🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Учет и внутренний контроль основных средств на примере ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»

Работа №200146

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы117
Год сдачи2023
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетной
организации 10
1.2 Отражение в бухгалтерском учете в бюджетной организации движение
основных средств 19
1.2.1 Поступление основных средств 21
1.2.2 Амортизация основных средств 24
1.2.3 Выбытие основных средств 26
1.3 Методика внутреннего контроля основных средств в организации 28
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ФГАОУ ВО «ЮУрГУ
(НИУ)» 35
2.1 Характеристика ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» 35
2.2 Учет движения основных средств 46
2.3 Амортизация основных средств 55
2.4 Учет восстановления основных средств 59
2.5 Организация внутреннего контроля учета основных средств в ФГАОУ ВО
«ЮУрГУ (НИУ)» 63
2.6 Рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля учета основных
средств в ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ А Акт списания материалов на модернизацию основных средств 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отражение модернизации основного средства 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В Положение по инвентаризации 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Положение о внутреннем контроле основных средств в учреждении 111

Актуальность темы. В современных экономических условиях эффективность функционирования организации любой отраслевой принадлежности, правового и организационного статуса выступает обязательным условием для реализации принципа непрерывности бизнеса.
Основные средства представляют средства труда, которые в производственном процессе многократно применяются, при этом сохраняя свою натуральную форму и предназначаются для нужд основной деятельности учреждения со сроком их использования более одного года. Стоимость основных средств по мере их износа с помощью амортизационной политики учреждения уменьшается и переносится на себестоимость изготавливаемой продукции, работ или услуг [25, с. 43].
При приобретении бюджетным учреждением основного средства (ОС), задача специалистов бухучета обеспечить корректное отражение факта поступления ОС в учреждение, а также провести последующий бухгалтерский учет ОС в бухгалтерской отчетности по первоначальной стоимости. Как следует из п. 4 ФСБУ 26/2020, первоначальная стоимость определяется путем учета суммы капитальных вложений в объект основного средства, таких как «договорную стоимость актива, подлежащего уплате поставщику, стоимость активов, списываемую или амортизируемую в связи с их использованием при осуществлении капвложений, зарплаты с отчислениями на обязательное соцстрахование, начисленную работникам, принимающим участие в осуществлении капвложений, оценочных обязательств, в т. ч. по будущему демонтажу, утилизации имущества и восстановлению окружающей среды» [6].
Осуществляя свою деятельность в непростых экономических условиях предприятия должны четко планировать свою финансовую деятельность, умело управлять основными средствами, грамотно проводить учетную политику учреждения. На решение этой задачи влияет огромное количество факторов, связанных по большей части с типом организации производственного процесса, своевременным обновлением технологических решений, уровнем финансовоэкономических возможностей, а также состоянием производственных мощностей субъектов хозяйствования.
В этой связи ключевая роль бухгалтерского учета основных средств в решении указанных задач в области эффективности функционирования и развития бюджетных учреждений, формирует потребность в доступных и качественных информационных данных, отражающих поступление, движение, выбытие и иные операции, связанные с использованием основных средств учреждения.
Объектом работы является финансово-хозяйственная деятельность ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)».
Предметом выпускной квалификационной работы является учет и внутренний контроль основных средств в ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)».
Цель работы - разработать мероприятия по совершенствованию учета и внутреннего контроля основных средств в ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)».
Задачи работы:
- изучить теоретические основы учета основных средств в бюджетном учреждении;
- провести анализ организации учета основных средств в ФГАОУ ВО «ЮУр- ГУ (НИУ)»;
- провести анализ организации внутреннего контроля основных средств в ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»;
- разработать рекомендации по совершенствованию учета и внутреннего контроля основных средств в бюджетной организации ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)».
Информационную базу исследования составили: Бюджетный кодекс РФ [1], Налоговый кодекс РФ [3], ФЗ «О бухгалтерском учете» [4], Ю.А. Бабаев [16], О.В. Елисеева [22], Н.П. Кодраков [25] и др.
В выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: исследование литературы по теме исследования, экономический и структурный анализ, группировка, синтез, сравнение, описание и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ОС представляют часть имущества (активов) бюджетной организации, которые, участвуют в непосредственной деятельности организации и являются неотъемлемой частью ее производственного процесса. Классификация основных средств бюджетной организации проводится на основе единой типовой классификации и в соответствие с амортизационными группами. В РФ существует четырехуровневая система документов, которые регулируют и регламентируют бухгалтерский учет ОС в бюджетных учреждениях.
В РФ существует четырехуровневая система документов, которые регулируют и регламентируют бухгалтерский учет ОС в бюджетных учреждениях.
ОС в бюджетном учреждении учитываются на сч. 010100000 «Основные средства», их поступление на сч. 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», где формируется их полная стоимость.
В бюджетной организации ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости. Амортизация ОС в бюджетной организации начисляются линейным способом в течение срока службы ОС. Амортизация ОС учитывается на синтетическом сч. 010400000 «Амортизация».
Выбытие ОС в бюджетной организации отражается на аналитических учетах сч. 010100000 «Основные средства», которые оканчиваются на 410 и отражают формирование снижения стоимости выбывших ОС.
Одним из основных элементов управления бюджетным учреждением является внутренний контроль учета ОС. Значение внутреннего контроля ОС очень велико, так как он позволяет повысить управляемость бюджетной организации и соответствие ее деятельности поставленным целям и задачам.
Внутренний контроль ОС представляет процесс управления бюджетной организацией в области информации по наличию ОС, для принятия своевременных управленческих решений бюджетного учреждения. Экономическая безопасность бюджетного учреждения заключается в целевом использовании внеоборотных активов бюджетного учреждения и проведения внутреннего контроля за поступлением и выбытием ОС.
В бюджетной организации с помощью правильной организации и формирования внутреннего контроля за учетом движения ОС возможно эффективное их использование и управление ими, что позволяет влиять на финансовые результаты, устойчивость и конкурентоспособность учреждения.
ЮУрГУ является самостоятельным юридическим лицом и автономным учреждением.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что в учреждении расходы превышают поступления в 2019 г. на 425,7 млн руб., в 2020 г. на 253,7 млн руб., в 2021 г. на 62,7 млн руб. Остаток средств имеет тенденцию к снижению в 2020 г. на 40,4 %, в 2021 г. на 75,3 %.
В своей деятельности ЮУрГУ использует основные средства, в состав которых входят: здания и сооружения, машины и оборудование, приборы, устройства и инструменты, вычислительную технику, транспортные средства, инвентарь и хозяйственные принадлежности и др.
За исследуемый период происходит снижение основных средств учреждения (в 2020 г. - на 2,0 %, в 2021 г - на 1,6 %). В составе активов ЮУрГУ большую часть оставляют его основные средства (в 2019 г. - 97,3 %, в 2020 г. - 96,7 %, в 2021 г - 97,6 %), в большей части состоящие из зданий и сооружений.
Бухгалтерский учет ОС в ЮУрГУ осуществляется в соответствии с Приказом «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению от 16.12.2010 № 174н.
В ЮУрГУ объекты ОС учитываются на счете 010100000 «Основные средства», а также на сч. 010600000 - Вложения в нефинансовые активы, 010400000 - Амортизация, 010700000 - Нефинансовые активы в пути, 011400000 - Обесценение нефинансовых активов и др.
Проведенное исследование показало, что бухгалтерский учет ОС в ЮУрГУ осуществляется в соответствие с российским законодательством, однако с каждым годом оно претерпевает изменения. Современные российские стандарты учета ОС приближаются к МСФУ, что приводит к совершенствованию процесса учета ОС в бюджетной организации, за счет автоматизации учета и более полного сбора информации об объектах учета ОС.
Для более полного и правильного учета необходимо проводить постоянный контроль учета и движения основных средств учреждения, поэтому в следующей главе проведем анализ организации внутреннего контроля учета и движения основных средств в ЮУрГУ.
В результате проведенного исследования нами были выявлены следующие недостатки в учете основных средств ЮУрГУ:
- контроль за сохранностью объектов основных средств на местах их эксплуатации недостаточно эффективен, т.к. не обозначены точки ответственности сотрудников по сохранности ОС в учреждении;
- инвентаризации проводятся формально;
- не соблюдаются условия взыскания в случае наступления фактов нарушения сохранности объектов основных средств к материально-ответственным лицам;
- внеплановые инвентаризации объектов основных средств проводятся редко;
- в бухгалтерии при учете движения ОС, составления и ведения первичной документации при поступлении ОС (а именно, актов на списание объектов основных средств, актов приема-передачи объектов основных средств, накладных на внутреннее перемещение объектов основных средств) присутствуют ошибки в оформлении и исправления, что является нарушением ведения бухгалтерского учета активов учреждения.
Несмотря на то, что система учета основных средств в автономном учреждении ЮУрГУ осуществляется в полном соответствии с российским нормативным законодательством, нами выявлены недостатки в учете, как не эффективный контроль за сохранностью объектов основных средств на местах их эксплуатации и отсутствует контроль со стороны руководства учреждения. Поэтому необходимо усилить внутренний контроль за учетом основных средств в учреждении.
Предлагаем следующие мероприятия по организации системы внутреннего контроля ОС в ЮУрГУ:
1) разработать график мероприятий по внутреннему контролю ОС и обозначить точки ответственности сотрудников ЮУрГУ по сохранности ОС в учреждении, закрепить их в Положении по внутреннему контролю ОС;
2) обозначить условия взыскания в случае наступления фактов нарушения сохранности объектов основных средств к материально-ответственным лицам и закрепить данные условия в Положении по внутреннему контролю ОС;
3) проводить чаще внеплановые инвентаризации объектов основных средств;
4) для снижения ошибок и исправлений в учетных документах при учете движения ОС необходимо повышать уровень профессионализма сотрудников бухгалтерии и материально-ответственных лиц за сохранность ОС, а также усилить ответственность за данные нарушения;
5) автоматизировать процесс инвентаризации и повысить ответственность персонала ЮУрГУ по проведению инвентаризации и закрепить данное положение в должностных инструкциях.
Таким образом, общие затраты на проведение реализации предложенных мероприятий составят 265,0 тыс. руб., общий экономический эффект от внедрения рекомендации составит 184 тыс. руб.



1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС КонсультантПлюс - https://docs.cntd.ru/document/901714433
2 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от
01.07.2021)// СПС Консультант Плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_9027/ (Дата обращения
11.04.2023)
3 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от
01.05.2022) // СПС Консультант Плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (Дата обращения
11.04.2023)
4 Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
(ред. от 26.07.2019) // СПС Консультант Плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (Дата обращения 11.04.2023)
5 Приказ Минфина России от 30.03.2001 г. №26н «Об утверждении Положе
ния по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (ред. 16.05.2016) // СПС Консультант Плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31472/71350ef35fca8434a702b24 b27e57b60e1162f1e/ (Дата обращения 11.04.2023)
6 Приказ от 17 сентября 2020 года N 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»// СПС Консультант Плюс. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31472/71350ef35 fca8434a7 02b24b27e57b60e1162f1e/ (Дата обращения 11.04.2023)
7 Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 года № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению»
8 Приказ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных
учреждений и Инструкции по его применению от 16.12.2010 № 174н [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.gosfinansy.ru/?utm_source=budgetnik.ru&utm_medium=refer&utm_camp aign=refer_budgetnik.ru_content_link_native_middle&utm_term=102729&utm_conten t=art#/document/99/9 (Дата обращения 11.04.2023)
9 Приказ Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»- https://base.garant.ru/71897058/ (Дата обращения 11.04.2023)
10 Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 14.09.2020) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» -https://base.garant.ru/12180849/ (Дата обращения 11.04.2023)
11 Приказ Минфина РФ от 25 марта 2011 г. N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» -https://base.garant.ru/12184447/ (Дата обращения 11.04.2023)
12 Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные
средства». Утвержден приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н.
-http s: //minfin.gov.ru/ru/document/?id_4= 133537- federalnyi_standart_bukhgalterskogo_ucheta_fsbu_62020_osnovnye_sredstva (Дата обращения 11.04.2023)
13 Абрютина, М.С. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2019. - 256 с.
14 Адаменко, А.А. Сущность основных средств, их отражение в бухгалтерском балансе организации / А.А. Адаменко, А.В. Хуторная // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - №1 (3). - С.4-6.
15 Алешкина, А.М. Сущностная характеристика основных фондов предприятия / А.М. Алешкина, В.Р. Сафонова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №9-1. - С.93-96...39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ