Противодействие экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Общая характеристика противодействия экстремизму
правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в РФ 7
1.1 Понятие, формы проявления экстремизма и общественная опасность
преступлений экстремистской направленности 7
1.2 Правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов в
сфере противодействия проявлениям экстремизма 13
1.3 Место и роль правоохранительных органов в противодействии
проявлениям экстремизма 16
2 Проблемы и направления совершенствование мер противодействия
экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации 34
2.1 Основные направления и содержание деятельности правоохранительных
органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма 34
2.2 Общие и специальные меры противодействия экстремизму
правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации 41
2.3 Совершенствование правовой регламентации деятельности
правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию проявлениям экстремизма 59
Заключение 80
Библиографический список 84
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Общая характеристика противодействия экстремизму
правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в РФ 7
1.1 Понятие, формы проявления экстремизма и общественная опасность
преступлений экстремистской направленности 7
1.2 Правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов в
сфере противодействия проявлениям экстремизма 13
1.3 Место и роль правоохранительных органов в противодействии
проявлениям экстремизма 16
2 Проблемы и направления совершенствование мер противодействия
экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации 34
2.1 Основные направления и содержание деятельности правоохранительных
органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма 34
2.2 Общие и специальные меры противодействия экстремизму
правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации 41
2.3 Совершенствование правовой регламентации деятельности
правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию проявлениям экстремизма 59
Заключение 80
Библиографический список 84
Актуальность темы исследования. В России наблюдается рост межнациональных и этнических конфликтов, которые могут угрожать конституционному порядку. Тем не менее, Конституция страны гарантирует равенство прав и свобод граждан, независимо от национальности и других критериев. Важно уважать культурную и этническую разнообразность нашей страны, ища конструктивный диалог и решения конфликтов в рамках закона.
Правоохранительные органы Российской Федерации имеют важную миссию поддержания правопорядка, борьбы с терроризмом и экстремизмом, защиты прав граждан и предотвращения преступлений. Они работают совместно с другими службами и ведомствами для обеспечения национальной безопасности и защиты интересов государства.
Противодействие экстремизму имеет большую актуальность в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации. Экстремистские действия могут приводить к нарушению мира и порядка, ущербу для здоровья и жизни людей, а также к экономическим и социальным потерям. Правоохранительные органы России активно борются с экстремизмом, используя различные методы и инструменты, включая оперативно-розыскную деятельность и судебное преследование. Важно отметить, что борьба с экстремизмом должна проводиться в соответствии с законодательством и международными нормами, чтобы не нарушать права и свободы граждан.
Все вышеприведенные факты свидетельствуют об особой роли правоохранительных органов в обеспечении национальной безопасности государства и необходимости формирования четкой стратегии борьбы правоохранительных органов с проявлениями экстремизма
И обуславливают актуальность формирования системы знаний о мерах профилактики экстремизма в современном обществе, так как только полное понимание системы и эффективности всех ее элементов может обеспечить национальную безопасность страны.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ деятельности в области противодействия экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
Указанная цель выпускной квалификационной работы обусловила последовательность решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, формы проявления экстремизма и общественная опасность преступлений экстремистской направленности.
2. Изучить правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма.
3. Исследовать место и роль правоохранительных органов в противодействии проявлениям экстремизма.
4. Определить основные направления и содержание деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма.
5. Рассмотреть общие и специальные меры противодействия экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию правовой регламентации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию проявлениям экстремизма.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают
общественные отношения, возникающие в ходе деятельности по противодействию экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы является система правовых норм, регулирующих деятельность по противодействию экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы: диалектический метод познания и системного анализа, частно-научные методы: сравнительно-правовой,
формально-логический, технико-юридический, системно-структурный и другие методы познания.
Проблемы правовой регламентации, вопросы деятельности правоохранительных структур, направленной на противодействие экстремистским правонарушениям привлекали внимание: А. Н. Акимова, Н. Г. Александрова, К. Ахмадзода, А. С. Назарзода, И. С. Байганова, О. Р. Родионова, А. С. Ваторопин, И. И. Тепляков, А. Н. Горбунов, Р. Р. Гумерова, О. А. Чиненкова, Р. Р. Гумерова, О. А. Чиненкова, И. Г. Гутиева, З. З. Джималиев, Ю. Н. Жирнов, Р. Р. Карданов, И. В. Никуличева, Р. В. Колесников, В. Б. Косовский, С. Н. Мартынюк.
Теоретическую основу исследования составили достижения науки конституционного права с обращением к трудам науки административного, уголовного права, а также другие исследования по теме работы отечественных юристов.
Нормативную основу исследования образуют: Конституция
Российской Федерации; нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального права, подзаконные правовые акты, включая приказы МВД России и других правоохранительных министерств и ведомств, межведомственные правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из 60 источников.
Правоохранительные органы Российской Федерации имеют важную миссию поддержания правопорядка, борьбы с терроризмом и экстремизмом, защиты прав граждан и предотвращения преступлений. Они работают совместно с другими службами и ведомствами для обеспечения национальной безопасности и защиты интересов государства.
Противодействие экстремизму имеет большую актуальность в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации. Экстремистские действия могут приводить к нарушению мира и порядка, ущербу для здоровья и жизни людей, а также к экономическим и социальным потерям. Правоохранительные органы России активно борются с экстремизмом, используя различные методы и инструменты, включая оперативно-розыскную деятельность и судебное преследование. Важно отметить, что борьба с экстремизмом должна проводиться в соответствии с законодательством и международными нормами, чтобы не нарушать права и свободы граждан.
Все вышеприведенные факты свидетельствуют об особой роли правоохранительных органов в обеспечении национальной безопасности государства и необходимости формирования четкой стратегии борьбы правоохранительных органов с проявлениями экстремизма
И обуславливают актуальность формирования системы знаний о мерах профилактики экстремизма в современном обществе, так как только полное понимание системы и эффективности всех ее элементов может обеспечить национальную безопасность страны.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ деятельности в области противодействия экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
Указанная цель выпускной квалификационной работы обусловила последовательность решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, формы проявления экстремизма и общественная опасность преступлений экстремистской направленности.
2. Изучить правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма.
3. Исследовать место и роль правоохранительных органов в противодействии проявлениям экстремизма.
4. Определить основные направления и содержание деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма.
5. Рассмотреть общие и специальные меры противодействия экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию правовой регламентации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию проявлениям экстремизма.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают
общественные отношения, возникающие в ходе деятельности по противодействию экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы является система правовых норм, регулирующих деятельность по противодействию экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы: диалектический метод познания и системного анализа, частно-научные методы: сравнительно-правовой,
формально-логический, технико-юридический, системно-структурный и другие методы познания.
Проблемы правовой регламентации, вопросы деятельности правоохранительных структур, направленной на противодействие экстремистским правонарушениям привлекали внимание: А. Н. Акимова, Н. Г. Александрова, К. Ахмадзода, А. С. Назарзода, И. С. Байганова, О. Р. Родионова, А. С. Ваторопин, И. И. Тепляков, А. Н. Горбунов, Р. Р. Гумерова, О. А. Чиненкова, Р. Р. Гумерова, О. А. Чиненкова, И. Г. Гутиева, З. З. Джималиев, Ю. Н. Жирнов, Р. Р. Карданов, И. В. Никуличева, Р. В. Колесников, В. Б. Косовский, С. Н. Мартынюк.
Теоретическую основу исследования составили достижения науки конституционного права с обращением к трудам науки административного, уголовного права, а также другие исследования по теме работы отечественных юристов.
Нормативную основу исследования образуют: Конституция
Российской Федерации; нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального права, подзаконные правовые акты, включая приказы МВД России и других правоохранительных министерств и ведомств, межведомственные правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из 60 источников.
В процессе проведенного исследования на тему «Противодействие экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации» были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие, формы проявления экстремизма и общественная опасность преступлений экстремистской направленности.
2. Изучено правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма.
3. Исследовано место и роль правоохранительных органов в противодействии проявлениям экстремизма.
4. Определены основные направления и содержание деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма.
5. Рассмотрены общие и специальные меры противодействия экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
6. Разработаны рекомендации по совершенствованию правовой регламентации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию проявлениям экстремизма.
Рассмотрение деятельности органов внутренних дел по борьбе с экстремизмом в интернете позволило сделать вывод о необходимости совершенствования методов работы и привлечения новых технологий. Важно также сотрудничество с другими государствами в эффективной борьбе с этой проблемой. Помимо положений, выносимых автором на защиту, к наиболее значимым выводам можно отнести следующие:
- на основе анализа теоретических источников и правоохранительной практики определены сущность и содержание глобальной компьютерной сети, обозначены её основные параметры как платформы распространения экстремистской информации. Представлены авторские определения понятий: глобальной компьютерной сети, деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети, формы экстремистских проявлений и др.;
- проведено исследование существующего состояния правого обеспечения и организации деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети, выявлены и проанализированы основные проблемы в данной области;
- определены направления совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел, направленной на противодействие проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети, посредством внесения изменений и дополнений в законодательную базу: федеральные законы от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- разработаны предложения по совершенствованию ведомственной, межведомственной нормативной правовой базы и организационного механизма деятельности, направленной на противодействие проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети и использования с этой целью авторской методики использования информационно-аналитических систем органов внутренних дел Российской Федерации.
Представляется целесообразным внести дополнения в следующие нормативные правовые акты:
1) в УК РФ изложить:
диспозицию ч. 1 ст. 282 УК РФ в следующей редакции: «Действие, направленное на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека либо группы лиц по признаку (признакам) расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенное публично, - ...»; ч. 2 ст. 282 УК РФ
дополнить пунктом «г» в следующей редакции: «г) с использованием глобальной компьютерной сети, в том числе, сети «Интернет», а равно публично демонстрируемого произведения».
часть 2 ст. 205, ч. 1 ст. 280 и ч. 2 ст. 280 УК РФ следующим единообразным образом: «... те же деяния, совершенные с использованием глобальной компьютерной сети, в том числе, сети Интернет, а равно публично демонстрируемого произведения, -...».
2) в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», наделив сотрудников органов внутренних дел правом осуществлять:
а) предостережение физических лиц, а также общественных и религиозных организаций и объединений о недопустимости распространения в глобальной компьютерной сети информации экстремистского характера;
б) внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих распространению в глобальной компьютерной сети информации экстремистского характера. В случае невыполнения требований, изложенных в представлении, лицо, которому оно было адресовано, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке;
3) в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», наделив прокурора полномочиями по принятию решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в глобальной компьютерной сети, а также сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в отношении экстремистских материалов, распространяемых посредством сети «Интернет»;
4) ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнить п. 3 следующего содержания: «решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды»; в
ч. 1, п.п. 1, 2, 3 ч. 2, чч. 3, 4 и 5 ст. 15.3 слова «содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка» заменить словами «содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, или направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды».
Таким образом, реализация предложенных мер по противодействию экстремизму позволит укрепить суверенитет и национальную безопасность Российской Федерации в условиях стремительного распространения экстремизма в сети Интернет.
1. Рассмотрено понятие, формы проявления экстремизма и общественная опасность преступлений экстремистской направленности.
2. Изучено правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма.
3. Исследовано место и роль правоохранительных органов в противодействии проявлениям экстремизма.
4. Определены основные направления и содержание деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремизма.
5. Рассмотрены общие и специальные меры противодействия экстремизму правоохранительными органами в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации.
6. Разработаны рекомендации по совершенствованию правовой регламентации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию проявлениям экстремизма.
Рассмотрение деятельности органов внутренних дел по борьбе с экстремизмом в интернете позволило сделать вывод о необходимости совершенствования методов работы и привлечения новых технологий. Важно также сотрудничество с другими государствами в эффективной борьбе с этой проблемой. Помимо положений, выносимых автором на защиту, к наиболее значимым выводам можно отнести следующие:
- на основе анализа теоретических источников и правоохранительной практики определены сущность и содержание глобальной компьютерной сети, обозначены её основные параметры как платформы распространения экстремистской информации. Представлены авторские определения понятий: глобальной компьютерной сети, деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети, формы экстремистских проявлений и др.;
- проведено исследование существующего состояния правого обеспечения и организации деятельности органов внутренних дел по противодействию проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети, выявлены и проанализированы основные проблемы в данной области;
- определены направления совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел, направленной на противодействие проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети, посредством внесения изменений и дополнений в законодательную базу: федеральные законы от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- разработаны предложения по совершенствованию ведомственной, межведомственной нормативной правовой базы и организационного механизма деятельности, направленной на противодействие проявлениям экстремизма в глобальной компьютерной сети и использования с этой целью авторской методики использования информационно-аналитических систем органов внутренних дел Российской Федерации.
Представляется целесообразным внести дополнения в следующие нормативные правовые акты:
1) в УК РФ изложить:
диспозицию ч. 1 ст. 282 УК РФ в следующей редакции: «Действие, направленное на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека либо группы лиц по признаку (признакам) расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенное публично, - ...»; ч. 2 ст. 282 УК РФ
дополнить пунктом «г» в следующей редакции: «г) с использованием глобальной компьютерной сети, в том числе, сети «Интернет», а равно публично демонстрируемого произведения».
часть 2 ст. 205, ч. 1 ст. 280 и ч. 2 ст. 280 УК РФ следующим единообразным образом: «... те же деяния, совершенные с использованием глобальной компьютерной сети, в том числе, сети Интернет, а равно публично демонстрируемого произведения, -...».
2) в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», наделив сотрудников органов внутренних дел правом осуществлять:
а) предостережение физических лиц, а также общественных и религиозных организаций и объединений о недопустимости распространения в глобальной компьютерной сети информации экстремистского характера;
б) внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих распространению в глобальной компьютерной сети информации экстремистского характера. В случае невыполнения требований, изложенных в представлении, лицо, которому оно было адресовано, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке;
3) в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», наделив прокурора полномочиями по принятию решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в глобальной компьютерной сети, а также сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в отношении экстремистских материалов, распространяемых посредством сети «Интернет»;
4) ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнить п. 3 следующего содержания: «решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды»; в
ч. 1, п.п. 1, 2, 3 ч. 2, чч. 3, 4 и 5 ст. 15.3 слова «содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка» заменить словами «содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, или направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды».
Таким образом, реализация предложенных мер по противодействию экстремизму позволит укрепить суверенитет и национальную безопасность Российской Федерации в условиях стремительного распространения экстремизма в сети Интернет.
Подобные работы
- Роль Прокуратуры Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Государственные органы, обеспечивающие национальную безопасность в механизме государства
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовые основы национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Законность как основа национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Административно-правовой статус Федеральной службы безопасности Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Международный терроризм и экстремизм как угроза национальной безопасности РФ и стран - участниц НАТО
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021





