🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Разработка инклюзивных образовательных программ дополнительного профессионального образования в сфере пожарной безопасности

Работа №199323

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

пожарная безопасность

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8
1.1 Теоретические аспекты развития инклюзивного образования в сфере
пожарной безопасности 8
1.2 Нормативные документы, регламентирующие инклюзивное
образование 18
1.3 Практический опыт инклюзивного образования в сфере пожарной
безопасности 26
2 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ
В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 29
2.1 Методы просвещения слабослышащих людей 29
2.2 Системы оповещения о пожаре 32
2.3 Инновационные технологии и будущие направления развития в
области пожарной безопасности для слабослышащих 36
3 ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ДЛЯ СОТРУДНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА» 41
3.1 Условия реализации программы обучения 41
3.2 Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность
для сотрудников с нарушением слуха» 43
3.3 Экспертная оценка педагогического потенциала программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность для сотрудников
с нарушением слуха» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59


В настоящее время для обучения людей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования. Эта задача адресована прежде всего специалистам по пожарной безопасности, работающих на предприятиях со слабослышащими сотрудниками.
Согласно п. III «Требования к результатам освоения программы специалитета» Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования - по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, в результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета. Среди них присутствует «Инклюзивная компетентность» - способность использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах, умение обучать и взаимодействовать с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах [32].
Анализ существующих учебных планов подготовки специалистов в сфере пожарной безопасности за последние 10 лет позволяет говорить о том, что в подготовке специалистов присутствует пробел - нет дисциплин, направленных на формирование инклюзивной компетенции. Дополнительной проблемой в сфере пожарной безопасности является недостаток методического обеспечения инклюзивного дополнительного профессионального образования. Таким образом, очевидно противоречие между нормативным документом в сфере образования специалистов и практикой их реализации образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Выявленное противоречие обусловило формулировку проблемы: как обеспечить качественную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья в области пожарной безопасности?
Решением проблемы может быть разработка инклюзивных образовательных программ дополнительного профессионального образования в сфере пожарной безопасности...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель: разработать методическое обеспечение инклюзивного дополнительного профессионального образования в сфере пожарной безопасности.
Актуальность данной проблемы подтвердилась в результате анализа нормативных и практических предпосылок. Была выявлена острая потребность в разработке обучающих программ и методик по пожарной безопасности для учебных центров и для предприятий со слабослышащими (глухими) сотрудниками. Полученный вывод лег в основу составления программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по теме «Пожарная безопасность для сотрудников с нарушением слуха».
В ходе изучения материала для написания второй главы обнаружено, что существует значительный недостаток доступного образовательного материала и программ обучения в сфере пожарной безопасности для слабослышащих людей. Это стало предпосылкой для разработки авторской инклюзивной программы обучения, которая будет специально адаптирована для удовлетворения потребностей и особенностей слабослышащей аудитории.
Доступность и понятность информации являются ключевыми аспектами обучения слабослышащих людей в области пожарной безопасности. Исследование проблемы просвещения слабослышащих людей в сфере пожарной безопасности привело к решению, направленному на улучшение качества преподнесения информации о пожарной безопасности для данной категории населения. Разработка специальных методов коммуникации, визуальных материалов и интерактивных упражнений становится необходимостью, чтобы обеспечить эффективное обучение и повысить осведомленность слабослышащих людей о пожарной безопасности.
Разработка программы повышения квалификации проходила в 5 этапов.
На первом этапе мы изучили и предоставили общую характеристику программы, где была поставлена цель, сформулированы планируемые результаты освоения программы, а именно, что должен знать, уметь и чем владеть потенциальный выпускник программы, а также определены формы: обучения, организации обучения и документа об освоении программы дополнительного профессионального образования.
Второй этап - это разработка учебно-тематического плана, составленного с учетом рассчитанного количества часов учебных занятий. Определили ключевые темы, которые должны быть включены в программу обучения. Также учли особенности и потребности слабослышащей аудитории.
Третий раздел - разработка обучающих материалов. Разработали учебные материалы, которые включают разнообразные форматы коммуникации, такие как тексты, иллюстрации. Обеспечили легкую навигацию и структуру материалов для удобства использования.
Четвертый раздел - материально - технические условия реализации программы и учебно-методическое обеспечение, подобранные с учетом специфики занятий и помощи для реализации и понимания материала.
Пятый раздел - оценка качества освоения программы и разработанный примерный вид экзаменационного билета и экзаменационных вопросов. Также собрали обратную связь от методистов учебных центров, провели экспертную оценку, чтобы оценить эффективность программы и выявить возможные улучшения.
По результатам экспертной оценки программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность для сотрудников с нарушением слуха», был определен уровень педагогического потенциала - средний.
Эксперты подтвердили актуальность, доступность понимания программы, возможность практического применения и соответствие поставленных целей и содержания и достаточно высоко оцененный потенциал программы, но обратили внимание на недостаточное количество видеоматериалов с субтитрами и анимации, что поможет усовершенствовать данную программу.
Данная работа прошла апробацию в форме научной статьи, опубликованной в открытой печати и в форме экспертной оценки.
Перспективы:
1) Разработка инклюзивной программы дополнительного профессионального образования по пожарной безопасности для других нозологических групп.
2) Разработка инклюзивной программы дополнительного профессионального образования по пожарной безопасности для слабослышащих в другой отрасли.
3) Разработка инклюзивной программы дополнительного образования по пожарной безопасности для слабослышащих в другом возрасте (учащиеся школы, пенсионеры).
4) Методическое обеспечение программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по курсу «Пожарная безопасность для сотрудников с нарушением слуха» видеоматериалами с субтитрами и анимацией.




1. Авдеев С.А. Карташова А.М. Коучинг. / Статья. - М.: Психологический центр «На Волхонке», 2006 г.
2. Бойков Д. И. Инклюзивное образование в информационном обществе (расширение образовательных возможностей с помощью информационных технологий) / Материалы международной конференции
3. ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»
4. Декларация о правах инвалидов утверждена Резолюцией тринадцатой
сессии Генеральной Ассамблеи ООН № 3444 от 9 декабря 1975 г. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml
5. Декларация о праве на развитие: утверждена резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г. URL : http://www.un.org/ru/documents
6. Дмитриева Г. Комплексы субтитрирования и формирования телетекста для российских телеканалов // Информационно-технический журнал MediaVision. 2012.
7. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогическое исследование. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 348с.
8. «Инклюзивное образование: проблема совершенствования
образовательной политики и системы» - СПб., 2008. - 215 с.
9. Конвенция ООН о правах инвалидов: утверждена резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. URL: https://admtyumen.ш/files/upload/OIV/D_soc/Конвенция%20о%20правах%20инвали дов.pdf
10. Кондауров В. В., Терёхин С. Н. Разработка системы индивидуального
оповещения о пожаре людей с ограниченными возможностями в здании больницы // 2021. №15 (17). URL: https://scilead.ru/article/432-razrabotka-sistemi-
individualnogo-opoveshcheni.
11. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями, от 01.07.2020.
12. Методические рекомендации по обучению граждан пожилого возраста и инвалидов мерам пожарной безопасности. - М.: ВНИИПО, 2014. - 279 с.
13. Методические рекомендации УГПН МЧС России от 4 сентября 2007 г. № 1-4-60-10-19 «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре»
14. Методические рекомендации по созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Замула О. Э., 2017 г.
15. Методические рекомендации «Модели организации образовательной деятельности при инклюзивном образовании» (письмо МОиН Челябинской области от 27.10.2017 №1213/10414)..41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ