Наращивание конкурентоспособности как условие устойчивого развития предприятия ОПК (на примере АО «Концерн «Калашников»)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации 10
1.2 Методы оценки конкурентоспособности организации 20
1.3 Оценка состояния оборонно-промышленного комплекса России 29
1.4 Пути повышения конкурентоспособности организации в сфере ОПК 43
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ АО «КОНЦЕРН
«КАЛАШНИКОВ» 51
2.1 Краткая характеристика АО «Концерн «Калашников» 51
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации 55
2.3 Анализ финансового состояния АО «Концерн «Калашников» 67
3 ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНЦЕРНА «КАЛАШНИКОВ» 96
3.1 Конверсионная модернизация машиностроения как возможность
наращивания конкурентоспособности 97
3.2 Совершенствование сервисного обслуживания производимой
продукции 105
3.3 Защита интеллектуальной собственности концерном «Калашников»
как элемент поддержания и наращивания известного бренда компании .... 108
3.4 Описание и оценка инвестиционного проекта деревообрабатывающего
центра 117
3.5 Оценка эффективности инструментов и программы интернет-
продвижения 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141
ПРИЛОЖЕНИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЕ А 146
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бухгалтерский баланс АО «Концерн «Калашникова» 147
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Отчёт о финансовых результатах АО «Концерн «Калашникова» 149
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Расчеты инвестиционного проекта 150
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Медиаплан на 1 месяц для компании АО «Концерн «Калашникова»
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации 10
1.2 Методы оценки конкурентоспособности организации 20
1.3 Оценка состояния оборонно-промышленного комплекса России 29
1.4 Пути повышения конкурентоспособности организации в сфере ОПК 43
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ АО «КОНЦЕРН
«КАЛАШНИКОВ» 51
2.1 Краткая характеристика АО «Концерн «Калашников» 51
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации 55
2.3 Анализ финансового состояния АО «Концерн «Калашников» 67
3 ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНЦЕРНА «КАЛАШНИКОВ» 96
3.1 Конверсионная модернизация машиностроения как возможность
наращивания конкурентоспособности 97
3.2 Совершенствование сервисного обслуживания производимой
продукции 105
3.3 Защита интеллектуальной собственности концерном «Калашников»
как элемент поддержания и наращивания известного бренда компании .... 108
3.4 Описание и оценка инвестиционного проекта деревообрабатывающего
центра 117
3.5 Оценка эффективности инструментов и программы интернет-
продвижения 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141
ПРИЛОЖЕНИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЕ А 146
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бухгалтерский баланс АО «Концерн «Калашникова» 147
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Отчёт о финансовых результатах АО «Концерн «Калашникова» 149
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Расчеты инвестиционного проекта 150
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Медиаплан на 1 месяц для компании АО «Концерн «Калашникова»
Актуальность темы исследования. В современной в России идет процесс усиления конкуренции хозяйствующих субъектов, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных изменяющимся условиям) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - важнейшая сфера жизнеобеспечения нашей страны, она в значительной мере определяет решение социально-экономических задач развития всей экономики России и реализацию намеченных национальных проектов. Однако в современных условиях хозяйствования руководителям компаний сферы ОПК необходимо постоянно наращивать уровень их конкурентоспособности. Ведь международный рынок вооружений является ареной высокой конкуренции, а реалии снижения государственного оборонного заказа (ГОЗ) заставляет предприятия ОПК непрерывно осуществлять структурные преобразования, обновлять методы управления, модифицировать специфику взаимоотношений с клиентами и партнерами по бизнесу. В этой связи становится актуальным исследование возможностей разработки и применения предприятиями новых методов управления, обеспечивающих эффективную коммерческую деятельность и наращивание их конкурентоспособности.
Управление конкурентоспособностью предприятия - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на достижение целей повышению его конкурентоспособности. По структуре и содержанию она - взаимообусловленное единство компонент: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является АО «Концерн «Калашников».
Предметом исследования выпускной работы является разработка предложений по наращиванию конкурентоспособности предприятия отечественного ОПК (на примере концерна «Калашников»).
Цель выпускной квалификационной работы - наращивание конкурентоспособности как условие устойчивого развития предприятия ОПК (на примере концерна «Калашников»).
Для осуществления поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо осуществить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности организации и охарактеризовать методы её оценки;
- проанализировать состояние ОПК России;
- провести анализ внешней и внутренней среды организации;
- проанализировать финансовое состояние АО «Концерн «Калашников»;
- разработать предложения для наращивания конкурентоспособности АО «Концерн «Калашников»;
- провести оценку эффективности предложений по повышению конкурентоспособности АО «Концерн «Калашников».
Вопросам обеспечения конкурентных преимуществ в рыночной экономике посвящены работы многих отечественных и зарубежных специалистов, в частности, М. Портера, Р. Пейса, Ю. Иванова, И. Сиваченко, Р. Фатхутдинова и других. Однако, несмотря на значительные теоретические достижения по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятий, многие аспекты этойпроблемы требуют дальнейшего исследования. В частности, это касается уточнения сути и содержания понятия конкурентоспособности современных предприятий ОПК, а также анализа факторов формирования конкурентоспособности таких предприятий.
Информационная база исследования: Конституция РФ, система федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, финансовая отчетность АО «Концерн «Калашников», данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности («Роспатент»), публикации по вопросам
конверсии предприятий ОПК.
Методология исследования. Использовались методы анализа и обобщения статистической информации, экономического анализа и оценки конкурентоспособности предприятий
Научная новизна исследования: обобщение результатов публикаций по проблематике конверсии современных предприятий ОПК в условиях снижения ГОЗ и наращивания международной конкуренции на рынках вооружений.
Практическая новизна исследования. В выпускной квалификационной работе проанализирована конкурентоспособность одного из ведущих предприятий сферы ОПК России, а также разработаны мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности организации, которые могут быть использованы на практике.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения. Вовведении представлена актуальность темы исследования, объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, дано теоретическое обоснование исследования, рассмотрена его практическая значимость, а также информационная база работы.
В первом разделе работы рассмотрено понятие и сущность конкурентоспособности организации, проанализированы методы оценки конкурентоспособности организации и повышения конкурентоспособности организации в сфере ОПК.
Во втором разделе исследования проанализированы внешняя и внутренняя среда организации, а также проведен финансовый анализ объекта исследования - АО «Концерн «Калашников».
В третьей части работы приведены разработанные предложения по повышения конкурентоспособности предприятия ОПК (АО «Концерн «Калашников») и дана оценка эффективности данных предложений.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - важнейшая сфера жизнеобеспечения нашей страны, она в значительной мере определяет решение социально-экономических задач развития всей экономики России и реализацию намеченных национальных проектов. Однако в современных условиях хозяйствования руководителям компаний сферы ОПК необходимо постоянно наращивать уровень их конкурентоспособности. Ведь международный рынок вооружений является ареной высокой конкуренции, а реалии снижения государственного оборонного заказа (ГОЗ) заставляет предприятия ОПК непрерывно осуществлять структурные преобразования, обновлять методы управления, модифицировать специфику взаимоотношений с клиентами и партнерами по бизнесу. В этой связи становится актуальным исследование возможностей разработки и применения предприятиями новых методов управления, обеспечивающих эффективную коммерческую деятельность и наращивание их конкурентоспособности.
Управление конкурентоспособностью предприятия - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на достижение целей повышению его конкурентоспособности. По структуре и содержанию она - взаимообусловленное единство компонент: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является АО «Концерн «Калашников».
Предметом исследования выпускной работы является разработка предложений по наращиванию конкурентоспособности предприятия отечественного ОПК (на примере концерна «Калашников»).
Цель выпускной квалификационной работы - наращивание конкурентоспособности как условие устойчивого развития предприятия ОПК (на примере концерна «Калашников»).
Для осуществления поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо осуществить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности организации и охарактеризовать методы её оценки;
- проанализировать состояние ОПК России;
- провести анализ внешней и внутренней среды организации;
- проанализировать финансовое состояние АО «Концерн «Калашников»;
- разработать предложения для наращивания конкурентоспособности АО «Концерн «Калашников»;
- провести оценку эффективности предложений по повышению конкурентоспособности АО «Концерн «Калашников».
Вопросам обеспечения конкурентных преимуществ в рыночной экономике посвящены работы многих отечественных и зарубежных специалистов, в частности, М. Портера, Р. Пейса, Ю. Иванова, И. Сиваченко, Р. Фатхутдинова и других. Однако, несмотря на значительные теоретические достижения по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятий, многие аспекты этойпроблемы требуют дальнейшего исследования. В частности, это касается уточнения сути и содержания понятия конкурентоспособности современных предприятий ОПК, а также анализа факторов формирования конкурентоспособности таких предприятий.
Информационная база исследования: Конституция РФ, система федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, финансовая отчетность АО «Концерн «Калашников», данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности («Роспатент»), публикации по вопросам
конверсии предприятий ОПК.
Методология исследования. Использовались методы анализа и обобщения статистической информации, экономического анализа и оценки конкурентоспособности предприятий
Научная новизна исследования: обобщение результатов публикаций по проблематике конверсии современных предприятий ОПК в условиях снижения ГОЗ и наращивания международной конкуренции на рынках вооружений.
Практическая новизна исследования. В выпускной квалификационной работе проанализирована конкурентоспособность одного из ведущих предприятий сферы ОПК России, а также разработаны мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности организации, которые могут быть использованы на практике.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения. Вовведении представлена актуальность темы исследования, объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи, дано теоретическое обоснование исследования, рассмотрена его практическая значимость, а также информационная база работы.
В первом разделе работы рассмотрено понятие и сущность конкурентоспособности организации, проанализированы методы оценки конкурентоспособности организации и повышения конкурентоспособности организации в сфере ОПК.
Во втором разделе исследования проанализированы внешняя и внутренняя среда организации, а также проведен финансовый анализ объекта исследования - АО «Концерн «Калашников».
В третьей части работы приведены разработанные предложения по повышения конкурентоспособности предприятия ОПК (АО «Концерн «Калашников») и дана оценка эффективности данных предложений.
Конкурентоспособность компаний - это соревнование среди всевозможных финансовых, рыночных субъектов в промышленной деятельности. Это взаимодействие и соперничество между предприятиями на рынке товаров и услуг, для того чтобы создать условия для лучшей возможности реализации своей продукции, и при этом удовлетворить всевозможные потребности покупателей.
Анализ состояния оборонно-промышленного комплекса России выявил снижение доли продукции гражданского назначения в общих объемах производства продукции ОПК в последние годы, которое объективно связано со значительным ростом выпуска продукции военного назначения. Имеется ряд перспективных направлений, где предприятия ОПК уже активно реализуют свой потенциал. Наибольший потенциал роста сосредоточен в радиоэлектронике, где увеличение производства продукции гражданского назначения предусматривается, в том числе, благодаря массовому внедрению электронных идентификационных документов. Организации ОПК участвуют в развитии инфраструктуры гражданской авиации. Предприятия ОПК представлены в гражданском сегменте электротехнической и кабельной промышленности. Значительные перспективы сконцентрированы в области медицинской техники, это касается широкого номенклатурного ряда, в том числе, оборудования для клинико-диагностических исследований, технических средств реабилитации, расходных материалов.
В условиях снижения ГОЗ предприятиям ОПК предстоит расширять выпуск продукции гражданского и двойного назначения.
В ходе работы было выявлено, что наличие производства гражданской продукции позволяет предприятию нормально функционировать в условиях нестабильного государственного заказа и наиболее полно задействовать в производственном процессе ресурсы предприятия.
Развитие производства гражданской продукции можно напрямую рассматривать не только как фактор устойчивой работы организаций в условиях рынка, но и как решение государственной задачи импортозамещания путем насыщения внутреннего рынка профильной продукцией ОПК в интересах важнейших сфер экономики страны (транспорта, связи, отраслей ТЭК, здравоохранения и др.).
Конкурентоспособность выпускаемой продукции во многом зависит от финансового состояния предприятия. Анализ финансового состояния АО «Концерн «Калашников» показал, что на всем анализируемом периоде наблюдается неустойчивое финансовое состояние предприятия.
Не исключено что это связанно с тем что мы пользовались открытой легальной информации, предоставленной АО «Концерн «Калашников».
Анализ конкурентного положения АО «Концерн «Калашников» подтвердил необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции для усиления конкурентных позиций.
Результаты анализа внешних и внутренних факторов деятельности концерна позволяют выделить несколько основных проблем на современном этапе:
- совершенствование качества услуг исходя из результатов анализа требований потребителей, как основного конкурентного преимущества на рынке;
- увеличение объемов реализации товаров и услуг;
- разработка и реализация новых видов товаров и услуг.
Таким образом, нужно выбрать стратегию, направленную на предотвращение угроз за счет сильных сторон организации (оборонительную стратегию).
Существует несколько основных путей защиты:
- неуклонное укрепление конкурентной позиции;
- четкое информирование конкурентов о намерении предпринять серьезные ответные меры в случае нападения.
Самыми значимыми факторами внутренней конкурентоспособности при проведении оценки оказались конкурентоспособность производственной системы и системы НИОКР, а также конкурентоспособность организационной структуры управления, координации бизнес-процессов.
Самыми значимыми факторами внешней конкурентоспособности фирмы и ее продукции оказались: конкурентоспособность качества, цены и имиджа предприятия. Следовательно, для обеспечения устойчивого конкурентного положения в будущем необходимо уделить внимание сокращению издержек на производство, повышению качества продукции и имиджа фирмы. Анализ внутренней среды показал, что низкая оценка конкурентоспособности производственной системы связана с высокой изношенностью основных производственных фондов. Поэтому был предложен инвестиционный проект деревообрабатывающего центра, который позволит увеличить темпы скорость обновления и номенклатуру гражданской продукции. Проект целесообразно рассматривать для целей внедрения.
Также для увеличения продаж гражданской продукции концерна был предложен проект интернет-продвижения, который показал, что при проведение данного медиаплана прирост в выручки составит 25 081 тыс. руб. или 15,1 % по году. Это говорит об эффективности предлагаемой программы интернет- продвижения диверсификационной продукции.
Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции АО «Концерн «Калашников» подтвердила целесообразность их проведения.
Анализ состояния оборонно-промышленного комплекса России выявил снижение доли продукции гражданского назначения в общих объемах производства продукции ОПК в последние годы, которое объективно связано со значительным ростом выпуска продукции военного назначения. Имеется ряд перспективных направлений, где предприятия ОПК уже активно реализуют свой потенциал. Наибольший потенциал роста сосредоточен в радиоэлектронике, где увеличение производства продукции гражданского назначения предусматривается, в том числе, благодаря массовому внедрению электронных идентификационных документов. Организации ОПК участвуют в развитии инфраструктуры гражданской авиации. Предприятия ОПК представлены в гражданском сегменте электротехнической и кабельной промышленности. Значительные перспективы сконцентрированы в области медицинской техники, это касается широкого номенклатурного ряда, в том числе, оборудования для клинико-диагностических исследований, технических средств реабилитации, расходных материалов.
В условиях снижения ГОЗ предприятиям ОПК предстоит расширять выпуск продукции гражданского и двойного назначения.
В ходе работы было выявлено, что наличие производства гражданской продукции позволяет предприятию нормально функционировать в условиях нестабильного государственного заказа и наиболее полно задействовать в производственном процессе ресурсы предприятия.
Развитие производства гражданской продукции можно напрямую рассматривать не только как фактор устойчивой работы организаций в условиях рынка, но и как решение государственной задачи импортозамещания путем насыщения внутреннего рынка профильной продукцией ОПК в интересах важнейших сфер экономики страны (транспорта, связи, отраслей ТЭК, здравоохранения и др.).
Конкурентоспособность выпускаемой продукции во многом зависит от финансового состояния предприятия. Анализ финансового состояния АО «Концерн «Калашников» показал, что на всем анализируемом периоде наблюдается неустойчивое финансовое состояние предприятия.
Не исключено что это связанно с тем что мы пользовались открытой легальной информации, предоставленной АО «Концерн «Калашников».
Анализ конкурентного положения АО «Концерн «Калашников» подтвердил необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции для усиления конкурентных позиций.
Результаты анализа внешних и внутренних факторов деятельности концерна позволяют выделить несколько основных проблем на современном этапе:
- совершенствование качества услуг исходя из результатов анализа требований потребителей, как основного конкурентного преимущества на рынке;
- увеличение объемов реализации товаров и услуг;
- разработка и реализация новых видов товаров и услуг.
Таким образом, нужно выбрать стратегию, направленную на предотвращение угроз за счет сильных сторон организации (оборонительную стратегию).
Существует несколько основных путей защиты:
- неуклонное укрепление конкурентной позиции;
- четкое информирование конкурентов о намерении предпринять серьезные ответные меры в случае нападения.
Самыми значимыми факторами внутренней конкурентоспособности при проведении оценки оказались конкурентоспособность производственной системы и системы НИОКР, а также конкурентоспособность организационной структуры управления, координации бизнес-процессов.
Самыми значимыми факторами внешней конкурентоспособности фирмы и ее продукции оказались: конкурентоспособность качества, цены и имиджа предприятия. Следовательно, для обеспечения устойчивого конкурентного положения в будущем необходимо уделить внимание сокращению издержек на производство, повышению качества продукции и имиджа фирмы. Анализ внутренней среды показал, что низкая оценка конкурентоспособности производственной системы связана с высокой изношенностью основных производственных фондов. Поэтому был предложен инвестиционный проект деревообрабатывающего центра, который позволит увеличить темпы скорость обновления и номенклатуру гражданской продукции. Проект целесообразно рассматривать для целей внедрения.
Также для увеличения продаж гражданской продукции концерна был предложен проект интернет-продвижения, который показал, что при проведение данного медиаплана прирост в выручки составит 25 081 тыс. руб. или 15,1 % по году. Это говорит об эффективности предлагаемой программы интернет- продвижения диверсификационной продукции.
Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий повышения конкурентоспособности гражданской продукции АО «Концерн «Калашников» подтвердила целесообразность их проведения.





