Пропаганда времён Второй мировой войны: сравнительно-исторический анализ на примере визуальных источников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Использование плакатов в пропагандистских целях во время Второй мировой войны.. 7
1.1 Использование плакатов в агитационных целях 7
1.2 Образ врага в плакатной пропаганде 20
2 Использование мультфильмов в целях пропаганды во время Второй мировой войны 33
2.1 Использование мультфильмов в агитационных целях 33
2.2 Образ врага в пропагандистских мультфильмах. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение А Агитационные плакаты 47
Приложение Б Образ врага в плакатной пропаганде 70
1 Использование плакатов в пропагандистских целях во время Второй мировой войны.. 7
1.1 Использование плакатов в агитационных целях 7
1.2 Образ врага в плакатной пропаганде 20
2 Использование мультфильмов в целях пропаганды во время Второй мировой войны 33
2.1 Использование мультфильмов в агитационных целях 33
2.2 Образ врага в пропагандистских мультфильмах. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение А Агитационные плакаты 47
Приложение Б Образ врага в плакатной пропаганде 70
Актуальность темы. Визуальная пропаганда времён Второй мировой войны, осуществлявшаяся её различными странами-участниками, её разновидности, приёмы, методы и цели представляют немалый интерес для современных отечественных и зарубежных исследователей. Рассматриваемая мной тема имеет прямое отношение к человеческой психологии, а значит, к истории повседневности. Визуальная пропаганда времён Второй мировой войны, направленная как на военнослужащих, так и на гражданское население её стран-участниц, позволяет лучше узнать историю повседневной жизни участников той эпохи, помогает раскрыть во многом побудительные причины их поведения. Кроме того, учитывая всепроникающий характер визуальной пропаганды, её изучение позволяет лучше рассмотреть настроения самых различных слоёв общества, на которое распространялось её влияние. Благодаря этому можно точнее определить мотивы решений, принимаемых определённым государством-участником войны во внешней и во внутренней политике, а также реакцию общества той страны на эти решения. Таким образом, изучение визуальной пропаганды во время Второй мировой войны позволяет более полно узнать человека той эпохи.
Степень изученности темы. Для написания данной выпускной квалификационной работы мной был использован ряд научных статей и различных публикаций по рассматриваемой теме: «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» Е. С. Сенявской, её же работа: «Человек на войне. Историко-психологические очерки» , «Пропуск в рай. Сверхоружие последней мировой. Дуэль пропагандистов на Восточном фронте» Л. Белоусова и А. Ватлина , «Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны» Энтони Родса. Среди данных работ труды Е. С. Сенявской «Человек на войне. Историко-психологические очерки», а также «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» весьма подробно описывают психологию человека на войне на примере русских солдат, участвовавших в различных войнах ХХ века, а также их противников. Рассмотрен механизм формирования образа врага, его генезис на протяжении ряда конфликтов прошлого столетия. Данные работы не посвящены конкретно визуальной пропаганде, но в них содержится весьма полезная информация по проблеме психологии человека на войне и формирования образа врага у противоборствующих сторон. Также для анализа человеческой психологии в рассматриваемое время мной были использованы: монография В. В. Серебрянникова «Социология войны», работу Белявского И. Г., Шкуратова В. А. «Проблемы исторической психологии», Н. Коупленда «Психология и солдат» , а также работу Е. С. Сенявской «1941-1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование» . Достаточно интересную информацию содержит, несмотря на несколько идеологизированный характер, труд советского исследователя Орлова Юрия Яковлевича «Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР». Из современных отечественных исследователей также можно привести политическую энциклопедию А. Я. Лившина и И. Б. Орлова «Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: "коммуникация убеждения" и мобилизационные механизмы». Также из современных российских исследователей можно выделить статью А. Ватлина «Образ врага в советской и немецкой фронтовой пропаганде». Также стоит отметить сборник научных статей «Образ Другого - страны Балтии и Советский Союз перед Второй мировой войной». Была рассмотрена литература о самой пропаганде: «Йозеф Геббельс - Мефистофель улыбается из прошлого» Генриха Френкеля, Е. Брамштедте, Р. Манвелла ; «Пропаганда как оружие в войне» Рудольфа Зульцмана. Однако, указанные две последние книги имеют больше не научный, а скорее популярный характер.
Цель исследования - сравнить особенности использования визуальной пропаганды странами - участницами Второй мировой войны (СССР, Германии и США) на примере плакатов и мультфильмов.
Задачи:
1) произвести отбор и систематизацию визуального материала- плакатов и мультфильмов;
2) выделить основные сюжеты, к которым обращалась визуальная пропаганда каждой из названных стран;
3) проанализировать приёмы осуществления пропагандистской деятельности в каждой из указанных выше стран.
Объект исследования - визуальная пропаганда стран-участниц Второй мировой войны (СССР, Германии, США).
Предмет исследования - приёмы визуальной пропаганды и её материал (плакаты и мультфильмы).
Хронологические рамки работы - 1939-1945 гг.
Территориальные рамки - СССР; Германия, оккупированные ею страны Европы, а также европейские страны - сателлиты; США.
Методология исследования. При выполнении данной работы были использованы различные методы: анализа, синтеза, наблюдения, сравнения, описания, классификации и группировки. Также необходимо отметить, что данное исследование было осуществлено в междисциплинарном ключе, с использованием методов визуальной антропологии.
Новизна исследования. Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в нём были в комплексе рассмотрены плакаты и мультфильмы эпохи в качестве исторических визуальных источников.
Источниковая база исследования. В качестве источников были привлечены визуальные материалы: плакаты и мультфильмы (советские, нацистские, американские) времён Второй мировой войны.
Апробация работы. Некоторые аспекты рассматриваемой в данном исследовании проблемы были апробированы на конференции «История в искусстве», проведённой 22.05.2015 ФГБОУ ВПО «Красноярским государственным педагогическим университетом им. В. П. Астафьева».
Степень изученности темы. Для написания данной выпускной квалификационной работы мной был использован ряд научных статей и различных публикаций по рассматриваемой теме: «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» Е. С. Сенявской, её же работа: «Человек на войне. Историко-психологические очерки» , «Пропуск в рай. Сверхоружие последней мировой. Дуэль пропагандистов на Восточном фронте» Л. Белоусова и А. Ватлина , «Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны» Энтони Родса. Среди данных работ труды Е. С. Сенявской «Человек на войне. Историко-психологические очерки», а также «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» весьма подробно описывают психологию человека на войне на примере русских солдат, участвовавших в различных войнах ХХ века, а также их противников. Рассмотрен механизм формирования образа врага, его генезис на протяжении ряда конфликтов прошлого столетия. Данные работы не посвящены конкретно визуальной пропаганде, но в них содержится весьма полезная информация по проблеме психологии человека на войне и формирования образа врага у противоборствующих сторон. Также для анализа человеческой психологии в рассматриваемое время мной были использованы: монография В. В. Серебрянникова «Социология войны», работу Белявского И. Г., Шкуратова В. А. «Проблемы исторической психологии», Н. Коупленда «Психология и солдат» , а также работу Е. С. Сенявской «1941-1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование» . Достаточно интересную информацию содержит, несмотря на несколько идеологизированный характер, труд советского исследователя Орлова Юрия Яковлевича «Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР». Из современных отечественных исследователей также можно привести политическую энциклопедию А. Я. Лившина и И. Б. Орлова «Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: "коммуникация убеждения" и мобилизационные механизмы». Также из современных российских исследователей можно выделить статью А. Ватлина «Образ врага в советской и немецкой фронтовой пропаганде». Также стоит отметить сборник научных статей «Образ Другого - страны Балтии и Советский Союз перед Второй мировой войной». Была рассмотрена литература о самой пропаганде: «Йозеф Геббельс - Мефистофель улыбается из прошлого» Генриха Френкеля, Е. Брамштедте, Р. Манвелла ; «Пропаганда как оружие в войне» Рудольфа Зульцмана. Однако, указанные две последние книги имеют больше не научный, а скорее популярный характер.
Цель исследования - сравнить особенности использования визуальной пропаганды странами - участницами Второй мировой войны (СССР, Германии и США) на примере плакатов и мультфильмов.
Задачи:
1) произвести отбор и систематизацию визуального материала- плакатов и мультфильмов;
2) выделить основные сюжеты, к которым обращалась визуальная пропаганда каждой из названных стран;
3) проанализировать приёмы осуществления пропагандистской деятельности в каждой из указанных выше стран.
Объект исследования - визуальная пропаганда стран-участниц Второй мировой войны (СССР, Германии, США).
Предмет исследования - приёмы визуальной пропаганды и её материал (плакаты и мультфильмы).
Хронологические рамки работы - 1939-1945 гг.
Территориальные рамки - СССР; Германия, оккупированные ею страны Европы, а также европейские страны - сателлиты; США.
Методология исследования. При выполнении данной работы были использованы различные методы: анализа, синтеза, наблюдения, сравнения, описания, классификации и группировки. Также необходимо отметить, что данное исследование было осуществлено в междисциплинарном ключе, с использованием методов визуальной антропологии.
Новизна исследования. Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в нём были в комплексе рассмотрены плакаты и мультфильмы эпохи в качестве исторических визуальных источников.
Источниковая база исследования. В качестве источников были привлечены визуальные материалы: плакаты и мультфильмы (советские, нацистские, американские) времён Второй мировой войны.
Апробация работы. Некоторые аспекты рассматриваемой в данном исследовании проблемы были апробированы на конференции «История в искусстве», проведённой 22.05.2015 ФГБОУ ВПО «Красноярским государственным педагогическим университетом им. В. П. Астафьева».
Произведя отбор и систематизацию визуального материала - плакатов и мультфильмов по изучаемой проблеме, удалось выделить основные сюжеты, к которым обращалась визуальная пропаганда каждой из названных стран.
В советской пропаганде основными сюжетами были: воодушевление тружеников тыла, призывы лучше бить врага, вступать в ряды ополчения, защищать наиболее важные города, призывы к советским женщинам подняться на борьбу с фашизмом, поддержка боевого духа советских солдат во время боя, призыв оказать помощь пострадавшим от немецко-фашистских войск. Также советская плакатная пропаганда обращалась к былинным сюжетам, с целью усилить желание русских солдат советской армии сражаться за Родину. Кроме этого, она обращалась к образам реальных исторических личностей, внёсших свой вклад в борьбу с врагами - Суворову, Козьме Минину, Дмитрию Пожарскому. Также советская пропаганда обращалась к сюжету мщения за убитых мирных жителей и военнопленных, а также призывала солдат Красной Армии лучше сражаться, чтобы спасти мирное население. Также советская пропаганда призывала граждан к экономии с целью высвобождения большего числа ресурсов на нужды Красной Армии. При изображении образа врага советская пропаганда обращалась к следующим сюжетам: призыву убить немецкого захватчика с целью спасти мирное население и/или отомстить за убитых; усиления желания воевать с немцами до победного конца; воодушевления русского народа на борьбу; высмеивания нацистов и убеждения советских людей в неизбежной победе над ними; изображения немецких солдат и офицеров, как противника с крайне низким уровнем культуры; высмеивания лидеров Третьего Рейха, а также призыва борьбы с самим фашизмом.
Сюжеты нацистской пропаганды были обращены к воинственности немецкой нации, её стремлению преодолевать трудности на фронте и в тылу; в случае с жителями оккупированных стран - к убеждению их в угрозе со стороны большевизма и западных держав, а также в необходимости объединения против них как против общего врага.
Американская пропаганда, в свою очередь, отражала в себе следующие сюжеты: шпиономания; призыв к правильной экономии средств; обращение к патриотизму; призыв воевать за свободу, как официально провозглашённый идеал; призыв лучше работать на военных заводах, чтобы разгромить врага; призыв покупать военные облигации, чтобы отвести вражескую угрозу от своей страны; а также сюжет мобилизации населения на определённые работы с целью помочь армии.
Основные приёмы, к которым прибегали пропагандисты СССР, Германии и США были в целом схожи между собой: обращения к патриотизму, религиозным чувствам, как это осуществляла нацистская и американская пропаганда; советская пропаганда, в свою очередь, обращалась к различным чувствам советских людей, таким, как: желанию защитить своих близких, отомстить за погибших и пострадавших мирных жителей и военнопленных, желанию разгромить врага. Кроме этого, советская плакатная агитационная пропаганда обращалась к русскому национальному самосознанию, как путём привлечения в своих произведениях образов реальных исторических личностей, защищавших нашу страну от врагов в прошлом, так и к былинным образам.
При создании образа врага, пропагандисты всех рассматриваемых стран стремились создать образы, как можно сильнее вызывавшие ненависть и неприятие тех, к кому обращалась подобная пропаганда.
Исходя из вышеперечисленного, на примере отобранных плакатов и мультфильмов, можно сделать вывод, что несмотря на наличие различных сюжетов, в целом приёмы, которые были использованы пропагандистами СССР, Германии и США при агитационной пропаганде, а также при создании образов врага были весьма схожи.
В советской пропаганде основными сюжетами были: воодушевление тружеников тыла, призывы лучше бить врага, вступать в ряды ополчения, защищать наиболее важные города, призывы к советским женщинам подняться на борьбу с фашизмом, поддержка боевого духа советских солдат во время боя, призыв оказать помощь пострадавшим от немецко-фашистских войск. Также советская плакатная пропаганда обращалась к былинным сюжетам, с целью усилить желание русских солдат советской армии сражаться за Родину. Кроме этого, она обращалась к образам реальных исторических личностей, внёсших свой вклад в борьбу с врагами - Суворову, Козьме Минину, Дмитрию Пожарскому. Также советская пропаганда обращалась к сюжету мщения за убитых мирных жителей и военнопленных, а также призывала солдат Красной Армии лучше сражаться, чтобы спасти мирное население. Также советская пропаганда призывала граждан к экономии с целью высвобождения большего числа ресурсов на нужды Красной Армии. При изображении образа врага советская пропаганда обращалась к следующим сюжетам: призыву убить немецкого захватчика с целью спасти мирное население и/или отомстить за убитых; усиления желания воевать с немцами до победного конца; воодушевления русского народа на борьбу; высмеивания нацистов и убеждения советских людей в неизбежной победе над ними; изображения немецких солдат и офицеров, как противника с крайне низким уровнем культуры; высмеивания лидеров Третьего Рейха, а также призыва борьбы с самим фашизмом.
Сюжеты нацистской пропаганды были обращены к воинственности немецкой нации, её стремлению преодолевать трудности на фронте и в тылу; в случае с жителями оккупированных стран - к убеждению их в угрозе со стороны большевизма и западных держав, а также в необходимости объединения против них как против общего врага.
Американская пропаганда, в свою очередь, отражала в себе следующие сюжеты: шпиономания; призыв к правильной экономии средств; обращение к патриотизму; призыв воевать за свободу, как официально провозглашённый идеал; призыв лучше работать на военных заводах, чтобы разгромить врага; призыв покупать военные облигации, чтобы отвести вражескую угрозу от своей страны; а также сюжет мобилизации населения на определённые работы с целью помочь армии.
Основные приёмы, к которым прибегали пропагандисты СССР, Германии и США были в целом схожи между собой: обращения к патриотизму, религиозным чувствам, как это осуществляла нацистская и американская пропаганда; советская пропаганда, в свою очередь, обращалась к различным чувствам советских людей, таким, как: желанию защитить своих близких, отомстить за погибших и пострадавших мирных жителей и военнопленных, желанию разгромить врага. Кроме этого, советская плакатная агитационная пропаганда обращалась к русскому национальному самосознанию, как путём привлечения в своих произведениях образов реальных исторических личностей, защищавших нашу страну от врагов в прошлом, так и к былинным образам.
При создании образа врага, пропагандисты всех рассматриваемых стран стремились создать образы, как можно сильнее вызывавшие ненависть и неприятие тех, к кому обращалась подобная пропаганда.
Исходя из вышеперечисленного, на примере отобранных плакатов и мультфильмов, можно сделать вывод, что несмотря на наличие различных сюжетов, в целом приёмы, которые были использованы пропагандистами СССР, Германии и США при агитационной пропаганде, а также при создании образов врага были весьма схожи.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ВОЕННОГО ПЛАКАТА СССР И СТРАН-СОЮЗНИЦ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2023 - ВОСТОЧНЫЙ АСПЕКТ В ПОЛИТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1918 - 1930х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ МАССОВЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПОТЕНЦИАЛ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2024 - ВОСТОЧНЫЙ АСПЕКТ В ПОЛИТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1918 - 1930х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ МАССОВЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2016 - ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ ВРЕМЕН ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ В ПЕРИОД «ДОЛГИХ ПЯТИДЕСЯТЫХ»
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Специфика подачи материалов телевизионных журналистов о
вооруженных международных конфликтах (на примере телеканала
«Россия — 24» и «РЕН ТВ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Политическая пропаганда КНР: цели, формы и результаты
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - РУССКАЯ КАМПАНИЯ НАПОЛЕОНА: ИСТОРИЯ «ЕВРОПЕЙСКОГО МИФА»
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Национальная репрезентация в символике Олимпийских игр (на примере СМИ РФ и КНР)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017



