой , и др., раскрывается язык и сюжеты древнерусской живописи в достаточно строгой логике построения материала, но при этом, сохраняя в большей степени эстетический подход, сформировавшийся в советское время.
Научный интерес к современным процессам развития церковного искусства начинает формироваться с середины 1990-х: проходят научные конференции, круглые столы, посвященные проблемам современного церковного искусства, его изучению и преподаванию, публикуются статьи в научных журналах и сборниках и др. Актуализация и систематизация материала, методология входят в научный оборот.
Первая конференция, собравшая широкий круг специалистов, была организована МДА и ПСТГУ в 1996 г. Главные темы конференции — богословские и практические проблемы в церковной живописи. Такие, как бесконтрольность и хаотичность, которыми наполняется храмовое пространство, несоответствие канонам, художественному уровню и стилистическому единству в церковном интерьере, созданию церковно¬археологической комиссии по надзору за созданием произведений церковного искусства. Другие вопросы касались значения иконописца и его роли в служении Церкви, некомпетентности заказчиков в вопросах церковного искусства, значения преподавания богословия иконы будущим священнослужителям и др. Сформулированные концептуальные решения в развитии иконописания стали итоговым документом конференции.
К концу XX в. традиция иконописания была восстановлена во многих исторических центрах центральной России (Москва, Санкт-Петербург, Псков, Ярославль, Тверь и др.), на Урале и Сибири. Впервые попытка объективной оценки развития современных иконописных центров в России во второй половине ХХ в. была предпринята Н.С.Кутейниковой - автором
многочисленных монографий, статей, посвященных, проблемам и тенденциям развития современного храмового искусства в контексте общего развития культуры Православия .
Новый этап в развитии православного искусства в России потребовал сформулировать основные проблемы, связанные с теоретическими и практическими вопросами: специфика художественного языка иконы, комплексный подход в изучении произведений храмового искусства (исторический, художественно-эстетический, богословский,
иконографический и др.), проблема канона в церковном искусстве, уровень профессиональной подготовки иконописца, принципы формирования иконографии новопрославленных святых и др...
Вполне оправдан интерес к творчеству иконописцев Екатеринбурга с высоким уровнем художественного мастерства, стилевым разнообразием, географией своих работ. За последние три десятилетия екатеринбургские художники прошли все этапы мастерства, продолжая активно участвовать в восстановлении и развитии храмового искусства не только в России, но и за рубежом. Обширный материал, созданный екатеринбургскими иконописцами требует углубленного методологического подхода к изучению и сохранению созданных ими произведений. Тем не менее, на сегодняшний день не существует комплексного научного исследования творчества мастеров Екатеринбурга, что подтверждает актуальность данной работы.
Степень теоретической разработанности проблемы исследования
С середины 1980-х гг. в России происходят общественно-исторические изменения в отношении между государством, обществом и РПЦ, которая начинает активно восстанавливать свои позиции. Тысячелетие Крещения Руси и Дветысячелетие Христианства обозначили новый этап в развитии православной культуры. В 1983 г. подготовка к празднованию Тысячелетия Крещения Руси поставила ряд задач, которые были связаны с восстановлением и открытием духовно-административного центра Московского Патриархата — Донского ставропигиального мужского монастыря. По сути это событие стало точкой отсчета в развитии современного храмового искусства, набирая
обороты и становясь одним из приоритетных направлений в художественной культуре России. Именно здесь иконописание отрыто рождается в церковном пространстве впервые за долгие десятилетия богоборчества. Еще до празднования Тысячелетия Крещения Руси, в 1986 г., проходят три
международные научные конференции — в Москве, Ленинграде, Киеве , посвященные деятельности тысячелетней истории РПЦ.
Следующее событие также послужило отправной точкой в истории современного иконописания — это первая выставка современной иконы в Знаменском соборе Москвы, в Зарядье (1989). Выставка открыто продемонстрировала, что «несмотря на идеологическое давление, иконопись в России выжила, и у нее есть будущее. Время это подтвердило» . В статье М.Гусева на основе работ мастеров первой выставки предпринят художественный анализ, отмечены положительные и отрицательные стороны. Кроме того, автор выделяет два основных направления - это школа К.Покровской, в которой отмечает высокий профессионализм и эстетическую смелость; второе направление - «строгий стиль», к которому можно было отнести большинство представителей общества «Изограф». Считая второе направление более перспективным, близким к современным эстетическим концепциям, при этом не отрицая достоинства и право на существование школы К.Покровской.
«В дальнейшем выставки современной иконы становятся регулярными, но все чаще приобретая коммерческий интерес, а каталоги к выставкам несут рекламный характер» - отмечает И.К.Языкова. Единственный тираж журнала «Творчество» в 1990 г. был посвящен актуальным вопросам современного иконописания, в том числе с участием известных иконописцев — архимандрита Зинона (Теодора) и К.М.Покровской.
В разных источниках высказывается точка зрения о прерванной иконописной традиции в советское время. Реконструкция исторических событий ХХ века доказала, что традиция иконописания, которая, казалось, была прервана в начале ХХ века, на самом деле не переставала существовать и усилиями подвижников сохранялась в реставрационных музейных мастерских, монастырях и на территории русского зарубежья. По праву стоящие у истоков современного иконописания, матушка Иулиания (М.Н.Соколова), сестра Иоанна (Ю.Н.Рейтлингер), К.М.Покровская, архимандрит Зинон (Теодор) вложили огромный труд для сохранения древнерусских традиции в России. Ученики этих подвижников сегодня активно работают, являются ведущими иконописцами и педагогами как в России, так и за рубежом.
Динамичность, изменчивость, противоречивость процессов иконописания изначально требовали оперативной фиксации и научного осмысления. Тем не менее, в первые годы серьезного научного интереса не наблюдается, исследования представляют собой «взгляд со стороны». «Искусствоведы первых лет, как группа наблюдателей, не признавая современной иконы даже на эстетическом уровне <...>, что косвенно подтверждает факт разрыва традиции», отмечает А.М. Копировский . Такое отношение к современным процессам иконописания частично оправдано: геополитические изменения в стране, безразличие к «религиозному возрождению» , еще недавно иконописание относилось к категории гетто и преследовалось законом, отсутствие знаний в области церковного искусства; непризнание иконописания как живой традиции, считая ее сугубо музейным наследием. К тому же, сложность заключалась в постижении языка иконы, который не предполагает вольной интерпретации его содержания. «Пока искусствоведами не будет освоено богословие иконы, всякий разговор о церковном искусстве будет бесполезным», - настаивает М.М.Дунаев. Такой подход касается всякого, кто входит в проблематику церковного искусства. Многие авторы продолжают воспринимать образ с точки зрения художественно-эстетического осмысления, «называя икону исключительно «памятником изобразительного искусства», «музейным экспонатом», не желая включать его в контекст истинного назначения» .
Попытку проследить основные тенденции начального этапа развития современного иконописания России продемонстрировано в статье Л.И.Лившица . Автор предлагает сравнительный анализ двух выставок, посвященных современной иконе («Современная икона», 1989 и «Русская икона в конце ХХ века», 1997), в котором отмечает преодоление этапа освоения ремесла, копийности и стремление к творческому замыслу. В опубликованные альбомы под общим названием «Современная православная икона» (1993, 1994) вошли лучшие образцы иконописи начала 1990-х годов. Уровень работ уже на раннем этапе позволяет утверждать об огромном таланте и духовном потенциале русского народа. Художественные альбомы и каталоги выставок современного церковного искусства являются и сегодня большой редкостью.
Основными источниками начального этапа развития иконописания являются интервью с иконописцами, рецензии к выставкам, редкие статьи в периодических изданиях, авторами которых чаще выступают сами иконописцы. Первый опыт осмысления творческого пути относится к известному иконописцу Архимандриту Зинону (Теодору) , на формирование которого оказал труд религиозного мыслителя и иконописца ХХ века Л.А.Успенского. Аналитический обзор иконописания современных московских иконописцев конца ХХ в., известного иконописца, педагога Светланы Ржаницыной является и сегодня очень ценным материалом .
Процессы духовного возрождения в России существенно увеличили интерес к древнерусскому искусству. Стоит отметить, что интерес начинает расти уже с середины 1950-х годов прошлого столетия. Помимо идеологии советского времени трудным было и само восприятие у всех, кто обращался к нему. На рубеже 1980-90-х годов выходят труды Н.А.Барской , Г.Клоковой , и др., раскрывается язык и сюжеты древнерусской живописи в достаточно строгой логике построения материала, но при этом, сохраняя в большей степени эстетический подход, сформировавшийся в советское время.
Научный интерес к современным процессам развития церковного искусства начинает формироваться с середины 1990-х: проходят научные конференции, круглые столы, посвященные проблемам современного церковного искусства, его изучению и преподаванию, публикуются статьи в научных журналах и сборниках и др. Актуализация и систематизация материала, методология входят в научный оборот.
Первая конференция, собравшая широкий круг специалистов, была организована МДА и ПСТГУ в 1996 г. Главные темы конференции — богословские и практические проблемы в церковной живописи. Такие, как бесконтрольность и хаотичность, которыми наполняется храмовое пространство, несоответствие канонам, художественному уровню и стилистическому единству в церковном интерьере, созданию церковно¬археологической комиссии по надзору за созданием произведений церковного искусства. Другие вопросы касались значения иконописца и его роли в служении Церкви, некомпетентности заказчиков в вопросах церковного искусства, значения преподавания богословия иконы будущим священнослужителям и др. Сформулированные концептуальные решения в развитии иконописания стали итоговым документом конференции.
К концу XX в. традиция иконописания была восстановлена во многих исторических центрах центральной России (Москва, Санкт-Петербург, Псков, Ярославль, Тверь и др.), на Урале и Сибири. Впервые попытка объективной оценки развития современных иконописных центров в России во второй половине ХХ в. была предпринята Н.С.Кутейниковой - автором
многочисленных монографий, статей, посвященных, проблемам и тенденциям развития современного храмового искусства в контексте общего развития культуры Православия .
Новый этап в развитии православного искусства в России потребовал сформулировать основные проблемы, связанные с теоретическими и практическими вопросами: специфика художественного языка иконы, комплексный подход в изучении произведений храмового искусства (исторический, художественно-эстетический, богословский,
иконографический и др.), проблема канона в церковном искусстве, уровень профессиональной подготовки иконописца, принципы формирования иконографии новопрославленных святых и др...
Сегодня храмовое искусство по праву считается одним из приоритетных направлений в художественной культуре России, в т.ч. и на Урале. За последние три десятилетия екатеринбургские иконописцы прошли все этапы мастерства, продолжая активно участвовать в восстановлении и развитии церковного искусства не только в России, но и за рубежом. Постигая опыт прошлого, изучая традиции византийской и русской иконописи, осваивая технологии, развивая свое мастерство, они научились создавать иконы и монументальные росписи высокого художественного уровня. Сегодня о многих из них можно говорить как о высококвалифицированных мастерах и наставниках в передаче иконописной традиции.
Анализ современных тенденций церковного искусства позволил детально рассмотреть творчество отдельных мастеров, увидеть определенные достоинства, основные достижения, а также выделить два основных этапа:
Первый этап включает два периода:
- сер.1980-х - 1993 гг. - освоение традиции иконописания, формирование сообщества иконописцев, ставших на путь служения Церкви;
- 1993-2000 гг. - реализация первых крупных проектов, осуществленных екатеринбургскими иконописцами не только в Екатеринбурге, но и за его пределами;
Второй этап (с 2000 г — по настоящее время) — формирование иконописных мастерских, объединяющих профессиональных художников более молодого поколения, участие екатеринбургских мастеров в крупных проектах как в России, так и за рубежом. Переход от иконописи к монументальным проектам. Создание иконографии новомучеников и исповедников Екатеринбургской епархии.
Начальный этап развития иконописания в Екатеринбурге связан с изменением религиозно-политической ситуацией в стране в середине 1980-х гг. Особую роль в это время сыграла подготовка к празднованию Тысячелетия Крещения Руси. В 1990-е гг. большая часть храмов Екатеринбургской епархии была возвращена в разрушенном или оскверненном виде. Крупные монастырские комплексы лишь частично сохранили свой первоначальный облик, но дошли до нас в полном запустении.
Творческая активность художников-иконописцев Екатеринбурга оказала существенное влияние на развитие храмового искусства Уральского региона уже на раннем этапе своего развития. Несмотря на экономический кризис 90-х гг., наполнение храмового пространства проходило стихийно, и первыми, кто включился в общие процессы восстановления церковного искусства, были профессиональные художники.
Надо признать, что начальный этап возрождения православной культуры в перестроечное и постперестроечное время не был подкреплен ни осмыслением содержания, ни творческой ориентацией, ни богословской основой. Для многих художников это было временем «вхождения в традицию», обретения навыков, духовного роста.
Анализ творческой деятельности екатеринбургских мастеров показал, что первый этап был сложным и неоднозначным, тем не менее, художники проявили все имеющиеся потенциальные возможности для становления и расцвета иконописания на Урале.
С сер. 1980-х по 1993 гг. - это время освоения традиции иконописания и, вместе с тем, формирование мировоззрения и определения творческого пути иконописцев, осознанно вставших на путь служения Церкви. Важно понимать, что большинство иконописцев воспитывалось в иконоборческое время, получили светское художественное образование и практический опыт, и в конце ХХ в. им пришлось столкнуться с процессами духовного возрождения, прихода к вере и созданию церковной живописи, что определенно указывает на «сакрализацию творчества».
Надо отметить, что художники Екатеринбурга уже на раннем этапе пришли к осознанию того, что, с одной стороны, должны воспринять наследие христианского искусства, вбирая все самое лучшее, что есть в христианской традиции. С другой стороны есть опасность остаться на уровне копирования и реконструкции прошлого. Для них становится очевидным значение творческого видения и творческой свободы. Создание произведения своего времени в рамках традиции под силу лишь немногим художникам.
Новое церковное пространство восстановленных храмов и вновь построенных требовало оформления, следовательно, и значительного числа икон, в том числе, и написания новых. Большую роль на данном этапе сыграли профессиональные реставраторы (Поляков, Рязановы и др.). Они смогли передать свой опыт и привлечь многих художников к освоению художественного языка иконы (О.Вострецов, Н.Орешко, В.Сысков, Т.Водичева и др.). Кроме того, совместными усилиями коллекционеров, реставраторов и искусствоведов расширилось знание о местных иконописных традициях. Одним из таких направлений является Невьянская икона.
В начале 90-х гг. к процессам иконописания подключаются такие художники, как М.Оборин, В. Игнатьев, Т. Водичева и др. Примечательно, что не все известные иконописцы Екатеринбурга вышли из профессиональной среды, и таким примером может служить творческая биография Т.Водичевой. Ее имя давно известно не только на Урале, но и за его приделами. Талант и организаторские способности позволили Т.Водичевой создать иконописную мастерскую, которая более четверти века работает в области церковной живописи. Особая заслуга Т.Водичевой — возрождение местной иконописной традиции. Благодаря таланту Т.Водичева смогла раскрыть красоту Невьянской иконы не только на Урале, но и в православных храмах за рубежом.
Немаловажное значение на данном этапе имела первая в истории Урала выставка современной иконы в 1993 г. Художники, не получившие еще широкой известности, смогли здесь зарекомендовать себя как талантливые иконописцы. Выставка доказала, что традиция жива, что есть мастера, взявшие на себя дерзновение обратиться к иконописному творчеству после долгих иконоборческих лет. Не имея по сути учителей, они начали освоение древних традиций в то время, когда недавно иконописание еще было запрещено законом. Со временем церковное изобразительное искусство начинает активно развиваться не только в Уральском регионе, но и за его пределами.
Важно отметить, что работа над созданием новой иконографии новомучеников и исповедников российских для екатеринбургских иконописцев началась уже в 90-е гг. Одним из ранних таких примеров является образ местночтимого святого Матфея Яранского, прославленного до массовой канонизации 2000 г. Икона написана Н.Шушалыковым в 1997 г. для иконостаса часовни на месте отшельнического жития и успения святого.
Большой вклад екатеринбургские иконописцы внесли в воссоздание храмового убранства дореволюционных храмов. Реставрационные работы потребовали внимательного изучения сохранившейся живописи, выбора техники, а главное, вложение сил и мастерства, нацеленных на сохранения памятников церковного искусства.
Важно осознавать, что церковная живопись Екатеринбурга начального периода является духовными изысканиями мастеров 1990-х гг. Многие созданные произведения выделяются как памятники церковного искусства конца ХХ в. Исследование показало, что за короткий период екатеринбургские мастера смогли обрести творческую самостоятельность и выйти на такой уровень, который позволил развитие иконописания не только на Урале, но и за его пределами.
Исследование церковного искусства конца ХХ в., опиралось, главным образом, на творчество мастеров, которые сыграли определяющую роль в становлении иконописания Екатеринбурга. Несмотря на то, что на данном этапе иконописцами не было создано большого объема произведений и, в какой-то степени, значительных, тем не менее они внесли большой вклад в становление церковного искусства на Урале, определили дальнейшее его развитие.
«Вполне очевидно, что путь многих ведущих иконописцев Урала имеет много общего с иконописцами России, вставших в конце 80-х годов за восстановление утраченных традиций. Первые пробы пера, как и многих других художников конца ХХ века, заключались в непонимании, каким целям и задачам служит храмовое искусство, но со временем накопленный опыт и знания помогли осознать свое предназначение, обрести индивидуальность» .
Следующий этап (начало ХХ1 в.) - это время признания творческих достижений, время масштабного развития православного искусства в Екатеринбурге. Анализ общей ситуации, сложившейся в иконописании за этот период, позволил выделить основные художественные тенденции и направления, изучить творчество ведущих мастеров. Если последняя четверть ХХ столетия отмечена как период ученичества, время обретения навыков, то в новом тысячелетии церковная живопись развивается в многообразии творческих поисков, основанных на широком круге традиций. Уже к началу 2000-х гг. такие художники, как О.Вострецов, Н.Шушалыков, Т.Водичева и др. проявляют себя как самостоятельные сформировавшиеся мастера, способные объединить возле себя молодых художников. Освоив разные иконописные традиции, пробуя себя в разной стилистике, они обретают ярко выраженную индивидуальность.
На рубеже ХХ-XXI вв. активно включаются в общие процессы иконописания молодые профессиональные художники (Ю.Томилова, Е.Липихин, А.Ломаков, Бодиров и др.), главным образом, работающие в составе мастерских под руководством опытных наставников. Сегодня о некоторых из них можно говорить как о самостоятельных, сформировавшихся мастерах (Е.Липихин, А.Ломаков и др.).
Стремительное развитие иконописания в начале ХХ1 в. приобретает весьма характерные черты, свидетельствующие о синтезе различных стилистических традиций и направлений. Если в конце прошлого столетия для иконописцев Урала ориентиром были традиции Московской школы XIV— XVI вв., то за последние два десятилетия ситуация изменилась, художники широко используют иконописные традиции. Но есть художники, такие как Вострецовы, которые чувствуют свою сопричастность только с древнерусскими традициями XV-XVI вв., преданы им, считая их достоянием, которые нужно сохранять и творчески развивать. Для иконописной мастерской сестер Ново-Тихвинского монастыря главным ориентиром служат традиции византийского и поствизантийского искусства, тем не менее, они смогли сформировать свою творческую концепцию, которая помогла обрести индивидуальность.
Важно отметить, что в творчестве екатеринбургских мастеров существует и многочисленные примеры иконописных изображений с включением реалистических приемов, где явно отсутствует привязанность к какому-либо стилю. Такое направление Н.С.Кутейникова справедливо называет «синтезирующим». Эта тенденция явно и убедительно прослеживается в создании икон новопрославленных святых, в т.ч. новомучеников и исповедников российских.
Создание екатеринбургскими мастерами новой иконографии направлено, прежде всего, на прославление и увековечивание памяти многих угодников Божиих ХХ в., а также осмысление и освещение отечественной истории. И получает развитие после массовой канонизации на Большом Архиерейском соборе, а затем в связи с созданием проекта службы Екатеринбургским святым в 2011 г. Эта задача потребовала от художников высокого мастерства и концентрацию больших усилий. На основе анализа многочисленных икон новомучеников и исповедников российских можно заключить, что для художников важно было создать образ святого с индивидуальными чертами, раскрыть сущность духовного подвига, следуя основным принципам формирования иконографии. Иконы Соборов святых, в Земле Уральской Просиявших, создавались ведущими иконописцами, имеют разные композиционные решения и стилистические предпочтения, но при этом объединены единой образной концепцией.
Важно отметить, что храмовые росписи с нач. XXI в. становятся одним из главных направлений в монументальном изобразительном искусстве России, в том числе и на Урале. С нач. XXI в. екатеринбургские иконописцы активно начинают осуществлять монументальные проекты не только на Урале, но и за его пределами. Хотя первый опыт создания храмовых росписей был в практике профессиональных художников-монументалистов (В.Поляков, О. И Л..Вострецовы) еще в конце 1980-х гг. Специфика художественного решения все больше зависит от характера архитектуры, исторического контекста, климатических условий, местных традиций и др. Концепция программы монументальных росписей определяется не только содержанием, но и общей согласованностью всего замысла. Во многом этому способствует подготовительные работы (детально проработанные картоны, эскизы и др.), необходимые для выстраивания общей системы росписей и определения общего колористического решения.
Со временем складывается понимание того, что каждый храм, как живой организм, уникален, и для организации его внутреннего пространства необходима концепция художественного решения. Каждая иконографическая программа росписи уникальна. Практика показывает, что в создании монументальной церковной живописи необходимо не только профессиональное художественное образование, но и определенный опыт, возрождение ряда забытых техник и технологий, знания в применении новых. Успешной работе способствует и «соборное делание», способное объединить прихожан, священнослужителей, специалистов в области церковного искусства.
Комплексное исследование обширного материала церковного изобразительного искусства, созданного мастерами Екатеринбурга на рубеже кон. ХХ — нач. XXI вв. во всем его многообразии, свидетельствует о творческом потенциале и многогранности таланта.
Исследование показало, что уже на раннем этапе определился круг профессиональных церковных художников, которые на протяжении многих
лет успешно работали, а некоторые продолжают работать (Л. и О. Вострецовы, Т.Водичева, В. Сысков, Н. Шушалыков и др.). «Что касается мастерских, то по объему работ и решению комплексных задач ведущими являются иконописная мастерская Ново-Тихвинского женского монастыря и мастерская Т.Ф. Водичевой. Вполне очевидно, что именно они сегодня во многом определяют художественный уровень церковного искусства
Екатеринбурга» .
Вся практика современного иконописания, все его многообразие, конечно, не сводится к творчеству только ведущих мастеров, однако по своему творческому потенциалу, высокому уровню художественных работ, они сыграли ключевую роль в развитии церковного искусства Екатеринбурга. Важно отметить, что в какой-то степени на качество иконописания оказала влияние секция церковного искусства при Союзе художников России, созданная в 1999 г., работа которой продолжается и сегодня.
Если традиция иконописания до Нового времени развивалась благодаря школам, которые имели свои стилистические особенности и географическую привязку, и внутри школы можно увидеть непревзойденный авторский почерк отдельных иконописцев (прп.Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и др.). То современное иконописание имеет не только разный профессиональный уровень, но и ориентировано на разные стили, затруднительна и привязанность к какому-либо географическому месту. Скорее всего, формирование иконописной школы можно рассматривать на уровне иконописных мастерских — мастерской женского Ново-Тихвинского монастыря и мастерской Т.Водичевой со своими стилистическими особенностями, индивидуальными методологичесими подходами в создании церковной живописи.
Несмотря на большой опыт и мастерство, мышление современных иконописцев созвучно нашему времени, соответственно и восприятие, и миросозерцание отличается от художников прошедших эпох. Более того, знания художественной школы советского времени, академической школы, априори влияет на современное иконописание. С другой стороны — дает возможность проявить высокое мастерство в создании многих проектов.
Набирая обороты, иконописание становится одним из приоритетных направлений в художественной культуре России, но вместе с тем, формируется и проблематика этого процесса. Такие сложные вопросы, которые были сформулированы еще на начальном этапе, как канон и стиль в иконописании, проблема авторства и др. остаются актуальными и сегодня. Более того, «в настоящее время мы являемся свидетелями такого явления, как проблема «новой анонимности», когда произведения не фиксируются, творчество многих художников остается безызвестным. Другое явление сложно идентифицировать, но оно все чаще заявляет о себе: меняются настоятели храмов, желая по своему усмотрению оформить литургическое пространство, уничтожая старое. Становится очевидным, что идет смена парадигм, на смену приходит новый этап» . В целом проблемы, которые испытывает церковное искусство Екатеринбурга, носят общероссийский характер.
Комплексное исследование обширного материала, созданного екатеринбургскими мастерами свидетельствует о позитивных процессах, характерных для храмового искусства Екатеринбурга, о творческом потенциале и многогранности таланта екатеринбургских мастеров как по уровню художественного мастерства, так и по глубине содержания, что позволяет по достоинству оценить значение их творчества в системе современной культуры.
Анализ современных тенденций церковного искусства позволил детально рассмотреть творчество отдельных мастеров, увидеть определенные достоинства, основные достижения, а также выделить два основных этапа:
Первый этап включает два периода:
- сер.1980-х - 1993 гг. - освоение традиции иконописания, формирование сообщества иконописцев, ставших на путь служения Церкви;
- 1993-2000 гг. - реализация первых крупных проектов, осуществленных екатеринбургскими иконописцами не только в Екатеринбурге, но и за его пределами;
Второй этап (с 2000 г — по настоящее время) — формирование иконописных мастерских, объединяющих профессиональных художников более молодого поколения, участие екатеринбургских мастеров в крупных проектах как в России, так и за рубежом. Переход от иконописи к монументальным проектам. Создание иконографии новомучеников и исповедников Екатеринбургской епархии.
Начальный этап развития иконописания в Екатеринбурге связан с изменением религиозно-политической ситуацией в стране в середине 1980-х гг. Особую роль в это время сыграла подготовка к празднованию Тысячелетия Крещения Руси. В 1990-е гг. большая часть храмов Екатеринбургской епархии была возвращена в разрушенном или оскверненном виде. Крупные монастырские комплексы лишь частично сохранили свой первоначальный облик, но дошли до нас в полном запустении.
Творческая активность художников-иконописцев Екатеринбурга оказала существенное влияние на развитие храмового искусства Уральского региона уже на раннем этапе своего развития. Несмотря на экономический кризис 90-х гг., наполнение храмового пространства проходило стихийно, и первыми, кто включился в общие процессы восстановления церковного искусства, были профессиональные художники.
Надо признать, что начальный этап возрождения православной культуры в перестроечное и постперестроечное время не был подкреплен ни осмыслением содержания, ни творческой ориентацией, ни богословской основой. Для многих художников это было временем «вхождения в традицию», обретения навыков, духовного роста.
Анализ творческой деятельности екатеринбургских мастеров показал, что первый этап был сложным и неоднозначным, тем не менее, художники проявили все имеющиеся потенциальные возможности для становления и расцвета иконописания на Урале.
С сер. 1980-х по 1993 гг. - это время освоения традиции иконописания и, вместе с тем, формирование мировоззрения и определения творческого пути иконописцев, осознанно вставших на путь служения Церкви. Важно понимать, что большинство иконописцев воспитывалось в иконоборческое время, получили светское художественное образование и практический опыт, и в конце ХХ в. им пришлось столкнуться с процессами духовного возрождения, прихода к вере и созданию церковной живописи, что определенно указывает на «сакрализацию творчества».
Надо отметить, что художники Екатеринбурга уже на раннем этапе пришли к осознанию того, что, с одной стороны, должны воспринять наследие христианского искусства, вбирая все самое лучшее, что есть в христианской традиции. С другой стороны есть опасность остаться на уровне копирования и реконструкции прошлого. Для них становится очевидным значение творческого видения и творческой свободы. Создание произведения своего времени в рамках традиции под силу лишь немногим художникам.
Новое церковное пространство восстановленных храмов и вновь построенных требовало оформления, следовательно, и значительного числа икон, в том числе, и написания новых. Большую роль на данном этапе сыграли профессиональные реставраторы (Поляков, Рязановы и др.). Они смогли передать свой опыт и привлечь многих художников к освоению художественного языка иконы (О.Вострецов, Н.Орешко, В.Сысков, Т.Водичева и др.). Кроме того, совместными усилиями коллекционеров, реставраторов и искусствоведов расширилось знание о местных иконописных традициях. Одним из таких направлений является Невьянская икона.
В начале 90-х гг. к процессам иконописания подключаются такие художники, как М.Оборин, В. Игнатьев, Т. Водичева и др. Примечательно, что не все известные иконописцы Екатеринбурга вышли из профессиональной среды, и таким примером может служить творческая биография Т.Водичевой. Ее имя давно известно не только на Урале, но и за его приделами. Талант и организаторские способности позволили Т.Водичевой создать иконописную мастерскую, которая более четверти века работает в области церковной живописи. Особая заслуга Т.Водичевой — возрождение местной иконописной традиции. Благодаря таланту Т.Водичева смогла раскрыть красоту Невьянской иконы не только на Урале, но и в православных храмах за рубежом.
Немаловажное значение на данном этапе имела первая в истории Урала выставка современной иконы в 1993 г. Художники, не получившие еще широкой известности, смогли здесь зарекомендовать себя как талантливые иконописцы. Выставка доказала, что традиция жива, что есть мастера, взявшие на себя дерзновение обратиться к иконописному творчеству после долгих иконоборческих лет. Не имея по сути учителей, они начали освоение древних традиций в то время, когда недавно иконописание еще было запрещено законом. Со временем церковное изобразительное искусство начинает активно развиваться не только в Уральском регионе, но и за его пределами.
Важно отметить, что работа над созданием новой иконографии новомучеников и исповедников российских для екатеринбургских иконописцев началась уже в 90-е гг. Одним из ранних таких примеров является образ местночтимого святого Матфея Яранского, прославленного до массовой канонизации 2000 г. Икона написана Н.Шушалыковым в 1997 г. для иконостаса часовни на месте отшельнического жития и успения святого.
Большой вклад екатеринбургские иконописцы внесли в воссоздание храмового убранства дореволюционных храмов. Реставрационные работы потребовали внимательного изучения сохранившейся живописи, выбора техники, а главное, вложение сил и мастерства, нацеленных на сохранения памятников церковного искусства.
Важно осознавать, что церковная живопись Екатеринбурга начального периода является духовными изысканиями мастеров 1990-х гг. Многие созданные произведения выделяются как памятники церковного искусства конца ХХ в. Исследование показало, что за короткий период екатеринбургские мастера смогли обрести творческую самостоятельность и выйти на такой уровень, который позволил развитие иконописания не только на Урале, но и за его пределами.
Исследование церковного искусства конца ХХ в., опиралось, главным образом, на творчество мастеров, которые сыграли определяющую роль в становлении иконописания Екатеринбурга. Несмотря на то, что на данном этапе иконописцами не было создано большого объема произведений и, в какой-то степени, значительных, тем не менее они внесли большой вклад в становление церковного искусства на Урале, определили дальнейшее его развитие.
«Вполне очевидно, что путь многих ведущих иконописцев Урала имеет много общего с иконописцами России, вставших в конце 80-х годов за восстановление утраченных традиций. Первые пробы пера, как и многих других художников конца ХХ века, заключались в непонимании, каким целям и задачам служит храмовое искусство, но со временем накопленный опыт и знания помогли осознать свое предназначение, обрести индивидуальность» .
Следующий этап (начало ХХ1 в.) - это время признания творческих достижений, время масштабного развития православного искусства в Екатеринбурге. Анализ общей ситуации, сложившейся в иконописании за этот период, позволил выделить основные художественные тенденции и направления, изучить творчество ведущих мастеров. Если последняя четверть ХХ столетия отмечена как период ученичества, время обретения навыков, то в новом тысячелетии церковная живопись развивается в многообразии творческих поисков, основанных на широком круге традиций. Уже к началу 2000-х гг. такие художники, как О.Вострецов, Н.Шушалыков, Т.Водичева и др. проявляют себя как самостоятельные сформировавшиеся мастера, способные объединить возле себя молодых художников. Освоив разные иконописные традиции, пробуя себя в разной стилистике, они обретают ярко выраженную индивидуальность.
На рубеже ХХ-XXI вв. активно включаются в общие процессы иконописания молодые профессиональные художники (Ю.Томилова, Е.Липихин, А.Ломаков, Бодиров и др.), главным образом, работающие в составе мастерских под руководством опытных наставников. Сегодня о некоторых из них можно говорить как о самостоятельных, сформировавшихся мастерах (Е.Липихин, А.Ломаков и др.).
Стремительное развитие иконописания в начале ХХ1 в. приобретает весьма характерные черты, свидетельствующие о синтезе различных стилистических традиций и направлений. Если в конце прошлого столетия для иконописцев Урала ориентиром были традиции Московской школы XIV— XVI вв., то за последние два десятилетия ситуация изменилась, художники широко используют иконописные традиции. Но есть художники, такие как Вострецовы, которые чувствуют свою сопричастность только с древнерусскими традициями XV-XVI вв., преданы им, считая их достоянием, которые нужно сохранять и творчески развивать. Для иконописной мастерской сестер Ново-Тихвинского монастыря главным ориентиром служат традиции византийского и поствизантийского искусства, тем не менее, они смогли сформировать свою творческую концепцию, которая помогла обрести индивидуальность.
Важно отметить, что в творчестве екатеринбургских мастеров существует и многочисленные примеры иконописных изображений с включением реалистических приемов, где явно отсутствует привязанность к какому-либо стилю. Такое направление Н.С.Кутейникова справедливо называет «синтезирующим». Эта тенденция явно и убедительно прослеживается в создании икон новопрославленных святых, в т.ч. новомучеников и исповедников российских.
Создание екатеринбургскими мастерами новой иконографии направлено, прежде всего, на прославление и увековечивание памяти многих угодников Божиих ХХ в., а также осмысление и освещение отечественной истории. И получает развитие после массовой канонизации на Большом Архиерейском соборе, а затем в связи с созданием проекта службы Екатеринбургским святым в 2011 г. Эта задача потребовала от художников высокого мастерства и концентрацию больших усилий. На основе анализа многочисленных икон новомучеников и исповедников российских можно заключить, что для художников важно было создать образ святого с индивидуальными чертами, раскрыть сущность духовного подвига, следуя основным принципам формирования иконографии. Иконы Соборов святых, в Земле Уральской Просиявших, создавались ведущими иконописцами, имеют разные композиционные решения и стилистические предпочтения, но при этом объединены единой образной концепцией.
Важно отметить, что храмовые росписи с нач. XXI в. становятся одним из главных направлений в монументальном изобразительном искусстве России, в том числе и на Урале. С нач. XXI в. екатеринбургские иконописцы активно начинают осуществлять монументальные проекты не только на Урале, но и за его пределами. Хотя первый опыт создания храмовых росписей был в практике профессиональных художников-монументалистов (В.Поляков, О. И Л..Вострецовы) еще в конце 1980-х гг. Специфика художественного решения все больше зависит от характера архитектуры, исторического контекста, климатических условий, местных традиций и др. Концепция программы монументальных росписей определяется не только содержанием, но и общей согласованностью всего замысла. Во многом этому способствует подготовительные работы (детально проработанные картоны, эскизы и др.), необходимые для выстраивания общей системы росписей и определения общего колористического решения.
Со временем складывается понимание того, что каждый храм, как живой организм, уникален, и для организации его внутреннего пространства необходима концепция художественного решения. Каждая иконографическая программа росписи уникальна. Практика показывает, что в создании монументальной церковной живописи необходимо не только профессиональное художественное образование, но и определенный опыт, возрождение ряда забытых техник и технологий, знания в применении новых. Успешной работе способствует и «соборное делание», способное объединить прихожан, священнослужителей, специалистов в области церковного искусства.
Комплексное исследование обширного материала церковного изобразительного искусства, созданного мастерами Екатеринбурга на рубеже кон. ХХ — нач. XXI вв. во всем его многообразии, свидетельствует о творческом потенциале и многогранности таланта.
Исследование показало, что уже на раннем этапе определился круг профессиональных церковных художников, которые на протяжении многих
лет успешно работали, а некоторые продолжают работать (Л. и О. Вострецовы, Т.Водичева, В. Сысков, Н. Шушалыков и др.). «Что касается мастерских, то по объему работ и решению комплексных задач ведущими являются иконописная мастерская Ново-Тихвинского женского монастыря и мастерская Т.Ф. Водичевой. Вполне очевидно, что именно они сегодня во многом определяют художественный уровень церковного искусства
Екатеринбурга» .
Вся практика современного иконописания, все его многообразие, конечно, не сводится к творчеству только ведущих мастеров, однако по своему творческому потенциалу, высокому уровню художественных работ, они сыграли ключевую роль в развитии церковного искусства Екатеринбурга. Важно отметить, что в какой-то степени на качество иконописания оказала влияние секция церковного искусства при Союзе художников России, созданная в 1999 г., работа которой продолжается и сегодня.
Если традиция иконописания до Нового времени развивалась благодаря школам, которые имели свои стилистические особенности и географическую привязку, и внутри школы можно увидеть непревзойденный авторский почерк отдельных иконописцев (прп.Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и др.). То современное иконописание имеет не только разный профессиональный уровень, но и ориентировано на разные стили, затруднительна и привязанность к какому-либо географическому месту. Скорее всего, формирование иконописной школы можно рассматривать на уровне иконописных мастерских — мастерской женского Ново-Тихвинского монастыря и мастерской Т.Водичевой со своими стилистическими особенностями, индивидуальными методологичесими подходами в создании церковной живописи.
Несмотря на большой опыт и мастерство, мышление современных иконописцев созвучно нашему времени, соответственно и восприятие, и миросозерцание отличается от художников прошедших эпох. Более того, знания художественной школы советского времени, академической школы, априори влияет на современное иконописание. С другой стороны — дает возможность проявить высокое мастерство в создании многих проектов.
Набирая обороты, иконописание становится одним из приоритетных направлений в художественной культуре России, но вместе с тем, формируется и проблематика этого процесса. Такие сложные вопросы, которые были сформулированы еще на начальном этапе, как канон и стиль в иконописании, проблема авторства и др. остаются актуальными и сегодня. Более того, «в настоящее время мы являемся свидетелями такого явления, как проблема «новой анонимности», когда произведения не фиксируются, творчество многих художников остается безызвестным. Другое явление сложно идентифицировать, но оно все чаще заявляет о себе: меняются настоятели храмов, желая по своему усмотрению оформить литургическое пространство, уничтожая старое. Становится очевидным, что идет смена парадигм, на смену приходит новый этап» . В целом проблемы, которые испытывает церковное искусство Екатеринбурга, носят общероссийский характер.
Комплексное исследование обширного материала, созданного екатеринбургскими мастерами свидетельствует о позитивных процессах, характерных для храмового искусства Екатеринбурга, о творческом потенциале и многогранности таланта екатеринбургских мастеров как по уровню художественного мастерства, так и по глубине содержания, что позволяет по достоинству оценить значение их творчества в системе современной культуры.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Трансформация образов смерти в немецком изобразительном искусстве: от Средневековья до экспрессионизма
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Трансформация образов смерти в немецком изобразительном искусстве: от Средневековья до экспрессионизма
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Иконописное искусство и иконография: исторические, искусствоведческие и богословские основы
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ К РАБОТЕ УЧАЩИМИСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТАТАРСТАНА
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - БОГОСЛОВСКИЕ ОСНОВЫ ИКОНОПИСНОГО ИСКУССТВА И ИКОНОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - В Мозаичной Мастерской
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - В Мозаичной Мастерской
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004





