ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
КОНСТРУКЦИЙ И МОДЕЛЕЙ 8
1.1 Обзор современных средств минирования 8
1.2 Анализ современных минно-взрывных заграждений 17
1.3 История развития минных тралов 28
1.4 Способы и принципы траления мин 32
1.5 Описание базовой машины 34
1.6 Устройство траления мин дистанционной установки. Назначение,
состав, устройство и работа 38
1.7 Особенности эксплуатации базовой машины с тралящим
оборудованием 41
1.8 Взаимодействие составных частей трала между собой и с машиной
БТР-82А 42
1.9 Режимы работы трала 42
1.10 Описание и работа составных частей трала 43
1.11 Предложения по модернизации УТМДУ 44
2 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 45
2.1 Тяговый расчёт 45
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 59
3.1 Технология в машиностроении 59
3.2 Описание детали и её назначения 60
3.3 Выбор исходной заготовки 61
3.4 Разработка технологического плана с операционными эскизами.. 62
3.5 Размерный анализ технологического процесса. Расчёт
операционных размеров 63
3.6 Назначение режимов резания 65
3.7 Описание конструкции режущего инструмента 70
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 72
4.1 Значение экономического раздела 72
4.2 Описание изделия и оценка рынка 73
4.3 Анализ прогрессивности и технологичности проектируемой
конструкции 74
4.4 Расчет затрат на изготовление проектируемой детали 75
4.5 Расчет показателей экономической эффективности 78
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 82
5.1 Влияние подрыва мины на экипаж 82
5.2 Влияние навесной системы на обзорность водителя 83
5.3 Изменение управляемости машины 83
5.4 Техника безопасности при эксплуатации
бронетранспортера БТР-82А 83
5.5 Техника безопасности при работе с сетевым тралом 86
5.6 Техника безопасности при работе с электромагнитной приставкой ЭМТ 87
5.7 Техническое обслуживание УТМДУ 88
5.8 Техническое обслуживание бронетранспортера БТР-82А 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
Приложения
1 Графическая часть на 10 листах ф.А1
2 Спецификация на 6 листах ф.А4
Сухопутные войска в условиях современного боя должны обладать высокой мобильностью и маневренностью. Используются бреши в обороне противника, позволяющие вести наступление в высоком темпе, достигающем 80 - 100 км в сутки.
Одним из наиболее эффективных средств для сковывания наступления противника является широкое применение обороняющимися различных заграждений, в первую очередь минных. Задержка противника необходима обороняющимся для перегруппировки сил и занятия нового рубежа обороны, что даёт возможность удерживать стратегически важные объекты и районы с нанесением противнику максимальных потерь в живой силе и технике.
Минные заграждения обладают рядом положительных качеств, что обуславливает их широкое применение в условиях обороны и позиционных боевых действий. В первую очередь это возможность механизации минирования и установки минных заграждений. Минные поля могут устанавливаться достаточно быстро и в больших количествах. Например, если каждая сапёрная рота будет обеспечена 4-6 минными заградителями и средствами подвоза мин, то её производительность по установке мин увеличится в 7-10 раз и может достигать 20-25 тысяч мин в сутки. Также для минирования и транспортировки могут применяться вертолёты и самолёты.
Можно ожидать, что в ходе оборонительной операции в полосе пехотной дивизии может быть установлено до 25-30 тысяч мин, а в полосе армейского корпуса, при ширине полосы обороны 40-80 км может быть установлено до 80¬100 тысяч противотанковых мин в сутки.
Таким образом, в условиях современной войны, а особенно, при локальных конфликтах следует ожидать массового применения различных заграждений, в первую очередь, минных.
В таких условиях высокоманевренные действия наступающих войск возможны лишь при наличии средств разминирования, основными из которых являются две группы средств: во-первых, минные тралы, обеспечивающие безопасное движение танков, колёсных боевых и транспортных машин, производящих предварительную разведку минных полей и во-вторых, специальных инженерных машин-тральщиков, способные проделывать ширококолейные проходы в минных полях, а при необходимости осуществлять сплошное разминирование отдельных участков местности от всех типов мин.
Следовательно, современный темп наступления возможен лишь при наличии в войсках эффективных средств разминирования, способных обеспечить преодоление минных заграждений сходу, без остановки на минных полях или с весьма непродолжительными остановками и перестройками.
В данной выпускной квалификационной работе было модернизировано устройство траления мин дистанционной установки для БТР - 82А. Вследствие проведенной работы были сконструированы основные сборочные единицы и детали составных частей трала, проведены расчеты на прочность конструкций, определены рабочие возможности трала при установке на машину, разработана конструкция переходного модуля, обеспечивающего установку тралящего оборудования на БТР-82А, без доработки корпуса базовой машины.
УТМДУ, установленный на БТР - 82А, позволит преодолеть возможные заминированные участки дороги, сохранив при этом машину и обезопасив ее экипаж.
В виду простоты конструкции, спроектированный трал позволит без значительных затрат времени и средств наладить производство.