Введение
1 Спортивная мотивация как сложно-структурированный компонент
личности спортсмена 1.1 Характеристика спортивной мотивации 6
1.2 Мотивы спортивной деятельности 13
1.3 Гендерный аспект личности спортсменок в единоборствах 19
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация и контингент исследования 24
2.2 Методы исследования 25
3 Особенности мотивационной сферы женщин-боксёров с учётом гендерных характеристик личности 28
3.1 Анализ особенностей мотивации спортивной деятельности женщин-
боксёров с учётом психологического пола и спортивной квалификации 28
3.2 Психолого-педагогические рекомендации по улучшению процесса
спортивной подготовки женщин-боксёров андрогинного типа с учётом особенностей их мотивационной сферы 44
3.3 Психолого-педагогические рекомендации по улучшению процесса
спортивной подготовки женщин-боксёров маскулинного типа с учётом особенностей их мотивационной сферы 46
Заключение 48
Список использованных источников
Повышенный интерес к вопросам, связанным с построением и управлением процессом спортивной подготовки боксеров женского пола появился относительно недавно в связи с тем, что женский бокс начал развиваться в России только с начала 21 века. С 2012 года женский бокс дебютировал на олимпийской арене, поэтому подготовка спортивного резерва в этом направлении требует научно-методическую основу. Однако по причине неактуальности проблематики женского бокса до недавнего времени, проведенных исследований по этой теме недостаточно. Как показал опрос тренеров и спортсменок, специалистам, изначально работающим с контингентом мужского пола, сложно подстраиваться под совершенно новые особенности взаимодействия со спортсменками. Больше всего пробелов имеет психологическая сторона этого вопроса, так как остается до сих пор малоизученной. Исследования по вопросам личностных характеристик и мотивационной сферы женщин, занимающихся столь неспецифичной для женской натуры, деятельностью и реализовывающих себя в ней актуальны не только для специалистов, имеющих непосредственное отношение к построению и управлению процессом спортивной подготовки. Открытия в данном направлении будут полезны для исследователей спортивной и гендерной психологии в целом.
Объект исследования - мотивация спортивной деятельности женщин- боксеров
Предмет исследования - особенности мотивационной сферы женщин- боксеров андрогинного и маскулинного типа личности
Гипотеза исследования: спортсменки с разным психологическим полом обладают разной направленностью личности (мотивацией) и, следовательно, эффективное управление процессом спортивной подготовки должно строиться с учетом особенностей мотивационной сферы.
Цель исследования - выявление особенностей мотивационной сферы женщин-боксеров с учетом их гендерных характеристик личности и разработка психолого-педагогических рекомендаций по улучшению процесса спортивной подготовки на основании результатов исследования
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам мотивации спортивной деятельности;
2. Провести психодиагностическое тестирование личностных характеристик женщин-боксеров для выявления особенностей мотивационной сферы;
3. На основе полученных данных разработать психолого¬педагогические рекомендации по улучшению процесса спортивной подготовки женщин-боксеров с учетом особенностей их мотивационной сферы.
1. В ходе анализа научно-методической литературы мы выяснили, мотивация спортивной деятельности - это совокупность определенных мотивов, которые определяются потребностями, интересами, установками личности спортсмена. Основными мотивами спортивной деятельности являются мотивы общения, познания, приобретение материальных благ, развитие характера, физического совершенства, получение эстетического удовольствия и острых ощущений, одобрение, приобретение полезных знаний и умений, коллективизма, желание престижа и славы.
2. Среди исследуемых спортсменок-боксеров 80 % испытуемых имеют андрогинный тип личности, 20 % - маскулинный. Ведущими мотивами спортивной деятельности в группе спортсменок андрогинного типа являются мотивы физического совершенствования, коллективизма, а также эстетического удовольствия и получения острых ощущений. Ведущими мотивами в группе спортсменок маскулинного типа являются мотивы одобрение противоположным полом, коллективизма, развития характера, повышения престижа и желание славы. Также спортсменки маскулинного типа имеют более высокий уровень мотивации к достижению успеха и более высокую готовность к риску, чем их коллеги адрогинного типа.
3. На основе полученных данных были разработаны следующие психолого-педагогические рекомендации по улучшению процесса спортивной подготовки спортсменок-боксеров:
- При построении и управлении процессом спортивной подготовки учитывать психологические гендерные характеристики спортсменок;
- Спортсменкам адрогинного типа ставить контратакующую манеру ведения поединка. Спортсменкам маскулинного типа подходит атакующая, силовая манера ведения боя;
- Перед спортсменками маскулинного типа ставить задачи повышенной сложности. Перед спортсменками андрогинного типа ставить задачи, сопоставимые с их возможностями, имеющие характер постепенной прогрессии;
- Целенаправленно воздействовать на ведущие мотивы спортивной деятельности. Для спортсменок андрогинного типа - мотивы физического совершенствования, коллективизма, получения эстетического удовольствия и острых ощущений; для спортсменок маскулинного типа - мотивы одобрения противоположным полом, повышения престижа и желание славы, развития характера.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась. Нами установлено, что спортсменки с разным психологическим полом обладают разной направленностью личности (мотивацией) и, следовательно, эффективное управление процессом спортивной подготовки должно строиться с учетом особенностей мотивационной сферы.
1. Алексеев, А. В. Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте /
A. В. Алексеев. — Ростов н/Дону. : Феникс, 2006.— 352 с.
2. Алексеев, А. В. Психогогика: союз практической психогигиены и психологии: учеб. пособие для институтов физической культуры / А. В. Алексеев. — Ростов н/Д. : Феникс, 2004. — 192 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2013. - 288с.
4. Афиногенова, С. В. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд.биол. наук. СПб., 2007
5. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. - Омск, 2001.
6. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. /. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 336 с.
7. Бендас, Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.
8. Бендас, Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.87-94.
9. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В.В. Столин,
B. С. Аванесов. — СПб. : Речь, 2000. — 440 с. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов.— М. : Академия, 2004.— 224 с.
10. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
11. Воронина, О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // ОНС. - 2000. - №4. - С.9-20.
12. Воронина, О.А. Феминизм и гендерное равенство. - М.: Едиториал УРСС,
2004. - 320 с.
13. Гасанова, З.А. Женщины в изначально мужских видах спорта // Теория и практика физкультуры. 1997. № 7. С. 20-21
14. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. — М. : Академия, 2004.— 224 с.
15. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - М.: Смысл, 2008. -207 с.
16. Горбунов, Д. Г. Психопедагогика спорта / Д. Г. Горбунов. — М. : Советский спорт, 2006. — 296 с.
17. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие / Т. О. Гордеева. — М. : Смысл; Академия, 2006.— 333 с.
18. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.
19. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. :Питер, 2008. — 288 с.
20. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002
21. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. — СПб. :Питер, 2009. — 368 с.
22. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб. :Питер, 2008. — 352 с.
23. Карпушин, Б.А. Педагогические основы воспитательной деятельности при занятиях физической культурой и спортом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. А. Карпушин; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2003. - 99 с.
24. Китаева, М. В. Психология победы в спорте: учеб. пособие / М. В. Китаева. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 208 с.
25. Ковалев, В.Н. Склонность у риску спортсменок женского бокса с маскулинными и андрогинными чертами / Ковалев В.Н., Базарин К.П., Лазаренко А.В., // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений, - 2016.- № 1 - С.72-76.
26. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 224
27. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Академия,
2005.
28. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ. 1975. — 13 с.
29. Лидерство. Гендерные перспективы // Труды 1-й Международной конференции. СПб., 27-28 октября 2003 г. / Под ред. Л.А. Герасимовой. -СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. - 230 с.
30. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
31. Лубышева, Л. И. Социология физической культурыи спорта: учеб. пособие / Л.И.Лубышева. — М. : Академия,2001. — 240 с.
32. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. - СПб.: Питер, 2014. - 752с.
33. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2013. - 352с.
34. Мельник, Е. В. Психология физической культуры и спорта в вопросах и ответах: пособие для студентов, учащихся училищ олимпийского резерва / Е. В. Мельник, Ж. К. Шемет. — Минск : БГУФК, 2008. — 100 с.
35. Николаев, А.Н. Основные группы мотивов профессиональной деятельности / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 31-й научной конференции СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб.: СПб ГАФК, 2004. — С. 22-26.
36. Николаев, А.Н. Психология тренерской деятельности в детско- юношеском спорте: дис. ... д-ра психол. наук : 13.00.04 / Николаев Алексей Николаевич. - СПб., 2005 - 401 с.
37. Ньюмен, Б. 10 законов лидерства / Б. Ньюмен. — Минск :Попурри, 2007.
— 104 с.
38. Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск : СибГУФК, 2004.
39. Общая спортивная психология./Под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. - Омск: СибГАФК, 2000. - 192 с.
40. Огородова, Т. В. Проявление личностной и ситуативной тревожности у молодых хоккеистов / Т. В. Огородова // Материалы международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения».— М. : Анита Пресс, 2009. — С. 260-263.
41. Основы гендерных исследований: Хрестоматия. / Под. ред. О.А. Воронина. - М.: МЦГИ, 2001. - 368 с.
42. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. — М. : ФиС, 1984. — 108 с
43. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб.: Питер, 2003. - 480 с.
44. Психология спорта: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2013. — 120 с.
45. Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. - М., 2004.
46. Смоленцева, В. Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В. Н. Смоленцева. - Омск : СибГУФК, 2003.
47. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Сов. спорт, 2012. - 620 c
48. Социология гендерных отношений. Учеб. пособие / Под ред. З.М. Саралиевой. - М., 2004. - 270 с.
49. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Стамбулова Н.Б. - СПб., 1999. - 40 с.
50. Староста, В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские // Теория и практика физической культуры. 1999. № 8. С. 55-56
51. Степанов, В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004. - 576с.
52. Тропников, В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности (на примере тяжелой атлетики, бокса и гандбола) : автореф. ... дисс. канд. психол. наук: 19.00.13 / Тропников В.И.; ЛГУ. — Л.: 1989. — 14 с.
53. Узнадзе, Д. Н.. Общая психология - М.: Смысл; СПб.: Питер,2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»).. 2004
54. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - СПб.: Питер, 2003. - С. 40 - 48, 367 - 442.
55. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. — СПб. : Речь, 2001. — 99 с.
56. Цикунова, Н.С. Характеристики личности спортсменок в маскулинных ифемининных видах спорта // Российские женщины и европейская культура. / Материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв.ред. Г.А. Тишкин Санкт-Петербург : Санкт- Петербургское философское общество, 2001. C.243-244.
57. Ястребов, В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.пед.н.: 13.00.04 / Ястребов Виктор Вадимович. - Волгоград, 2004. - 24 с.