Государственная социальная помощь малоимущим гражданам
|
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ……………
1.1 Понятие и признаки, выделяющие государственную социальную помощь в структуре социального обеспечения...5
1.2 Цели оказания государственной социальной помощи...21
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ…
2.1 Формы и виды государственной социальной помощи................................29
2.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи..............39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........56
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ……………
1.1 Понятие и признаки, выделяющие государственную социальную помощь в структуре социального обеспечения...5
1.2 Цели оказания государственной социальной помощи...21
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ…
2.1 Формы и виды государственной социальной помощи................................29
2.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи..............39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........56
Актуальность темы дипломного исследования. В ст. 7 Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена социальным государством. В условиях формирования и развития института современной социальной защиты населения серьезной проблемой стала громоздкая, затратная и недостаточно эффективная система мер государственной социальной помощи в виде различных пособий, единовременных выплат, предоставляемых на основании федеральных и региональных социальных программ семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Противоречие изначально заложено в социальном законодательстве, определившем систему государственной социальной помощи и передачу этих полномочий на уровень субъектов РФ.
Нормы Федерального закона «О государственной социальной помощи» прописывают социальную помощь как «предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в упомянутом законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации».
При анализе различных оснований предоставления социального обеспечения нельзя не заметить, что всех их объединяет одно качество: они в той или иной мере свидетельствуют о нуждаемости субъекта в помощи или содержании со стороны государства. Нуждаемость представляет собой характеристику субъектов-получателей в праве социального обеспечения и является общим основанием предоставления различных видов социального обеспечения.
Однако в праве социального обеспечения общего понятия сегодня нет. Законодатель в данной сфере пошел по пути дифференцированного регулирования отдельных видов социальных предоставлений, оставив вопросы общей части, по большому счету, на откуп юридической науке .
Актуальность проблемы, обусловленная противоречиями в нормативно-правовом обеспечении деятельности современной системы социальной помощи населения, обусловила выбор темы.
Целью исследования является проведение анализа правовых вопросов государственной социальной помощи малоимущим гражданам, а также выявление недостатков в ее нормативно-правовом регулировании.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. исследование основ правового регулирования государственной социальной помощи;
2. правовой анализ понятия государственной социальной помощи и выявление признаков, выделяющих ее в структуре социального обеспечения России;
3. выявление целей оказания государственной социальной помощи;
4. исследование форм, видов и порядка государственной социальной помощи.
Объектом исследования стали отношения в сфере оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, касающиеся объекта настоящего исследования.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре пункта, заключения и списка использованных источников.
Противоречие изначально заложено в социальном законодательстве, определившем систему государственной социальной помощи и передачу этих полномочий на уровень субъектов РФ.
Нормы Федерального закона «О государственной социальной помощи» прописывают социальную помощь как «предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в упомянутом законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации».
При анализе различных оснований предоставления социального обеспечения нельзя не заметить, что всех их объединяет одно качество: они в той или иной мере свидетельствуют о нуждаемости субъекта в помощи или содержании со стороны государства. Нуждаемость представляет собой характеристику субъектов-получателей в праве социального обеспечения и является общим основанием предоставления различных видов социального обеспечения.
Однако в праве социального обеспечения общего понятия сегодня нет. Законодатель в данной сфере пошел по пути дифференцированного регулирования отдельных видов социальных предоставлений, оставив вопросы общей части, по большому счету, на откуп юридической науке .
Актуальность проблемы, обусловленная противоречиями в нормативно-правовом обеспечении деятельности современной системы социальной помощи населения, обусловила выбор темы.
Целью исследования является проведение анализа правовых вопросов государственной социальной помощи малоимущим гражданам, а также выявление недостатков в ее нормативно-правовом регулировании.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. исследование основ правового регулирования государственной социальной помощи;
2. правовой анализ понятия государственной социальной помощи и выявление признаков, выделяющих ее в структуре социального обеспечения России;
3. выявление целей оказания государственной социальной помощи;
4. исследование форм, видов и порядка государственной социальной помощи.
Объектом исследования стали отношения в сфере оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, касающиеся объекта настоящего исследования.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре пункта, заключения и списка использованных источников.
Одним из основных средств социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. Осознание необходимости содействия человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, из которой он самостоятельно не находит социально приемлемого выхода, само по себе означает признание социальной помощи в качестве важнейшей общественно значимой деятельности государства, направленной на устранение причин и последствий трудных жизненных ситуаций.
Политики и лица, ответственные за организацию социальной защиты в каждой из европейских стран, все больше и больше внимания обращают на системы защиты других стран. Системы, существовавшие десятилетиями, большинству людей показались не соответствующими новым обстоятельствам и возросшим требованиям. Все это приводит к научному исследованию путей реорганизации и, по возможности, качественному улучшению правового законодательства социальной защиты.
На международном уровне работа по борьбе с бедностью повсеместно ведется, свидетельством чего являются многочисленные международные акты в области социальной защиты и социальной помощи малоимущим гражданам.
Государственная социальная помощь является неотъемлемой частью правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, что гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь граждан в обществе.
В последние годы в нашей стране, как на федеральном, так и на региональном уровне наблюдаются существенные сдвиги в правовом регулировании вопросов социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Однако в текущих социально-экономических условиях это не позволяет в полной мере реализовывать цели социальной помощи.
Для продолжения проведения социальной политики в настоящее время, требуется провести реорганизацию социальной системы и привести российское законодательство в соответствие с международными нормами, ратифицировать международные акты, содержащие повышенные нормы социального обеспечения.
Государственная социальная помощь - это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на период нуждаемости выплат в денежной и (или) натуральной формах в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений в том числе о принадлежащем имуществе на праве собственности.
Данная норма дублируется в законодательстве многих субъектов РФ, однако обязанность использовать данное имущество (капитал) для извлечения дохода при наличии такой возможности, на получателя государственной социальной помощи не возложена. Необходимо предусмотреть обязанность получателя помощи приложить максимум усилий для извлечения дохода из принадлежащего ему имущества (капитала), а также предусмотреть механизм учета имеющегося имущества и механизм расчета теоретического дохода от его использования или реализации.
В данном случае проявляется тесная связь с последним, однако очень важным элементом «нуждаемости» - «независящими причинами». Лицо, претендующее на получение государственной социальной помощи, должно иметь доход ниже величины прожиточного минимума по независящим от него причинам.
Отсутствие единого определения независящих причин, установленного на федеральном уровне, приводит к тому, что при оказании государственной социальной помощи данные причины можно толковать или широко, или узко. В свою очередь, это может приводить к существенному расширению или сужению круга получателей государственной социальной помощи.
К полномочиям субъектов РФ относится исключительно определение размеров, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в формах и видах, установленных в федеральном законодательстве.
Следует отметить, что в связи с наличием ряда существенных недостатков в федеральных законах и законах ряда субъектов РФ имеет место настоятельная необходимость в переработке ФЗ «О государственной социальной помощи», которая бы позволила установить более эффективную систему государственной социальной помощи в стране.
Поскольку правовое регулирование государственной социальной помощи находится в совместном ведении российской Федерации и субъектов РФ, возможно возникновение случаев, при которых правовые нормы субъектов могут противоречить федеральным. Понимание субъектами Российской Федерации государственной социальной помощи иначе, чем установлено в ФЗ «О государственной социальной помощи», служило поводом для обращения в Верховный Суд Российской Федерации. Кроме того, встречаются противоречия между нормами федерального законодательства. В случае объединения норм, регулирующих правовые вопросы государственной социальной помощи, в одном Федеральном законе и более детальное урегулирование в нем данных вопросов позволило бы сделать данную стадию значительно более легкой в прохождении.
Политики и лица, ответственные за организацию социальной защиты в каждой из европейских стран, все больше и больше внимания обращают на системы защиты других стран. Системы, существовавшие десятилетиями, большинству людей показались не соответствующими новым обстоятельствам и возросшим требованиям. Все это приводит к научному исследованию путей реорганизации и, по возможности, качественному улучшению правового законодательства социальной защиты.
На международном уровне работа по борьбе с бедностью повсеместно ведется, свидетельством чего являются многочисленные международные акты в области социальной защиты и социальной помощи малоимущим гражданам.
Государственная социальная помощь является неотъемлемой частью правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, что гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь граждан в обществе.
В последние годы в нашей стране, как на федеральном, так и на региональном уровне наблюдаются существенные сдвиги в правовом регулировании вопросов социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Однако в текущих социально-экономических условиях это не позволяет в полной мере реализовывать цели социальной помощи.
Для продолжения проведения социальной политики в настоящее время, требуется провести реорганизацию социальной системы и привести российское законодательство в соответствие с международными нормами, ратифицировать международные акты, содержащие повышенные нормы социального обеспечения.
Государственная социальная помощь - это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на период нуждаемости выплат в денежной и (или) натуральной формах в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений в том числе о принадлежащем имуществе на праве собственности.
Данная норма дублируется в законодательстве многих субъектов РФ, однако обязанность использовать данное имущество (капитал) для извлечения дохода при наличии такой возможности, на получателя государственной социальной помощи не возложена. Необходимо предусмотреть обязанность получателя помощи приложить максимум усилий для извлечения дохода из принадлежащего ему имущества (капитала), а также предусмотреть механизм учета имеющегося имущества и механизм расчета теоретического дохода от его использования или реализации.
В данном случае проявляется тесная связь с последним, однако очень важным элементом «нуждаемости» - «независящими причинами». Лицо, претендующее на получение государственной социальной помощи, должно иметь доход ниже величины прожиточного минимума по независящим от него причинам.
Отсутствие единого определения независящих причин, установленного на федеральном уровне, приводит к тому, что при оказании государственной социальной помощи данные причины можно толковать или широко, или узко. В свою очередь, это может приводить к существенному расширению или сужению круга получателей государственной социальной помощи.
К полномочиям субъектов РФ относится исключительно определение размеров, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в формах и видах, установленных в федеральном законодательстве.
Следует отметить, что в связи с наличием ряда существенных недостатков в федеральных законах и законах ряда субъектов РФ имеет место настоятельная необходимость в переработке ФЗ «О государственной социальной помощи», которая бы позволила установить более эффективную систему государственной социальной помощи в стране.
Поскольку правовое регулирование государственной социальной помощи находится в совместном ведении российской Федерации и субъектов РФ, возможно возникновение случаев, при которых правовые нормы субъектов могут противоречить федеральным. Понимание субъектами Российской Федерации государственной социальной помощи иначе, чем установлено в ФЗ «О государственной социальной помощи», служило поводом для обращения в Верховный Суд Российской Федерации. Кроме того, встречаются противоречия между нормами федерального законодательства. В случае объединения норм, регулирующих правовые вопросы государственной социальной помощи, в одном Федеральном законе и более детальное урегулирование в нем данных вопросов позволило бы сделать данную стадию значительно более легкой в прохождении.
Подобные работы
- Актуальные вопросы социальной поддержки малоимущих граждан (Колледж Алтайского государственного университета)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Государственная социальная помощь: виды, ее формы и категории обеспечиваемых лиц (Саратовская Государственная Юридическая Академия)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ В Г. НЕФТЕКАМСКЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Механизмы социальной поддержки малоимущих категорий населения в России (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Совершенствование социальной работы с малоимущими гражданами (Псковский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Социальная помощь в культуре тувинского народа в начале XX века
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Система социального обеспечения семей с детьми в Российской федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы социальной защиты малоимущего населения (на примере филиала РЦМП по муниципальному образованию «Актанышский муниципальный район» РТ)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Государственная социальная помощь (Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, Омская Академия Экономики и Предпринимательства)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022



