Совершенствование системы адаптации рабочего персонала в ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой»
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Понятие и суть адаптации персонала 7
1.2 Методологическая база адаптации персонала 22
1.3 Зарубежный и отечественный опыт в сфере адаптации персонала 29
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «ЧЕЛЯБИНСКСПЕЦГРАЖДАНСТРОЙ» 35
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «ЧСГС» 35
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды ООО «ЧСГС» 42
2.3 Организационно-кадровый аудит ООО «ЧСГС» 53
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
АДАПТАЦИИ РАБОЧЕГО ПЕРСОНАЛА ООО «ЧСГС» 65
3.1 Анализ существующей системы адаптации рабочего персонала ООО
«ЧСГС» 65
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию системы адаптации рабочего
персонала ООО «ЧСГС» 72
3.3 Оценка экономической и социальной эффективности мероприятий по
совершенствованию системы адаптации в ООО «ЧСГС» 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Понятие и суть адаптации персонала 7
1.2 Методологическая база адаптации персонала 22
1.3 Зарубежный и отечественный опыт в сфере адаптации персонала 29
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «ЧЕЛЯБИНСКСПЕЦГРАЖДАНСТРОЙ» 35
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «ЧСГС» 35
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды ООО «ЧСГС» 42
2.3 Организационно-кадровый аудит ООО «ЧСГС» 53
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
АДАПТАЦИИ РАБОЧЕГО ПЕРСОНАЛА ООО «ЧСГС» 65
3.1 Анализ существующей системы адаптации рабочего персонала ООО
«ЧСГС» 65
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию системы адаптации рабочего
персонала ООО «ЧСГС» 72
3.3 Оценка экономической и социальной эффективности мероприятий по
совершенствованию системы адаптации в ООО «ЧСГС» 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
Повышение конкурентоспособности - важная задача, стоящая сегодня перед каждой организацией, которая стремится к повышению эффективности своей деятельности, прибыли, снижению возможных издержек. Все это обуславливает тот факт, что современный бизнес - динамичный процесс, который адаптируется под потребности общества и людей.
Существующая сегодня ситуация на рынке труда требует от управленцев гибкости, чтобы подстраиваться под изменяющиеся характеристики рынка каждый 3 года, при этом универсального способа не существует в виду индивидуальных характеристик каждой организации. Адаптация персонала также становится одним из элементов без которых развитие предприятий становится невозможным.
Повышение эффективности деятельности коммерческой организации возможно только в том случае, если новые сотрудники смогут быстро приспосабливаться к деятельности организации.
Качественная система адаптации позволяет персоналу не только ознакомиться со своими должностными обязанностями, но и снизить возможные издержки, связанные с организацией кадровой политики на предприятии.
Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально -экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.
К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Целью работы является повышение эффективности управления персоналом путем совершенствования системы адаптации рабочих ООО «ЧелябинскСпецГраж- данСтрой». Для достижения поставленной цели, нужно выполнить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты и практический опыт управления адаптацией персонала в современной организации;
• осуществить организационно-кадровый анализ ООО «ЧелябинскСпецГраж- данСтрой»;
• проанализировать существующую систему адаптации нового сотрудника на предприятии ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой»;
• разработать мероприятия по совершенствованию системы адаптации рабочего персонала;
• оценить социально-экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий в деятельность ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой».
Объект исследования - ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой» (далее ООО «ЧСГС»).
Предмет исследования - система адаптации персонала ООО «ЧСГС».
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
Для работы были использованы внутренние документы организации, зарубежный и отечественный опыт, прописанный в учебной литературе, а также различные пособия.
Особенностям управления адаптацией персонала посвящали свои труды: А.Н. Прошнина, А.Р. Альвердов, Р.Ф. Винокур, А.В. Дейнека, А.П. Егоршин, Е.Ю. Жарова, Н.А. Зайцева, А.Я. Кибанов, О.Ю. Патласов, В. Разгуляев и др.
Существующая сегодня ситуация на рынке труда требует от управленцев гибкости, чтобы подстраиваться под изменяющиеся характеристики рынка каждый 3 года, при этом универсального способа не существует в виду индивидуальных характеристик каждой организации. Адаптация персонала также становится одним из элементов без которых развитие предприятий становится невозможным.
Повышение эффективности деятельности коммерческой организации возможно только в том случае, если новые сотрудники смогут быстро приспосабливаться к деятельности организации.
Качественная система адаптации позволяет персоналу не только ознакомиться со своими должностными обязанностями, но и снизить возможные издержки, связанные с организацией кадровой политики на предприятии.
Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально -экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.
К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Целью работы является повышение эффективности управления персоналом путем совершенствования системы адаптации рабочих ООО «ЧелябинскСпецГраж- данСтрой». Для достижения поставленной цели, нужно выполнить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты и практический опыт управления адаптацией персонала в современной организации;
• осуществить организационно-кадровый анализ ООО «ЧелябинскСпецГраж- данСтрой»;
• проанализировать существующую систему адаптации нового сотрудника на предприятии ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой»;
• разработать мероприятия по совершенствованию системы адаптации рабочего персонала;
• оценить социально-экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий в деятельность ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой».
Объект исследования - ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой» (далее ООО «ЧСГС»).
Предмет исследования - система адаптации персонала ООО «ЧСГС».
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
Для работы были использованы внутренние документы организации, зарубежный и отечественный опыт, прописанный в учебной литературе, а также различные пособия.
Особенностям управления адаптацией персонала посвящали свои труды: А.Н. Прошнина, А.Р. Альвердов, Р.Ф. Винокур, А.В. Дейнека, А.П. Егоршин, Е.Ю. Жарова, Н.А. Зайцева, А.Я. Кибанов, О.Ю. Патласов, В. Разгуляев и др.
В выпускной квалификационной работе была рассмотрена проблема совершенствования неэффективной системы адаптации производственного персонала с целью снижения текучести персонала.
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты адаптации персонала.
Адаптация персонала - социализация сотрудника в организации, в результате которой персонал приобретает знания и навыки, необходимые при выполнении трудовых обязанностей. Также были рассмотрены виды адаптации персонала. Чаще всего на практике используется профессиональная адаптация, согласно которой происходит освоение необходимых знаний, изучение навыков, формирование необходимых качеств, для эффективного выполнения обязанностей.
Было выявлено, что российские компании чаще всего ориентируются на США, Японию или Германию, так как в этих странах уделяется особое внимание адаптации новых сотрудников.
Так, американские компании поддерживают воспитание индивидуальности в персонале, чем создание крепкого коллектива. Главная ценность - индивидуализм трудовых ресурсов, а не в коллективизм.
В Японии в центре внимание лежит идея наставничества. Наставник имеет высокую степень доверия между ним и его подопечным.
А в документации российских организаций рассматривается адаптация вновь принимаемых сотрудников, не упоминается адаптация при переходе в новую должность, адаптация при увольнении или сокращении либо же система адаптации отсутствует вовсе.
На основе кадрового аудита было выявлено, что на предприятии наибольшая текучесть наблюдается среди рабочих со стажем работы менее 1 года, не прошедшие этап качественной адаптации.
Также, был проведен опрос для выявления причин текучести. Анализ данных опроса показал, что основными причинами увольнения сотрудников из организации являются: отсутствие системы наставничества, сложности с выполнением трудовых обязанностей, отсутствие обратной связи от руководства, а, следовательно, неэффективная система адаптации новичков.
Таким образом, целью нашего исследования стало совершенствование системы адаптации персонала в ООО «ЧСГС».
В выпускной квалификационной работе была проанализирована существующая система адаптации персонала в ООО «ЧСГС». На основании анализа были выявлены следующие недостатки:
• Длительный срок адаптации.
• Отсутствие менторства
• Недостаточный мониторинг и оценка результатов
• Отсутствие обратной связи
В качестве мероприятий по повышению эффективности системы адаптации предложены следующие:
1. Создание системы наставничества, которая будет содержать в себе элементы: отбор наставников и формирование реестра наставников, составление плана работы наставника со стажером, разработка системы вознаграждения наставников, составление обучающего курса для наставников, апробацию системы наставничества.
Мероприятия по совершенствованию системы адаптации рассчитаны на 56 месяцев, срок реализации мероприятий с 01 июня 2023 года по 01 января 2024 года.
Далее был рассчитан бюджет мероприятий по совершенствованию системы адаптации. Сумма инвестиционных затрат составила 306 576 рублей.
Эксплуатационные затраты на реализацию проекта составили 205 536 рублей, на этапе апробации предложенных мероприятий.
Генеральный бюджет предложенных мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала составил 350 429 рублей.
Предложенные мероприятия приведут к тому, что общение наставника и нового сотрудника будет более эффективным, т.е. даст возможность быстро получать необходимую информацию об общих требованиях к работе, а также ответы на интересующие вопросы. Это позволит значительно сократить срок адаптации нового сотрудника.
Внедрение усовершенствованной системы адаптации позволит повысить удовлетворенность трудом у новых сотрудников на 40%, т.е. только 10% новичков будут испытывать трудности в общении с непосредственным руководителем.
Разработанные мероприятия в сфере адаптации новых сотрудников одобрены администрацией компании и рекомендованы к внедрению.
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты адаптации персонала.
Адаптация персонала - социализация сотрудника в организации, в результате которой персонал приобретает знания и навыки, необходимые при выполнении трудовых обязанностей. Также были рассмотрены виды адаптации персонала. Чаще всего на практике используется профессиональная адаптация, согласно которой происходит освоение необходимых знаний, изучение навыков, формирование необходимых качеств, для эффективного выполнения обязанностей.
Было выявлено, что российские компании чаще всего ориентируются на США, Японию или Германию, так как в этих странах уделяется особое внимание адаптации новых сотрудников.
Так, американские компании поддерживают воспитание индивидуальности в персонале, чем создание крепкого коллектива. Главная ценность - индивидуализм трудовых ресурсов, а не в коллективизм.
В Японии в центре внимание лежит идея наставничества. Наставник имеет высокую степень доверия между ним и его подопечным.
А в документации российских организаций рассматривается адаптация вновь принимаемых сотрудников, не упоминается адаптация при переходе в новую должность, адаптация при увольнении или сокращении либо же система адаптации отсутствует вовсе.
На основе кадрового аудита было выявлено, что на предприятии наибольшая текучесть наблюдается среди рабочих со стажем работы менее 1 года, не прошедшие этап качественной адаптации.
Также, был проведен опрос для выявления причин текучести. Анализ данных опроса показал, что основными причинами увольнения сотрудников из организации являются: отсутствие системы наставничества, сложности с выполнением трудовых обязанностей, отсутствие обратной связи от руководства, а, следовательно, неэффективная система адаптации новичков.
Таким образом, целью нашего исследования стало совершенствование системы адаптации персонала в ООО «ЧСГС».
В выпускной квалификационной работе была проанализирована существующая система адаптации персонала в ООО «ЧСГС». На основании анализа были выявлены следующие недостатки:
• Длительный срок адаптации.
• Отсутствие менторства
• Недостаточный мониторинг и оценка результатов
• Отсутствие обратной связи
В качестве мероприятий по повышению эффективности системы адаптации предложены следующие:
1. Создание системы наставничества, которая будет содержать в себе элементы: отбор наставников и формирование реестра наставников, составление плана работы наставника со стажером, разработка системы вознаграждения наставников, составление обучающего курса для наставников, апробацию системы наставничества.
Мероприятия по совершенствованию системы адаптации рассчитаны на 56 месяцев, срок реализации мероприятий с 01 июня 2023 года по 01 января 2024 года.
Далее был рассчитан бюджет мероприятий по совершенствованию системы адаптации. Сумма инвестиционных затрат составила 306 576 рублей.
Эксплуатационные затраты на реализацию проекта составили 205 536 рублей, на этапе апробации предложенных мероприятий.
Генеральный бюджет предложенных мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала составил 350 429 рублей.
Предложенные мероприятия приведут к тому, что общение наставника и нового сотрудника будет более эффективным, т.е. даст возможность быстро получать необходимую информацию об общих требованиях к работе, а также ответы на интересующие вопросы. Это позволит значительно сократить срок адаптации нового сотрудника.
Внедрение усовершенствованной системы адаптации позволит повысить удовлетворенность трудом у новых сотрудников на 40%, т.е. только 10% новичков будут испытывать трудности в общении с непосредственным руководителем.
Разработанные мероприятия в сфере адаптации новых сотрудников одобрены администрацией компании и рекомендованы к внедрению.





