🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Работа №200176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы86
Год сдачи2023
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1 РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В
ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 7
1.1 Осуществление охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий как деятельность органов внутренних дел в
особых условиях 7
1.2 Организация управления и взаимодействия между силами, привлекаемыми к обеспечению массовых мероприятий 11
1.3 Особенности охраны общественного порядка в случае проведения несанкционированных митингов, а также при возникновении
массовых беспорядков 18
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 30
2.1 Нормативно-правовое регулирование обеспечения правопорядка
при проведении массовых мероприятий 30
2.2 Судебная практика, связанная с нарушениями при проведении
массовых мероприятий 44
2.3 Проблемы правового регулирования проведения массовых
мероприятий и пути их преодоления 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Человек на протяжении всей своей жизни часто встречается с разнообразными формами социальной напряженности, которые иногда преобразуются в специальные условия - какую-либо своеобразную обстановку, которая образуется в процессе охраны общественного порядка при реализации массовых мероприятий, а также при затруднении оперативной обстановки, произошедшей из-за возникновения толпы людей. Массовое скопление людей может являться опасным явлением для самого населения, если не обеспечивать надзор за аналогичными организациями, вследствие чего на данный момент проблема реализации общественного порядка и общественной безопасности при осуществлении массовых мероприятий в России значится одной из самых важных и актуальных.
Обязательная разработка мер предупреждения и пресечения нарушений органами внутренних дел, которые возникают при формировании и реализации массовых мероприятий, обосновывается возникшими в последнее время в Российской Федерации событиями, которые поспособствовали возникновению широкого общественного резонанса (отклика).
Нарушения закона имеют место и при проведении массовых мероприятий неполитического характера. Примером может послужить выступление Земфиры в Якутске, где из-за халатности организаторов концерта пострадали люди, примерно 19 человек, одному из которых было всего 8 лет. Данная ситуация возникла из-за того, что организаторы концерты пренебрегли своими обязанностями, так как было продано большее количество билетов, хотя мест на трибуне было гораздо меньше, также на площадке продавали алкогольную продукцию, что еще сильнее повлияло на сложившуюся ситуацию. Помимо сказанного, также одной из причин возникновения данных обстоятельств стала «экономия» в области обеспечения безопасности поклонников. На тот момент безопасность обеспечивали около 200 сотрудников органов внутренних дел, хотя для такого концерта требовалось не менее 1000 сотрудников ОВД. Вместе с тем, не было возможности оказать медицинскую помощь пострадавшим, так как вороты на стадионе были закрыты, а открыть их не было возможности. Только лишь через некоторое время медики скорой помощи смогли попасть на стадион. Кроме того, связаться с организаторами так и не получилось, так как руководители местной компании-организаторов просто «испарились».
Подобная ситуация возникла в 2003 году на выступлении группы «ТАТУ» в Санкт-Петербурге. За 30 минут до начала концерта ограждение около сцены не смогло выдержать напора поклонников и обрушилось, вследствие чего фанаты в первых рядах начали падать в обмороки из-за давления со стороны задних рядов, они оказались вплотную к металлическим конструкциям (ограждениям). Сотрудникам правоохранительных органов оперативно пришлось освобождать пострадавших фанатов из массового скопления и приводить их в сознание. Перед началом выступления было уже около 30 пострадавших человек. Причиной возникшей ситуации послужило небрежное отношение организаторов, так как ими не был проведен первичный оперативно-технический осмотр территории, на которой проходил концерт. Кроме того, не было дополнительной защиты сцены, а сотрудники обеспечения безопасности не имели профессиональных навыков и опыта в предупреждении паники людей и организации их эвакуации.
На основании вышеуказанных примеров, можно сказать, что не всегда мероприятия осуществляются с наименьшим причинением вреда здоровью участникам данных мероприятий, а иногда случаются и массовые трагедии, которые могли привести и к смерти людей. Вследствие чего в последнее время для предупреждения отрицательных последствий вносятся конкретные поправки в организацию работы сотрудников правоохранительных служб в области реализации общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Митинговая активность, несогласованные массовые мероприятия, «стихийные» демонстрации и шествия, проходившие в разных регионах Российской Федерации в 2019-2021 гг., нередко приводили к уличным беспорядкам, имевшим массовый характер. В этих обстоятельствах для обеспечения общественной безопасности были задействованы значительные силы правоохранительных органов. В условиях агрессивной среды со стороны радикалов в отношении сотрудников органов достаточно часто происходили провокационные действия, имевшие целью привлечь правоохранителей к юридической ответственности.
Некоторые теоретики, ученые и юристы считают, что, чаще всего, на практике сотрудники органов внутренних дел не готовы к предотвращению нарушений общественного порядка в процессе массовых мероприятий, «которые сопровождаются большой общественной опасностью, как на уровне материально-технического обеспечения, так и в плане профессиональной и тактической подготовки» . Вследствие чего есть необходимость в анализе уголовно-правовых аспектов работы правоохранительных органов, реализуемой при формировании и реализации массовых мероприятий.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-правовых аспектов деятельности полиции, реализуемой в ходе организации и проведения массовых мероприятий.
Предмет исследования - нормативные и теоретические положения, раскрывающие сферу предупреждения и пресечения полицией правонарушений при организации и проведении массовых мероприятий.
Целью исследования является проведение комплексного - теоретического и практического - анализа уголовно-правовых аспектов деятельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых в ходе организации и проведения массовых мероприятий, а также разработка на этой основе предложений, способных решить проблемы, возникающие в сфере данной деятельности полиции.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть осуществление охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий как деятельность органов внутренних дел в особых условиях;
2) Изучить организацию управления и взаимодействия между силами, привлекаемыми к обеспечению массовых мероприятий;
3) Проанализировать особенности охраны общественного порядка в случае проведения несанкционированных митингов, а также при возникновении массовых беспорядков;
4) Нормативно-правовое регулирование обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий;
5) Судебная практика, связанная с нарушениями при проведении массовых мероприятий;
6) Определить проблемы правового регулирования проведения массовых мероприятий и пути их преодоления.
Исследования по данной теме проводили такие ученые-юристы в последние два десятилетия О.А. Бойко, В.В. Вахнина, Г.С. Гайнетдинова, К.В. Злоказов, С.Е. Кораблев, В.И. Майоров, Т.И. Мараев, С.Р. Салпогарова, А.В. Сарычев и др.
Библиографическую базу работы составили научные труды ученых- правоведов в области административного права и административного процесса. Нормативную базу работы составили Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), федеральные законы, в частности Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3 - ФЗ (далее - ФЗ «О полиции») и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ (далее - Закон «О собраниях...»), подзаконные нормативные правовые акты - в частности, ведомственные приказы Министерства внутренних дел РФ.
Практическую базу работы составили материалы судебной практики.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет совокупность методов научного познания. Преобладающее значение имеет диалектический метод познания, метод объективного и всестороннего анализа, системный метод исследования и формально - логические методы исследования.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты представляют особый интерес при решении многих проблем совершенствования российского законодательства о деятельности полиции в обеспечении правопорядка при проведении массовых мероприятий. Разработанные в ходе исследования положения являются необходимыми предпосылками для решения многих проблем, связанных с пониманием сущности деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий.
Структура выпускной квалификационной работы определяется с учетом специфики темы, а также степени разработанности связанных с ней проблем.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, в которых рассматриваются осуществление охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий как деятельность органов внутренних дел в особых условиях, а также выводы, дающие общие результаты и рекомендации, библиографический список.
Кроме того, в работе представлены предложения по оптимизации деятельности органов прокуратуры с целью повышения эффективности их работы при решении задач уголовного судопроизводства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении хотелось бы сказать, что при осуществлении массовых мероприятий общими задачами ОВД для выполнения задач, которые относятся к обеспечению охраны общественного порядка можно отнести:
-деятельность по обеспечению оперативно-служебной и
мобилизационной готовности;
- беспрерывный сбор информации оперативно-служебной обстановки;
- осуществление подготовки решений управленческого характера;
- информационно-аналитическое совместно с организационным обеспечением управленческих решений;
- осуществление подготовки проектов и организация осуществление необходимых планов;
- точное исполнение личным составом приказов;
- осуществление контроля за личным составом по выполнению поставленных задач и оказание им помощи практического и методического характера;
- организация технического обеспечения;
-деятельность организационно-методического характера по
обеспечению эффективной работы штабов ОВД.
Современное российское законодательство о публичных мероприятиях требует преобразований. Совершенствование механизма проведения публичных массовых мероприятий и митингов должно быть направлено, в том числе, на устранение пробелов в законодательстве относительно проведения незапланированных митингов для того, чтобы граждане могли выражать своё недовольство по поводу принимаемых актов или иных действий со стороны государства. В российском законодательстве следует закрепить возможность проведения митингов, собраний и шествий в упрощенном порядке.
Необходимо использовать опыт зарубежных стран и выработать рекомендации по развитию законодательства в данной области. Разрешительный порядок проведения публичных мероприятий нужно установить в законе путем конкретизации требований для получения разрешения, чтобы у органов государственной власти не возникло субъективное суждение при согласовании проведения публичных мероприятий, что недопустимо, т.к. ограничивает права и свободы граждан.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены некоторые проблемы и предложены пути их решения:
1. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит всех необходимых предписаний для полной реализации конституционного права граждан собираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, что вызывает определенные сложности в механизме охраны общественного порядка при проведении соответствующего публичного мероприятия. В частности, закон не содержит исчерпывающего перечня запретов на проведение публичного мероприятия, что приводит к произвольному установлению местной администрацией таких запретов. В знак протеста против произвольно установленного запрета на проведение публичного мероприятия нередко происходят групповые нарушениям общественного порядка.
В этой связи Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» необходимо дополнить статьей «Запреты на проведение публичного мероприятия», а положения, на основании которых разрешается проводить публичные мероприятия - привести в соответствие с Положением о порядке организации и проведения массовых мероприятий и фейерверковв городе Челябинске, закрепленным в Приложении № 1 к выпускной
квалификационной работе.
2. В связи с тем, что понятие насилие является довольно широким и неоднозначно понимается учеными и правоприменителями, то необходимо законодательное закрепление или разъяснение Верховного Суда РФ вопроса о тяжести насилия, которое охватывается составом массовых беспорядков. Однако автор считает, что причинение тяжкого вреда здоровью необходимо квалифицировать по совокупности с преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 212 УК РФ. Такая квалификация позволит учитывать не только антисоциальную направленность массовых беспорядков, но и степень наступивших общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью конкретному человеку.
В настоящее время главными чертами погромов в уголовно-правовом смысле является уничтожение или повреждение имущества. Следовательно, этот признак должен быть исключен из ст. 212 УК РФ, так как в составе уже имеется признак уничтожения имущества.
В 2014 году был принят закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», который предусматривает возможность народных дружинников оказывать правоохранительным органам помощь в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах. Тем самым видится целесообразным предусмотреть ответственность не только за оказание сопротивления представителям власти, но и иным лицам, исполняющим обязанности по пресечению массовых беспорядков.
При этом, как показывает практика, в ходе массовых беспорядков чаще используется не оружие, а иные предметы. Например, камни, брусчатка, обрезки арматуры, бейсбольные биты, «коктейли Молотова» и др. Тогда из буквального толкования текста нормы выходит, что воспрепятствование деятельности по пресечению массовых беспорядков с использованием вышеуказанных предметов не может быть квалифицировано как оказание вооруженного сопротивления представителю власти. Поэтому видится более логичным понимать под признаком массовых беспорядков оказание любого сопротивления, как представителям власти, так и лицам, пресекающим массовые беспорядки.
Таким образом, признак оказание вооруженного сопротивления в ст.
212 УК РФ законодателю следует сформулировать следующим образом: «..., а также оказанием сопротивления представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по пресечению массовых беспорядков».
3. В правоприменительной практике возникают сложности с разграничением преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 2 ст.
213 УК РФ. В том случае, когда мотив совершенного деяния характеризуется хулиганскими или «экстремистскими» побуждениями, то разграничение составов, предусмотренных ч. 2 ст. 212 УК РФ и ч. 2 ст. 213
УК РФ следует проводить по непосредственному объекту. То есть квалификация деяния по ч. 2 ст. 212 УК РФ возможна только в том случае, если преступлением был причинен вред общественной безопасности в сфере повседневной жизнедеятельности.
Представляется правильным преступления, предусмотренные ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» УК РФ и 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» УК РФ отличать от преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 212 УК РФ по цели призывов, а также по конкретности формулировок того, к совершению каких именно действий призывает лицо.
4. Рассматривая в представленной работе проблему выбора места проведения массового мероприятия, следует предложить свой путь решения.
«На основании уже созданных на уровне субъектов РФ нормативных актов, регулирующих проведение массовых мероприятий, таких например, как закон Архангельской области от 22 марта 2011 г. № 264-20-ОЗ «Об обеспечении охраны общественного порядка при подготовке и проведении массовых мероприятий на территории Архангельской области» или закон Новосибирской области от 10 декабря 2004 г. № 283-ОЗ «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области», создать законы в каждом населенном пункте, будь это район крупного города или иное муниципальное образование» .
К созданному нормативному акту на местном уровне добавить приложение, где конкретизируются (прописаны) специально отведенные места для проведения публичных мероприятий с указанием территориальности, площади, количества человек на 1 квадратный метр.
Тем самым у заявителя будет возможность заранее ознакомиться с местами, в которых разрешено проведение таких мероприятий, с возможным количеством людей, которые могут принять участие в массовом мероприятии. Также это будет способствовать своевременной передаче в правоохранительные органы информации для расстановки сил и средств для охраны общественного порядка. Во многом этот шаг поможет снизить нагрузку на судебные органы на местном уровне в случае возникновения ситуаций, указанных выше
Предлагаем внести изменения в статью 2 «Основные понятия» ФЗ № 54 в виде добавления определения, которое бы раскрывало смысл специально отведенного места проведения публичного мероприятия. А именно предложение следующего содержания:
«Массовое мероприятие - организованная форма, а именно акция, проводимая с целью реализации и прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации».
Рассмотренные выше проблемы указывают на то, что состав массовых беспорядков требует детальной доработки законодателем с учетом уже сложившейся практики и системности уголовного права. Разрешение выше обозначенных проблем имеет не только теоретическое, но и практическое уголовно-правовое значение, поскольку от успешности их решения зависит в целом эффективность уголовно-правового регулирования в РФ.



1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
3 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016 г. № 27 (часть I) ст. 4159.
4 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
5 Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
6 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
7 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. № 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
8 Приказ МВД России от 28.06.2021 № 495 «Об утверждении
Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
9 Приказ Минспорта России от 30.11.2017 № 1034 «Об утверждении Порядка включения физкультурных и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
10 Закон Кемеровской области от 08.07.2010 № 91-ОЗ «»Об обеспечении
безопасности при проведении массовых мероприятий» URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/918321 (дата обращения
15.03.2023).
11 Закон Архангельской области от 22 марта 2011 г. № 264-20-ОЗ «Об обеспечении охраны общественного порядка при подготовке и проведении массовых мероприятий на территории Архангельской области» URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/918321 (дата обращения 15.03.2023).
12 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о
проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области»
URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6300202012110005 (дата обращения 15.03.2023).
13 Закон Новосибирской области от 10 декабря 2004 г. № 283-ОЗ «Об
обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области», создать законы в каждом населенном пункте, будь это район крупного города или иное муниципальное образование URL:https://novosibirsk-
pravo.ru/zakon/2004/12/10/n-238-oz/ (дата обращения 15.03.2023).
14 Памятка МВД России «Проведение митингов, шествий, демонстраций.
Права и ответственность организатора и должностных лиц». URL: https://56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/12224515 (дата обращения:
29.01.2023).
15 ГОСТ 12.1.036-81. Система стандартов безопасности труда. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31 декабря 1981 г. № 5895)..61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ