🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования

Работа №199806

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы86
Год сдачи2023
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 9
1.1 Содержание, этапы и основные процессы реализации
стратегического планирования муниципального образования 9
1.2 Характеристика основных блоков и методов составления стратегии
социально-экономического развития 19
1.3 Методика диагностики реализации стратегии развития
муниципального образования 26
2 ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ ИНДИКАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА) 33
2.1 Оценка достижения плановых показателей Стратегии Челябинского
городского округа 33
2.2 Анализ инструментов реализации стратегии социально¬экономического развития 47
3 ОГРАНИЧЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МО 57
3.1 Проблемы реализации Стратегии развития 57
3.2 Усиление инструментального обеспечения для повышения
результативности реализации стратегии социально-экономического развития 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82


Актуальность темы исследования заключается в том, что социально-экономическое развитие является сложным понятием и определяется целым комплексом показателей: достойный уровень благосостояния, отсутствие экологических проблем, хорошо развитая транспортная инфраструктура, высокий уровень образования и здравоохранения и т.д. Не вызывает сомнения, что не только в различных регионах страны, но и на территории одного региона уровень и качество социально-экономического развития существенно отличаются. Кардинально ситуация изменить быстро в большинстве случаев нельзя, но всегда имеется возможно ее улучшить. Именно эта задача должна являться приоритетной для руководства страны, поскольку существенный разрыв в качестве и уровне жизни населения на территории одного государства является недопустимым.
Социально-экономическое развитие муниципального образования напрямую влияет на качество жизни и определяется целым комплексом показателей: достойный уровень благосостояния, отсутствие экологических проблем, хорошо развитая транспортная инфраструктура, высокий уровень образования и здравоохранения и т.д. Не вызывает сомнения, что не только в различных регионах страны, но и на территории одного региона уровень социально - экономического развития муниципальных образований существенно отличаются. Кардинально ситуация изменить быстро в большинстве случаев нельзя, но всегда имеется возможно ее улучшить. Именно эта задача должна являться приоритетной для руководства страны, поскольку существенный разрыв в качестве и уровне жизни населения на территории одного государства является недопустимым.
Безусловно, многие различия в социально-экономическом развитии муниципальных образований в одном регионов заданы географически и климатически, и в среднесрочной перспективе диспропорции изменить сложно. Здесь должны быть приложены усилия не только муниципальных властей, которые в силу особенностей государственного устройства и ограниченности бюджета не в состоянии радикально изменить ситуацию. Основная определяющая роль должна принадлежать регионам и федеральному центру. Но для этого необходимо, в первую очередь, регулярно проводить диагностику сложившейся ситуации в муниципальных образованиях и определять ключевые факторы, определяющие различия муниципальных образований по социально - экономическому развитию и как следствие по качеству жизни местного населения с целью разработки стратегических планов развития муниципальных территорий. Все это, а особенно не разработанность данного вопроса предопределяет актуальность данного исследования.
Исследование проблем грамотного применения инструментов стратегии социально-экономического развития отражены в научных и прикладных исследованиях, а также в методологических и теоретических положениях, разработанных российскими и зарубежными авторами.
Теоретические основы функционирования системы управления стратегией социально-экономического развития территории отражены в трудах таких ученых, как Е.Г. Анимицы, Я.П. Силина, А.Н. Сырова, Д.А. Гайнанова, В.Б. Зотова, Н.В. Сбродовой, Н.В. Ворошилова, Ю.Н. Лапыгина, Б.А. Райзберга, П.В. Строева, Р.В. Фаттахова, Е.М. Бухвальда.
Различные подходы в мировой науке и практике к оценке социально - экономического развития территорий, рассмотрены в работах Р.В. Фаттахова, Э.Ю Майковой, Т.В. Усковой.
Исследованию социально-экономического развития муниципальных образований посвящены труды И. А. Хабарова, Д. А. Хабаров, Д. С. Кляпикова.
Объект исследования - муниципальное образование «Челябинский городской округ».
Предметом исследования является совокупность управленческих, экономических, социальных отношений, возникающих в результате формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Цель исследования - произвести оценку исполнения индикативных показателей Стратегии социально-экономического развития Челябинского
городского округа и предложить мероприятия по усилению инструментального обеспечения для повышения результативности реализации стратегии социально-экономического развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание, описать этапы и основные процессы реализации стратегического планирования муниципального образования;
- представить характеристику основных блоков и методов составления стратегии социально-экономического развития;
- сформировать методику диагностики реализации стратегии развития муниципального образования;
- произвести оценку достижения плановых показателей Стратегии
Челябинского городского округа;
- провести анализ инструментов реализации стратегии социально¬
экономического развития;
- определить проблемы реализации Стратегии развития;
- разработать мероприятия по усилению инструментального обеспечения для повышения результативности реализации стратегии социально-экономического развития.
Теоретико-информационной базой исследования явились программные и нормативно-законодательные документы Государственной Думы, Совета Федерации Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Челябинской области области и муниципального образования «Челябинский городской округ», нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, статистическая информация, научные труды отечественных специалистов, периодическая печать, интернет-ресурсы.
Для раскрытия темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, библиографический анализ, экономические расчеты и экономико-статистические методы.
Информационной базой для исследования послужили нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в Российской Федерации и в исследуемом муниципальном образовании - Челябинский городской округ, также данные Федеральной службы государственной статистики и широкий перечень учебников и учебных пособий, исследования российских и зарубежных авторов.
Практическая значимость работы заключается в определении проблем управления социально-экономическим развитием муниципального образования и разработке возможных направлений их решения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, развитие муниципального образования (МО) - это режим функционирования социально-экономической системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.
Цель социально-экономического развития муниципального образования - улучшение качества жизни каждого человека местного сообщества. Уровень социально-экономического развития, качество жизни населения определяются уровнем компетентности команды муниципальных менеджеров
Социально-экономическое развитие муниципального образования - это баланс социально-экономических факторов местного самоуправления,
пропорциональное развитие материального производства и социальной инфраструктуры, налаживание отношений с другими территориями и взаимодействие с органами власти всех уровней. Планы и программы социально - экономического развития муниципального образования должны быть:
- ориентированы на саморазвитие муниципального образования;
- максимальное использование собственных ресурсов;
- направлены на решение наиважнейших проблем населения, а также на прогрессивное развитие территории;
- поддерживать экологию муниципального образования, наличие ресурсов, состояние инфраструктуры муниципалитета в оптимальном состоянии.
Развитие муниципальных образований - многомерный и многоаспектный процесс, который осуществляется неравномерно, что порождает асимметрию территорий, включающую в себя экономический, социальный, культурный, политический и другие компоненты.
Согласно исследованию аналитического доклада «Итоги социально-экономического развития города Челябинска за 2022 год» определено, что в Челябинском городском округе сохраняется положительная динамика экономического роста. Однако анализ реализованных мер по запланированным коэффициентам показал, что существуют направления социально-экономического развития, где высокий процент невыполнения установленных показателей.
Наиболее отрицательные показатели - это формирование сбалансированной транспортной системы (20,8%), развитие рынка товаров и услуг (13,8%). Это может быть связано с тем фактом, что в условиях введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019, СВО на Украине и санкций запада наблюдалось падение прибыли по всем отраслям, а значит, сокращались и поступления в бюджет Челябинского городского округа.
При этом, исполнение муниципальных программ за 2022 год возможно считать удовлетворительным как в части освоения выделенных бюджетных средств, так и в части выполнения плановых значений целевых показателей (индикаторов).
Контроль за ходом и итогами реализации документов стратегического планирования г. Челябинска, а также анализа социально-экономической ситуации в г. Челябинска осуществляет КВС г. Челябинска. КСП г. Челябинска является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля г. Челябинска, обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Необходимо отметить, что КСП г. Челябинска имеет ряд проблем, мешающих переходу к стратегическому аудиту социально-экономического развития Челябинского городского округа как в нормативно-правовом обеспечении, так и в организационных моментах. Для их решения необходимо принять ряд мер. В части нормативно-правового регулирования следует разработать стандарт, регулирующий проведение и оформление результатов стратегического аудита социально-экономического развития Челябинского городского округа. В части организационных мероприятий необходимо преобразовать организационную структуру КСП г. Челябинска и закрепить за аудиторами соответствующие стратегические приоритеты и национальные цели, определить локальным актом перечень вопросов стратегической направленности, обязательных для включения в программы проведения контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий и дополнить форму ежегодного отчета о работе КСП г. Челябинска показателем «Количество выявленных рисков» в разбивке по контрольным и экспертно - аналитическим мероприятиям.



1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. - 2014 г. - № 26 (часть I). - Ст. 3378
4. Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 22. - Ст. 2770
5. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года” // [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/95521/#95521
6. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506 - документ утратил силу
7. Аргунова, Л.Г. Стратегическое управление развитием муниципального образования : учеб. пособие / Л. Г. Аргунова, В. И. Катаева, М. С. Козырев. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 376 с.
8. Бабичев, И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ
юридических конструкций / И.В. Бабичев. - М., 2015. - 299 с.
9. Бухвальд, Е. М. Стратегическое планирование и новые ориентиры политики регионального развития в Российской Федерации / Е. М. Бухвальд, О. Н. Валентик // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2015. - № 304. - С. 21-41.
10. Ведяева, Е. С. Государственное и муниципальное управление : учеб. пособие / Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. — Саратов: Вузов. образование, 2019. - 166 c. - URL: http://www.iprbookshop. ru/82669.html
11. Выдрин, И.В. Местное самоуправление в России: от идеи к практике / И.В. Выдрин // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 11. - С. 75-80.
12. Грищук, В. А. Стратегическое планирование в муниципальном образовании : учеб. пособие / В. А. Грищук. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун¬та, 2016. - 119 с.
13. Грищук, В. А. Методы разработки программ стратегического развития муниципального образования / В. А. Грищук // Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию образования Новосиб. области, г. Новосибирск, 26-27 сент. 2017 г. : в 3 ч. Ч. 1 / под науч. ред. Е. А. Белой. - Новосибирск : Изд-во Сибир. акад. гос. службы, 2017. - С. 122-131.
14. Гайдук, В. В. Стратегическое планирование экономики и публичной политики России: что нам готовит 2030 год? / В. В. Гайдук // Вопросы национальных и федеральных отношений. - 2016. - № 2. - С. 172-182.
15. Дашиева, А. Л. Стратегическое планирование в муниципальном образовании / А. Л. Дашиева // Молодой ученый. - 2015. - № 4. - С. 147-150...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ