Обеспечение безопасности участников судопроизводства
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ СУДОПРОИЗВОДСТВА 9
1.1 Обеспечение безопасности личности как принцип судопроизводства .... 9
1.2 Правовое регулирование обеспечения безопасности участников
судопроизводства 20
1.3 Опыт зарубежных стран в вопросах обеспечения безопасности
участников судопроизводства 31
2 МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ
СУДОПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ .. 42
2.1 Понятие и система мер обеспечения безопасности участников
судопроизводства 42
2.2 Поводы, основания и процессуальный порядок применения мер
обеспечения безопасности участников судопроизводства 51
2.3 Особенности применения мер обеспечения безопасности отдельных
категорий участников судопроизводства 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ СУДОПРОИЗВОДСТВА 9
1.1 Обеспечение безопасности личности как принцип судопроизводства .... 9
1.2 Правовое регулирование обеспечения безопасности участников
судопроизводства 20
1.3 Опыт зарубежных стран в вопросах обеспечения безопасности
участников судопроизводства 31
2 МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ
СУДОПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ .. 42
2.1 Понятие и система мер обеспечения безопасности участников
судопроизводства 42
2.2 Поводы, основания и процессуальный порядок применения мер
обеспечения безопасности участников судопроизводства 51
2.3 Особенности применения мер обеспечения безопасности отдельных
категорий участников судопроизводства 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Правозащитные основы, регламентированные статьями 1 и 2 Конституции РФ, выступают определяющими для всей системы российского законодательства, в том числе, уголовно-процессуального. Так, положения указанных статей обусловили необходимость надлежащего обеспечения гарантированных в отношении каждого из участников прав, в том числе, права на личную безопасность. В настоящее время на основе норм и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства действует полноценная система Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы». Примечательно, что в рамках реализации указанной программы ежегодно реализуется более 33 500 мер безопасности в отношении более 3 500 участников уголовного судопроизводства . Вместе с тем, несмотря на то, что таковые меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства реализуются на протяжении длительного времени, на практике возникают некоторые проблемы и спорные ситуации, которые носят как правовой, так и организационный характер. Сложившаяся ситуация обуславливается прежде всего тем, что общественные отношения несколько меняются, меняются и способы средства неправомерного воздействия не только на потерпевших и свидетелей, но и на иных участников уголовного судопроизводства.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается не только вышеуказанными тезисами, но и тем, что многочисленные исследования в данной сфере утверждают, что противоправное воздействие, которое осуществляется на различных стадиях уголовного судопроизводства, ориентировано против колоссального
количества участников - ежегодно это более 2-3 млн лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве, но по тем или иным причинам не получили соответствующей государственной защиты. Масштабность существующих проблемных аспектов, а также несовершенство действующей системы обеспечения безопасного состояния участников уголовного судопроизводства, требует от органов государственной власти активных и последовательных действий, направленных на их разрешение. В современных условиях назрела необходимость формирования и реализации реальных гарантий безопасности участия в производстве по уголовным делам для каждого лица, которое подвергается угрозам, а также информация и деятельность которого приобретают значение для расследования уголовного дела в установленные процессуальные сроки с обеспечением требуемого уровня
конфиденциальности в отношении защищаемых лиц.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении многоаспектного анализа процесса и особенностей обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации, формулировании путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотрение сущности и особенностей обеспечения личной безопасности как принципа судопроизводства.
2. Анализ системы правового регулирования обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
3. Рассмотрение опыта зарубежных стран в вопросах обеспечения безопасности участников судопроизводства.
4. Изучение понятия и системы мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
5. Анализ поводов, оснований и процессуального порядка применения мер обеспечения безопасности участников судопроизводства.
6. Выявление особенностей применения мер обеспечения безопасности в отношении отдельных категорий участников судопроизводства.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения безопасности участников судопроизводства.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы современного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, исследования ученых, касающиеся темы настоящего исследования.
Теоретической основой исследования являются результаты исследований ученых. Так, в рамках настоящего исследования использовались труды М.А. Авдеева, А.А. Араповой, М.М. Бирюкова, Л.В. Брусницына, Е.В. Головиной, Т.Н. Добровольской, А.Ю. Епихина, А.А. Жижиленко, О.Л. Журба, О.А. Зайцева, Ф.Ф. Зарипова, С.М. Куценко, Л.И. Малаховой, Т.Р. Мухаметшина, М.В. Новиковой, Р.М. Рамазанова, С.А. Спиридонова, М.В. Тымчаль, Н.В. Щедрина и иных исследователей.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют нормы действующего законодательства различных уровней по теме выпускной квалификационной работы.
Методологической базой исследования явились общенаучные методы познания (исторический, логический, системно-структурный), методы анализа и синтеза, а также частно-научные методы (формально-правовой, сравнительно-правовой и другие).
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач, состоит из введения, двух глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается не только вышеуказанными тезисами, но и тем, что многочисленные исследования в данной сфере утверждают, что противоправное воздействие, которое осуществляется на различных стадиях уголовного судопроизводства, ориентировано против колоссального
количества участников - ежегодно это более 2-3 млн лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве, но по тем или иным причинам не получили соответствующей государственной защиты. Масштабность существующих проблемных аспектов, а также несовершенство действующей системы обеспечения безопасного состояния участников уголовного судопроизводства, требует от органов государственной власти активных и последовательных действий, направленных на их разрешение. В современных условиях назрела необходимость формирования и реализации реальных гарантий безопасности участия в производстве по уголовным делам для каждого лица, которое подвергается угрозам, а также информация и деятельность которого приобретают значение для расследования уголовного дела в установленные процессуальные сроки с обеспечением требуемого уровня
конфиденциальности в отношении защищаемых лиц.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении многоаспектного анализа процесса и особенностей обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации, формулировании путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотрение сущности и особенностей обеспечения личной безопасности как принципа судопроизводства.
2. Анализ системы правового регулирования обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
3. Рассмотрение опыта зарубежных стран в вопросах обеспечения безопасности участников судопроизводства.
4. Изучение понятия и системы мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
5. Анализ поводов, оснований и процессуального порядка применения мер обеспечения безопасности участников судопроизводства.
6. Выявление особенностей применения мер обеспечения безопасности в отношении отдельных категорий участников судопроизводства.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения безопасности участников судопроизводства.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы современного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, исследования ученых, касающиеся темы настоящего исследования.
Теоретической основой исследования являются результаты исследований ученых. Так, в рамках настоящего исследования использовались труды М.А. Авдеева, А.А. Араповой, М.М. Бирюкова, Л.В. Брусницына, Е.В. Головиной, Т.Н. Добровольской, А.Ю. Епихина, А.А. Жижиленко, О.Л. Журба, О.А. Зайцева, Ф.Ф. Зарипова, С.М. Куценко, Л.И. Малаховой, Т.Р. Мухаметшина, М.В. Новиковой, Р.М. Рамазанова, С.А. Спиридонова, М.В. Тымчаль, Н.В. Щедрина и иных исследователей.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют нормы действующего законодательства различных уровней по теме выпускной квалификационной работы.
Методологической базой исследования явились общенаучные методы познания (исторический, логический, системно-структурный), методы анализа и синтеза, а также частно-научные методы (формально-правовой, сравнительно-правовой и другие).
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач, состоит из введения, двух глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Обеспечение личности безопасности в сфере уголовного судопроизводства приобретает особое значение, поскольку права каждого из участников в значительной степени ограничиваются или подвергаются повышенной степени общественной опасности в силу выполняемых ими 72
должностных обязанностей и полномочий. Ввиду того, что в РФ институт обеспечения безопасности в уголовном судопроизводстве находится на стадии становления и характеризуется низким уровнем эффективности, было бы целесообразно исследовать и сформулировать наиболее значимые проблемы и пробелы, а также сформулировать пути их преодоления как с правовой, так и с организационной точек зрения. В рамках настоящего исследования данные вопросы были исследованы достаточно подробно, в результате чего сформулированы следующие положения:
1. Категория безопасность представляет собой важнейший компонент, необходимый для становления и развития общества и государства. Анализируя многообразие и сложность такого феномена, как обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве, можно отметить, что это такое состояние личности, в рамках которого организуется и осуществляется комплексная защита прав, свобод, законных интересов участников судопроизводства от посягательств и внешних угроз на важнейшие социальные ценности, регламентированные нормами Конституции РФ и иными нормативно-правовыми актами. Указанное состояние обеспечивается и защищается государством, действующим в лице должностных лиц органов государственной власти посредством своевременного регулирования, реагирования и применения необходимых и достаточных мер безопасности, установленных как уголовно¬процессуальным, так и ведомственным законодательством. Исследование принципов уголовного судопроизводства приобретает особое значение, поскольку позволяет установить сущность, содержание и направленность уголовно-процессуальной деятельности, стратегию государственной уголовно-процессуальной политики, а также систему гарантий прав, свобод, законных интересов личности в процессе уголовного судопроизводства. Ввиду того, что безопасность личности является ведущим принципом уголовного судопроизводства, отметим, что он характеризуется следующими характерными особенностями: основывается на утверждении и предписании, регламентированном ст. 2 Конституции РФ; является системообразующим международным правовым институтом, обеспечивается государством; взаимосвязан с назначением уголовного процесса, предполагая защиту прав и законных интересов лиц, а также организаций, потерпевших от преступлений в соответствии со ст. 6 УПК РФ; проявляется на всех этапах, стадиях уголовного процесса; выступает по своей природе социально обусловленным, поскольку затрагивает интересы личности, его безопасное состояние; гарантирует государственную защиту наиболее значимых человеческих ценностей, в том числе, жизни, здоровья, имущества.
2. Правовое регулирование обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства условно может быть представлено в виде следующих последовательных групп:
— Международное законодательство - прямо не устанавливает механизмы обеспечения защиты и безопасности личности. Кроме того, международные акты не устанавливают особенности обеспечения личной безопасности в рамках уголовного судопроизводства, что обусловлено прежде всего различными подходами законодателей различных государств к установлению сущности и особенностей уголовного судопроизводства. Таким образом, международные акты устанавливают общие положения, принципы и требования, на базе которых строится система национального законодательства.
— Положения Конституции РФ выступают закономерным продолжением международных нормативных актов, регламентируя общие принципы, на базе которых строится система национального законодательства, действующего на различных уровнях.
— Федеральное законодательство - ключевым законом является УПК РФ, который устанавливает общие положения относительно защиты участников уголовного судопроизводства. Вместе с тем, в РФ действуют специальные федеральные законы, которые устанавливают особенности мер безопасности и особенности организации их исполнения в зависимости от специфики отдельных категорий участников уголовного судопроизводства.
— На уровне подзаконных нормативных актов действует система постановлений Правительства РФ, регламентирующих отдельные особенности реализации тех или иных мер обеспечения безопасности, а также определяют программы и системы мероприятий, устанавливающих механизм защиты прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
— Ведомственные нормативные акты - приказы, инструкции и иные акты, которые устанавливают особенности обеспечения защиты и безопасности участников уголовного судопроизводства в рамках конкретных ведомств.
3. Исследование опыта зарубежных стран в вопросах обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства позволило сформулировать следующие пути совершенствования российского законодательства:
— Анализируя опыт США, отметим, что для РФ могли бы быть интересными такие направления, как организация взаимодействия органов государственной деятельности, действующих на национальном и региональном уровнях в вопросах организации обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, уделяя особое внимание защите лицам без гражданства и иностранным гражданам. Систему мер безопасности можно было бы расширить.
— Для РФ был бы интересным опыт ФРГ в части разработки и принятия соответствующих Концепций о защите отдельных категорий участников уголовного судопроизводства. Кроме того, было бы целесообразным перенять двухуровневую модель защиты участников уголовного судопроизводства. На первом уровне могла бы находиться долговременная защита, которая обеспечения уполномоченными должностными лицами специальной системой полицейских методов. На втором уровне действуют мероприятия обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, направленные на изоляцию свидетеля от внешнего мира. Интересным также является организационный подход к установлению механизма обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Так, следовало бы учредить общественную организацию, которая могла бы заниматься вопросами содействия государства в обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства.
— По аналогии с опытом Республики Беларусь, Республики Узбекистан в состав УПК РФ следовало бы включить самостоятельную главу 8.1 УПК РФ, регламентирующей порядок и особенности применения мер безопасности участников уголовного судопроизводства, создаст дополнительные гарантии обеспечения безопасности личности в уголовном судопроизводстве. В рамках таковой главы могли бы устанавливаться не только основания и общие положения реализации мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, но и особенности реализации отдельных видов мер.
— Интересным является опыт Республики Казахстан в части регламентации в УПК нормы, которая обособленно регламентирует порядок и особенности применения мер безопасности в отношении публичных участников уголовного судопроизводства, то есть определенных должностных лиц, вовлеченных в соответствующий процесс (меры в отношении судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, дознавателей, защитников, экспертов, специалистов и секретарей судебного заседания, а также судебных приставов).
4. Меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства как самостоятельная категория остается
неурегулированной на уровне действующего законодательства. Анализ многочисленных точек зрения на этот счет позволил сформулировать следующее определение мер: совокупность различных мер, применяемых уполномоченными должностными лицами ,в производстве которых находится уголовное дело, либо судом при наличии достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, защищающего свои или представляемые права и интересы, а также иного участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе. Представленное определение могло бы регламентироваться на уровне ст. 5 УПК РФ с целью установления единообразного подхода к сущности рассматриваемой категории на законодательном уровне. Рассматривая классификацию мер обеспечения безопасности, отметим, что в научном сообществе также сформулировано множество подходов. На наш взгляд, более разумным является подход дифференциации в зависимости от источника правового регулирования. Так, первой группой являются универсальные меры, которые находят отражение в различных нормах УПК РФ и распространяются на всех участников уголовного судопроизводства. Второй группой являются нормы, распространяющиеся на судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которые регламентированы ст. 5 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Третьей группой являются нормы, касающиеся потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, которые регламентируются ст. 6 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Следует предусмотреть в рамках УПК РФ самостоятельную главу, предусматривающую исчерпывающий перечень мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, что могло бы исключить сложности к пониманию исследуемого феномена, а также его систематизации.
5. В рамках настоящего исследования были проанализированы такие категории, как повод, основания и порядок применения мер личной безопасности участников уголовного судопроизводства. Так, под поводом понимается информационный сигнал об угрозе причинения вреда жизни, здоровью, имуществу участника уголовного судопроизводства, поданный в письменной, устной или цифровой форме. На уровне ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» следовало бы дополнительно предусмотреть такой повод, как «получение оперативный и иной информации от органа, обеспечивающего безопасность указанного лица». Помимо указанных дополнений, полагаем необходимым именно на уровне УПК РФ как общего и главенствующего в рассматриваемой сфере закона, необходимо предусмотреть норму, предусматривающую поводы для применения мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Основанием для реализации мер безопасности является наличие достаточных данных о том, что в отношении потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, есть угроза убийством, применения насилия, уничтожения или повреждения их имущества, либо иные опасные противоправные деяния. Такие нормативные акты, как ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», следовало бы привести в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Порядок применения мер безопасности в уловном судопроизводстве является достаточно сложным и межотраслевым, материально затратным и недостаточно
регламентированным на законодательном уровне. В настоящее время назрела необходимость разработки самостоятельного нормативного акта, устанавливающего как основания, поводы, так и порядок применения и реализации мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, что могло бы исключить сложности в реализации данного направления деятельности и нейтрализовать складывающиеся противоречия и спорные вопросы.
6. Исследование особенностей применения мер обеспечения безопасности личности в отношении отдельных участников уголовного судопроизводства, указывает на то, что рассматриваемый институт в настоящее время находится на этапе становления. В связи с этим, было бы целесообразно уделять внимание не только правовым, но и организационным аспектам. Так, с организационной точки зрения было бы целесообразно предоставить судьям возможность компактного проживания, что позволило бы органам внутренних дел и службе судебных приставов выделить специализированную группу для обеспечения безопасности судей. Кроме того, судьи должны иметь возможность в любой момент связываться со службами, призванными обеспечивать их безопасность. В современных условиях допустимы и иные меры зашиты, в том числе, выдача технического средства вызова, установка на транспортном средстве системы ГЛОНАСС, что могло бы оказать позитивное влияние на формирование системы обеспечения защиты жизни и здоровья судей. Аналогичные меры могли бы использоваться и в отношении присяжных заседателей..
должностных обязанностей и полномочий. Ввиду того, что в РФ институт обеспечения безопасности в уголовном судопроизводстве находится на стадии становления и характеризуется низким уровнем эффективности, было бы целесообразно исследовать и сформулировать наиболее значимые проблемы и пробелы, а также сформулировать пути их преодоления как с правовой, так и с организационной точек зрения. В рамках настоящего исследования данные вопросы были исследованы достаточно подробно, в результате чего сформулированы следующие положения:
1. Категория безопасность представляет собой важнейший компонент, необходимый для становления и развития общества и государства. Анализируя многообразие и сложность такого феномена, как обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве, можно отметить, что это такое состояние личности, в рамках которого организуется и осуществляется комплексная защита прав, свобод, законных интересов участников судопроизводства от посягательств и внешних угроз на важнейшие социальные ценности, регламентированные нормами Конституции РФ и иными нормативно-правовыми актами. Указанное состояние обеспечивается и защищается государством, действующим в лице должностных лиц органов государственной власти посредством своевременного регулирования, реагирования и применения необходимых и достаточных мер безопасности, установленных как уголовно¬процессуальным, так и ведомственным законодательством. Исследование принципов уголовного судопроизводства приобретает особое значение, поскольку позволяет установить сущность, содержание и направленность уголовно-процессуальной деятельности, стратегию государственной уголовно-процессуальной политики, а также систему гарантий прав, свобод, законных интересов личности в процессе уголовного судопроизводства. Ввиду того, что безопасность личности является ведущим принципом уголовного судопроизводства, отметим, что он характеризуется следующими характерными особенностями: основывается на утверждении и предписании, регламентированном ст. 2 Конституции РФ; является системообразующим международным правовым институтом, обеспечивается государством; взаимосвязан с назначением уголовного процесса, предполагая защиту прав и законных интересов лиц, а также организаций, потерпевших от преступлений в соответствии со ст. 6 УПК РФ; проявляется на всех этапах, стадиях уголовного процесса; выступает по своей природе социально обусловленным, поскольку затрагивает интересы личности, его безопасное состояние; гарантирует государственную защиту наиболее значимых человеческих ценностей, в том числе, жизни, здоровья, имущества.
2. Правовое регулирование обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства условно может быть представлено в виде следующих последовательных групп:
— Международное законодательство - прямо не устанавливает механизмы обеспечения защиты и безопасности личности. Кроме того, международные акты не устанавливают особенности обеспечения личной безопасности в рамках уголовного судопроизводства, что обусловлено прежде всего различными подходами законодателей различных государств к установлению сущности и особенностей уголовного судопроизводства. Таким образом, международные акты устанавливают общие положения, принципы и требования, на базе которых строится система национального законодательства.
— Положения Конституции РФ выступают закономерным продолжением международных нормативных актов, регламентируя общие принципы, на базе которых строится система национального законодательства, действующего на различных уровнях.
— Федеральное законодательство - ключевым законом является УПК РФ, который устанавливает общие положения относительно защиты участников уголовного судопроизводства. Вместе с тем, в РФ действуют специальные федеральные законы, которые устанавливают особенности мер безопасности и особенности организации их исполнения в зависимости от специфики отдельных категорий участников уголовного судопроизводства.
— На уровне подзаконных нормативных актов действует система постановлений Правительства РФ, регламентирующих отдельные особенности реализации тех или иных мер обеспечения безопасности, а также определяют программы и системы мероприятий, устанавливающих механизм защиты прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
— Ведомственные нормативные акты - приказы, инструкции и иные акты, которые устанавливают особенности обеспечения защиты и безопасности участников уголовного судопроизводства в рамках конкретных ведомств.
3. Исследование опыта зарубежных стран в вопросах обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства позволило сформулировать следующие пути совершенствования российского законодательства:
— Анализируя опыт США, отметим, что для РФ могли бы быть интересными такие направления, как организация взаимодействия органов государственной деятельности, действующих на национальном и региональном уровнях в вопросах организации обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, уделяя особое внимание защите лицам без гражданства и иностранным гражданам. Систему мер безопасности можно было бы расширить.
— Для РФ был бы интересным опыт ФРГ в части разработки и принятия соответствующих Концепций о защите отдельных категорий участников уголовного судопроизводства. Кроме того, было бы целесообразным перенять двухуровневую модель защиты участников уголовного судопроизводства. На первом уровне могла бы находиться долговременная защита, которая обеспечения уполномоченными должностными лицами специальной системой полицейских методов. На втором уровне действуют мероприятия обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, направленные на изоляцию свидетеля от внешнего мира. Интересным также является организационный подход к установлению механизма обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Так, следовало бы учредить общественную организацию, которая могла бы заниматься вопросами содействия государства в обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства.
— По аналогии с опытом Республики Беларусь, Республики Узбекистан в состав УПК РФ следовало бы включить самостоятельную главу 8.1 УПК РФ, регламентирующей порядок и особенности применения мер безопасности участников уголовного судопроизводства, создаст дополнительные гарантии обеспечения безопасности личности в уголовном судопроизводстве. В рамках таковой главы могли бы устанавливаться не только основания и общие положения реализации мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, но и особенности реализации отдельных видов мер.
— Интересным является опыт Республики Казахстан в части регламентации в УПК нормы, которая обособленно регламентирует порядок и особенности применения мер безопасности в отношении публичных участников уголовного судопроизводства, то есть определенных должностных лиц, вовлеченных в соответствующий процесс (меры в отношении судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, дознавателей, защитников, экспертов, специалистов и секретарей судебного заседания, а также судебных приставов).
4. Меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства как самостоятельная категория остается
неурегулированной на уровне действующего законодательства. Анализ многочисленных точек зрения на этот счет позволил сформулировать следующее определение мер: совокупность различных мер, применяемых уполномоченными должностными лицами ,в производстве которых находится уголовное дело, либо судом при наличии достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, защищающего свои или представляемые права и интересы, а также иного участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе. Представленное определение могло бы регламентироваться на уровне ст. 5 УПК РФ с целью установления единообразного подхода к сущности рассматриваемой категории на законодательном уровне. Рассматривая классификацию мер обеспечения безопасности, отметим, что в научном сообществе также сформулировано множество подходов. На наш взгляд, более разумным является подход дифференциации в зависимости от источника правового регулирования. Так, первой группой являются универсальные меры, которые находят отражение в различных нормах УПК РФ и распространяются на всех участников уголовного судопроизводства. Второй группой являются нормы, распространяющиеся на судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которые регламентированы ст. 5 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Третьей группой являются нормы, касающиеся потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, которые регламентируются ст. 6 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Следует предусмотреть в рамках УПК РФ самостоятельную главу, предусматривающую исчерпывающий перечень мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, что могло бы исключить сложности к пониманию исследуемого феномена, а также его систематизации.
5. В рамках настоящего исследования были проанализированы такие категории, как повод, основания и порядок применения мер личной безопасности участников уголовного судопроизводства. Так, под поводом понимается информационный сигнал об угрозе причинения вреда жизни, здоровью, имуществу участника уголовного судопроизводства, поданный в письменной, устной или цифровой форме. На уровне ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» следовало бы дополнительно предусмотреть такой повод, как «получение оперативный и иной информации от органа, обеспечивающего безопасность указанного лица». Помимо указанных дополнений, полагаем необходимым именно на уровне УПК РФ как общего и главенствующего в рассматриваемой сфере закона, необходимо предусмотреть норму, предусматривающую поводы для применения мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Основанием для реализации мер безопасности является наличие достаточных данных о том, что в отношении потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, есть угроза убийством, применения насилия, уничтожения или повреждения их имущества, либо иные опасные противоправные деяния. Такие нормативные акты, как ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», следовало бы привести в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Порядок применения мер безопасности в уловном судопроизводстве является достаточно сложным и межотраслевым, материально затратным и недостаточно
регламентированным на законодательном уровне. В настоящее время назрела необходимость разработки самостоятельного нормативного акта, устанавливающего как основания, поводы, так и порядок применения и реализации мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, что могло бы исключить сложности в реализации данного направления деятельности и нейтрализовать складывающиеся противоречия и спорные вопросы.
6. Исследование особенностей применения мер обеспечения безопасности личности в отношении отдельных участников уголовного судопроизводства, указывает на то, что рассматриваемый институт в настоящее время находится на этапе становления. В связи с этим, было бы целесообразно уделять внимание не только правовым, но и организационным аспектам. Так, с организационной точки зрения было бы целесообразно предоставить судьям возможность компактного проживания, что позволило бы органам внутренних дел и службе судебных приставов выделить специализированную группу для обеспечения безопасности судей. Кроме того, судьи должны иметь возможность в любой момент связываться со службами, призванными обеспечивать их безопасность. В современных условиях допустимы и иные меры зашиты, в том числе, выдача технического средства вызова, установка на транспортном средстве системы ГЛОНАСС, что могло бы оказать позитивное влияние на формирование системы обеспечения защиты жизни и здоровья судей. Аналогичные меры могли бы использоваться и в отношении присяжных заседателей..
Подобные работы
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - Обеспечение безопасности свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2008 - Оперативно-розыскное обеспечение государственной защиты участников уголовного судопроизводства
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей органами внутренних дел
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Организация и тактика мер безопасности при государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы реализации государственной защиты участников уголовного судопроизводства
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Особенности государственной защиты участников уголовного процесса в ходе судебного разбирательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Свидетель как участник уголовного судопроизводства (Уральский Государственный Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022





