Введение
1 Спортивная мотивация как сложно-структурированный компонент
личности спортсмена 1.1 Характеристика спортивной мотивации 6
1.2 Мотивы спортивной деятельности 13
1.3 Гендерный аспект личности спортсменок в единоборствах 19
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация и контингент исследования 24
2.2 Методы исследования 25
3 Особенности мотивационной сферы женщин-боксёров с учётом гендерных характеристик личности 28
3.1 Анализ особенностей мотивации спортивной деятельности женщин-
боксёров с учётом психологического пола и спортивной квалификации 28
3.2 Психолого-педагогические рекомендации по улучшению процесса
спортивной подготовки женщин-боксёров андрогинного типа с учётом особенностей их мотивационной сферы 44
3.3 Психолого-педагогические рекомендации по улучшению процесса
спортивной подготовки женщин-боксёров маскулинного типа с учётом особенностей их мотивационной сферы 46
Заключение 48
Список использованных источников
Повышенный интерес к вопросам, связанным с построением и управлением процессом спортивной подготовки боксеров женского пола появился относительно недавно в связи с тем, что женский бокс начал развиваться в России только с начала 21 века. С 2012 года женский бокс дебютировал на олимпийской арене, поэтому подготовка спортивного резерва в этом направлении требует научно-методическую основу. Однако по причине неактуальности проблематики женского бокса до недавнего времени, проведенных исследований по этой теме недостаточно. Как показал опрос тренеров и спортсменок, специалистам, изначально работающим с контингентом мужского пола, сложно подстраиваться под совершенно новые особенности взаимодействия со спортсменками. Больше всего пробелов имеет психологическая сторона этого вопроса, так как остается до сих пор малоизученной. Исследования по вопросам личностных характеристик и мотивационной сферы женщин, занимающихся столь неспецифичной для женской натуры, деятельностью и реализовывающих себя в ней актуальны не только для специалистов, имеющих непосредственное отношение к построению и управлению процессом спортивной подготовки. Открытия в данном направлении будут полезны для исследователей спортивной и гендерной психологии в целом.
Объект исследования - мотивация спортивной деятельности женщин- боксеров
Предмет исследования - особенности мотивационной сферы женщин- боксеров андрогинного и маскулинного типа личности
Гипотеза исследования: спортсменки с разным психологическим полом обладают разной направленностью личности (мотивацией) и, следовательно, эффективное управление процессом спортивной подготовки должно строиться с учетом особенностей мотивационной сферы.
Цель исследования - выявление особенностей мотивационной сферы женщин-боксеров с учетом их гендерных характеристик личности и разработка психолого-педагогических рекомендаций по улучшению процесса спортивной подготовки на основании результатов исследования
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам мотивации спортивной деятельности;
2. Провести психодиагностическое тестирование личностных характеристик женщин-боксеров для выявления особенностей мотивационной сферы;
3. На основе полученных данных разработать психолого¬педагогические рекомендации по улучшению процесса спортивной подготовки женщин-боксеров с учетом особенностей их мотивационной сферы.
1. В ходе анализа научно-методической литературы мы выяснили, мотивация спортивной деятельности - это совокупность определенных мотивов, которые определяются потребностями, интересами, установками личности спортсмена. Основными мотивами спортивной деятельности являются мотивы общения, познания, приобретение материальных благ, развитие характера, физического совершенства, получение эстетического удовольствия и острых ощущений, одобрение, приобретение полезных знаний и умений, коллективизма, желание престижа и славы.
2. Среди исследуемых спортсменок-боксеров 80 % испытуемых имеют андрогинный тип личности, 20 % - маскулинный. Ведущими мотивами спортивной деятельности в группе спортсменок андрогинного типа являются мотивы физического совершенствования, коллективизма, а также эстетического удовольствия и получения острых ощущений. Ведущими мотивами в группе спортсменок маскулинного типа являются мотивы одобрение противоположным полом, коллективизма, развития характера, повышения престижа и желание славы. Также спортсменки маскулинного типа имеют более высокий уровень мотивации к достижению успеха и более высокую готовность к риску, чем их коллеги адрогинного типа.
3. На основе полученных данных были разработаны следующие психолого-педагогические рекомендации по улучшению процесса спортивной подготовки спортсменок-боксеров:
- При построении и управлении процессом спортивной подготовки учитывать психологические гендерные характеристики спортсменок;
- Спортсменкам адрогинного типа ставить контратакующую манеру ведения поединка. Спортсменкам маскулинного типа подходит атакующая, силовая манера ведения боя;
- Перед спортсменками маскулинного типа ставить задачи повышенной сложности. Перед спортсменками андрогинного типа ставить задачи, сопоставимые с их возможностями, имеющие характер постепенной прогрессии;
- Целенаправленно воздействовать на ведущие мотивы спортивной деятельности. Для спортсменок андрогинного типа - мотивы физического совершенствования, коллективизма, получения эстетического удовольствия и острых ощущений; для спортсменок маскулинного типа - мотивы одобрения противоположным полом, повышения престижа и желание славы, развития характера.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась. Нами установлено, что спортсменки с разным психологическим полом обладают разной направленностью личности (мотивацией) и, следовательно, эффективное управление процессом спортивной подготовки должно строиться с учетом особенностей мотивационной сферы.