ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ У ТРЕНЕРОВ ПО ТАНЦАМ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ 9
1.1 История становления понятия эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2 Современные представления об эмоциональном интеллекте 15
1.3 Концепции жизнестойкости 20
1.4 Связь жизнестойкости со свойствами и чертами личности 24
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 29
2.2 Методы исследования феноменов Эмоциональный интеллект и Жизнестойкость 30
2.3 Методы обработки данных 32
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 34
3.1 Описание полученных по методике «Эмоционального » (Н.Холл) 34
3.2 Описание полученных по методике «Жизнестойкости» 37
3.3 Результаты корреляционного анализа по методикам «Эмоциональный интеллект» и «Жизнестойкость» 40
ВЫВОДЫ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ 9
1.1 История становления понятия эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2 Современные представления об эмоциональном интеллекте 15
1.3 Концепции жизнестойкости 20
1.4 Связь жизнестойкости со свойствами и чертами личности 24
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 29
2.2 Методы исследования феноменов Эмоциональный интеллект и Жизнестойкость 30
2.3 Методы обработки данных 32
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 34
3.1 Описание полученных по методике «Эмоционального » (Н.Холл) 34
3.2 Описание полученных по методике «Жизнестойкости» 37
3.3 Результаты корреляционного анализа по методикам «Эмоциональный интеллект» и «Жизнестойкость» 40
ВЫВОДЫ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Несколько лет назад, молодежь даже не задумывалась о здоровом образе жизни, однако теперь этот образ становится актуальным и модным всё больше и больше. Сейчас молодые люди выбирают правильное питание и активный образ жизни, скорее всего, это связано с постоянными изменениями в мире. В том числе, девушки активно начинают заниматься спортом, ведь не секрет, что благодаря ему можно как сбросить вес, так и набрать массу, и во время физических нагрузок даже получить гормон счастья - эндорфин. Наиболее подходящим видом спорта для женской части общества являются танцы. Отсюда и появляются всё больше различных школ со всевозможными направлениями этого вида деятельности, а, соответственно, и тренеров по ним. И для того, чтобы тренерская деятельность была наиболее успешной, необходимо не только хорошо танцевать, но и обладать навыками общения с людьми, плюс к этому, иметь свои устоявшиеся отношения с миром и собой. Как показывает собранная информация о наших испытуемых, тренеры выбрали такую профессию не из-за их образования, а из-за соответствующих этой профессии личных интересов. Успешность же профессиональной деятельности и удовлетворённость ею стоится на основе личностных ресурсов, к которым относятся эмоциональный интеллект и жизнестойкость.
В нашей работе мы исследовали особенности уровня эмоционального интеллекта и жизнестойкости у тренеров, а также попытались выявить их связь между собой.
Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Оба этих феномена могут выступать как личностные ресурсы успешной профессиональной деятельности. Эмоциональный интеллект помогает избегать конфликтов и выстраивать взаимоотношения с людьми, а жизнестойкость даёт возможность сохранять свои внутренние ресурсы, если всё же произошёл конфликт, и не выходить из себя в стрессовых ситуациях [1, 4].
При анализе источников нами было выявлено, что в науке не хватает работ, которые раскрывали бы личностные ресурсы личности для более успешной деятельности в профессиях типа человек-человек, а именно исследований в области эмоционального интеллекта и жизнестойкости. И, так как эти профессии набирают популярность, в этом заключается актуальность исследования.
Профессия тренера предполагает наличие у человека с одной стороны навыков общения, поддержки, сопереживания, умения расположить к себе и увлечь за собой, а с другой стороны наличие стрессоустойчивости, контроля над ситуацией и включённость в окружающую и собственную жизнь. Тренер по танцам - это человек, обладающий целеустремлённостью, сильной волей, упорством, стремлением преодолевать трудности, особенно если учитывать тот факт, что во всех школах танцев тренеры играют ведущую функцию и на их плечах лежит огромная ответственность за прибыль организации, за её лицо в целом. Таким образом, тренер и есть лицо школы танцев, поэтому ему как профессионалу необходимо обладать всей системой выше перечисленных качеств, так как они же и присущи профессиям типа человек-человек.
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и жизнестойкости у тренеров по танцам.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития эмоционального интеллекта у группы тренеров.
2. Определить уровень жизнестойкости у данной группы тренеров.
3. Выявить возможные связи между компонентами эмоционального интеллекта и жизнестойкости.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости....
В нашей работе мы исследовали особенности уровня эмоционального интеллекта и жизнестойкости у тренеров, а также попытались выявить их связь между собой.
Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Оба этих феномена могут выступать как личностные ресурсы успешной профессиональной деятельности. Эмоциональный интеллект помогает избегать конфликтов и выстраивать взаимоотношения с людьми, а жизнестойкость даёт возможность сохранять свои внутренние ресурсы, если всё же произошёл конфликт, и не выходить из себя в стрессовых ситуациях [1, 4].
При анализе источников нами было выявлено, что в науке не хватает работ, которые раскрывали бы личностные ресурсы личности для более успешной деятельности в профессиях типа человек-человек, а именно исследований в области эмоционального интеллекта и жизнестойкости. И, так как эти профессии набирают популярность, в этом заключается актуальность исследования.
Профессия тренера предполагает наличие у человека с одной стороны навыков общения, поддержки, сопереживания, умения расположить к себе и увлечь за собой, а с другой стороны наличие стрессоустойчивости, контроля над ситуацией и включённость в окружающую и собственную жизнь. Тренер по танцам - это человек, обладающий целеустремлённостью, сильной волей, упорством, стремлением преодолевать трудности, особенно если учитывать тот факт, что во всех школах танцев тренеры играют ведущую функцию и на их плечах лежит огромная ответственность за прибыль организации, за её лицо в целом. Таким образом, тренер и есть лицо школы танцев, поэтому ему как профессионалу необходимо обладать всей системой выше перечисленных качеств, так как они же и присущи профессиям типа человек-человек.
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и жизнестойкости у тренеров по танцам.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития эмоционального интеллекта у группы тренеров.
2. Определить уровень жизнестойкости у данной группы тренеров.
3. Выявить возможные связи между компонентами эмоционального интеллекта и жизнестойкости.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости....
Данная работа посвящена исследованию Эмоционального интеллекта и Жизнестойкости, а также их взаимосвязи у тренеров по танцам.
В теоретической части был проведён анализ литературы по данной тематике. Были рассмотрены основные понятия «Эмоциональный интеллект» и «Жизнестойкость». Изучены их структуры. Все составляющие каждого феномена рассмотрены подробно. Были проанализированы концепции зарубежных и отечественных исследователей.
Целью данной работы было выявление взаимосвязи между Эмоциональным интеллектом и Жизнестойкостью у тренеров по современным танцевальным направлениям.
Исследование обращает внимание на то, что и Эмоциональный интеллект, и Жизнестойкость могут быть важными и взаимосвязанными личностными ресурсами и психологическими качествами в профессиях, направленных на работу с людьми, так как уровни исследуемых феноменов у большинства испытуемых оказались выше среднего.
Однако в нашей группе испытуемых наименее выраженными оказались показатели «Управление своими эмоциями» (шкала ЭИ) и «Контроль» (шкала Ж), что указывает на специфическую особенность выборки. Эти два компонента требуют дополнительного развития в случае, если испытуемые заинтересуются в повышении квалификации.
Полученные результаты дополняют уже имеющиеся теоретические представления о характере взаимосвязи Эмоционального интеллекта и Жизнестойкости с учётом специфики набранной выборки. Эти данные можно использовать для консультаций и информирования выборки тренеров по проблемам эмоционального выгорания, профессиональных проблем, а также проблем в понимании учеников и себя.
В качестве перспективы можно исследовать другие профессиональные группы, а также разделить их по стажу работы и успешности/не успешности выполняемой деятельности.
В теоретической части был проведён анализ литературы по данной тематике. Были рассмотрены основные понятия «Эмоциональный интеллект» и «Жизнестойкость». Изучены их структуры. Все составляющие каждого феномена рассмотрены подробно. Были проанализированы концепции зарубежных и отечественных исследователей.
Целью данной работы было выявление взаимосвязи между Эмоциональным интеллектом и Жизнестойкостью у тренеров по современным танцевальным направлениям.
Исследование обращает внимание на то, что и Эмоциональный интеллект, и Жизнестойкость могут быть важными и взаимосвязанными личностными ресурсами и психологическими качествами в профессиях, направленных на работу с людьми, так как уровни исследуемых феноменов у большинства испытуемых оказались выше среднего.
Однако в нашей группе испытуемых наименее выраженными оказались показатели «Управление своими эмоциями» (шкала ЭИ) и «Контроль» (шкала Ж), что указывает на специфическую особенность выборки. Эти два компонента требуют дополнительного развития в случае, если испытуемые заинтересуются в повышении квалификации.
Полученные результаты дополняют уже имеющиеся теоретические представления о характере взаимосвязи Эмоционального интеллекта и Жизнестойкости с учётом специфики набранной выборки. Эти данные можно использовать для консультаций и информирования выборки тренеров по проблемам эмоционального выгорания, профессиональных проблем, а также проблем в понимании учеников и себя.
В качестве перспективы можно исследовать другие профессиональные группы, а также разделить их по стажу работы и успешности/не успешности выполняемой деятельности.





