Социальная креативность субъектов культуры в условиях глобальных рисков
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ 16
1.1. Структура и особенности типов субъектов культуры 16
1.2. Конструкт «социальная креативность»: многообразие концептуальных
подходов 26
1.3. Глобальные риски: социально-психологические вызовы современного
человека 36
1.4. Теоретическая модель исследования социальной креативности
субъектов культуры в условиях глобальных рисков 44
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ 47
2.1. Теоретические особенности общей организации и эмпирической базы
исследования 47
2.2. Эмпирическая модель исследования социальной креативности субъектов
культуры в условиях глобальных рисков 48
2.3. Методики исследования социально-психологических особенностей
субъектов культуры 49
2.4. Методики исследования социальной креативности 56
2.5. Методики исследования субъектов культуры в условиях глобальных
рисков 58
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ 61
3.1. Социально-психологические различия типов субъектов культуры: ценностные установки, социально-ролевая идентичность, личностные
свойства 61
3.2. Специфика социальной креативности разных типов субъектов культуры: результативность социальной креативности (оригинальность, продуктивность, практичность в соответствии с социальным контекстом, масштаб идей); социальная креативность в командных коммуникациях (командно-ролевая идентичность, тип коммуникации, атмосфера в команде, тип
взаимодействий) 76
3.3. Отношение к глобальным рискам и стрессоустойчивость разных типов
субъектов культуры 82
ВЫВОДЫ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ А 118
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ 16
1.1. Структура и особенности типов субъектов культуры 16
1.2. Конструкт «социальная креативность»: многообразие концептуальных
подходов 26
1.3. Глобальные риски: социально-психологические вызовы современного
человека 36
1.4. Теоретическая модель исследования социальной креативности
субъектов культуры в условиях глобальных рисков 44
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ 47
2.1. Теоретические особенности общей организации и эмпирической базы
исследования 47
2.2. Эмпирическая модель исследования социальной креативности субъектов
культуры в условиях глобальных рисков 48
2.3. Методики исследования социально-психологических особенностей
субъектов культуры 49
2.4. Методики исследования социальной креативности 56
2.5. Методики исследования субъектов культуры в условиях глобальных
рисков 58
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ 61
3.1. Социально-психологические различия типов субъектов культуры: ценностные установки, социально-ролевая идентичность, личностные
свойства 61
3.2. Специфика социальной креативности разных типов субъектов культуры: результативность социальной креативности (оригинальность, продуктивность, практичность в соответствии с социальным контекстом, масштаб идей); социальная креативность в командных коммуникациях (командно-ролевая идентичность, тип коммуникации, атмосфера в команде, тип
взаимодействий) 76
3.3. Отношение к глобальным рискам и стрессоустойчивость разных типов
субъектов культуры 82
ВЫВОДЫ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ А 118
Актуальность исследования. Социум XXI века существует в особой, противоречивой культуре, которая характеризуется сложностью,
противоречивостью, разнообразием и многогранностью. Сегодня мы живём между эпохой глобальных катастроф и угрозой глобальных рисков. В такой ситуации нам необходим особый тип мышления и поведения. Каким же должен быть современный человек? На сегодняшний день существует большое количество собраний и описаний так называемых компетенций будущего. Оно уже наступило. И прямо сейчас миру необходимы креативные, критически мыслящие, обладающими навыками эффективной коммуникации, способные к кооперации и коллаборации. Юваль Ной Харари совершенно оправданно задаётся сегодня вопросом о существовании в век неопределённости, где старые способы существования нежизнеспособны, а новые находятся в стадии формирования (Harari, 2021).
Таким образом, мы подходим к актуальности настоящего исследования, посвящённого социальной креативности субъектов культуры в условиях глобальных рисков. Данная проблема обуславливается несколькими факторами: научными, прикладными, социальными.
В современной науке проблема социальной креативности вызывает живой исследовательский интерес. Выделяя для анализа относительно новую психологическую категорию, отметим недостаточную разработанность термина «социальная креативность» при существовании различных подходов к его рассмотрению, разработок, исследований, посвященных данной тематике (Т.А. Барышева, Г.В. Сорокоумова, А.А. Попель, Т.Н. Березина, E.JI. Солдатова, А.А. Голованова, Д.Л. Джонсон, А.Н. Воронин, И.Э. Стрелкова, А.Л. Южанинова, Н.П. Мальтиникова, Е.Ю. Чичук и др.).
В отечественной литературе изучению посвящены отдельные статьи (А.О. Андрейченко, А.Е. Банюхова, Э.Р. Григорьян, А.Е. Ильиных, У.В. Кала, Е. В. Конова, В.Ю. Писарева и др.), методические пособия и монографии (Т.А. Барышева, И.О. Сеничева) и научные диссертации (Н.А. Тюрьмина, А.А. Попель, А. К. Черникова, Е.Ю. Чичук и др.).
Научный интерес к креативности в социальном контексте мы встречаем также и в трудах зарубежных авторов: Г. Гарднера, Дж. Гилфорда, С. Ариети, Р. Стернберга, Э. Торндайка, Г. Олпорта, Г. Фишера, Р. Флориды. Их взгляд сосредоточен на связи креативности и социального интеллекта.
20-е годы 20 века - начало изучения социальной креативности внутри исследований проблем социального интеллекта: Э. Торндайк, Г. Барнс, Ф. Вернон, Г. Олпорт, О. Конт, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, М. О'Салливен, Хендрикс, Р. Стернберг, Г. Гарднер.
1950-е годы 20 века. Креативность в контексте самовыражения, а не самосохранения (Р. Ингхарт). 1960-е годы появление термина «эмоциональный интеллект». Изучали его М. Белдок, Х. Лёйнер, К. Штайнер, У. Пэйн, Р. Бар-Он, П. Саловей, Дж. Майер, Д. Гоулман.
Социальная креативность связана с другими видами креативности по схожести черт: эмоциональная креативность (Дж. Эверилл), историческая креативность (М. Боден, 1992), большая креативность (Ли, 1997). Часто заменяется такими терминами, как «коммуникативная креативность» (А.А. Голованова, Н.В. Мартышкина, Т.Ю. Осипова), «креативность в сфере общения» (С.Ю. Канн, Н.А. Тюрьмина), «лингвистическая креативность» (Г.А. Халюшова).
Креативность в социальном контексте начинает бурно развиваться в 1990-е годы. М. Рунцо, А. Монтуори, Р. Пурсер, Г. Фишер, Р. Флорида.
Социальная креативность в контексте изучения феномена лидерства. Инновационное лидерство (Р. Дафт, В.Г. Грязева-Добшинская, П.С. Глухов, Ю.А. Дмитриева, В.А. Глухова, А.С. Мальцева, Е.И. Наливайко, Н.А. Нохрина).
Трансформационное (изменяющее действительность) лидерство (Л. Басс, М. Берс, Д. Дайл, К. Ковальски, Дж. Каджеми и др.).
Социальная креативность с точки зрения креативности групп: С. Абрик, С. Московичи, Я.П. Пономарёв, В.П. Гаджиев, В.Г. Грязева-Добшинская, Т.А. Нестик, А.Л. Журавлёв, М.А. Ярошевский.
Креативность в контексте культуры очень мало изучена: М. Чиксентмихайи, В.Г. Грязева-Добшинская. Креативность как свойство субъектов культуры рассмотрено в трудах В.Г. Грязевой-Добшинской на основе культурологической концепции А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко.
В русле практической социальной психологии необходимы данные для построения тренинговых программ, мастер-классов, программ обучения, разработки креативных пространств. На данный момент в России мало программ по развитию социальной креативности: Важность не только для психологии, но и для педагогики, культурологии, инноватики, социологии, экономики, менеджмента, социально-культурной деятельности.
Актуальность для социума от локального к глобальному. От сообществ (малых групп) к большим группам. Безусловно, сфере бизнеса, креативным индустриям, специалистам социономических специальностей (педагоги, психологии, социальные работники, менеджеры). То есть, это актуально для различных профессиональных сфер.
А также изучение социальной креативности связано с решением локальных, региональных, национальных, глобальных проблем человечества. Сегодня обострены внутринациональные и межнациональные конфликты. Растёт проблема социального неравенства. Также ряд проблем, связанные с экологией, политикой, и другими сферами общества.
Таким образом, анализируя научный, практический и социальный контекст, можно отметить, что социальную креативность на современном этапе актуально изучать не только как психологический, но и социокультурный феномен. В таком фокусе взгляда необходимо рассматривать социальную креативность как свойство субъекта культуры, что имеет ограниченную теоретическую и эмпирическую представленность в исследованиях. А также сегодня необходимо учитывать актуальные угрозы современности в виде глобальных рисков.
Объект исследования: социальная креативность как совокупность
созидательных свойств разных типов субъектов культуры.
Предмет исследования: социально-психологические особенности разных типов субъектов культуры как основание для дифференциации проявления социальной креативности в условиях глобальных рисков.
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности разных типов субъектов культуры в проявлении социальной креативности в условиях глобальных рисков.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические направления отечественных и зарубежных исследований, посвящённые субъектам культуры, социальной креативности, глобальным рискам;
2. Разработать теоретическую модель исследования социальной креативности социальной креативности субъектов культуры в условиях глобальных рисков;
3. Разработать эмпирическую модель исследования социальной креативности субъектов культуры в условиях глобальных рисков;
4. Апробировать новую проективную методику исследования социальной креативности субъектов культуры «Социальная креативность: интеграция личности в социокультурных средах» СКИЛСС;
5. Исследовать социальную креативность субъектов культуры в условиях глобальных рисков;
6. Проанализировать эмпирические данные и определить социально - психологические особенности проявления социальной креативности разных типов субъектов культуры в условиях глобальных рисков.
Основная гипотеза: социально-психологические особенности разных типов субъектов культуры дифференцируют структурные компоненты социальной креативности и отношение к глобальным рискам...
противоречивостью, разнообразием и многогранностью. Сегодня мы живём между эпохой глобальных катастроф и угрозой глобальных рисков. В такой ситуации нам необходим особый тип мышления и поведения. Каким же должен быть современный человек? На сегодняшний день существует большое количество собраний и описаний так называемых компетенций будущего. Оно уже наступило. И прямо сейчас миру необходимы креативные, критически мыслящие, обладающими навыками эффективной коммуникации, способные к кооперации и коллаборации. Юваль Ной Харари совершенно оправданно задаётся сегодня вопросом о существовании в век неопределённости, где старые способы существования нежизнеспособны, а новые находятся в стадии формирования (Harari, 2021).
Таким образом, мы подходим к актуальности настоящего исследования, посвящённого социальной креативности субъектов культуры в условиях глобальных рисков. Данная проблема обуславливается несколькими факторами: научными, прикладными, социальными.
В современной науке проблема социальной креативности вызывает живой исследовательский интерес. Выделяя для анализа относительно новую психологическую категорию, отметим недостаточную разработанность термина «социальная креативность» при существовании различных подходов к его рассмотрению, разработок, исследований, посвященных данной тематике (Т.А. Барышева, Г.В. Сорокоумова, А.А. Попель, Т.Н. Березина, E.JI. Солдатова, А.А. Голованова, Д.Л. Джонсон, А.Н. Воронин, И.Э. Стрелкова, А.Л. Южанинова, Н.П. Мальтиникова, Е.Ю. Чичук и др.).
В отечественной литературе изучению посвящены отдельные статьи (А.О. Андрейченко, А.Е. Банюхова, Э.Р. Григорьян, А.Е. Ильиных, У.В. Кала, Е. В. Конова, В.Ю. Писарева и др.), методические пособия и монографии (Т.А. Барышева, И.О. Сеничева) и научные диссертации (Н.А. Тюрьмина, А.А. Попель, А. К. Черникова, Е.Ю. Чичук и др.).
Научный интерес к креативности в социальном контексте мы встречаем также и в трудах зарубежных авторов: Г. Гарднера, Дж. Гилфорда, С. Ариети, Р. Стернберга, Э. Торндайка, Г. Олпорта, Г. Фишера, Р. Флориды. Их взгляд сосредоточен на связи креативности и социального интеллекта.
20-е годы 20 века - начало изучения социальной креативности внутри исследований проблем социального интеллекта: Э. Торндайк, Г. Барнс, Ф. Вернон, Г. Олпорт, О. Конт, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, М. О'Салливен, Хендрикс, Р. Стернберг, Г. Гарднер.
1950-е годы 20 века. Креативность в контексте самовыражения, а не самосохранения (Р. Ингхарт). 1960-е годы появление термина «эмоциональный интеллект». Изучали его М. Белдок, Х. Лёйнер, К. Штайнер, У. Пэйн, Р. Бар-Он, П. Саловей, Дж. Майер, Д. Гоулман.
Социальная креативность связана с другими видами креативности по схожести черт: эмоциональная креативность (Дж. Эверилл), историческая креативность (М. Боден, 1992), большая креативность (Ли, 1997). Часто заменяется такими терминами, как «коммуникативная креативность» (А.А. Голованова, Н.В. Мартышкина, Т.Ю. Осипова), «креативность в сфере общения» (С.Ю. Канн, Н.А. Тюрьмина), «лингвистическая креативность» (Г.А. Халюшова).
Креативность в социальном контексте начинает бурно развиваться в 1990-е годы. М. Рунцо, А. Монтуори, Р. Пурсер, Г. Фишер, Р. Флорида.
Социальная креативность в контексте изучения феномена лидерства. Инновационное лидерство (Р. Дафт, В.Г. Грязева-Добшинская, П.С. Глухов, Ю.А. Дмитриева, В.А. Глухова, А.С. Мальцева, Е.И. Наливайко, Н.А. Нохрина).
Трансформационное (изменяющее действительность) лидерство (Л. Басс, М. Берс, Д. Дайл, К. Ковальски, Дж. Каджеми и др.).
Социальная креативность с точки зрения креативности групп: С. Абрик, С. Московичи, Я.П. Пономарёв, В.П. Гаджиев, В.Г. Грязева-Добшинская, Т.А. Нестик, А.Л. Журавлёв, М.А. Ярошевский.
Креативность в контексте культуры очень мало изучена: М. Чиксентмихайи, В.Г. Грязева-Добшинская. Креативность как свойство субъектов культуры рассмотрено в трудах В.Г. Грязевой-Добшинской на основе культурологической концепции А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко.
В русле практической социальной психологии необходимы данные для построения тренинговых программ, мастер-классов, программ обучения, разработки креативных пространств. На данный момент в России мало программ по развитию социальной креативности: Важность не только для психологии, но и для педагогики, культурологии, инноватики, социологии, экономики, менеджмента, социально-культурной деятельности.
Актуальность для социума от локального к глобальному. От сообществ (малых групп) к большим группам. Безусловно, сфере бизнеса, креативным индустриям, специалистам социономических специальностей (педагоги, психологии, социальные работники, менеджеры). То есть, это актуально для различных профессиональных сфер.
А также изучение социальной креативности связано с решением локальных, региональных, национальных, глобальных проблем человечества. Сегодня обострены внутринациональные и межнациональные конфликты. Растёт проблема социального неравенства. Также ряд проблем, связанные с экологией, политикой, и другими сферами общества.
Таким образом, анализируя научный, практический и социальный контекст, можно отметить, что социальную креативность на современном этапе актуально изучать не только как психологический, но и социокультурный феномен. В таком фокусе взгляда необходимо рассматривать социальную креативность как свойство субъекта культуры, что имеет ограниченную теоретическую и эмпирическую представленность в исследованиях. А также сегодня необходимо учитывать актуальные угрозы современности в виде глобальных рисков.
Объект исследования: социальная креативность как совокупность
созидательных свойств разных типов субъектов культуры.
Предмет исследования: социально-психологические особенности разных типов субъектов культуры как основание для дифференциации проявления социальной креативности в условиях глобальных рисков.
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности разных типов субъектов культуры в проявлении социальной креативности в условиях глобальных рисков.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические направления отечественных и зарубежных исследований, посвящённые субъектам культуры, социальной креативности, глобальным рискам;
2. Разработать теоретическую модель исследования социальной креативности социальной креативности субъектов культуры в условиях глобальных рисков;
3. Разработать эмпирическую модель исследования социальной креативности субъектов культуры в условиях глобальных рисков;
4. Апробировать новую проективную методику исследования социальной креативности субъектов культуры «Социальная креативность: интеграция личности в социокультурных средах» СКИЛСС;
5. Исследовать социальную креативность субъектов культуры в условиях глобальных рисков;
6. Проанализировать эмпирические данные и определить социально - психологические особенности проявления социальной креативности разных типов субъектов культуры в условиях глобальных рисков.
Основная гипотеза: социально-психологические особенности разных типов субъектов культуры дифференцируют структурные компоненты социальной креативности и отношение к глобальным рискам...
Завершая работу над данным исследованием, хочется отметить ряд положений, которые были достигнуты. Объект исследования нашёл своё отражение в авторском определении социальной креативности как совокупности созидательных свойств субъектов культуры, которые проявляются в результативности (оригинальности, продуктивности, практичности, масштабе идей), командных коммуникациях (командно-ролевой идентичности, типе коммуникации), готовности к активным действиям в стрессонаполненных ситуациях риска. В соответствии с целью были выявлены социально-психологические особенности разных типов субъектов культуры в проявлении социальной креативности в условиях глобальных рисков. Все задачи исследования были выполнены. Гипотезы эмпирически и статистически подтверждены. Были проявлены методологические подходы, главными из которых являлись: эколого - психологический, символико-рефлексивный и дифференциально¬
психологический. Научная новизна проявилась не только в апробации новой проективной методики «СКИЛЛС», но и в получении нетривиальных результатов исследования. Теоретическая значимость заключается в расширении, углублении и систематизации знаний в области психологии социальной креативности и субъектов культуры. Теоретическая культурологическая концепция об исходной ментальной сложности реальных субъектов культуры нашла своё эмпирическое подтверждение. Практическая значимость заключается в полученных эмпирических данных, которые могут быть полезными для разработки тренингов, образовательных программ и т.д.
психологический. Научная новизна проявилась не только в апробации новой проективной методики «СКИЛЛС», но и в получении нетривиальных результатов исследования. Теоретическая значимость заключается в расширении, углублении и систематизации знаний в области психологии социальной креативности и субъектов культуры. Теоретическая культурологическая концепция об исходной ментальной сложности реальных субъектов культуры нашла своё эмпирическое подтверждение. Практическая значимость заключается в полученных эмпирических данных, которые могут быть полезными для разработки тренингов, образовательных программ и т.д.
Подобные работы
- Досуговая деятельность как средство профилактики правонарушений
несовершеннолетних, состоящих в группе риска
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование связи склонности к риску с ответственностью у студентов-психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - Особенности построения системы риск-менеджмента в коммерческом банке
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере администрации г. Пятигорска)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Основные факторы возникновения социальной напряженности и
конфликтности в региональном социуме
(по материалам социологического исследования в Алтайском крае)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2020 - Социально-педагогическая профилактика молодёжной безработицы в деятельности учреждения высшего образования (Луганский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 1800 - ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2014 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018





