Введение
Теоретические аспекты франчайзинговой системы в организации коммерческой деятельности
1.1 Коммерческая деятельность, сущность, понятия, субъекты и объекты
1.2 Особенности организации франчайзинга 19
1.3 Специфика управления франчайзинговой системой 28
Подходы к оценке эффективности франчайзинговой системы для фирмы 35
Организационно- экономическая характеристика торгового предприятия Calzedonia 39
2.1 Организационно- правовая характеристика торгового предприятия
Calzedonia 39
Анализ материально-технической базы торгового предприятия Calzedonia 48
2.3 Анализ основных экономических показателей торгового предприятия
Calzedonia 55
Конкурентная среда торгового предприятия Calzedonia 66
Анализ франчайзинга в организации коммерческой деятельности торгового предприятия Calzedonia 72
Особенности организации франчайзинга торгового предприятия
3.2 Недостатки в организации франчайзинговой системы
торгового предприятия Calzedonia в коммерческой деятельности 78
3.3 Направления совершенствования франчайзинга в коммерческой
деятельности торгового предприятия Calzedonia 80
Заключение 87
Список использованных источников 89
Приложения 92
В современных условиях экономики, учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний. Поскольку очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало бы гораздо более длительного периода времени и значительных инвестиций, можно предположить, что в данном случае имеет место новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинговая форма организации бизнеса.
Современное развитие малого предпринимательства имеет ряд проблем, которые существенно снижают его экономическую эффективность. Например, потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса и многие другие.
Для решения перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного предпринимательства. Предприятия малого бизнеса, получая инновационные технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.
Актуальность данной темы заключается в том, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Целью курсовой работы является выявление направлений совершенствования франчайзинга в коммерческой деятельности торгового предприятия Calzedonia.
Выпускная квалификационная работа предусматривает решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов франчайзинговой системы в организации коммерческой деятельности ;
- анализ организационно-экономической характеристики исследуемого предприятия;
- анализ конкурентной среды торгового предприятия Calzedonia;
- выявление недостатков в организации франчайзинговой системы торгового предприятия Calzedonia в коммерческой деятельности;
- предложение направлений совершенствования франчайзинга в коммерческой деятельности торгового предприятия Calzedonia.
В качестве объекта исследования является магазин носочно-чулочных изделий «Calzedonia», находящийся по адресу ул.Партизана Железняка, д.23 (ТРЦ Июнь).
Предметом выпускной квалификационной работы выступает франчайзинговая форма организации коммерческой деятельности. Теоретической и методологической основой исследования являются работы следующих отечественных авторов по изучаемому вопросу: Батраченко Д.К., Бодина К.В., Каткова М.Н., Фролова В. Б., Куимов В.В., Осипова Л.В.
Первая глава раскрывает теоретические аспекты коммерческой деятельности и франчайзинга. Во второй главе дана организационно - экономическая характеристика магазина «Calzedonia». В третьей главе проведен анализ франчайзинга в организации коммерческой деятельности торгового предприятия Calzedonia. Выпускная квалификационная работа общим объемом 93 страница включает в себя введение, три главы, заключение. Работа иллюстрирована 17 рисунками и 24 таблицами. Список используемых источников представлен 24 источниками.
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
Франчайзинг может быть выгоден и для экономики в целом:
- франчайзинг способствует развитию малого предпринимательства в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных отраслей хозяйства как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малом бизнесе, так и за счет усиления эффективности положительного государственного влияния.
- франчайзинг создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, повышая тем самым общую культуру предпринимательских отношений.
- франчайзинг способствует решению проблемы занятости населения посредством создания новых рабочих мест.
- франчайзинг способствует развитию внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет применения международного франчайзинга.
Исследуемое торговое предприятие Calzedonia на Красноярском рынке существует на протяжении 6 лет. Работая по франчайзинговой системе магазин выполняет ежемесячные планы, отправляет персонал на повышение квалификации за счет предприятия, помогает неопытным работникам научиться работать в команде, с продажами. Calzedonia не имеет сильных конкурентов на рынке, поэтому миссия предприятия легко выполняется за счет поставленных целей.
Для улучшения показателей эффективности работы предложены такие мероприятия, как улучшение рекламной деятельности предприятия, изменение условий работы персонала, изменение условий договора франчайзинга.
Проанализировав показатели эффективности работы торгового предприятия с учетом предложенных мероприятий, можно сделать выводы о том, что все мероприятия являются эффективными. По всем статьям прослеживается увеличение темпа роста показателей, что можно оценить положительно. Отрицательным моментом является увеличение издержек обращения, в которые входят дополнительные расходы на рекламную деятельность. В целом после осуществления предложенных мероприятий, торговое предприятие Calzedonia сможет получать дополнительную прибыль.
1 Батраченко, Д.К.Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга: учебник/ Д.К. Батраченко.- Москва: Международный Научный Институт, 2014. - 221 с.
2 Белевский, И.К. Маркетинговое исследование: учебник / И.К. Бедяевский.- Москва: Инфра-М, 2013. - 205с.
3 Бодина, К.В. Проблемы развития франчайзинга как формы предпринимательской деятельности в России: статья / К.В. Бодина.- Москва: Международный студенческий научный вестник.-2014. - 15 с.
4 Гражданский кодекс Российской Федерации : в 4 ч. : по состоянию на 1 февр. 2010 г. - Москва : Кнорус, 2010. - 540 с.
5 Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. - Москва: Дашков и К, 2015. - 456 с.
6 Канаян, К. Мерчандайзинг: учебник / К. Канаян. - Москва: РИП- холдинг, 2012. - 315 с.
7 Каткова, М.Н. Франчайзинг как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности: понятие и правовые основы: учебник / М.Н. Каткова.- Москва: Академия, 2011.- 90 с.
8 Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг: учеб.пособие для студентов спец. «Менеджмент» / В.В, Апопий, С.Г. Бабенко, Я.А. Гончарук, Я.М. Антонюк, П.Ю. Балабан. — Киев: НМЦ, 2010. — 458 с.
9 Куимов, В.В. Организация и техника внешнеторговых операций : учебное пособие /В.В.Куимов. -Красноярск , 2015. -500 с.
10 Куимов.В.В. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты : монография /В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. Красноярск :СФУ, 2016. -204 с.
11 Магазин франшиз и все о франчайзинге [Электронный ресурс]: магазин готового бизнеса / Вестник финансовой академии. - Москва, - Режим доступа: http://www.deloshop.ru
12 Нехаева, Н. Е. Проблемы и перспективы развития франчайзинга: монография/ Н. Е.Нехаева, Ю. Н. Саттарова //Актуальные проблемы географии и экологии. — 2012. — № 1(11);
13 Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка. Теория и современные практики: учебник / В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, О.Н. Владимирова, И.А. Янкина, Н.В. Ананьева, Боровинский Д.В., Э.А. Баграева, Т.П. Берг, О.Ю. Дягель, О.В. Конева, Е.А. Нечушкина, Л.В. Иванова, Л.Т. Смоленцева; под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора В.В. Куимова. изд. -Красноярск: СФУ, 2017.-545 с.
14 Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности : учеб.пособие / В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, И.А. Максименко, О.В. Рубан ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Куимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск : СФУ, 2016. - 112 с.
15 Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности: учебник / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 623 с.
16 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. — 13-е изд., перераб. и доп. — Москва.: Дашков и К°, 2012. — 500 с.
17 Половцева,Ф.П. Коммерческая деятельность : учебник/ Ф.П. Половцева.- Москва, 2009. - 247 с.
18 Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rusfranch.ru/
19 Российский бизнес-канал (РБК) [Электронный ресурс] -Режим доступа :http://www.rbc.ru/
20 Русева, О.Н. Особенности внутрифирменного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятий в условиях евроинтеграции: монография / А.С. Балан, О.Н. Русева.- Москва: 2010.-598с.
21 Сущность и содержание коммерческой деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://finbook.news/kommertsiya-book/suschnost- soderjanie-kommercheskoy.html
22 Франчайзинг в России: перспективы развития [Электронный ресурс]- 2011. - Режим доступа: http://www.sellbrand.ru
23 Фролова, В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса : учебник / В.Б. Фролова.- Москва: Концепт. - 2013. - 313с.
24 Шехирев, А.В. Проблемы франчайзинга в Российской Федерации: учебник / А.В. Шехирев.- Москва: 2014.- 129с.