🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Нейропсихологические особенности речи и мышления у детей младшего школьного возраста с ОНР

Работа №200339

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
СОСТОЯНИИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Развитие высших психических функций в онтогенезе 9
1.2 Развитие речи и мышления у детей младшего школьного возраста 13
1.3 Психологические особенности детей с нарушениями речи 21
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Материалы и методы исследования 33
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1 Исследование высших психических функций у детей младшего
школьного возраста с ОНР 37
3.2 Исследование речи у детей младшего школьного возраста с ОНР 45
3.3 Исследование мышления у детей младшего школьного возраста с ОНР. 49
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 64


Актуальность исследования. Число детей с особенностями психического развития продолжает расти, при этом дети с различными нарушениями речи являются одной из самых многочисленных и разнородных групп. Дети с нарушениями речи - это особая категория детей, у которых имеются отклонения в речевом развитии, при этом сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но имеются серьезные речевые дефекты, которые влияют на становление психики.
Чем ранее будут выявлены отклонения в развитии речи ребенка, тем больше вероятность того, что ребенок приблизится к уровню развития нормально развивающихся детей того же возраста. Если вовремя не провести коррекцию нарушения, то это может привести к стойким нарушениям чтения и письма, что затруднит усвоение школьной программы и интеграцию ребенка в общество. Актуальность разработки всесторонней психологической помощи детям, страдающим тяжелой речевой патологией, обусловила необходимость углубленного психологического изучения данной категории.
Объект исследования: высшие психические функции у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: нейропсихологические особенности речи и
мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Цель исследования: выявить специфические особенности речи и мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с
нарушениями речи отмечаются специфические нейропсихологические особенности речи и мыслительных процессов.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста в условиях нормального и нарушенного развития.
2. Выявить особенности сформированности ВПФ у детей младшего школьного возраста.
3. Определить особенности речи и мыслительных процессов у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Методы и методики исследования:
1. Клинико-психологические методы: беседа, наблюдение.
2. Экспериментально-психологические методы: нейропсихологические методы исследования.
3. Метод работы с протоколами.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Челябинска. В исследование приняли участие 50 учащихся 1 класса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы общеобразовательными учреждениями в качестве основы для выделения дополнительных критериев оценки адаптационной программы (на современной выборке) обучающихся с нарушениями речи (V вид обучения). Использование нейропсихологического подхода позволит повысить эффективность данной программы за счет определения актуальных качественных характеристик развития психических процессов и специфических функциональных особенностей несформированности структур головного мозга, что будет способствовать выделению мишеней коррекционно-развивающего воздействия. Нейропсихологическая диагностика также даст возможность разработать индивидуальные рекомендации по корректировке развития детей с нарушениями речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа посвящена актуальной для клинической психологии проблеме нарушения речи у детей младшего школьного возраста.
Речь является основным средством мышления и выполняет функцию опосредования окружающей действительности. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития: в этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Главная особенность развития речи у детей младшего школьного возраста по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, овладевают грамматическими правилами построения высказываний. Продолжается изучение родного языка. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письму.
Недоразвитие речи - это речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: звуковой стороны (фонетики), смысловой стороны (лексики, грамматики) и связной речи.
В практической части проведено нейропсихологическое исследование младших школьников, программа направлена на выявление специфических особенностей высших психических функций, в частности речи и мыслительных процессов, у детей с нарушениями речи
Таким образом, были установлены следующие особенности детей с нарушениями речевого развития: умеренное снижение нейродинамических показателей психической деятельности, что проявляется в снижении переключения с одного вида деятельности на другой; также отмечается снижение концентрации внимания, произвольного контроля за собственной деятельностью, снижение объема непосредственно восприятия вербальной информации, что может быть причиной трудностей организации собственной деятельности в целом.
При этом отмечается снижение уровня абстрагирования, обобщения, понимания причинно-следственных связей на фоне снижения осведомленности. Наблюдаются трудности переработки пространственной и квазипространственной (логико-грамматические конструкции) информации, что, как следствие, может повлиять на снижение мыслительной продуктивной деятельности в целом, а в процессе обучения, может отразиться на усвоении учебных знаний и навыков. Данные особенности свидетельствует о дисфункции лобно-височных отделов головного мозга преимущественно слева.
В качестве дальнейшего исследования необходимо провести аналогичную работу в среднем и старшем школьном возрасте для сравнения.
Дополнительно выделены мишени коррекционно-развивающей программы формирования речи у детей с ОНР:
- снижение нейродинамических показателей психической деятельности;
- снижение концентрации внимания, произвольного контроля за собственной деятельностью;
- снижение объема непосредственно восприятия вербальной информации;
- снижение уровня абстрагирования, обобщения, понимания причинно-следственных связей на фоне снижения осведомленности;
- трудности переработки пространственной и квазипространственной информации (логико-грамматические конструкции).



1 Ахутина, Т.В. Порождение речи: нейропсихологический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - Изд. 3-е - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 224 с.
2 Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 157 с.
3 Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. - М.: Книга по Требованию, 2021. - 332 с.
4 Балашова, В.П. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / В.П. Балашова // Молодой ученый. 2016. - № 2. - С. 767-770.
5 Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учеб. Пособ. / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2009. - 416 с.
6 Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7 Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: сб. упражнений / С.Е. Большакова. - М.: Сфера, 2005. - 124 с.
8 Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
9 Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме / под ред. Т.А. Фотековой. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2007. - 167 с.
10 Волкова, Т.Г. Психология саморегуляции: практикум, учеб. пособие для студентов / Т.Г. Волкова. - Барнаул: изд-во АлтГУ, 2014. - 80 с.
11 Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - М.: изд-во
«Лабиринт», 1999. - 352 с.
12 Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
13 Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 166 с.
14 Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. - Москва: Флинта: Наука, 2014. - 271 с.
15 Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебник для вузов / Ж.М. Глозман. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 249 с...45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ