ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СУБЪЕКТОВ
1.1. Обзор и сравнение отечественных и зарубежных исследований по стрессу 4
1.2. Психофизиологические и психодинамические ресурсы стрессоустойчивости субъектов 13
1.3. Личностные ресурсы стрессоустойчивости субъектов 20
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Цель, задачи, предмет, объект, гипотезы исследования 28
2.2. Методы исследования 29
2.3. Методы математической обработки данных 36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕСУРСОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СУБЪЕКТОВ 38
3.1. Уровень переживания стресса и стрессонаполненности жизни, особенности психодинамических и личностных свойств субъектов 38
3.2. Исследование особенностей психодинамических и личностных ресурсов у субъектов с разным уровнем переживания стресса 43
3.3. Исследование особенностей психодинамических и личностных ресурсов у субъектов с разным уровнем стрессонаполненности жизни 46
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Актуальность изучения психодинамических и личностных ресурсов стрессоустойчивости связана с тем, что мир постоянно развивается и и вместе с ним растет и уровень стрессогенности, количество стрессоров и их интенсивность. Независимо от возраста: дети, подростки или взрослые, все испытывают стресс в повседневной жизни. Будь то, сложная контрольная в школе или написание курсовой работы с дальнейшей её защитой. Отличительной чертой современных исследований является рассмотрение человека как сложной, многоуровневой изменяющейся системы и объединение подходов к поиску разноуровневых ресурсов, способных повысить устойчивость людей к стрессу.
Целью работы является выявить ресурсы стрессоустойчивости субъектов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности переживания стресса и стрессонаполненности у студентов;
2. Выявить особенности психодинамических свойств у студентов;
3. Выявить особенности личностных свойств у студентов;
4. Выявить различия в психодинамических и личностных свойствах у субъектов с разным уровнем переживания стресса;
5. Выявить различия в психодинамических и личностных свойствах у субъектов с разным уровнем стрессонаполненности.
Гипотезы исследования:
1. Субъекты с разным уровнем переживания стрессовых, критических ситуаций отличаются психодинамическими и личностными ресурсами стрессоустойчивости.
2. Субъекты с разным уровнем стрессонаполненности жизни отличаются психодинамическими и личностными ресурсами стрессоустойчивости.
Объектом исследования является стрессоустойчивость субъектов.
Предметом исследования являются психодинамические и личностные ресурсы стрессоустойчивости у студентов.
Выборка исследования: 84 студента, учащихся на технических и естественнонаучных специальностях. Из них 24 девушки и 60 юношей, возрастом 19-20 лет.
Методики исследования: Шкала психологического стресса PSM25 в адаптации А.Н. Водопьяновой. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. Тест жизнестойкости в адаптации Д.А. Леонтьева. Опросник «Типологии личностного выбора» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой.
Структура и объем: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы (всего 59 наименований). В тексте работы имеются 13 таблиц и 1 рисунок. Общий объем 63 страницы.
Психодинамические и личностные ресурсы стрессоустойчивости у субъектов являются на сегодняшний день актуальным феноменом. На данный момент исследователи рассматривают психодинамические и личностные ресурсы стрессоустойчивости как отдельные характеристики личности.
В теоретической части работы рассматривалась теоретическая база изучаемых явлений: сравнение отечественных и зарубежных исследований по стрессу, психофизиологические и психодинамические ресурсы стрессоустойчивости субъектов, личностные ресурсы стрессоустойчивости субъектов.
Целью работы являлось исследование различий и взаимосвязей данных ресурсов стрессоустойчивости у студентов.
В результате данного исследования было установлено, что уровень психодинамических и личностных свойств у студентов находится в пределах нормы. По результатам сравнительного анализа данных свойств у студентов с разным уровнем переживания стрессовых, критических ситуаций выявлены статистически значимые различия по показателям: темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и по всем показателям жизнестойкости. Также было установлено, что для субъектов с высоким уровнем переживания стресса ресурсами стрессоустойчивости является принятие риска, а для субъектов с низким уровнем переживания стресса - вовлеченность и общий показатель жизнестойкости. По результатам сравнительного анализа психодинамических и личностных свойств у субъектов с разным уровнем стрессонаполненности жизни выявлены статистически значимые различия по шкалам: пластичность, социальная эмоциональность и «рефлексия и
поддержка внутренней сложности». Также было установлено, что для субъектов с высоким уровнем стрессонаполненности жизни ресурсами являются - эргичность, социальная эргичность, вовлеченость, контроль, принятие риска и жизнестойкость, а для субъектов с низким уровнем
стрессонаполненности жизни являются жизнестойкость.
Полученные результаты данного исследования на практике могут применяться в различных профессиональных областях. Таких, как модернизирующиеся и инновационные предприятия, силовых структурах и ведомствах, в образовательных учреждениях разного вида, в подготовке спортсменов на соревнования разного уровня.
Дальнейшие исследования в данном направлении могли бы быть улучшены за счет увеличения выборки и проведения исследования на разных профессиональных выборках.
Таким образом задачи данного исследования выполнены, цель, заключавшаяся в исследовании различий и взаимосвязей психодинамических и личностных ресурсах стрессоустойчивости, достигнута.