СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 5
ГЛАВА 1. Стиль педагогической деятельности и состояние обучающихся. 9
1.1 Определение понятия «стиль педагогической деятельности» 9
1.2 Виды стилей педагогической деятельности разработанные отечественными психологами 10
1.3. Категория «состояние» в психологии 15
1.3.1. История развития представлений о психическом состоянии 16
1.3.2. Взаимосвязь психических состояний и работоспособности 19
1.4. Зарубежные исследования стилей педагогической деятельности и состояние обучающихся на занятиях 21
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. Программа исследования 24
2.1. Цели и задачи исследования 24
2.2 Методы исследования 25
2.3 Методы математической обработки данных 28
ГЛАВА 3. Анализ полученных данных в исследовании 29
3.1. Определение стиля преподавательской деятельности с точки зрения самих преподавателей и с точки зрения студентов 29
3.2 Разница состояние студентов на занятиях у преподавателей симпульсивно-методическим, рационально-методическим, рационально - импровизационным и импульсивно-импровизационным стилями педагогической деятельности 32
3.3. Разница состояние студентов на занятиях у преподавателей с демократическим и либерально-попустительским стилем педагогической деятельности 36
3.4. Разница состояние студентов на занятиях у преподавателей, выбирающих эффективный или неэффективный методы поощрения 38
Выводы по исследованию 40
Библиографический список 44
ГЛАВА 1. Стиль педагогической деятельности и состояние обучающихся. 9
1.1 Определение понятия «стиль педагогической деятельности» 9
1.2 Виды стилей педагогической деятельности разработанные отечественными психологами 10
1.3. Категория «состояние» в психологии 15
1.3.1. История развития представлений о психическом состоянии 16
1.3.2. Взаимосвязь психических состояний и работоспособности 19
1.4. Зарубежные исследования стилей педагогической деятельности и состояние обучающихся на занятиях 21
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. Программа исследования 24
2.1. Цели и задачи исследования 24
2.2 Методы исследования 25
2.3 Методы математической обработки данных 28
ГЛАВА 3. Анализ полученных данных в исследовании 29
3.1. Определение стиля преподавательской деятельности с точки зрения самих преподавателей и с точки зрения студентов 29
3.2 Разница состояние студентов на занятиях у преподавателей симпульсивно-методическим, рационально-методическим, рационально - импровизационным и импульсивно-импровизационным стилями педагогической деятельности 32
3.3. Разница состояние студентов на занятиях у преподавателей с демократическим и либерально-попустительским стилем педагогической деятельности 36
3.4. Разница состояние студентов на занятиях у преподавателей, выбирающих эффективный или неэффективный методы поощрения 38
Выводы по исследованию 40
Библиографический список 44
В настоящий момент все чаще обращается внимание на развитие индивидуальности человека, его неповторимости и уникальности. Наиболее востребованной становится личность активная, креативная, самостоятельная в своих решениях. Такую личность может воспитать только преподаватель- профессионал, обладающий конкурентоспособностью, умеющий творчески мыслить, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней [10].
Личность преподавателя в педагогической деятельности - личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный преподаватель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Актуальность данной темы связана сразу с несколькими аспектами. Во- первых, в современном образовании существует противоречие между объективно растущими требованиями к индивидуальному педагогическому стилю деятельности как показателю развития творческой индивидуальности, профессиональности, компетентности преподавателя.
Во-вторых, актуальность темы напрямую связана с повышенным интересом различных отраслей науки и управленческой практики к способам повышения эффективности деятельности человека. Так как психические состояние напрямую влияют на протекание психических процессов, они так же в значительной степени влияют на и то, насколько продолжительную и продуктивную деятельность сможет вести человек в определённых условиях.
Таким образом, точное представление о психическом состоянии человека, полученное в ходе диагностики, позволит модернизировать условия учебной деятельности в соответствии с возможностями человека, чтобы не только повысить эффективность, но и избежать дополнительных травмирующих факторов.
Основные подходы, используемые в работе.
Впервые понятие стиль было использовано А. Адлером (A. Adler, 1927) для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности. Начало исследованиям стилей педагогической деятельности положили работы зарубежных педагогов Брофи и Гуда. А начало изучения психических состояний связывают с именем У.Джемса, который произвёл тщательные описания внешних проявлений как психических, так и эмоциональных состояний, и определил им место главного предмета психологической науки в целом.
Цель данного исследования - определить, каким образом отличается состояние студентов на занятиях у преподавателей с разными стилями педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить стиль преподавательской деятельности с точки зрения самих преподавателей и с точки зрения студентов.
2. Определить разницу состояние студентов на занятиях у преподавателей с рационально - импровизационным и импульсивно-методичным стилями педагогической деятельности
3. Определить разницу состояние студентов на занятиях у преподавателей с демократическим и либерально-попустительским стилем педагогической деятельности.
4. Определить разницу состояние студентов на занятиях у преподавателей, ориентированных на развитие, или на критику....
Личность преподавателя в педагогической деятельности - личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный преподаватель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Актуальность данной темы связана сразу с несколькими аспектами. Во- первых, в современном образовании существует противоречие между объективно растущими требованиями к индивидуальному педагогическому стилю деятельности как показателю развития творческой индивидуальности, профессиональности, компетентности преподавателя.
Во-вторых, актуальность темы напрямую связана с повышенным интересом различных отраслей науки и управленческой практики к способам повышения эффективности деятельности человека. Так как психические состояние напрямую влияют на протекание психических процессов, они так же в значительной степени влияют на и то, насколько продолжительную и продуктивную деятельность сможет вести человек в определённых условиях.
Таким образом, точное представление о психическом состоянии человека, полученное в ходе диагностики, позволит модернизировать условия учебной деятельности в соответствии с возможностями человека, чтобы не только повысить эффективность, но и избежать дополнительных травмирующих факторов.
Основные подходы, используемые в работе.
Впервые понятие стиль было использовано А. Адлером (A. Adler, 1927) для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности. Начало исследованиям стилей педагогической деятельности положили работы зарубежных педагогов Брофи и Гуда. А начало изучения психических состояний связывают с именем У.Джемса, который произвёл тщательные описания внешних проявлений как психических, так и эмоциональных состояний, и определил им место главного предмета психологической науки в целом.
Цель данного исследования - определить, каким образом отличается состояние студентов на занятиях у преподавателей с разными стилями педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить стиль преподавательской деятельности с точки зрения самих преподавателей и с точки зрения студентов.
2. Определить разницу состояние студентов на занятиях у преподавателей с рационально - импровизационным и импульсивно-методичным стилями педагогической деятельности
3. Определить разницу состояние студентов на занятиях у преподавателей с демократическим и либерально-попустительским стилем педагогической деятельности.
4. Определить разницу состояние студентов на занятиях у преподавателей, ориентированных на развитие, или на критику....
В настоящее время исследования стилей преподавательской деятельности и состояние студентов на занятиях у преподавателей с разными стилями педагогической деятельности практически не проводятся, а для преподавателей высших школ методики вообще отсутствуют. Но ведь процесс обучения - это важный этап жизни человека. От того как подается материал, и комфортно ли чувствует себя учащийся зависит успешность воспринимаемого материала.
В данной работе мы определили, что стиль педагогической деятельности - это психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы и студентов при передаче материала. Стиль педагогической деятельности проявляется в отношении преподавателя к студентам, в его управлении группой студентов. Выбор стиля нередко находится в зависимости от индивидуально-психологических особенностей преподавателя. Но иногда выбор стиля преподавания используется сознательно с целью облегчения учебного процесса. При правильно подобранном стиле преподавательской деятельности студент на занятиях чувствует себя достаточно комфортно для усвоения материала.
Психические состояние в учебной деятельности представляют собой интегральную характеристику, отражающую специфику протекания психических процессов в зависимости от требований выполняемой деятельности, имеющихся в распоряжении внутренних ресурсов и состояние, предшествующего рабочей ситуации. Психические состояние в деятельности подразделяют на состояние импульсивного напряжения, которое характеризуется как положительное для успешной деятельности состояние и эмоциональную напряжённость, которая является неблагоприятным состоянием для эффективной работы. Таким образом, между деятельностью, её успешностью и психическим состоянием имеется прямая зависимость.
Проведённое нами исследование явилось продолжением серии исследований, показывающих, как различные состояние студентов на занятиях связаны со стилями педагогической деятельности. Предполагалось, что полученные результаты будут учитываться при подготовке специалистов, с целью повышения эффективности учебного процесса.
Нам удалось выявить, что студенты лучше чувствуют себя на занятиях у преподавателей с демократическим и рационально-импровизационным стилем педагогической деятельности. Но при этом результаты выбранных стилей не сходятся: студенты определяют стиль преподавателей как либеральный или авторитарный, а преподаватели определяют свой стиль как либеральный или демократический.
Данные результаты можно использовать в дальнейших исследованиях состояний студентов на занятиях у преподавателей с разными стилями преподавания различных направлений обучения гуманитарного и технического образования, либо создать методики для преподавателей высшей школы, определить, почему оценки студентов расходятся с оценками преподавателей.
В данной работе мы определили, что стиль педагогической деятельности - это психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы и студентов при передаче материала. Стиль педагогической деятельности проявляется в отношении преподавателя к студентам, в его управлении группой студентов. Выбор стиля нередко находится в зависимости от индивидуально-психологических особенностей преподавателя. Но иногда выбор стиля преподавания используется сознательно с целью облегчения учебного процесса. При правильно подобранном стиле преподавательской деятельности студент на занятиях чувствует себя достаточно комфортно для усвоения материала.
Психические состояние в учебной деятельности представляют собой интегральную характеристику, отражающую специфику протекания психических процессов в зависимости от требований выполняемой деятельности, имеющихся в распоряжении внутренних ресурсов и состояние, предшествующего рабочей ситуации. Психические состояние в деятельности подразделяют на состояние импульсивного напряжения, которое характеризуется как положительное для успешной деятельности состояние и эмоциональную напряжённость, которая является неблагоприятным состоянием для эффективной работы. Таким образом, между деятельностью, её успешностью и психическим состоянием имеется прямая зависимость.
Проведённое нами исследование явилось продолжением серии исследований, показывающих, как различные состояние студентов на занятиях связаны со стилями педагогической деятельности. Предполагалось, что полученные результаты будут учитываться при подготовке специалистов, с целью повышения эффективности учебного процесса.
Нам удалось выявить, что студенты лучше чувствуют себя на занятиях у преподавателей с демократическим и рационально-импровизационным стилем педагогической деятельности. Но при этом результаты выбранных стилей не сходятся: студенты определяют стиль преподавателей как либеральный или авторитарный, а преподаватели определяют свой стиль как либеральный или демократический.
Данные результаты можно использовать в дальнейших исследованиях состояний студентов на занятиях у преподавателей с разными стилями преподавания различных направлений обучения гуманитарного и технического образования, либо создать методики для преподавателей высшей школы, определить, почему оценки студентов расходятся с оценками преподавателей.
Подобные работы
- Развитие стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования с различным стилем педагогической деятельности (Нижневартовский государственный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2700 р. Год сдачи: 2022 - СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Феноменологические особенности познавательных психических состояний студентов различных курсов обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5580 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ
СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональное выгорание и индивидуальный стиль деятельности учителя
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Формирование восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века в 5-м классе художественной школы на занятиях по дисциплине «История искусств»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Текст русских народных сказок как средство формирования лингвистических и социокультурных компетенций у иностранных студентов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Психология профессионального педагогического мышления (19.00.07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





