ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ИМОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВПСИХОЛОГИИ
1.1. Феномен идентичности в психологии в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Профессиональная идентичность: структура, механизмы формирования и функции 10
1.3. Феномен мотивации в психологии в отечественных и зарубежных исследованиях 15
1.4. Мотивация профессиональной деятельности 20
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Методы математической обработки данных 25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ
3.1. Анализ различий между уровнем сформированности профессиональной идентичности и параметрами мотивационной сферы 26
3.2. Анализ взаимосвязи уровня сформированности профессиональной идентичности и мотивационной сферы 31
ВЫВОДЫ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Приложение А 43
Приложение Б 44
Приложение В 45
Приложение Г 47
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ИМОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВПСИХОЛОГИИ
1.1. Феномен идентичности в психологии в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Профессиональная идентичность: структура, механизмы формирования и функции 10
1.3. Феномен мотивации в психологии в отечественных и зарубежных исследованиях 15
1.4. Мотивация профессиональной деятельности 20
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Методы математической обработки данных 25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ
3.1. Анализ различий между уровнем сформированности профессиональной идентичности и параметрами мотивационной сферы 26
3.2. Анализ взаимосвязи уровня сформированности профессиональной идентичности и мотивационной сферы 31
ВЫВОДЫ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Приложение А 43
Приложение Б 44
Приложение В 45
Приложение Г 47
В современном обществе большое внимание должно отводится не только профессиональной ориентации выпускников школ, но и разрешению проблем с профессиональным самоопределением в период обучения в высшем учебном заведении, а также профессиональному становлению личности в целом. Многие люди выбирают для себя такую профессиональную сферу, которая бы соответствовала их предпочтениям, будь то большой доход, положение в обществе, перспективы карьерного роста или самосовершенствование, саморазвитие и творчество. Профессиональная идентичность представляет собой четкую систему представлений человека о собственном месте в профессиональной группе, а также о месте данной группы в системе отношений общества в целом. Такой вид идентичности наделяет личность ценностной ориентацией, чувством принадлежности к своей профессии, что позволяет ему ориентироваться в профессиональном мире и дает максимальные возможности для самореализации.
Актуальность изучения феномена профессиональной идентичности заключается в том, что она, отображая мотивационные и ценностные ориентиры, а также субъективное отношение к деятельности, придает человеку особую уверенность в будущей профессии. На данный момент существует малое количество исследований мотивации в формировании профидентичности. Поэтому данное исследование направлено именно на изучение мотивации профессиональной деятельности студентов, а также на выявление взаимосвязи между представленными феноменами, так как на сегодняшний день предъявляются более строгие требования к подготовке профессионалов.
В работе рассмотрены подходы различных авторов к понятию профессиональной идентичности, в частности Л.Б. Шнейдер, К.В. Патырбаевой, В.Б. Никишиной и Е.В. Купрянчук. Также рассмотрены подходы к мотивации профессиональной деятельности (Е.П. Ильин, А.Г. Шмелев, А.И. Зеличенко, Н.С. Пряжников).
Целью проведенного исследования ставилось изучение взаимосвязи мотивации студентов и их профессиональной идентичности.
Задачами данной работы являются:
1. Определить уровень сформированности профессиональной идентичности у студентов, рассмотреть мотивационную сферу.
2. Выявить различия в уровне сформированности профессиональной идентичности и параметров мотивационной сферы у студентов Высшей школы экономики и управления (ВШЭУ) и Института естественных и точных наук (ИЕТН).
3. Выявить значимые взаимосвязи между параметрами профидентичности и мотивацией как у студентов ВШЭУ, так и у студентов ИЕТН.
Объектом исследования в представленной работе является профессиональная идентичность студентов.
Предмет - профессиональная идентичность и ее связь с мотивацией профессиональной деятельности.
Всего в исследовании приняли участие 94 испытуемых, из которых 42 человека являлись студентами ВШЭУ и 52 - студентами ИЕТН, в возрасте от 17 до 23 лет.
В исследовании использовались следующие методики: «Изучение профессиональной идентичности» (Л.Б. Шнейдер); «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А.А. Реана); опросник «Мотивация. Азарт. Социальный престиж» (М. Кубышкина); опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (Т.Н. Францева).
В качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U - критерий Манна-Уитни, а также описательная статистика.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 41 наименований) и 4-х приложений. В тексте работы имеются 6 таблиц. Общий объём работы 49 страниц.
Актуальность изучения феномена профессиональной идентичности заключается в том, что она, отображая мотивационные и ценностные ориентиры, а также субъективное отношение к деятельности, придает человеку особую уверенность в будущей профессии. На данный момент существует малое количество исследований мотивации в формировании профидентичности. Поэтому данное исследование направлено именно на изучение мотивации профессиональной деятельности студентов, а также на выявление взаимосвязи между представленными феноменами, так как на сегодняшний день предъявляются более строгие требования к подготовке профессионалов.
В работе рассмотрены подходы различных авторов к понятию профессиональной идентичности, в частности Л.Б. Шнейдер, К.В. Патырбаевой, В.Б. Никишиной и Е.В. Купрянчук. Также рассмотрены подходы к мотивации профессиональной деятельности (Е.П. Ильин, А.Г. Шмелев, А.И. Зеличенко, Н.С. Пряжников).
Целью проведенного исследования ставилось изучение взаимосвязи мотивации студентов и их профессиональной идентичности.
Задачами данной работы являются:
1. Определить уровень сформированности профессиональной идентичности у студентов, рассмотреть мотивационную сферу.
2. Выявить различия в уровне сформированности профессиональной идентичности и параметров мотивационной сферы у студентов Высшей школы экономики и управления (ВШЭУ) и Института естественных и точных наук (ИЕТН).
3. Выявить значимые взаимосвязи между параметрами профидентичности и мотивацией как у студентов ВШЭУ, так и у студентов ИЕТН.
Объектом исследования в представленной работе является профессиональная идентичность студентов.
Предмет - профессиональная идентичность и ее связь с мотивацией профессиональной деятельности.
Всего в исследовании приняли участие 94 испытуемых, из которых 42 человека являлись студентами ВШЭУ и 52 - студентами ИЕТН, в возрасте от 17 до 23 лет.
В исследовании использовались следующие методики: «Изучение профессиональной идентичности» (Л.Б. Шнейдер); «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А.А. Реана); опросник «Мотивация. Азарт. Социальный престиж» (М. Кубышкина); опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (Т.Н. Францева).
В качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U - критерий Манна-Уитни, а также описательная статистика.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 41 наименований) и 4-х приложений. В тексте работы имеются 6 таблиц. Общий объём работы 49 страниц.
Данная дипломная работа была посвящена изучению взаимосвязи профессиональной идентичности и мотивации.
В теоретической части работы рассматривался феномен идентичности, где уделялось внимание определению понятия идентичности в психологии, были указаны уровни анализа идентичности, формы, виды и функции идентичности. Также феномен идентичности был рассмотрен с точки зрения разных подходов. Акцент ставился на изучение профессиональной идентичности, а именно на определение данного вида идентичности с точки зрения различных авторов, структурные компоненты, функции, статусы и механизмы формирования профидентичности. Феномен мотивации рассматривался в контексте структуры формирования мотива, а также этапов формирования мотивационного процесса. Уделялось внимание функциям, видам мотивации и группам мотиваторов. Особый акцент был сделан на мотивации профессиональной деятельности, где изучались группы мотивов, которые связаны с трудовой деятельностью, а также внешние и внутренние мотивационные факторы труда.
В практической части работы выявлялись различия и взаимосвязи между уровнем сформированности профессиональной идентичности и параметрами мотивационной сферы среди студентов Высшей школы экономики и управления, а также Института естественных и точных наук, обучающихся в Южно-Уральском государственном университете.
В результате исследования были обнаружены значимые взаимосвязи между уровнем сформированности профессиональной идентичности и параметрами внешней положительной мотивации, мотивом самореализации, волевой и информационной регуляцией у студентов Высшей школы экономики и управления. При этом у студентов Института естественных и точных наук не обнаружено значимой корреляционной зависимости.
Данные, которые были получены в исследовании, могут быть использованы в профконсультировании и профориентации.
Дополнить полученные результаты и углубить понимание участия мотивации в формировании профессиональной идентичности можно при помощи увеличения выборки, включения студентов разных специальностей, а также дополнительного получения данных лонгитюдным методом.
В теоретической части работы рассматривался феномен идентичности, где уделялось внимание определению понятия идентичности в психологии, были указаны уровни анализа идентичности, формы, виды и функции идентичности. Также феномен идентичности был рассмотрен с точки зрения разных подходов. Акцент ставился на изучение профессиональной идентичности, а именно на определение данного вида идентичности с точки зрения различных авторов, структурные компоненты, функции, статусы и механизмы формирования профидентичности. Феномен мотивации рассматривался в контексте структуры формирования мотива, а также этапов формирования мотивационного процесса. Уделялось внимание функциям, видам мотивации и группам мотиваторов. Особый акцент был сделан на мотивации профессиональной деятельности, где изучались группы мотивов, которые связаны с трудовой деятельностью, а также внешние и внутренние мотивационные факторы труда.
В практической части работы выявлялись различия и взаимосвязи между уровнем сформированности профессиональной идентичности и параметрами мотивационной сферы среди студентов Высшей школы экономики и управления, а также Института естественных и точных наук, обучающихся в Южно-Уральском государственном университете.
В результате исследования были обнаружены значимые взаимосвязи между уровнем сформированности профессиональной идентичности и параметрами внешней положительной мотивации, мотивом самореализации, волевой и информационной регуляцией у студентов Высшей школы экономики и управления. При этом у студентов Института естественных и точных наук не обнаружено значимой корреляционной зависимости.
Данные, которые были получены в исследовании, могут быть использованы в профконсультировании и профориентации.
Дополнить полученные результаты и углубить понимание участия мотивации в формировании профессиональной идентичности можно при помощи увеличения выборки, включения студентов разных специальностей, а также дополнительного получения данных лонгитюдным методом.
Подобные работы
- Мотивация учебной деятельности у студентов бакалавриата 3-4 курсов с различными уровнями профессиональной идентичности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Изучить особенности профессионального самоопределения у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Мотивация
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2020 - Особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий (Психологическое обеспечение служебной деятельности, Российский Государственный Гуманитарный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СВЯЗИ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ И РЕГУЛЯТОРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
ОБУЧАЕМЫХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И УРОВНЯ ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ, СОМНЕВАЮЩИХСЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2025 - СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Социально-когнитивные ресурсы становления профессиональной идентичности психологов на различных этапах профессионального развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ПЕДАГОГА (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ТОМСКА И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2025





