Нейропсихологические особенности речи и мышления у детей младшего школьного возраста с ОНР
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
СОСТОЯНИИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Развитие высших психических функций в онтогенезе 9
1.2 Развитие речи и мышления у детей младшего школьного возраста 13
1.3 Психологические особенности детей с нарушениями речи 21
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Материалы и методы исследования 33
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1 Исследование высших психических функций у детей младшего
школьного возраста с ОНР 37
3.2 Исследование речи у детей младшего школьного возраста с ОНР 45
3.3 Исследование мышления у детей младшего школьного возраста с ОНР. 49
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 64
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
СОСТОЯНИИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Развитие высших психических функций в онтогенезе 9
1.2 Развитие речи и мышления у детей младшего школьного возраста 13
1.3 Психологические особенности детей с нарушениями речи 21
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Материалы и методы исследования 33
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1 Исследование высших психических функций у детей младшего
школьного возраста с ОНР 37
3.2 Исследование речи у детей младшего школьного возраста с ОНР 45
3.3 Исследование мышления у детей младшего школьного возраста с ОНР. 49
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 64
Актуальность исследования. Число детей с особенностями психического развития продолжает расти, при этом дети с различными нарушениями речи являются одной из самых многочисленных и разнородных групп. Дети с нарушениями речи - это особая категория детей, у которых имеются отклонения в речевом развитии, при этом сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но имеются серьезные речевые дефекты, которые влияют на становление психики.
Чем ранее будут выявлены отклонения в развитии речи ребенка, тем больше вероятность того, что ребенок приблизится к уровню развития нормально развивающихся детей того же возраста. Если вовремя не провести коррекцию нарушения, то это может привести к стойким нарушениям чтения и письма, что затруднит усвоение школьной программы и интеграцию ребенка в общество. Актуальность разработки всесторонней психологической помощи детям, страдающим тяжелой речевой патологией, обусловила необходимость углубленного психологического изучения данной категории.
Объект исследования: высшие психические функции у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: нейропсихологические особенности речи и
мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Цель исследования: выявить специфические особенности речи и мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с
нарушениями речи отмечаются специфические нейропсихологические особенности речи и мыслительных процессов.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста в условиях нормального и нарушенного развития.
2. Выявить особенности сформированности ВПФ у детей младшего школьного возраста.
3. Определить особенности речи и мыслительных процессов у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Методы и методики исследования:
1. Клинико-психологические методы: беседа, наблюдение.
2. Экспериментально-психологические методы: нейропсихологические методы исследования.
3. Метод работы с протоколами.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Челябинска. В исследование приняли участие 50 учащихся 1 класса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы общеобразовательными учреждениями в качестве основы для выделения дополнительных критериев оценки адаптационной программы (на современной выборке) обучающихся с нарушениями речи (V вид обучения). Использование нейропсихологического подхода позволит повысить эффективность данной программы за счет определения актуальных качественных характеристик развития психических процессов и специфических функциональных особенностей несформированности структур головного мозга, что будет способствовать выделению мишеней коррекционно-развивающего воздействия. Нейропсихологическая диагностика также даст возможность разработать индивидуальные рекомендации по корректировке развития детей с нарушениями речи.
Чем ранее будут выявлены отклонения в развитии речи ребенка, тем больше вероятность того, что ребенок приблизится к уровню развития нормально развивающихся детей того же возраста. Если вовремя не провести коррекцию нарушения, то это может привести к стойким нарушениям чтения и письма, что затруднит усвоение школьной программы и интеграцию ребенка в общество. Актуальность разработки всесторонней психологической помощи детям, страдающим тяжелой речевой патологией, обусловила необходимость углубленного психологического изучения данной категории.
Объект исследования: высшие психические функции у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: нейропсихологические особенности речи и
мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Цель исследования: выявить специфические особенности речи и мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с
нарушениями речи отмечаются специфические нейропсихологические особенности речи и мыслительных процессов.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста в условиях нормального и нарушенного развития.
2. Выявить особенности сформированности ВПФ у детей младшего школьного возраста.
3. Определить особенности речи и мыслительных процессов у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Методы и методики исследования:
1. Клинико-психологические методы: беседа, наблюдение.
2. Экспериментально-психологические методы: нейропсихологические методы исследования.
3. Метод работы с протоколами.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Челябинска. В исследование приняли участие 50 учащихся 1 класса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы общеобразовательными учреждениями в качестве основы для выделения дополнительных критериев оценки адаптационной программы (на современной выборке) обучающихся с нарушениями речи (V вид обучения). Использование нейропсихологического подхода позволит повысить эффективность данной программы за счет определения актуальных качественных характеристик развития психических процессов и специфических функциональных особенностей несформированности структур головного мозга, что будет способствовать выделению мишеней коррекционно-развивающего воздействия. Нейропсихологическая диагностика также даст возможность разработать индивидуальные рекомендации по корректировке развития детей с нарушениями речи.
Работа посвящена актуальной для клинической психологии проблеме нарушения речи у детей младшего школьного возраста.
Речь является основным средством мышления и выполняет функцию опосредования окружающей действительности. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития: в этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Главная особенность развития речи у детей младшего школьного возраста по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, овладевают грамматическими правилами построения высказываний. Продолжается изучение родного языка. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письму.
Недоразвитие речи - это речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: звуковой стороны (фонетики), смысловой стороны (лексики, грамматики) и связной речи.
В практической части проведено нейропсихологическое исследование младших школьников, программа направлена на выявление специфических особенностей высших психических функций, в частности речи и мыслительных процессов, у детей с нарушениями речи
Таким образом, были установлены следующие особенности детей с нарушениями речевого развития: умеренное снижение нейродинамических показателей психической деятельности, что проявляется в снижении переключения с одного вида деятельности на другой; также отмечается снижение концентрации внимания, произвольного контроля за собственной деятельностью, снижение объема непосредственно восприятия вербальной информации, что может быть причиной трудностей организации собственной деятельности в целом.
При этом отмечается снижение уровня абстрагирования, обобщения, понимания причинно-следственных связей на фоне снижения осведомленности. Наблюдаются трудности переработки пространственной и квазипространственной (логико-грамматические конструкции) информации, что, как следствие, может повлиять на снижение мыслительной продуктивной деятельности в целом, а в процессе обучения, может отразиться на усвоении учебных знаний и навыков. Данные особенности свидетельствует о дисфункции лобно-височных отделов головного мозга преимущественно слева.
В качестве дальнейшего исследования необходимо провести аналогичную работу в среднем и старшем школьном возрасте для сравнения.
Дополнительно выделены мишени коррекционно-развивающей программы формирования речи у детей с ОНР:
- снижение нейродинамических показателей психической деятельности;
- снижение концентрации внимания, произвольного контроля за собственной деятельностью;
- снижение объема непосредственно восприятия вербальной информации;
- снижение уровня абстрагирования, обобщения, понимания причинно-следственных связей на фоне снижения осведомленности;
- трудности переработки пространственной и квазипространственной информации (логико-грамматические конструкции).
Речь является основным средством мышления и выполняет функцию опосредования окружающей действительности. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития: в этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Главная особенность развития речи у детей младшего школьного возраста по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, овладевают грамматическими правилами построения высказываний. Продолжается изучение родного языка. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письму.
Недоразвитие речи - это речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: звуковой стороны (фонетики), смысловой стороны (лексики, грамматики) и связной речи.
В практической части проведено нейропсихологическое исследование младших школьников, программа направлена на выявление специфических особенностей высших психических функций, в частности речи и мыслительных процессов, у детей с нарушениями речи
Таким образом, были установлены следующие особенности детей с нарушениями речевого развития: умеренное снижение нейродинамических показателей психической деятельности, что проявляется в снижении переключения с одного вида деятельности на другой; также отмечается снижение концентрации внимания, произвольного контроля за собственной деятельностью, снижение объема непосредственно восприятия вербальной информации, что может быть причиной трудностей организации собственной деятельности в целом.
При этом отмечается снижение уровня абстрагирования, обобщения, понимания причинно-следственных связей на фоне снижения осведомленности. Наблюдаются трудности переработки пространственной и квазипространственной (логико-грамматические конструкции) информации, что, как следствие, может повлиять на снижение мыслительной продуктивной деятельности в целом, а в процессе обучения, может отразиться на усвоении учебных знаний и навыков. Данные особенности свидетельствует о дисфункции лобно-височных отделов головного мозга преимущественно слева.
В качестве дальнейшего исследования необходимо провести аналогичную работу в среднем и старшем школьном возрасте для сравнения.
Дополнительно выделены мишени коррекционно-развивающей программы формирования речи у детей с ОНР:
- снижение нейродинамических показателей психической деятельности;
- снижение концентрации внимания, произвольного контроля за собственной деятельностью;
- снижение объема непосредственно восприятия вербальной информации;
- снижение уровня абстрагирования, обобщения, понимания причинно-следственных связей на фоне снижения осведомленности;
- трудности переработки пространственной и квазипространственной информации (логико-грамматические конструкции).
Подобные работы
- Логопедическая работа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста в процессе психолого- педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Преодоление дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Использование дидактических игр в коррекции нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Исследование связной письменной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (Ярославский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ПИСЬМА
УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Формирование фонетики у младших школьников с псевдобульбарной
дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонетики у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





