🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПАТРИОТИЗМ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Работа №200402

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ИПАТРИОТИЗМА, КАК ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ
1.1. Жизнестойкость и патриотизм как личностные ресурсы 8
1.2. Жизнестойкость как специфический психологический феномен 11
1.3. Патриотизм как специфический психологический феномен 25
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 43
2.2 Методы исследования 44
2.3 Методы математической обработки данных 48
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГОИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПАТРИОТИЗМА УВОЕННОСЛУЖАЩИХ
3.1. Анализ и результаты экспериментального исследования жизнестойкости у военнослужащих 50
3.2. Анализ и результаты экспериментального исследования патриотизма у военнослужащих 52
3.3. Структура взаимосвязи патриотизма и жизнестойкости 55
ВЫВОДЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 73

Современная геополитическая обстановка вынуждает нас все чаще обращать внимание на представителей Вооруженных сил Российской Федерации. В течение многолетней истории необходимыми свойствами личности российского офицера считались доблесть, честь, совесть, готовность при необходимости пожертвовать своей жизнью ради процветания своего государства. Все, без исключения, приведенные качества являются составляющей частью такого психологического феномена как патриотизм.
Патриотическое воспитание - это формирование нравственных, духовных, гражданских и мировоззренческих качеств, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и способности защитить и преумножить традиции и ценности своего народа, своей культуры, своей земли [2]. Общей целью патриотического воспитания является воспитание у подрастающего поколения любви к Родине, гордости за Отчизну, готовности способствовать её процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно в нравственной и духовной сферах жизни [10].
Следует сказать, что чем выше уровень развития чувства патриотизма, тем неразрывней он связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, выполняемыми на благо Родины и на основе демократических принципов развития гражданского общества [7].
Дух патриотизма - всеохватывающий благонравный идеал. Он лежит в истоке любой национальной военной системы, в обратном случае она не имеет никакого значения. Выражение патриотизма русского неповторимо, поскольку обладает глубочайшими историческими социальными корнями. Однако в современном мире, с его глобализацией и модернизацией, в мире, в котором материальные ценности возвышаются над нравственными, практически все эти свойства отодвинулись на второй план [7].
В связи с этим очень важные и традиционные для отечественного сознания представления о патриотизме переживают очень глубокий кризис.
Важно отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения сначала должна участвовать сама молодёжь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать её культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодёжи в нужное направление должны государство, семья и образовательные учреждения. И их главная задача состоит во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, патриотизма и гражданственности среди современной молодёжи [11].
Проблема патриотического воспитания молодёжи как никогда актуальна. Рассматривая её с точки зрения потери нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, повсеместного увеличения равнодушия, цинизма, агрессии и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации.
Актуальность исследования определена тем, что сегодняшние обстоятельства требуют переход на профессиональную армию и профессиональных офицеров. Их добровольное служение предполагает выявить у них определенные личностные ресурсы, способствующие успешной профессиональной деятельности.
Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации. Иначе, личностные ресурсы выступают как системная, интегральная характеристика личности, позволяющая преодолевать трудные жизненные ситуации, актуализарующаяся и проявляющаяся в процессах самодетерминации личности. Таким образом, жизнестойкость и патриотизм, как интегральные психологические феномены, могут относиться к этим специфическим личностным ресурсам [8]....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема проявления патриотических чувств у офицеров вооруженных сил Российской Федерации достаточно значима в современном обществе. Обострение конфликтов, нескончаемые террористические акты по всему миру ставят ее на одно из основных мест. Важнейшая роль, которая отводится патриотизму, заключается в позитивном отношении к своему народу, Родине, субъектом патриотизма является человек как общественное существо, а объектом - народ, Родина.
Патриотизм, в основном, понимается как системно-функциональное свойство личности, представленное совокупностью инструментально - стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность субъекта к реализации актуальных и потенциальных социально-значимых ценностей, идеалов и убеждений. Как сложное интегральное психологическое и социально-психологическое явление он включает в себя три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Анализ литературы, позволяет сделать вывод, что жизнестойкость, опираясь на индивидуально-личностные (природные) свойства, которые базируются на врожденных особенностях нервной системы и опосредуют социальную активность, в большей степени проявляется в умении создавать личностно-значимые смыслы в жизни и реализовывать их в контексте данной социальной ситуации. Также, жизнестойкость обнаруживает связи со смысложизненными ориентациями как высшим уровнем самореализации личности.
Жизнестойкость личности рассматривается некоторыми исследователями, как личностный ресурс, а также способность в жизненно важных ситуациях воспользоваться внешними ресурсами.
Исходя из определения разнообразия жизни, а также различного проявления такого качества, как жизнестойкость, можно говорить о многоаспектности данного феномена.
Исследование факторов, которые оказывают свое воздействие на формирование патриотизма и жизнестойкости личности, позволяет прийти к заключению, что эти два феномена являются важными специфическими ресурсами личности будущего офицера, которые проявляются в мировоззренческих убеждениях. Патриотизм и жизнестойкость являются целостной системой ценностно-мотивационных и инструментально-стилевых компонентов личности, гарантирующих стабильность стремлений индивида к осуществлению патриотических отношений к обществу и самому себе.
В ходе проведенного исследования было установлено, что у будущих офицеров Российской Федерации, которые находятся еще на стадии обучения, уже наблюдаются различия содержательных компонентах патриотизма. Они отчетливо проявляются между социально-значимыми и личностно-значимыми компонентами патриотизма. Причем, социально-значимые ценности превалируют над личными. Возможно, это связано с тем, что будущие офицеры, на сегодняшний день, упорно стремятся реализовать себя в военной профессии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут лечь в основу для составления рекомендаций, тренинговых мероприятий, программ по развитию и формированию жизнестойкости и патриотизма как личностных специфических ресурсов, важных для повышения профессиональной успешности и эффективности деятельности военнослужащих.
На наш взгляд, проблеме формирования патриотизма и жизнестойкости следует посвятить большее количество исследований, как с теоретическим, так и с эмпирическим уклоном.


1. Александрова, А. А. К концепции жизнестойкости в психологии / А.А. Александрова. - Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Выпуск № 2. - 2004. - С. 82-90.
2. Александрова, А. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей /А.А. Александрова. - Психология способностей. - М.: Институт психологии РАН. - 2005. - С. 16-21.
3. Александрова, Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова // Известия Южного федерального университета: Техническиенауки. - 2005. - С.83-84.
4. Андреев, Э. M. Культура патриотизма и консолидация общества / Э.М. Андреев, А.В. Кузнецова. - М.: РВДИСГЖ РАН, 2004. - 112 с.
5. Бородин, Е. Т. Русская идея- есть идея русского патриотизма / Е.Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 6. - 286 с.
6. Вяткин, Б. А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Б.А. Вяткин, Т.А. Попова. - М.: Инситут психологии РАН. - 1999. - С. 56-86.
7. Гаврилушкин, С. А. Кластерная модель патриотичности студентов /С.А. Гаврилушкин, И.Б. Кудинова // Вестник РУДН. - 2015. - №4. - С. 27¬34.
8. Гаврилушкин, С.А. Психологическая специфика проявления ответственности личности у студентов с различной патриотической направленностью: автореферат диссертации / С.А. Гаврилушкин. - М., - 2012. - 243 с.
9. Дуранов, И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма / И.М. Дуранов // Вестник ОГУ / И.М. Дуранов. - Оренбург. - 2012. - №1 - С. 55-58.
10. Еремина, М.А. Патриотизм как психологический феномен / М.А. Еремина. - Алтайский государственный педагогический университет. - Барнаул. - 2014. - 89 с.
11. Здерева, Г.В. Патриотизм и его развитие / Г.В. Здерева. - Тольяттский государственный университет. - Тольятти. - 2009. - 532 с.
12. Здерева, Г.В. Патриотическое воспитание молодежи / Г.В. Здерева. - Тольяттский государственный университет /. - Тольятти. - 2003. - 357 с.
13. Иванова, Т.Ю. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности / Т.Ю. Иванова, Е.Н Осин, Е.И Рассказова// Организационная психология. - 2018. - № 1. - С. 85-121.
14. Ильин, И.А. Наши задачи / И.А. Ильин. - М.,: Русская книга. - 1993. - 528 с.
15. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореферат диссертаци / Н.В. Ипполитова. - ЧелГУ, Челябинск. - 2010. - 22 с....(44)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ