Разработка инклюзивных образовательных программ дополнительного профессионального образования в сфере пожарной безопасности
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8
1.1 Теоретические аспекты развития инклюзивного образования в сфере
пожарной безопасности 8
1.2 Нормативные документы, регламентирующие инклюзивное
образование 18
1.3 Практический опыт инклюзивного образования в сфере пожарной
безопасности 26
2 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 29
2.1 Методы просвещения слабослышащих людей 29
2.2 Системы оповещения о пожаре 32
2.3 Инновационные технологии и будущие направления развития в
области пожарной безопасности для слабослышащих 36
3 ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ДЛЯ СОТРУДНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА» 41
3.1 Условия реализации программы обучения 41
3.2 Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность
для сотрудников с нарушением слуха» 43
3.3 Экспертная оценка педагогического потенциала программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность для сотрудников
с нарушением слуха» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8
1.1 Теоретические аспекты развития инклюзивного образования в сфере
пожарной безопасности 8
1.2 Нормативные документы, регламентирующие инклюзивное
образование 18
1.3 Практический опыт инклюзивного образования в сфере пожарной
безопасности 26
2 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 29
2.1 Методы просвещения слабослышащих людей 29
2.2 Системы оповещения о пожаре 32
2.3 Инновационные технологии и будущие направления развития в
области пожарной безопасности для слабослышащих 36
3 ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ДЛЯ СОТРУДНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА» 41
3.1 Условия реализации программы обучения 41
3.2 Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность
для сотрудников с нарушением слуха» 43
3.3 Экспертная оценка педагогического потенциала программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность для сотрудников
с нарушением слуха» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
В настоящее время для обучения людей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования. Эта задача адресована прежде всего специалистам по пожарной безопасности, работающих на предприятиях со слабослышащими сотрудниками.
Согласно п. III «Требования к результатам освоения программы специалитета» Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования - по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, в результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета. Среди них присутствует «Инклюзивная компетентность» - способность использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах, умение обучать и взаимодействовать с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах [32].
Анализ существующих учебных планов подготовки специалистов в сфере пожарной безопасности за последние 10 лет позволяет говорить о том, что в подготовке специалистов присутствует пробел - нет дисциплин, направленных на формирование инклюзивной компетенции. Дополнительной проблемой в сфере пожарной безопасности является недостаток методического обеспечения инклюзивного дополнительного профессионального образования. Таким образом, очевидно противоречие между нормативным документом в сфере образования специалистов и практикой их реализации образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Выявленное противоречие обусловило формулировку проблемы: как обеспечить качественную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья в области пожарной безопасности?
Решением проблемы может быть разработка инклюзивных образовательных программ дополнительного профессионального образования в сфере пожарной безопасности...
Согласно п. III «Требования к результатам освоения программы специалитета» Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования - по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, в результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета. Среди них присутствует «Инклюзивная компетентность» - способность использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах, умение обучать и взаимодействовать с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах [32].
Анализ существующих учебных планов подготовки специалистов в сфере пожарной безопасности за последние 10 лет позволяет говорить о том, что в подготовке специалистов присутствует пробел - нет дисциплин, направленных на формирование инклюзивной компетенции. Дополнительной проблемой в сфере пожарной безопасности является недостаток методического обеспечения инклюзивного дополнительного профессионального образования. Таким образом, очевидно противоречие между нормативным документом в сфере образования специалистов и практикой их реализации образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Выявленное противоречие обусловило формулировку проблемы: как обеспечить качественную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья в области пожарной безопасности?
Решением проблемы может быть разработка инклюзивных образовательных программ дополнительного профессионального образования в сфере пожарной безопасности...
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель: разработать методическое обеспечение инклюзивного дополнительного профессионального образования в сфере пожарной безопасности.
Актуальность данной проблемы подтвердилась в результате анализа нормативных и практических предпосылок. Была выявлена острая потребность в разработке обучающих программ и методик по пожарной безопасности для учебных центров и для предприятий со слабослышащими (глухими) сотрудниками. Полученный вывод лег в основу составления программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по теме «Пожарная безопасность для сотрудников с нарушением слуха».
В ходе изучения материала для написания второй главы обнаружено, что существует значительный недостаток доступного образовательного материала и программ обучения в сфере пожарной безопасности для слабослышащих людей. Это стало предпосылкой для разработки авторской инклюзивной программы обучения, которая будет специально адаптирована для удовлетворения потребностей и особенностей слабослышащей аудитории.
Доступность и понятность информации являются ключевыми аспектами обучения слабослышащих людей в области пожарной безопасности. Исследование проблемы просвещения слабослышащих людей в сфере пожарной безопасности привело к решению, направленному на улучшение качества преподнесения информации о пожарной безопасности для данной категории населения. Разработка специальных методов коммуникации, визуальных материалов и интерактивных упражнений становится необходимостью, чтобы обеспечить эффективное обучение и повысить осведомленность слабослышащих людей о пожарной безопасности.
Разработка программы повышения квалификации проходила в 5 этапов.
На первом этапе мы изучили и предоставили общую характеристику программы, где была поставлена цель, сформулированы планируемые результаты освоения программы, а именно, что должен знать, уметь и чем владеть потенциальный выпускник программы, а также определены формы: обучения, организации обучения и документа об освоении программы дополнительного профессионального образования.
Второй этап - это разработка учебно-тематического плана, составленного с учетом рассчитанного количества часов учебных занятий. Определили ключевые темы, которые должны быть включены в программу обучения. Также учли особенности и потребности слабослышащей аудитории.
Третий раздел - разработка обучающих материалов. Разработали учебные материалы, которые включают разнообразные форматы коммуникации, такие как тексты, иллюстрации. Обеспечили легкую навигацию и структуру материалов для удобства использования.
Четвертый раздел - материально - технические условия реализации программы и учебно-методическое обеспечение, подобранные с учетом специфики занятий и помощи для реализации и понимания материала.
Пятый раздел - оценка качества освоения программы и разработанный примерный вид экзаменационного билета и экзаменационных вопросов. Также собрали обратную связь от методистов учебных центров, провели экспертную оценку, чтобы оценить эффективность программы и выявить возможные улучшения.
По результатам экспертной оценки программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность для сотрудников с нарушением слуха», был определен уровень педагогического потенциала - средний.
Эксперты подтвердили актуальность, доступность понимания программы, возможность практического применения и соответствие поставленных целей и содержания и достаточно высоко оцененный потенциал программы, но обратили внимание на недостаточное количество видеоматериалов с субтитрами и анимации, что поможет усовершенствовать данную программу.
Данная работа прошла апробацию в форме научной статьи, опубликованной в открытой печати и в форме экспертной оценки.
Перспективы:
1) Разработка инклюзивной программы дополнительного профессионального образования по пожарной безопасности для других нозологических групп.
2) Разработка инклюзивной программы дополнительного профессионального образования по пожарной безопасности для слабослышащих в другой отрасли.
3) Разработка инклюзивной программы дополнительного образования по пожарной безопасности для слабослышащих в другом возрасте (учащиеся школы, пенсионеры).
4) Методическое обеспечение программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность для сотрудников с нарушением слуха» видеоматериалами с субтитрами и анимацией.
Актуальность данной проблемы подтвердилась в результате анализа нормативных и практических предпосылок. Была выявлена острая потребность в разработке обучающих программ и методик по пожарной безопасности для учебных центров и для предприятий со слабослышащими (глухими) сотрудниками. Полученный вывод лег в основу составления программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по теме «Пожарная безопасность для сотрудников с нарушением слуха».
В ходе изучения материала для написания второй главы обнаружено, что существует значительный недостаток доступного образовательного материала и программ обучения в сфере пожарной безопасности для слабослышащих людей. Это стало предпосылкой для разработки авторской инклюзивной программы обучения, которая будет специально адаптирована для удовлетворения потребностей и особенностей слабослышащей аудитории.
Доступность и понятность информации являются ключевыми аспектами обучения слабослышащих людей в области пожарной безопасности. Исследование проблемы просвещения слабослышащих людей в сфере пожарной безопасности привело к решению, направленному на улучшение качества преподнесения информации о пожарной безопасности для данной категории населения. Разработка специальных методов коммуникации, визуальных материалов и интерактивных упражнений становится необходимостью, чтобы обеспечить эффективное обучение и повысить осведомленность слабослышащих людей о пожарной безопасности.
Разработка программы повышения квалификации проходила в 5 этапов.
На первом этапе мы изучили и предоставили общую характеристику программы, где была поставлена цель, сформулированы планируемые результаты освоения программы, а именно, что должен знать, уметь и чем владеть потенциальный выпускник программы, а также определены формы: обучения, организации обучения и документа об освоении программы дополнительного профессионального образования.
Второй этап - это разработка учебно-тематического плана, составленного с учетом рассчитанного количества часов учебных занятий. Определили ключевые темы, которые должны быть включены в программу обучения. Также учли особенности и потребности слабослышащей аудитории.
Третий раздел - разработка обучающих материалов. Разработали учебные материалы, которые включают разнообразные форматы коммуникации, такие как тексты, иллюстрации. Обеспечили легкую навигацию и структуру материалов для удобства использования.
Четвертый раздел - материально - технические условия реализации программы и учебно-методическое обеспечение, подобранные с учетом специфики занятий и помощи для реализации и понимания материала.
Пятый раздел - оценка качества освоения программы и разработанный примерный вид экзаменационного билета и экзаменационных вопросов. Также собрали обратную связь от методистов учебных центров, провели экспертную оценку, чтобы оценить эффективность программы и выявить возможные улучшения.
По результатам экспертной оценки программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность для сотрудников с нарушением слуха», был определен уровень педагогического потенциала - средний.
Эксперты подтвердили актуальность, доступность понимания программы, возможность практического применения и соответствие поставленных целей и содержания и достаточно высоко оцененный потенциал программы, но обратили внимание на недостаточное количество видеоматериалов с субтитрами и анимации, что поможет усовершенствовать данную программу.
Данная работа прошла апробацию в форме научной статьи, опубликованной в открытой печати и в форме экспертной оценки.
Перспективы:
1) Разработка инклюзивной программы дополнительного профессионального образования по пожарной безопасности для других нозологических групп.
2) Разработка инклюзивной программы дополнительного профессионального образования по пожарной безопасности для слабослышащих в другой отрасли.
3) Разработка инклюзивной программы дополнительного образования по пожарной безопасности для слабослышащих в другом возрасте (учащиеся школы, пенсионеры).
4) Методическое обеспечение программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность для сотрудников с нарушением слуха» видеоматериалами с субтитрами и анимацией.





