ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ-ПОЛИЦЕЙСКИХ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН 6
1.1. Профессионально-психологические особенности личности полицейского 6
1.2. Профессионально-психологические особенности личности водителя 15
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 23
2.2. Методы исследования 24
2.3. Методы математической обработки данных 26
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 27
3.1. Сравнительный анализ изучаемых психологических характеристик личности
водителей-полицейских 27
3.2. Связь между стажем службы и стажем вождения с психологическими
особенностями личности водителей-полицейских с наличием опыта ДТП и без данного опыта 33
3.3. Факторная структура исследуемых психологических качеств личности
водителей-полицейских 36
ВЫВОДЫ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН 6
1.1. Профессионально-психологические особенности личности полицейского 6
1.2. Профессионально-психологические особенности личности водителя 15
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 23
2.2. Методы исследования 24
2.3. Методы математической обработки данных 26
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 27
3.1. Сравнительный анализ изучаемых психологических характеристик личности
водителей-полицейских 27
3.2. Связь между стажем службы и стажем вождения с психологическими
особенностями личности водителей-полицейских с наличием опыта ДТП и без данного опыта 33
3.3. Факторная структура исследуемых психологических качеств личности
водителей-полицейских 36
ВЫВОДЫ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Проблема нарушения дорожно-транспортной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, закрепленными за служебным автотранспортом, на сегодняшний день остается актуальной.
Так, в первом полугодии 2021 года на служебном автотранспорте органов, организаций и подразделений системы МВД России произошло 3994 дорожно - транспортных происшествия, в том числе по вине сотрудников - 1235. Всего зафиксировано 201 ДТП с пострадавшими, из них 53 по вине сотрудников; 173 сотрудника получили ранения, 12 погибли.
Водители-полицейские являются точно такими же участниками дорожного движения как и остальное гражданское население. Однако в случае с сотрудником полиции любое дорожно-транспортное происшествие с его участием несет большой общественный резонанс. Таким образом, для предупреждения нарушения дорожно-транспортной дисциплины сотрудниками ОВД, к их личностным характеристикам должно предъявляться повышенное внимание и требования.
Современное же состояние научной разработанности (как в теоретическом, так и в практическом плане) темы личностных особенностей водителей - полицейских в отечественной психологии остается на крайне низком уровне. Поэтому изучение особенностей двух профессий в отдельности необходимо как для более систематизированного теоретического представления о специфике изучаемого явления, так и для создания эмпирической основы в изучении личностных особенностей непосредственно водителей -полицейских.
Цель исследования - изучение психологических особенностей личности водителей-полицеских.
Задачи исследования:
1. Сравнить психологические характеристики личности водителей- полицейских с наличием опыта ДТП и без наличия данного опыта.
2. Выявить связь стажа службы и стажа вождения с исследуемыми психологическими особенностями личности водителей-полицейских с наличием опыта ДТП и без наличия данного опыта.
3. Выполнить анализ структуры связи психологических особенностей личности водителей-полицейских.
Объект исследования - личность водителей-полицейских.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности личности водителей-полицейских.
Гипотезы:
1. Существуют различия в психологических характеристиках личности водителей-полицейских с наличием опыты ДТП и без наличия данного опыта.
2. Существуют различия в связи стажа службы и стажа вождения с исследуемыми психологическими особенностями личности между водителями - полицейскими с наличием опыта ДТП и без наличия данного опыта.
В эмпирическом исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: авторская «Анкета водителя-полицейского», опросник К. Кавера - Т. Уайта (BIS/BAS), методика диагностики степени готовности к риску Г. Шуберта, опросник «Стиль вождения» Ю.И. Лобановой, Мельбурнский опросник принятия решений в адаптации Т.В. Корниловой, пятифакторный опросник личности Р. МакКраэ, П. Коста.
В качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались коэффициент корреляции r-Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ. Математическая обработка данных проводилась с применением стандартизованного пакета программ IBM SPSS Statistics 23.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы как в теоретической разработке вопроса изучения психологических особенностей и требований к личности водителя-полицейского, так и в психологической профилактике и коррекции нарушений дорожно-транспортной дисциплины водителями-полицейскими.
Выпускная квалификационная работа состоит из задания, аннотации, введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 38 наименований). В тексте работы имеются 1 рисунок, 8 таблиц и 3 приложения. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Так, в первом полугодии 2021 года на служебном автотранспорте органов, организаций и подразделений системы МВД России произошло 3994 дорожно - транспортных происшествия, в том числе по вине сотрудников - 1235. Всего зафиксировано 201 ДТП с пострадавшими, из них 53 по вине сотрудников; 173 сотрудника получили ранения, 12 погибли.
Водители-полицейские являются точно такими же участниками дорожного движения как и остальное гражданское население. Однако в случае с сотрудником полиции любое дорожно-транспортное происшествие с его участием несет большой общественный резонанс. Таким образом, для предупреждения нарушения дорожно-транспортной дисциплины сотрудниками ОВД, к их личностным характеристикам должно предъявляться повышенное внимание и требования.
Современное же состояние научной разработанности (как в теоретическом, так и в практическом плане) темы личностных особенностей водителей - полицейских в отечественной психологии остается на крайне низком уровне. Поэтому изучение особенностей двух профессий в отдельности необходимо как для более систематизированного теоретического представления о специфике изучаемого явления, так и для создания эмпирической основы в изучении личностных особенностей непосредственно водителей -полицейских.
Цель исследования - изучение психологических особенностей личности водителей-полицеских.
Задачи исследования:
1. Сравнить психологические характеристики личности водителей- полицейских с наличием опыта ДТП и без наличия данного опыта.
2. Выявить связь стажа службы и стажа вождения с исследуемыми психологическими особенностями личности водителей-полицейских с наличием опыта ДТП и без наличия данного опыта.
3. Выполнить анализ структуры связи психологических особенностей личности водителей-полицейских.
Объект исследования - личность водителей-полицейских.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности личности водителей-полицейских.
Гипотезы:
1. Существуют различия в психологических характеристиках личности водителей-полицейских с наличием опыты ДТП и без наличия данного опыта.
2. Существуют различия в связи стажа службы и стажа вождения с исследуемыми психологическими особенностями личности между водителями - полицейскими с наличием опыта ДТП и без наличия данного опыта.
В эмпирическом исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: авторская «Анкета водителя-полицейского», опросник К. Кавера - Т. Уайта (BIS/BAS), методика диагностики степени готовности к риску Г. Шуберта, опросник «Стиль вождения» Ю.И. Лобановой, Мельбурнский опросник принятия решений в адаптации Т.В. Корниловой, пятифакторный опросник личности Р. МакКраэ, П. Коста.
В качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались коэффициент корреляции r-Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ. Математическая обработка данных проводилась с применением стандартизованного пакета программ IBM SPSS Statistics 23.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы как в теоретической разработке вопроса изучения психологических особенностей и требований к личности водителя-полицейского, так и в психологической профилактике и коррекции нарушений дорожно-транспортной дисциплины водителями-полицейскими.
Выпускная квалификационная работа состоит из задания, аннотации, введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 38 наименований). В тексте работы имеются 1 рисунок, 8 таблиц и 3 приложения. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Подводя итог, стоит отметить, что проблема изучения психологических особенностей водителей-полицейских, не только подтвердила свою актуальность в виде наличия практического запроса, но и в полной мере проявила полную теоретическую и эмпирическую неразработанность данной научной области знания.
Так, в теоретической части работы был представлен обзор литературы по таким вопросам как: профессионально-психологические особенности личности водителя и профессионально-психологические особенности личности водителя и полицейского.
Целью практической части исследования стало изучение психологических особенностей личности водителей-полицеских.
В результате исследования было выявлено, что существует различия между психолгиечскими качествами личности водителей-полицейских с опытом ДТП и без данного опыта.
Также выяснилось, что существует различие в связи, стажа службы и стажа вождения с исследуемыми психологическими особенностями личности между водителями-полицейскими с наличием опыта ДТП и без наличия данного опыта.
При проведении факторного анализа было выявлено 6 факторов: «свойства личности, детерминирующие поведение в ситуациях социального взаимодействия», «реагирование на стимулы», «поведение за рулем», «эмоциональная стабильность», «избегание риска».
Полученные результаты исследования могут стать основой не только для разработки профессиограмм для водителя-полицейского, но также для разработки психокоррекционных и психопрофилактических программ для предупреждения нарушений сотрудниками дорожно-транспортной дисциплины на служебном транспорте.
Данная работа стала лишь первым шагом на пути теоретического и эмпирического изучения проблемы психологических особенностей личности водителя-полицейского. Дополнить полученные результаты, а также углубить понимание изучаемой темы, возможно если проводить подобные исследования в условиях:
— более широкой выборки;
— наличия респондентов из разных городов;
— расширения сферы исследуемых параметров: изучение особенности
когнитивных способностей, психофизиологических реакций и т.д.
— создания теоретических концепций, теорий, классификаций и т.д. по теме исследования.
Так, в теоретической части работы был представлен обзор литературы по таким вопросам как: профессионально-психологические особенности личности водителя и профессионально-психологические особенности личности водителя и полицейского.
Целью практической части исследования стало изучение психологических особенностей личности водителей-полицеских.
В результате исследования было выявлено, что существует различия между психолгиечскими качествами личности водителей-полицейских с опытом ДТП и без данного опыта.
Также выяснилось, что существует различие в связи, стажа службы и стажа вождения с исследуемыми психологическими особенностями личности между водителями-полицейскими с наличием опыта ДТП и без наличия данного опыта.
При проведении факторного анализа было выявлено 6 факторов: «свойства личности, детерминирующие поведение в ситуациях социального взаимодействия», «реагирование на стимулы», «поведение за рулем», «эмоциональная стабильность», «избегание риска».
Полученные результаты исследования могут стать основой не только для разработки профессиограмм для водителя-полицейского, но также для разработки психокоррекционных и психопрофилактических программ для предупреждения нарушений сотрудниками дорожно-транспортной дисциплины на служебном транспорте.
Данная работа стала лишь первым шагом на пути теоретического и эмпирического изучения проблемы психологических особенностей личности водителя-полицейского. Дополнить полученные результаты, а также углубить понимание изучаемой темы, возможно если проводить подобные исследования в условиях:
— более широкой выборки;
— наличия респондентов из разных городов;
— расширения сферы исследуемых параметров: изучение особенности
когнитивных способностей, психофизиологических реакций и т.д.
— создания теоретических концепций, теорий, классификаций и т.д. по теме исследования.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МЕТОДАМИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Языковая личность в коммуникативном конфликте при нарушении
правил дорожного движения
(на материале стенограмм коммуникативных ситуаций получения/дачи
взятки)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019





