Анализ и совершенствование процесса адаптации персонала торгового предприятия на примере ООО «Молл»
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность процесса адаптации персонала 8
1.2 Методы процесса адаптации персонала организации 14
1.3 Опыт российских и зарубежных предприятий по внедрению
современных технологий процесса адаптации 21
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВЫЙ АУДИТ ООО «МОЛЛ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Молл» 32
2.2 Анализ внутренней и внешней среды компании 38
2.3 Кадровый аудит ООО «Молл» 44
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «МОЛЛ»
3.1 Анализ процесса адаптации персонала ООО «Молл» 57
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса адаптации
персонала ООО «Молл» 64
3.3 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых
мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А Памятка руководителю при трудоустройстве нового сотрудника 86
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность процесса адаптации персонала 8
1.2 Методы процесса адаптации персонала организации 14
1.3 Опыт российских и зарубежных предприятий по внедрению
современных технологий процесса адаптации 21
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВЫЙ АУДИТ ООО «МОЛЛ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Молл» 32
2.2 Анализ внутренней и внешней среды компании 38
2.3 Кадровый аудит ООО «Молл» 44
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «МОЛЛ»
3.1 Анализ процесса адаптации персонала ООО «Молл» 57
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса адаптации
персонала ООО «Молл» 64
3.3 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых
мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А Памятка руководителю при трудоустройстве нового сотрудника 86
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс адаптации новых сотрудников на их рабочем месте является неотъемлемой частью управления персоналом в любой организации. Качество и эффективность этого процесса имеют огромное значение как для самих сотрудников, так и для организации в целом.
Для сотрудников эффективная система адаптации играет ключевую роль, предоставляя им необходимую информацию для успешной трудовой деятельности. Она помогает снизить уровень неопределённости и беспокойства, связанных с новым рабочим окружением, и повышает уровень удовлетворённости работой. Система адаптации в компании позволяет сотрудникам ознакомиться с внутренними корпоративными нормами и правилами поведения, установить отношения и наладить взаимодействие с коллегами. Кроме того, они получают важную обратную связь от своих наставников и руководителей во время испытательного срока, что помогает им внести коррективы в свою работу и продолжить свой профессиональный рост и развитие в организации.
С точки зрения организации, эффективность процесса адаптации новых сотрудников также имеет значительное значение. Качественная адаптация позволяет сократить время, необходимое для полноценного включения сотрудника в рабочий процесс и повысить его производительность. Успешно адаптированные сотрудники быстрее достигают своей рабочей эффективности, что способствует общей эффективности организации. Кроме того, система адаптации помогает сотрудникам лучше понять и принять ценности и цели организации, формируя позитивное отношение к ней и повышая уровень их приверженности и лояльности.
Кадровые службы на предприятиях в России не всегда придают должное значение важности проведения мероприятий по адаптации новых работников, хотя эта проблема является весьма актуальной на текущем этапе. Часто вопросы, связанные с адаптацией новых сотрудников, рассматриваются как менее значимые по сравнению с вопросами мотивации персонала, контроля деятельности и другими аспектами.
Однако такой подход нельзя считать правильным, поскольку отсутствие эффективной организованной системы адаптации может вызвать серьезные трудности в работе компании. При неправильной адаптации могут возникнуть проблемы, такие как высокая текучесть кадров, низкая производительность новых сотрудников в начале трудовой деятельности и недостаточный уровень лояльности к организации.
Подчеркивая актуальность исследуемой проблемы, важно отметить, что эффективность функционирования предприятия в целом зависит от правильного подбора персонала на начальном этапе и успешной адаптации. В ходе взаимодействия с организацией новые сотрудники постепенно осваивают новые профессиональные и социально-экономические условия труда, адаптируются к ним.
Объект исследования - ООО «Молл».
Предмет исследования - процесс адаптации персонала.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование процесса адаптации персонала в ООО «Молл».
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть теоретические основы функционирования процесса адаптации сотрудников в торговом предприятии;
2) провести организационно-кадровый аудит ООО «Молл»;
3) провести анализ существующего процесса адаптации сотрудников в ООО «Молл»;
4) разработать рекомендации для улучшения процесса адаптации сотрудников ООО «Молл».
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных авторов по менеджменту и управлению персоналом таких авторов как Лукашевич В.В., Кибанов А.Я., Зайцев Г.Г., Кочеткова А.И., Уткин Э.А., Фатхутдинов Р.А. и др.
Информационная основа работы - законодательные и нормативные документы, а также материалы научных периодических изданий и электронные ресурсы, которые соответствуют выбранной теме выпускной квалификационной работы, а кроме того внутренняя документация ООО «Молл».
Методами исследования являются проведение опроса, анкетирование сотрудников исследуемой компании; сравнительный, социологический, абстрактно-логический, экономико-статистический анализ.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке списка рекомендаций для совершенствования существующей системы адаптации сотрудников, которые затем могут быть применены как в изучаемой организации, так и в некоторых других аналогичного профиля.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты работы процесса адаптации сотрудников в компании, рассмотрено понятие и сущность процесса адаптации сотрудников, описаны существующие методы процесса адаптации работников предприятий, рассмотрен опыт российских и зарубежных предприятий по внедрению современных технологий процесса адаптации.
Во втором разделе проведён организационно-кадровый аудит ООО «Молл», дана характеристика ООО «Молл», проанализирована внутренняя и внешняя среда компании, проведён кадровый аудит.
В третьем разделе проведен анализ процесса адаптации персонала ООО «Молл», сформулированы мероприятия по совершенствованию процесса адаптации сотрудников ООО «Молл», а также дана оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Для сотрудников эффективная система адаптации играет ключевую роль, предоставляя им необходимую информацию для успешной трудовой деятельности. Она помогает снизить уровень неопределённости и беспокойства, связанных с новым рабочим окружением, и повышает уровень удовлетворённости работой. Система адаптации в компании позволяет сотрудникам ознакомиться с внутренними корпоративными нормами и правилами поведения, установить отношения и наладить взаимодействие с коллегами. Кроме того, они получают важную обратную связь от своих наставников и руководителей во время испытательного срока, что помогает им внести коррективы в свою работу и продолжить свой профессиональный рост и развитие в организации.
С точки зрения организации, эффективность процесса адаптации новых сотрудников также имеет значительное значение. Качественная адаптация позволяет сократить время, необходимое для полноценного включения сотрудника в рабочий процесс и повысить его производительность. Успешно адаптированные сотрудники быстрее достигают своей рабочей эффективности, что способствует общей эффективности организации. Кроме того, система адаптации помогает сотрудникам лучше понять и принять ценности и цели организации, формируя позитивное отношение к ней и повышая уровень их приверженности и лояльности.
Кадровые службы на предприятиях в России не всегда придают должное значение важности проведения мероприятий по адаптации новых работников, хотя эта проблема является весьма актуальной на текущем этапе. Часто вопросы, связанные с адаптацией новых сотрудников, рассматриваются как менее значимые по сравнению с вопросами мотивации персонала, контроля деятельности и другими аспектами.
Однако такой подход нельзя считать правильным, поскольку отсутствие эффективной организованной системы адаптации может вызвать серьезные трудности в работе компании. При неправильной адаптации могут возникнуть проблемы, такие как высокая текучесть кадров, низкая производительность новых сотрудников в начале трудовой деятельности и недостаточный уровень лояльности к организации.
Подчеркивая актуальность исследуемой проблемы, важно отметить, что эффективность функционирования предприятия в целом зависит от правильного подбора персонала на начальном этапе и успешной адаптации. В ходе взаимодействия с организацией новые сотрудники постепенно осваивают новые профессиональные и социально-экономические условия труда, адаптируются к ним.
Объект исследования - ООО «Молл».
Предмет исследования - процесс адаптации персонала.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование процесса адаптации персонала в ООО «Молл».
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть теоретические основы функционирования процесса адаптации сотрудников в торговом предприятии;
2) провести организационно-кадровый аудит ООО «Молл»;
3) провести анализ существующего процесса адаптации сотрудников в ООО «Молл»;
4) разработать рекомендации для улучшения процесса адаптации сотрудников ООО «Молл».
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных авторов по менеджменту и управлению персоналом таких авторов как Лукашевич В.В., Кибанов А.Я., Зайцев Г.Г., Кочеткова А.И., Уткин Э.А., Фатхутдинов Р.А. и др.
Информационная основа работы - законодательные и нормативные документы, а также материалы научных периодических изданий и электронные ресурсы, которые соответствуют выбранной теме выпускной квалификационной работы, а кроме того внутренняя документация ООО «Молл».
Методами исследования являются проведение опроса, анкетирование сотрудников исследуемой компании; сравнительный, социологический, абстрактно-логический, экономико-статистический анализ.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке списка рекомендаций для совершенствования существующей системы адаптации сотрудников, которые затем могут быть применены как в изучаемой организации, так и в некоторых других аналогичного профиля.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты работы процесса адаптации сотрудников в компании, рассмотрено понятие и сущность процесса адаптации сотрудников, описаны существующие методы процесса адаптации работников предприятий, рассмотрен опыт российских и зарубежных предприятий по внедрению современных технологий процесса адаптации.
Во втором разделе проведён организационно-кадровый аудит ООО «Молл», дана характеристика ООО «Молл», проанализирована внутренняя и внешняя среда компании, проведён кадровый аудит.
В третьем разделе проведен анализ процесса адаптации персонала ООО «Молл», сформулированы мероприятия по совершенствованию процесса адаптации сотрудников ООО «Молл», а также дана оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
В результате написания выпускной квалификационной работы все задачи были решены в полном объёме, достигнута основная цель работы - разработаны рекомендации, направленные на улучшение существующей системы адаптации новых сотрудников в ООО «Молл».
В первой главе рассмотрены теоретические основы реализации процесса адаптации новых сотрудников в компании, по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
- адаптация персонала - это единая система, состоящая из различных мероприятий, направленных на приспособление сотрудника к новым условиям труда, сплочение с коллективом компании, быстрое приобретение способности выполнять обязанности достаточно эффективно;
- в процессе адаптации используются разнообразные методы и инструменты, которые значительно снижают текучесть кадров. Кроме того, сами работники проявляют интерес к быстрой адаптации. Адаптация позволяет им быстрее интегрироваться в новую команду, понять требования, достигать запланированных результатов работы и, следовательно, получать достойную заработную плату.
- управление процессом адаптации новых сотрудников в компании предусматривает процедура исследования конкретной концепции, а также ее дальнейшее введение. Эта концепция неповторима для любой фирмы и содержит в себе гибкий план событий, а кроме того большое число методов, а также способов адаптации, которые качественно дополняют друг друга.
Во второй главе был проведён организационно-кадровый аудит ООО «Молл». По результатам проведённого анализа можно сделать следующие выводы:
- ООО «Молл» является одним из ведущих участников розничной торговли в Челябинской области, представляющим бренды «Молния» и «SPAR». Компания имеет мультиформатную сеть, которая включает гипермаркеты, супермаркеты и магазины формата «у дома». Ежедневно более 100 000 покупателей обращаются в магазины данной сети. Управленческая структура предприятия построена по принципу линейно-функционального подхода.
- анализ основных экономических показателей деятельности компании, показал финансово-устойчивое положение. Благодаря росту объёмов осуществляемой деятельности, а также товарооборота и полученной прибыли от продаж, общий результат деятельности предприятия оценивается как положительный, что отражается на результатах её работы и состоянии собственных средств компании;
- SWOT-анализ ООО «Молл» выявил, что слабой стороной для компании является слабая адаптация персонала, недостаточная компетенция, низкая мотивация и стимулирование персонала и как следствие неудовлетворенность персонала, и уход квалифицированных кадров к конкурентам.
В третьей главе проведен анализ процесса адаптации ООО «Молл», а также сформулированы рекомендации по ее совершенствованию. Целью проведения адаптации новых сотрудников является сокращение периода вхождения нового работника в компанию, а также формирование у него лояльности к ней. Основными сложностями, возникающими в ходе адаптации, являются недостаточная коммуникация в организации и степень информированности руководителей об имеющихся возможностях и требованиях относительно новых сотрудников, отсутствие у них понимания роли адаптационного процесса.
В рамках программы по улучшению системы адаптации на предприятии были приняты ряд важных мероприятий. В первую очередь, было разработано положение о процессе адаптации персонала, которое определяет ключевые этапы и ответственность за проведение адаптационных мероприятий. Дополнительно, была введена новая должность - менеджер по адаптации персонала, который отвечает за координацию и непрерывное совершенствование адаптационной системы. Также была улучшена система отбора наставников, которые играют важную роль в процессе адаптации новых сотрудников. Они выбираются с учетом определенных критериев и обладают необходимыми навыками и опытом для успешного сопровождения новичков. Были разработаны меры по материальной мотивации наставников, чтобы стимулировать их активное участие в адаптационном процессе. В целом, эти шаги были предприняты для улучшения системы адаптации на предприятии и обеспечения более эффективного и гладкого введения новых сотрудников в рабочую среду.
Прогноз экономии от снижения текучести, улучшение качества выполнения функций и повышение иных факторов по итогам введения проекта должно составить 318 847,2 рублей, а экономический эффект - 221 447, 2 рублей.
В первой главе рассмотрены теоретические основы реализации процесса адаптации новых сотрудников в компании, по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
- адаптация персонала - это единая система, состоящая из различных мероприятий, направленных на приспособление сотрудника к новым условиям труда, сплочение с коллективом компании, быстрое приобретение способности выполнять обязанности достаточно эффективно;
- в процессе адаптации используются разнообразные методы и инструменты, которые значительно снижают текучесть кадров. Кроме того, сами работники проявляют интерес к быстрой адаптации. Адаптация позволяет им быстрее интегрироваться в новую команду, понять требования, достигать запланированных результатов работы и, следовательно, получать достойную заработную плату.
- управление процессом адаптации новых сотрудников в компании предусматривает процедура исследования конкретной концепции, а также ее дальнейшее введение. Эта концепция неповторима для любой фирмы и содержит в себе гибкий план событий, а кроме того большое число методов, а также способов адаптации, которые качественно дополняют друг друга.
Во второй главе был проведён организационно-кадровый аудит ООО «Молл». По результатам проведённого анализа можно сделать следующие выводы:
- ООО «Молл» является одним из ведущих участников розничной торговли в Челябинской области, представляющим бренды «Молния» и «SPAR». Компания имеет мультиформатную сеть, которая включает гипермаркеты, супермаркеты и магазины формата «у дома». Ежедневно более 100 000 покупателей обращаются в магазины данной сети. Управленческая структура предприятия построена по принципу линейно-функционального подхода.
- анализ основных экономических показателей деятельности компании, показал финансово-устойчивое положение. Благодаря росту объёмов осуществляемой деятельности, а также товарооборота и полученной прибыли от продаж, общий результат деятельности предприятия оценивается как положительный, что отражается на результатах её работы и состоянии собственных средств компании;
- SWOT-анализ ООО «Молл» выявил, что слабой стороной для компании является слабая адаптация персонала, недостаточная компетенция, низкая мотивация и стимулирование персонала и как следствие неудовлетворенность персонала, и уход квалифицированных кадров к конкурентам.
В третьей главе проведен анализ процесса адаптации ООО «Молл», а также сформулированы рекомендации по ее совершенствованию. Целью проведения адаптации новых сотрудников является сокращение периода вхождения нового работника в компанию, а также формирование у него лояльности к ней. Основными сложностями, возникающими в ходе адаптации, являются недостаточная коммуникация в организации и степень информированности руководителей об имеющихся возможностях и требованиях относительно новых сотрудников, отсутствие у них понимания роли адаптационного процесса.
В рамках программы по улучшению системы адаптации на предприятии были приняты ряд важных мероприятий. В первую очередь, было разработано положение о процессе адаптации персонала, которое определяет ключевые этапы и ответственность за проведение адаптационных мероприятий. Дополнительно, была введена новая должность - менеджер по адаптации персонала, который отвечает за координацию и непрерывное совершенствование адаптационной системы. Также была улучшена система отбора наставников, которые играют важную роль в процессе адаптации новых сотрудников. Они выбираются с учетом определенных критериев и обладают необходимыми навыками и опытом для успешного сопровождения новичков. Были разработаны меры по материальной мотивации наставников, чтобы стимулировать их активное участие в адаптационном процессе. В целом, эти шаги были предприняты для улучшения системы адаптации на предприятии и обеспечения более эффективного и гладкого введения новых сотрудников в рабочую среду.
Прогноз экономии от снижения текучести, улучшение качества выполнения функций и повышение иных факторов по итогам введения проекта должно составить 318 847,2 рублей, а экономический эффект - 221 447, 2 рублей.
Подобные работы
- Совершенствование системы обучения персонала в организации: управление компетенциями
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Развитие кадрового потенциала организации (на примере ООО «Ортодент»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ООО
«БАКАЛЕЯ»
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Формирование системы стратегического управления персоналом промышленного предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020





