🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОДИНОЧЕСТВО И АВТОНОМНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Работа №200366

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению одиночества и автономности в отечественных и зарубежных исследованиях
1.1. Теоретические подходы к изучению одиночества 6
1.1.1. Определение понятия одиночества 6
1.1.2. Основные теории одиночества 10
1.1.3. Виды одиночества 14
1.2. Теоретические подходы к изучению автономности 17
1.2.1. Определение понятия автономности 17
1.2.2. Основные теории автономности 21
1.3. Одиночество и автономность в межличностном общении 24
1.4. Исследуемые аспекты межличностного общения 26
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 32
2.2. Методы исследования зз
2.3. Методы математической обработки данных 37
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И АВТОНОМНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГООБЩЕНИЯ
3.1. Анализ взаимосвязи параметров одиночества с автономностью 38
3.2. Анализ взаимосвязи одиночества и автономности с психологическим благополучием 42
3.2.1 Взаимосвязь одиночества с психологическим благополучием 42
3.2.2. Взаимосвязь автономности с параметрами психологического благополучия 46
3.3. Анализ взаимосвязи параметров одиночества и автономности с личностными особенностями, проявляющимися в межличностном общении 48
3.3.1. Взаимосвязь одиночества с личностными особенностями, проявляющимися в межличностном общении 48
3.3.2. Взаимосвязь автономности с личностными особенностями, проявляющимися в межличностном общении 57
ВЫВОДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А 69
Приложение Б 71
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д 76
Приложение Е 76

На сегодняшний день существует множество подходов к пониманию одиночества и автономности. В современной науке наблюдается тенденция перехода от оценивания одиночества как исключительно негативного феномена, связанного с болезненными переживаниями, к его более дифференцированному рассмотрению как феномена, несущего, в том числе, в себе радость уединения и ресурс для личностного роста. Двойственность есть и в изучении автономности, которая, с одной стороны, означает независимость человека и потому некоторую отдаленность от других людей, с другой стороны, подразумевает открытое взаимодействие с окружающей средой.
В научных работах так или иначе говорится об одиночестве и автономности в контексте межличностного общения. Однако нет ни одной специальной работы, и не учитываются современные тенденции к рассмотрению данных феноменов, а потому данная тема до сих пор требует более глубокого изучения.
Методологическими и теоретическими основаниями исследования, главным образом, выступили взгляды Д.А. Леонтьева на одиночество и взгляды К. Рифф на автономность в контексте психологического благополучия.
Цель - выявление особенностей проявления одиночества и автономности в контексте межличностного общения.
Задачи:
1. Установить значение параметров одиночества и автономности.
2. Оценить степень выраженности таких показателей, как открытость в общении, страх отвержения, коммуникативная интолерантность и поиск социальной поддержки.
3. Обнаружить значимые взаимосвязи параметров одиночества с автономностью.
4. Определить значимые взаимосвязи параметров одиночества и автономности с психологическим благополучием
5. Изучить значимые взаимосвязи параметров одиночества и автономности с такими личностными переменными, как открытость в общении, страх отвержения, коммуникативная интолерантность, поиск социальной поддержки.
6. Описать детально особенности проявления одиночества и автономности в контексте межличностного общения (открытость в общении, страх отвержения, коммуникативная интолерантность, поиск социальной поддержки).
Объектом исследования являлись одиночество, а предметом - соотношение одиночества и автономности в контексте межличностного общения.
Исследование проводилось на выборке 70 испытуемых в возрасте от 18 до 27 лет: из них - 35 мужчин и 35 женщин.
В исследовании использовались следующие методики: «Дифференциальный опросник одиночества» (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), «Шкалы психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фасенко), «Коммуникативная интолерантность» (Мельникова Н.Н.), «Поиск социальной поддержки» (модифицированная шкала из опросника преодолевающего поведения Е. Frydenberg и R. Lewis), «Открытость в общении» (модифицированный опросник уровня самораскрытия С. Джурарда), «Страх отвержения» (модифицированная М.Ш. Магомед- Эминовым шкала из опросника мотивации аффилиации А. Махребиана).
В качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались корреляционный анализ по Пирсону и описательная математическая статистика.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 54 наименования) и 6-ти приложений. В тексте работы имеется 7 таблиц и 10 рисунков. Общий объём работы 77 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная дипломная работа была посвящена изучению особенностей проявления одиночества и автономности в контексте межличностного общения.
В теоретической части работы рассматривались основные понятия - одиночество и автономность. Рассматривались зарубежные и отечественные концепции и теории. Также делался особый акцент на рассмотрении и сравнении различных видов одиночества. Были изучены аспекты межличностного общения, которые включены в исследование. И на основе всего ранее перечисленного, сделано предположение о различной роли одиночества и автономности в общении.
В практической части работы выявлялись взаимосвязи одиночества и автономности, их значение в структуре психологического благополучия и особенности их проявления в контексте межличностного общения (в их связи с поиском социальной поддержки, коммуникативной интолерантностью, страхом отвержения и открытостью в общении).
В результате исследования были обнаружены значимые взаимосвязи автономности с отдельными параметрами одиночества, подразумевающими его болезненное переживание и, в целом, негативное отношение к данному феномену. Были выявлены компоненты психологического благополучия, связанные с отдельными параметрами одиночества и автономностью. Также было обнаружено различие в характере взаимосвязи одиночества и автономности с отдельными личностными особенностями, проявляющимися в межличностном общении (открытость в общении, страх отвержения, коммуникативная интолерантность, поиск социальной поддержки). При этом выявлены сходства и различия между взаимосвязями, обнаруженными у женщин и мужчин.
Данные, полученные в исследовании, можно применять в сфере психологического консультирования.
Дополнить полученные результаты и углубить понимание роли автономности и одиночества в общении можно с помощью: увеличения выборки; включение в исследование большего количества аспектов межличностного общения; определения того, что является первостепенным: одиночество и автономность или личностные особенности, проявляющиеся в межличностном общении.


1. Агалакова, А.С. Роль социальной поддержки как стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций / А.С. Агалакова, К.И. Корнев // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2010. - № 2. - С. 12-20.
2. Амяга, Н.В. Методики для измерения личностной представленности человека в общении / Н.В. Амяга // Журнал практического психолога. - 1998. - № 1. - С. 42-53.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
4. Аристова, И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля / И.Л. Аристова. - Владивосток: Изд-во «ТИДОТ ДВГУ», 2003. - 104 с.
5. Бакалдин, С.В. Эмоциональные особенности переживания одиночества / С.В. Бакалдин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. - С. 229-232.
6. Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во «Когнито-центр», 2011. - 2280 с.
7. Бокум, Д. Психология развития / Д. Бокум, Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
8. Бородина, М.В. Мотивация самораскрытия личности в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.В. Бородина. - Ростов-на-Дону, 2001. - 234 с.
9. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
10. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж.Боулби. - М.: Академический проект, 2004. - 232 с.
11. Васильева, Т.В. Детерминация межличностного общения: потребностно-мотивационный аспект / Т.В. Васильева // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 6. - 2007. - № 4. - С. 358-363.
12. Виноградова, Н.И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности / Н.И. Виноградова, Е.И. Касьянова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 28-34.
13. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336с.
14. Гаврилюк, О.А. Профессиональная автономность преподавателей университета в США и России: свобода от контроля или свобода для развития / О.А. Гаврилюк, А.В. Лахно // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 6. - № 3. - С. 455-467.
15. Гасанова, П.Г. Психология одиночества / П.Г. Гасанова, М.К. Омарова. - Киев: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины», 2017. - 76 с....(54)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ