🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Разработка системы индикаторов региональной безопасности

Работа №200043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономическая безопасность

Объем работы161
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 9
1.1 Экономическая безопасность региона: понятие, факторы,
угрозы 9
1.2 Нормативное регулирование экономической безопасности региона.... 16
1.3 Методические подходы к оценке экономической безопасности
региона 18
2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Оценка социально-экономического положения Челябинской области
в разрезе сравнения с регионами УрФО 32
2.2 Оценка экономической безопасности Челябинской области в разрезе
сравнения с регионами УрФО 39
3 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ 58
3.1 Разработка дополненной системы индикаторов для оценки
региональной безопасности 58
3.2 Оценка региональной безопасности Челябинской области в разрезе
сравнения с регионами УрФО 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Альбом иллюстраций 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Исходные данные для методики Д.В. Третьякова 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Исходные данные для методики ДФУ и РАН 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Исходные данные оценки региональной безопасности... 114


Актуальность темы исследования. Текущее состояние экономики Российской Федерации повышает необходимость оценки ее уровня. Состояние экономики страны в целом напрямую зависит от состояния отдельного региона. Региональная экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности от внешних и внутренних угроз, а также способности региона к устойчивому развитию. Экономическая безопасность региона имеет огромное значение в системе экономической безопасности страны, в связи с чем возникает необходимость оценки ее уровня.
На сегодняшний день существует множество методик оценки уровня экономической безопасности региона, основанных на сопоставлении фактических значений показателей и пороговых. При работе над дипломной работой были рассмотрены методики оценки экономической безопасности Д.В. Третьякова и группы ученых Дальневосточного федерального университета, министерства экономического развития Российской Федерации и РАН. Для комплексной оценки региональной безопасности необходимо разработать систему индикаторов по различным сферам.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - Челябинская область в разрезе сравнения с регионами Уральского Федерального округа.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы - система региональной безопасности, на примере Челябинской области.
Цель исследования в выпускной квалификационной работы - разработка системы индикаторов региональной безопасности на примере регионов Уральского Федерального Округа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть методические подходы к оценке экономической безопасности региона;
- оценить уровень экономической безопасности региона (на примере Челябинской области) в сравнении с регионами УрФО;
- определить индикаторы оценки региональной безопасности.
Методы исследования. При написании дипломной работы были использованы такие методики и технологии анализа, как: динамический метод,
макроэкономический метод, экспертно-рейтинговый метод, а также комплексный метод.
Структура работы включает в себя введение, главу «теоретические аспекты оценки уровня экономической безопасности региона» содержащую теоретическую часть исследования, главу «оценка уровня экономической безопасности Челябинской области» содержащую аналитическую часть исследования, главу «определение системы индикаторов региональной безопасности», заключение, библиографический список.
В первой главе «теоретические аспекты оценки уровня экономической безопасности региона» охарактеризована такая экономическая категория, как экономической безопасность региона, рассматривается нормативное регулирование оценки уровня экономической безопасности региона, а также методики оценки уровня экономической безопасности региона.
Во второй главе «оценка уровня экономической безопасности Челябинской области» дана краткая характеристика Челябинской области, проведен анализ социально-экономического положения Челябинской области в сравнении с регионами Уральского федерального округа, проведен анализ уровня экономической безопасности регионов УрФО.
В третьей главе «определение системы индикаторов региональной безопасности» был предложен набор индикаторов и произведена оценка региональной безопасности Челябинской области в разрезе сравнения с регионами УрФО.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования поставленная цель была достигнута и решены поставленные задачи.
В ходе исследования были сформированы выводы, раскрывающие поставленные задачи:
- охарактеризовать состояние безопасности экономики в регионе можно как защищенность от разного рода угроз, при котором обеспечивается его устойчивое развитие и стабильное функционирование. Немаловажное значение должно уделяться такому элементу, как угроза экономической безопасности. К внешним угрозам относят: международный терроризм, незаконная миграция населения, контрабандный ввоз товаров. Внешними угрозами являются: имущественное расслоение населения, использование бюджетных средств не по назначению, высокий уровень безработицы, нерациональная экономическая политика региональных властей. Для ликвидации угроз экономической безопасности региона государству необходимо осуществлять рациональную политику в отношении регионов с целью улучшения деятельности органов власти, а также повышения привлекательности региона для населения и субъектов предпринимательства.
- оценка экономической безопасности - сложный аналитический процесс, который проводится с помощью определенной методики. На сегодняшний день существует различные методики, которые отличаются набором используемых показателей и применяемыми методами. Существование множества методик позволяет провести оценку уровня безопасности экономики субъекта наиболее подробно с учетом используемых подходов. Для выявления предпосылок реализации угроз экономической безопасности используются пороговые значения показателей, которые выступают в виде минимальных либо максимальных значений. На основе пороговых значений делается вывод о соответствии, либо несоответствии фактического значения показателя.
Используемые методики оценки основаны на сравнении фактических значений показателей с пороговыми, однако отличаются способами приведения исходных значений индикаторов в нормализованный вид. Серьезное расхождение фактического и порогового значения показателя являться фактором наличия угроз.
- оценка социально-экономического развития является необходимой процедурой, так как основными структурными элементами оценки социально - экономического развития являются показатели, которые используются для оценки экономической безопасности. Оценка социально-экономического положения регионов проводится с целью определения положения регионов в округе, выявления различий в уровне развития. Неравенство в уровнях развития регионов вызвано структурными различиями в направлениях экономического развития, большой концентрацией производств в одних регионах и отсутствием в других. Сложившийся уровень социально-экономического развития обусловлен специализацией каждого региона на конкретном виде хозяйственной деятельности. Улучшение социально-экономического положения регионов - основная задача как региональных органов власти, так и государства. В результате проведения оценки регионов по уровню социально-экономического развития, Челябинская область занимает третье место в Уральском федеральном округе, с результатом 72 балла. Наилучший результат у Ханты-Мансийского автономного округа - 87 баллов, худший результат у Курганской области - 36 баллов.
- оценка уровня экономической безопасности регионов УрФО проводилась по методикам Д.В. Третьякова и группы ученых Дальневосточного федерального университета и РАН. Обе рассмотренные методики включают индикаторы, характеризующие состояние экономики, социальной сферы, но отличаются способом приведения индикаторов в интегральный индекс, а также пороговыми значениями, в связи с чем имеются некоторые различия в полученных результатах. На основе сравнения двух рассчитанных методик была сформирована система индикаторов региональной безопасности. Региональная безопасность занимает важное положение в системе обеспечения национальной безопасности. Обеспечение региональной безопасности заключается в эффективном контроле органов государственной власти по использованию ресурсов, повышению темпов роста экономики, а также улучшения уровня жизни в целом. Региональная безопасность включает такие сферы, как: экономическая, финансовая, социальная, производственная и так далее. Необходимость оценки уровня региональной безопасности возникает по причине реализации ее угроз. Оценка региональной безопасности представляет собой сложный процесс, основанный на сравнении фактических значений индикаторов и пороговых по различным сферам, а также формировании итогового значения уровня региональной безопасности. Для определения системы индикаторов региональной безопасности были совмещены индикаторы из рассмотренных методик, а также добавлены такие показатели, как: оборот розничной торговли, удельный вес региональных кредитных организаций в числе кредитных организаций региона, а также индекс производительности труда. Сравнивая значения индикаторов региональной безопасности по субъектам Уральского Федерального округа за 2019 год со значениями коэффициентов экономической безопасности, которые были рассчитаны по двум рассмотренным методикам можно сделать вывод, что результаты, полученные по трем методикам, отличаются, однако не по всем регионам. Расхождения в результатах связано с различием используемых индикаторов для оценки, а также с применением формул приведения, отличных друг от друга. Несмотря на улучшение показателя в некоторых случаях, нельзя говорить о повышении общего состояния экономической безопасности, так как предложенная система индикаторов включает показатели из двух рассмотренных методик, а также несколько добавленных. Предлагаемая методика учитывает больший объем факторов и является более комплексной, что позволяет наиболее подробно провести оценку уровня региональной безопасности.



1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
2 Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2019 года N 1748 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года».
3 Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2021 года и в среднем за 2020 год.
4 Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
5 Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 N 1235-р (ред. от 17.04.2012) «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант Плюс.
6 Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации» // Консультант Плюс.
7 Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Консультант Плюс.
8 Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Консультант Плюс.
9 Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Консультант Плюс.
10 Указ Президента РФ от 05.03.2020 N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // Консультант Плюс.
11 Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс.
12 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс.
13 Указ Президента РФ от 26.10.2020 N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Консультант Плюс.
14 Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Консультант Плюс.
15 Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // Консультант Плюс.
..40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ