СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ КАК ФАКТОР РОСТА ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ И ИХ СВЯЗЕЙ С ОСМЫСЛЕННОСТЬЮ ЖИЗНИ
1.1. Социальный контакт и виды его ограничения в работах отечественных и зарубежных исследователей
1.1.1. Изоляция 8
1.1.2. Уединение 11
1.1.3. Одиночество 12
1.1.4. Аскетизм 17
1.1.5. Отчуждение 18
1.2. Отечественные и зарубежные подходы к изучению вопроса об осмысленность жизни 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи, предмет, объект и этапы исследования 27
2.2. Методы исследования 28
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ НА РОСТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ
3.1. Изучение особенностей смысла жизни и показателей вынужденного одиночества и сознательного ограничения социальных контактов на всей совокупности респондентов 32
3.2. Анализ значимых взаимосвязей между показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и компонентами смысловой сферы личности 36
3.3. Изучение влияния уровня сознательного ограничения социальных контактов на осмысленность жизни 38
3.4. Исследование значимых взаимосвязей между показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и компонентами смысловой сферы личности 41
3.5. Факторный анализ показателей данных по вынужденному одиночеству, сознательному ограничение социальных контактов и осмысленностью жизни 45
ВЫВОДЫ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики сбора данных (примеры стимульного материала) 59
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ И ИХ СВЯЗЕЙ С ОСМЫСЛЕННОСТЬЮ ЖИЗНИ
1.1. Социальный контакт и виды его ограничения в работах отечественных и зарубежных исследователей
1.1.1. Изоляция 8
1.1.2. Уединение 11
1.1.3. Одиночество 12
1.1.4. Аскетизм 17
1.1.5. Отчуждение 18
1.2. Отечественные и зарубежные подходы к изучению вопроса об осмысленность жизни 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи, предмет, объект и этапы исследования 27
2.2. Методы исследования 28
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ НА РОСТ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ
3.1. Изучение особенностей смысла жизни и показателей вынужденного одиночества и сознательного ограничения социальных контактов на всей совокупности респондентов 32
3.2. Анализ значимых взаимосвязей между показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и компонентами смысловой сферы личности 36
3.3. Изучение влияния уровня сознательного ограничения социальных контактов на осмысленность жизни 38
3.4. Исследование значимых взаимосвязей между показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и компонентами смысловой сферы личности 41
3.5. Факторный анализ показателей данных по вынужденному одиночеству, сознательному ограничение социальных контактов и осмысленностью жизни 45
ВЫВОДЫ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики сбора данных (примеры стимульного материала) 59
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими факторами. Технологизация мира, ускорение темпа жизни, распространение IT-технологий, социальных сетей и прочих барьеров на пути к непосредственному живому общения между людьми приводит к их разобщению, снижению коммуникационных навыков и одиночеству. По данным официальных статистик в России на 2017 год процент разводов достиг уже отметки в 83 %, в Европе - 67 % [51, 52]. Помимо этого, огромное количество информационного шума мешает человеку слышать самого себя, интериоризировать приобретаемый опыт.
Вопрос об осмысленности жизни и раньше был в фокусе внимания исследователей, а с учетом уже названых факторов современности, вопросы о более глубоком изучении осмысленности жизни и вопрос об её взаимосвязи с сознательным ограничением социальных контактов стали еще важнее.
На сегодняшний день не существует ни одного исследования по этой теме, но есть относительно обширная, но недостаточно структурированная база теоретических и эмпирических исследований этих двух феноменов по отдельности.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи сознательного ограничения социальных контактов с уровнем осмысленности жизни.
На наш взгляд следует различать вынужденное одиночество и осознанное ограничение социальных контактов с целью роста осмысленности жизни, в связи с чем, объектом нашего исследования является сознательное ограничение социальных контактов.
Предмет исследования: взаимосвязь сознательного ограничения социальных контактов с уровнем осмысленности жизни
Гипотеза исследования: уровень сознательного ограничения социальных контактов является фактором роста осмысленности жизни.
Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1) изучить особенности показателей вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и смысловой сферы личности у людей в возрасте от 19 до 29 лет;
2) выявить и проанализировать совокупность всех значимых взаимосвязей между уровнями ограничения социальных контактов с одной стороны и показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и уровнем его осмысленности жизни с другой стороны;
3) выявить и проанализировать совокупность всех значимых взаимосвязей между показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и уровнем осмысленности жизни;
4) найти и проанализировать влияние сознательного ограничения социальных контактов на осмысленность жизни;
5) выявить значимые взаимосвязи между компонентами смысловой сферы личности и показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов;
6) проанализировать факторную структуру полученных показателей вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и смысловой сферы личности в группах лиц со средним и низким уровнем осмысленности жизни.
Теоретико-методологической основой исследования явился экзистенциально-гуманистический подход в психологии.
В рамках экзистенциально-гуманистического подхода смысл жизни изучали такие психологи как, И. Ялом, Р. Мэй, В. Франкл, А. Лэнгле, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, С.Г. Корчагина.
Непосредственный вклад в разработку ограничения социальных контактов внесли Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин.
Методы и методики эмпирического исследования:
Теоретический анализ существующих подходов к определению осмысленности жизни и разных видов ограничения социальных контактов....
Вопрос об осмысленности жизни и раньше был в фокусе внимания исследователей, а с учетом уже названых факторов современности, вопросы о более глубоком изучении осмысленности жизни и вопрос об её взаимосвязи с сознательным ограничением социальных контактов стали еще важнее.
На сегодняшний день не существует ни одного исследования по этой теме, но есть относительно обширная, но недостаточно структурированная база теоретических и эмпирических исследований этих двух феноменов по отдельности.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи сознательного ограничения социальных контактов с уровнем осмысленности жизни.
На наш взгляд следует различать вынужденное одиночество и осознанное ограничение социальных контактов с целью роста осмысленности жизни, в связи с чем, объектом нашего исследования является сознательное ограничение социальных контактов.
Предмет исследования: взаимосвязь сознательного ограничения социальных контактов с уровнем осмысленности жизни
Гипотеза исследования: уровень сознательного ограничения социальных контактов является фактором роста осмысленности жизни.
Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1) изучить особенности показателей вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и смысловой сферы личности у людей в возрасте от 19 до 29 лет;
2) выявить и проанализировать совокупность всех значимых взаимосвязей между уровнями ограничения социальных контактов с одной стороны и показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и уровнем его осмысленности жизни с другой стороны;
3) выявить и проанализировать совокупность всех значимых взаимосвязей между показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и уровнем осмысленности жизни;
4) найти и проанализировать влияние сознательного ограничения социальных контактов на осмысленность жизни;
5) выявить значимые взаимосвязи между компонентами смысловой сферы личности и показателями вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов;
6) проанализировать факторную структуру полученных показателей вынужденного одиночества, сознательного ограничения социальных контактов и смысловой сферы личности в группах лиц со средним и низким уровнем осмысленности жизни.
Теоретико-методологической основой исследования явился экзистенциально-гуманистический подход в психологии.
В рамках экзистенциально-гуманистического подхода смысл жизни изучали такие психологи как, И. Ялом, Р. Мэй, В. Франкл, А. Лэнгле, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, С.Г. Корчагина.
Непосредственный вклад в разработку ограничения социальных контактов внесли Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин.
Методы и методики эмпирического исследования:
Теоретический анализ существующих подходов к определению осмысленности жизни и разных видов ограничения социальных контактов....
Целью данной работы было выявление взаимосвязи сознательного ограничения социальных контактов с ростом осмысленности жизни.
Теоретическая часть данного исследования была поделена на две части. В первом разделе изучались подходы к определению, классификации и общие представления о различных вариантах сознательного ограничения социальных контактов. Особое внимание уделялось экзистенциально-гуманистическому подходу к рассмотрению данного феномена. Во втором разделе изучались современные отечественные и зарубежные подходы к изучению смысла жизни.
В практической части нашего исследования были обнаружены взаимосвязи между ростом осмысленности жизни и позитивным восприятие ситуаций удалённости от социума, были выявлены различия между людьми с низким и высоким уровнями сознательного ограничения социальных, построены факторные структуры людей со средним и низким уровнями осмысленности жизни, а также была подтверждена гипотеза о том, что уровень сознательного ограничения социальных контактов является фактором роста осмысленности жизни.
Результаты данного исследования могут быть использованы в психодиагностике как в уже имеющемся виде, так и как основа для разработки психодиагностических тестовых методик. Также знание психологических закономерностей, выведенных в нашей работе можно использовать в консультационной деятельности, в переработанном и адаптированном виде можно применять и в тренерской работе. Кроме того, данное исследование может выступать как отправная точка для более глубокого изучения феномена смысла жизни.
Для дальнейшей разработки данной проблемы, углубления понимания изучаемой взаимосвязи смысловой сферы личности человека и вынужденного одиночества и сознательного ограничения социальных контактов необходимо расширить выборку, тогда появится возможно рассмотреть взаимосвязь на разных возрастных группах, что с учетом специфики феномена смысла жизни даст нам новую качественную информацию и позволит лучше понять, как ведёт себя уровень осмысленности жизни в ситуациях сознательного ограничения социальных контактов в разные периоды жизни. Безусловно, важный вклад в изучение данной проблемы внесут кросс-культурные исследования и лонгитюдные исследования.
Теоретическая часть данного исследования была поделена на две части. В первом разделе изучались подходы к определению, классификации и общие представления о различных вариантах сознательного ограничения социальных контактов. Особое внимание уделялось экзистенциально-гуманистическому подходу к рассмотрению данного феномена. Во втором разделе изучались современные отечественные и зарубежные подходы к изучению смысла жизни.
В практической части нашего исследования были обнаружены взаимосвязи между ростом осмысленности жизни и позитивным восприятие ситуаций удалённости от социума, были выявлены различия между людьми с низким и высоким уровнями сознательного ограничения социальных, построены факторные структуры людей со средним и низким уровнями осмысленности жизни, а также была подтверждена гипотеза о том, что уровень сознательного ограничения социальных контактов является фактором роста осмысленности жизни.
Результаты данного исследования могут быть использованы в психодиагностике как в уже имеющемся виде, так и как основа для разработки психодиагностических тестовых методик. Также знание психологических закономерностей, выведенных в нашей работе можно использовать в консультационной деятельности, в переработанном и адаптированном виде можно применять и в тренерской работе. Кроме того, данное исследование может выступать как отправная точка для более глубокого изучения феномена смысла жизни.
Для дальнейшей разработки данной проблемы, углубления понимания изучаемой взаимосвязи смысловой сферы личности человека и вынужденного одиночества и сознательного ограничения социальных контактов необходимо расширить выборку, тогда появится возможно рассмотреть взаимосвязь на разных возрастных группах, что с учетом специфики феномена смысла жизни даст нам новую качественную информацию и позволит лучше понять, как ведёт себя уровень осмысленности жизни в ситуациях сознательного ограничения социальных контактов в разные периоды жизни. Безусловно, важный вклад в изучение данной проблемы внесут кросс-культурные исследования и лонгитюдные исследования.
Подобные работы
- ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2014 - Социально-психологические факторы субъективного переживания одиночества в студенческом возрасте (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Связи с общественностью как технология президентской власти в США (23.00.02)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Связи с общественностью как технология президентской власти в США
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ПРАВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)(09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРАВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Освещение жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в интернет-СМИ Самарской области
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - Освещение жизнедеятельности людей с ограниченными
возможностями здоровья в интернет-СМИ Самарской области
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019





