СООТНОШЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИ¬АНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 7
1.2. Основные концептуальные подходы к трактовке девиантного поведения в отечественной и зарубежной психологии 11
1.3. Особенности проявления делинквентного, аддиктивного и суицидального поведения у подростков в СРЦ 17
1.4. Представления о конвергентном и дивергентном мышлении подростков 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 35
2.2. Методы исследования 36
2.3. Методы математической обработки данных 38
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ДИВЕРГЕНТНЫМ МЫШЛЕНИЕМ У ПОДРОСТКОВ В СРЦ
3.1. Выявление особенностей девиантного поведения подростков в социально-реабилитационных центрах 39
3.2. Выявление особенностей дивергентного мышления подростков в социально-реабилитационных центрах 42
3.3. Сравнительный анализ девиантного поведения и дивергентного мышления 43
3.4. Анализ результатов выраженности дивергентного мышления, самооценки подростков своих творческих способностей и форм девиантного поведения 47
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИ¬АНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 7
1.2. Основные концептуальные подходы к трактовке девиантного поведения в отечественной и зарубежной психологии 11
1.3. Особенности проявления делинквентного, аддиктивного и суицидального поведения у подростков в СРЦ 17
1.4. Представления о конвергентном и дивергентном мышлении подростков 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 35
2.2. Методы исследования 36
2.3. Методы математической обработки данных 38
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ДИВЕРГЕНТНЫМ МЫШЛЕНИЕМ У ПОДРОСТКОВ В СРЦ
3.1. Выявление особенностей девиантного поведения подростков в социально-реабилитационных центрах 39
3.2. Выявление особенностей дивергентного мышления подростков в социально-реабилитационных центрах 42
3.3. Сравнительный анализ девиантного поведения и дивергентного мышления 43
3.4. Анализ результатов выраженности дивергентного мышления, самооценки подростков своих творческих способностей и форм девиантного поведения 47
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
Общество на сегодняшний день налагает на индивида множество обязательств. На современном этапе общественно-исторического развития человеку необходимо следовать определенным нормам и соответствовать установленным общечеловеческим критериям и правилам поведения, чтобы существовать в социуме как полезная и успешная ячейка общества. Гармоничное взаимодействие индивида и социальной среды приводит к его успешной социализации. Также стоит помнить, что без взаимодействия с другими людьми формирование самооценки и самопознания личности невозможны.
Однако все чаще поднимаются вопросы об отклоняющемся, девиантном поведении. Социально адаптированная личность характеризуется нравственным сознанием и способностью к усвоению и воспроизведению полезного социального опыта в деятельности и общении. Личность же с девиантным поведением при взаимодействии со средой испытывает трудности, что отражают неспособность человека к успешному существованию. Стоит подчеркнуть, что в данной работе нами рассматриваются только негативные формы девиантного поведения. В особенности делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение.
Чувство невостребованности и социальная неудовлетворенность способствуют развитию и росту пессимистичных и тревожных настроений, таким образом, отчуждение от общества может поспособствовать деморализованности населения и возникновению отклоняющегося поведения. Особенно актуальна эта проблема для детей подросткового возраста.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для общества разрушительные тенденции. Оно оказывает влияние на интеллектуальные способности подростка, в том числе и на познавательные процессы. Количество подростков с отклоняющимся поведением всё возрастает. А между тем, современный мир требует от человека высокоразвитого интеллекта, а главное, творческих способностей. В связи с этим в научных психологических кругах постоянно наблюдается повышенный интерес к проблеме дивергентного и конвергентного мышления. На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений психологии является задача развития творчества. Обучение через творчество, а также через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Американский психолог Дж. Гилфорд внес значительный вклад в развитие психологических наук. Его введенные в психологию понятия (дивергентное и конвергентное мышление), критерии креативности и концепция кубического интеллекта до сих пор остаются весьма актуальными [10]. Ученый утверждал, что дивергентное мышление связано с порождением множества вариантов решения задач на основе однозначных исходных данных и является основанием творчества. Дж. Гилфорд рассматривал дивергентное мышление как креативность, т.е. как способ мысли, который ведет к созданию чего- то нового. Также он выделил основные характеристики креативности, такие как беглость (количество идей, порождающихся за единицу времени), оригинальность (умение производить идеи, которые отличаются от общепринятых мнений и позиций, иначе говоря - отвечать на раздражители нестандартно), гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи), разработанность (способность к совершенствованию объекта, добавляя детали).
При дальнейшем развитии его идей, было статистически доказано, что способности к творчеству находятся в сильной корреляции с интеллектуальными способностями. В частности, творческие люди обладают высоким коэффициентом интеллекта. Поэтому, даже сейчас для диагностики мышления также широко используются тесты креативности (Дж. Гилфорд) и тесты на творческое мышление П. Торренса....
Однако все чаще поднимаются вопросы об отклоняющемся, девиантном поведении. Социально адаптированная личность характеризуется нравственным сознанием и способностью к усвоению и воспроизведению полезного социального опыта в деятельности и общении. Личность же с девиантным поведением при взаимодействии со средой испытывает трудности, что отражают неспособность человека к успешному существованию. Стоит подчеркнуть, что в данной работе нами рассматриваются только негативные формы девиантного поведения. В особенности делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение.
Чувство невостребованности и социальная неудовлетворенность способствуют развитию и росту пессимистичных и тревожных настроений, таким образом, отчуждение от общества может поспособствовать деморализованности населения и возникновению отклоняющегося поведения. Особенно актуальна эта проблема для детей подросткового возраста.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для общества разрушительные тенденции. Оно оказывает влияние на интеллектуальные способности подростка, в том числе и на познавательные процессы. Количество подростков с отклоняющимся поведением всё возрастает. А между тем, современный мир требует от человека высокоразвитого интеллекта, а главное, творческих способностей. В связи с этим в научных психологических кругах постоянно наблюдается повышенный интерес к проблеме дивергентного и конвергентного мышления. На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений психологии является задача развития творчества. Обучение через творчество, а также через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Американский психолог Дж. Гилфорд внес значительный вклад в развитие психологических наук. Его введенные в психологию понятия (дивергентное и конвергентное мышление), критерии креативности и концепция кубического интеллекта до сих пор остаются весьма актуальными [10]. Ученый утверждал, что дивергентное мышление связано с порождением множества вариантов решения задач на основе однозначных исходных данных и является основанием творчества. Дж. Гилфорд рассматривал дивергентное мышление как креативность, т.е. как способ мысли, который ведет к созданию чего- то нового. Также он выделил основные характеристики креативности, такие как беглость (количество идей, порождающихся за единицу времени), оригинальность (умение производить идеи, которые отличаются от общепринятых мнений и позиций, иначе говоря - отвечать на раздражители нестандартно), гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи), разработанность (способность к совершенствованию объекта, добавляя детали).
При дальнейшем развитии его идей, было статистически доказано, что способности к творчеству находятся в сильной корреляции с интеллектуальными способностями. В частности, творческие люди обладают высоким коэффициентом интеллекта. Поэтому, даже сейчас для диагностики мышления также широко используются тесты креативности (Дж. Гилфорд) и тесты на творческое мышление П. Торренса....
Количество подростков с девиантным поведением все возрастает. Девиантный путь выбирают, прежде всего, подростки, которые не имеют легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы социальной мобильности. А между тем, современный мир требует от человека высокоразвитого интеллекта, творческих способностей. Обучение через творчество, а также через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности подростков, их уверенность в своих силах, дает возможность самореализовываться.
В теоретической части работы были разобраны психологические характеристики подросткового возраста и психологических особенностей у подрост-ков в СРЦ. Рассмотрены основные подходы к пониманию девиантного поведения (Э.Дюркгейм, З.Фрейд, А.Адлер, Э.Фромм, Л.С. Выготский) и его форм (В.А. Лабунская, Е.В. Змановская, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Ю. Поляков). В частности было уделено внимание особенностям проявления делинквентного, аддиктивного и суицидального поведения у подростков. Так же рассматривались основные признаки и понятие дивергентного мышления. В частности был произведен анализ теорий конвергентного и дивергентного мышления и креативности Дж. Гилфорда, П. Торренса и С. Медника.
Целью данной работы являлось выявление взаимосвязи девиантного поведения с дивергентным мышлением, и особенностей самооценки творческих характеристик личности у подростков в социально-реабилитационных центах.
В результате исследования были получены новые экспериментальные данные о характере взаимосвязи девиантного поведения и дивергентного мышления, которые подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что чем выше уровень девиантного поведения подростка в СРЦ, тем менее развитым дивергентным мышлением он обладает.
Полученные в данной работе данные могут быть использованы для разработки программ психологического сопровождения подростков с девиантным поведением с целью повышения их способностей мыслить нестандартно, развивать иной взгляд на мир и проблемы, а также использовать приемлемые формы самореализации, например, через творчество.
В качестве перспектив дальнейших исследований возможно использование для определения развитости дивергентного мышления вербальную батарею тестов Э.П. Торренса и тест С. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций). Также может представлять интерес сравнение акцентуаций характера и дивергентного мышления и привлечение испытуемых из других возрастных групп.
В теоретической части работы были разобраны психологические характеристики подросткового возраста и психологических особенностей у подрост-ков в СРЦ. Рассмотрены основные подходы к пониманию девиантного поведения (Э.Дюркгейм, З.Фрейд, А.Адлер, Э.Фромм, Л.С. Выготский) и его форм (В.А. Лабунская, Е.В. Змановская, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Ю. Поляков). В частности было уделено внимание особенностям проявления делинквентного, аддиктивного и суицидального поведения у подростков. Так же рассматривались основные признаки и понятие дивергентного мышления. В частности был произведен анализ теорий конвергентного и дивергентного мышления и креативности Дж. Гилфорда, П. Торренса и С. Медника.
Целью данной работы являлось выявление взаимосвязи девиантного поведения с дивергентным мышлением, и особенностей самооценки творческих характеристик личности у подростков в социально-реабилитационных центах.
В результате исследования были получены новые экспериментальные данные о характере взаимосвязи девиантного поведения и дивергентного мышления, которые подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что чем выше уровень девиантного поведения подростка в СРЦ, тем менее развитым дивергентным мышлением он обладает.
Полученные в данной работе данные могут быть использованы для разработки программ психологического сопровождения подростков с девиантным поведением с целью повышения их способностей мыслить нестандартно, развивать иной взгляд на мир и проблемы, а также использовать приемлемые формы самореализации, например, через творчество.
В качестве перспектив дальнейших исследований возможно использование для определения развитости дивергентного мышления вербальную батарею тестов Э.П. Торренса и тест С. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций). Также может представлять интерес сравнение акцентуаций характера и дивергентного мышления и привлечение испытуемых из других возрастных групп.





