ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВЗГЛЯДОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 8
1.1. Подходы к определению категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья 8
1.2. Стили семейного воспитания 14
1.3. Отношение родителей к ребенку с ограниченными возможностями
здоровья 19
1.4. Особенности учебной мотивации и агрессивности у детей 23
с ограниченными возможностями здоровья 23
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 27
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 27
2.1. Организация и этапы исследования 27
2.2. Методики исследования 29
2.3. Методы математической обработки данных 34
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 35
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 35
3.1. Характеристика выборки по уровню мотивации к обучению у детей с
ограниченными возможностями здоровья 35
3.2. Характеристика выборки по стилям семейного воспитания в семьях,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 38
3.3. Характеристика выборки по уровню агрессивности у детей с
ограниченными возможностями здоровья 40
3.4. Соотношение уровня учебной мотивации и стиля семейного
воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья 42
3.5. Соотношение уровня агрессивности у детей с ограниченными
возможностями здоровья и стиля семейного воспитания 49
3.6. Соотношение факторов агрессивности и уровня учебной мотивации у
детей с ограниченными возможностями здоровья 56
ВЫВОДЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВЗГЛЯДОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 8
1.1. Подходы к определению категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья 8
1.2. Стили семейного воспитания 14
1.3. Отношение родителей к ребенку с ограниченными возможностями
здоровья 19
1.4. Особенности учебной мотивации и агрессивности у детей 23
с ограниченными возможностями здоровья 23
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 27
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 27
2.1. Организация и этапы исследования 27
2.2. Методики исследования 29
2.3. Методы математической обработки данных 34
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 35
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 35
3.1. Характеристика выборки по уровню мотивации к обучению у детей с
ограниченными возможностями здоровья 35
3.2. Характеристика выборки по стилям семейного воспитания в семьях,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 38
3.3. Характеристика выборки по уровню агрессивности у детей с
ограниченными возможностями здоровья 40
3.4. Соотношение уровня учебной мотивации и стиля семейного
воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья 42
3.5. Соотношение уровня агрессивности у детей с ограниченными
возможностями здоровья и стиля семейного воспитания 49
3.6. Соотношение факторов агрессивности и уровня учебной мотивации у
детей с ограниченными возможностями здоровья 56
ВЫВОДЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
На сегодняшний день отмечается наличие ухудшения здоровья подрастающего поколения, возрастает количество детей с отклонениями в развитии, которые нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Верное психолого-педагогическое сопровождение однозначно позитивно сказывается на детях с ОВЗ. Это помогает предотвратить возможное формирование более серьезных эмоционально-регрессивных комплексов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это такие дети, у которых состояние здоровья мешает образованию вне каких-либо специальных условий, будь что специальные условия обучения или специальные условия воспитания. Это категория учащихся с разнообразными отклонениями в психике или физиологии. Такие нарушения не дают детям вести жизнь, подобную сверстникам, но стоит отметить, что не все нарушения препятствуют взаимодействию ребенка с окружающим его миром.
Уже в XIX веке клиницисты и педагоги, такие как С.С. Корсаков, В.П. Кащенко и В.М. Бехтерев, изучали благотворное влияние семьи на состояние ребенка с проблемами психофизического здоровья. Семья играет важную роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Она предоставляет ему неповторимую возможность познать окружающую социальную действительность, развить навыки индивидуальной и коллективной работы, приобщиться к культуре. Воспитание и успешная социализация таких детей зависят от нравственной атмосферы в семье, от стиля семейного воспитания, имеющейся системы ценностей. Внутрисемейные отношения являются первым образцом общественных отношений для ребенка. Стиль семейного воспитания влияет как на отношения ребенка с родителем, так и на успешность обучения. Мотивы у детей с ОВЗ недостаточно осознанны, присутствует рассеянность. Мотивация учебной деятельности включает в себя все факторы, которые обуславливают проявление активности ребенка. Чтобы обучение было эффективным, нужно уделить внимание повышению мотивации к обучению..
Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, может включать в себя нехватку поддерживающих, надёжных отношений в семье, что соответствует определенному стилю семейного воспитания. В последующем это может принять форму обиды, которая преобразуется в агрессивность по отношению к окружающим, а также может повлиять на уровень мотивации к обучению. Чтобы обучение ребенка было успешным, нужно обратить внимание на повышение уровня мотивации к обучению и снижение уровня агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: определение уровня учебной мотивации и агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от особенностей стиля семейного воспитания.
Объект исследования: уровень учебной мотивации и агрессивности, стили семейного воспитания.
Предмет исследования: уровни учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья; взаимосвязь стилей семейного воспитания и учебной мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Определить уровень учебной мотивации у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Установить стиль семейного воспитания в семье, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Выявить уровень агрессивности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Найти соотношение уровня мотивации к учебе и агрессивности со стилем семейного воспитания.
Гипотеза исследования: предполагается, что стиль семейного воспитания влияет на уровень учебной мотивации и уровень агрессивности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научная новизна: результаты, которые были получены в ходе исследования, являются уникальными, отсутствуют аналоги в литературе, классифицирующейся на исследованиях особенностей учебной мотивации и агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья при разных стилях семейного воспитания.
Теоретико-методологические основания работы. Программа исследования была составлена на том, что учитывались принципы специальной психологии. Программа создавалась по следующим положениям специальной психологии:
- структура дефекта оказывает влияние на развитие ребенка с ограниченными возможностями психического развития. В таком случае структура дефекта непосредственно определяет его качественное своеобразие (В.В. Лебединский);
- в процессе аномального развития вместе с первичными отклонениями формируются вторичные отклонения. Они появляются при специфическом социального развития (М.М. Семаго);
- вторичные нарушения порождаются нарушениями в отношениях с окружающей средой. Данная область наиболее подвержена коррекции с учетом определенных (И.И. Мамайчук).
Вышеперечисленные положения, сложность и многозначность изучаемого предмета, послужили основанием к выбору психодиагностических методик. Возможность использования методик для решения поставленных задач также послужила причиной их выбора.
Практическая значимость исследования: полученные результаты по изучению особенностей учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья при разных стилях семейного воспитания могут применяться в работе психолога специального коррекционного учреждения; в психологическом консультировании. Полученные данные и их анализ дают возможность выявлять детей с повышенным уровнем агрессивности, что в последующем поможет спрогнозировать особенности развития учебной мотивации и успешности обучения. Можно также проводить тренинги по изменению позиции родителей, у которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования показывают, что коррекционная работа направленная непосредственно на самих родителей необходима для того, чтобы изменить несоответствующий стиль семейного воспитания на способствующий большей успеваемости ребенка.
Методики исследования: «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга; «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В, Юстицкис; методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
Методы математической обработки данных: Критерий ф* - угловое преобразование Фишера.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это такие дети, у которых состояние здоровья мешает образованию вне каких-либо специальных условий, будь что специальные условия обучения или специальные условия воспитания. Это категория учащихся с разнообразными отклонениями в психике или физиологии. Такие нарушения не дают детям вести жизнь, подобную сверстникам, но стоит отметить, что не все нарушения препятствуют взаимодействию ребенка с окружающим его миром.
Уже в XIX веке клиницисты и педагоги, такие как С.С. Корсаков, В.П. Кащенко и В.М. Бехтерев, изучали благотворное влияние семьи на состояние ребенка с проблемами психофизического здоровья. Семья играет важную роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Она предоставляет ему неповторимую возможность познать окружающую социальную действительность, развить навыки индивидуальной и коллективной работы, приобщиться к культуре. Воспитание и успешная социализация таких детей зависят от нравственной атмосферы в семье, от стиля семейного воспитания, имеющейся системы ценностей. Внутрисемейные отношения являются первым образцом общественных отношений для ребенка. Стиль семейного воспитания влияет как на отношения ребенка с родителем, так и на успешность обучения. Мотивы у детей с ОВЗ недостаточно осознанны, присутствует рассеянность. Мотивация учебной деятельности включает в себя все факторы, которые обуславливают проявление активности ребенка. Чтобы обучение было эффективным, нужно уделить внимание повышению мотивации к обучению..
Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, может включать в себя нехватку поддерживающих, надёжных отношений в семье, что соответствует определенному стилю семейного воспитания. В последующем это может принять форму обиды, которая преобразуется в агрессивность по отношению к окружающим, а также может повлиять на уровень мотивации к обучению. Чтобы обучение ребенка было успешным, нужно обратить внимание на повышение уровня мотивации к обучению и снижение уровня агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: определение уровня учебной мотивации и агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от особенностей стиля семейного воспитания.
Объект исследования: уровень учебной мотивации и агрессивности, стили семейного воспитания.
Предмет исследования: уровни учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья; взаимосвязь стилей семейного воспитания и учебной мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Определить уровень учебной мотивации у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Установить стиль семейного воспитания в семье, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Выявить уровень агрессивности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Найти соотношение уровня мотивации к учебе и агрессивности со стилем семейного воспитания.
Гипотеза исследования: предполагается, что стиль семейного воспитания влияет на уровень учебной мотивации и уровень агрессивности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научная новизна: результаты, которые были получены в ходе исследования, являются уникальными, отсутствуют аналоги в литературе, классифицирующейся на исследованиях особенностей учебной мотивации и агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья при разных стилях семейного воспитания.
Теоретико-методологические основания работы. Программа исследования была составлена на том, что учитывались принципы специальной психологии. Программа создавалась по следующим положениям специальной психологии:
- структура дефекта оказывает влияние на развитие ребенка с ограниченными возможностями психического развития. В таком случае структура дефекта непосредственно определяет его качественное своеобразие (В.В. Лебединский);
- в процессе аномального развития вместе с первичными отклонениями формируются вторичные отклонения. Они появляются при специфическом социального развития (М.М. Семаго);
- вторичные нарушения порождаются нарушениями в отношениях с окружающей средой. Данная область наиболее подвержена коррекции с учетом определенных (И.И. Мамайчук).
Вышеперечисленные положения, сложность и многозначность изучаемого предмета, послужили основанием к выбору психодиагностических методик. Возможность использования методик для решения поставленных задач также послужила причиной их выбора.
Практическая значимость исследования: полученные результаты по изучению особенностей учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья при разных стилях семейного воспитания могут применяться в работе психолога специального коррекционного учреждения; в психологическом консультировании. Полученные данные и их анализ дают возможность выявлять детей с повышенным уровнем агрессивности, что в последующем поможет спрогнозировать особенности развития учебной мотивации и успешности обучения. Можно также проводить тренинги по изменению позиции родителей, у которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования показывают, что коррекционная работа направленная непосредственно на самих родителей необходима для того, чтобы изменить несоответствующий стиль семейного воспитания на способствующий большей успеваемости ребенка.
Методики исследования: «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга; «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В, Юстицкис; методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
Методы математической обработки данных: Критерий ф* - угловое преобразование Фишера.
Семья в нашей жизни занимает особое место и играет незаменимую роль. Семья важна для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь в ней непосредственно и формируется личность ребенка. Детям важно осознавать, что их понимают, заботятся и любят вне зависимости от особенностей их здоровья. Первой социальной средой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья. Следовательно, нужно подбирать такой стиль семейного воспитания, который будет способствовать адаптации ребенка в социуме, хорошей школьной успеваемости.
Данная тема актуальна по сегодняшний день по причине роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Стоит необходимость в поиске способов успешной социализации таких детей. Обучение в школе является важной ступенью в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для хорошей школьной успеваемости требуется мотивация к обучению. От уровня мотивации зависит успеваемость ребенка, и чем она выше, тем ребенку интереснее заниматься, идет усвоение материала.
На успеваемость ребенка в обучении также влияет агрессивность. Этот фактор оказывает на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья негативное влияние. Агрессивность негативно сказывается на отношениях ребенка со сверстниками и с преподавателями, что препятствует успешной социализации и усвоению новой информации.
Информация об особенностях и категориях детей с ограниченными возможностями здоровья была представлена посредством теоретического обзора. Были рассмотрены стили семейного воспитания и их особенности, стадии переживания стресса при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В работе было описаны особенности взаимоотношений родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, даны определения понятиям «учебная мотивация» и «агрессивность». Рассмотрены формы агрессивности, причины ее появления. Описаны виды мотивов, функции, которые они выполняют.
Целью исследования являлось определение уровня учебной мотивации и агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья при разных стилях семейного воспитания.
Было определено, что высокому уровню учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья способствуют такие стили, как: гармоничное воспитание, доминирующая гиперпротекция. Стили семейного воспитания, способствующие низкой учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.
Высокому уровню агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение.
Низкому уровню агрессивности способствует гармоничное воспитание и потворствующая гиперпротекция.
Опираясь на полученные результаты, доказанной является гипотеза о том, что различные стили семейного воспитания влияют на уровень мотивации и агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Требуется разработка коррекционных программ для родителей, чтобы изменить стиль семейного воспитания. Результаты проведенного исследования доказывают, что проведение коррекционной работы с родителями имеет большую роль, ведь стиль семейного воспитания напрямую сказывается на школьной успеваемости, на личностном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная тема актуальна по сегодняшний день по причине роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Стоит необходимость в поиске способов успешной социализации таких детей. Обучение в школе является важной ступенью в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для хорошей школьной успеваемости требуется мотивация к обучению. От уровня мотивации зависит успеваемость ребенка, и чем она выше, тем ребенку интереснее заниматься, идет усвоение материала.
На успеваемость ребенка в обучении также влияет агрессивность. Этот фактор оказывает на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья негативное влияние. Агрессивность негативно сказывается на отношениях ребенка со сверстниками и с преподавателями, что препятствует успешной социализации и усвоению новой информации.
Информация об особенностях и категориях детей с ограниченными возможностями здоровья была представлена посредством теоретического обзора. Были рассмотрены стили семейного воспитания и их особенности, стадии переживания стресса при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В работе было описаны особенности взаимоотношений родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, даны определения понятиям «учебная мотивация» и «агрессивность». Рассмотрены формы агрессивности, причины ее появления. Описаны виды мотивов, функции, которые они выполняют.
Целью исследования являлось определение уровня учебной мотивации и агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья при разных стилях семейного воспитания.
Было определено, что высокому уровню учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья способствуют такие стили, как: гармоничное воспитание, доминирующая гиперпротекция. Стили семейного воспитания, способствующие низкой учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.
Высокому уровню агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение.
Низкому уровню агрессивности способствует гармоничное воспитание и потворствующая гиперпротекция.
Опираясь на полученные результаты, доказанной является гипотеза о том, что различные стили семейного воспитания влияют на уровень мотивации и агрессивности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Требуется разработка коррекционных программ для родителей, чтобы изменить стиль семейного воспитания. Результаты проведенного исследования доказывают, что проведение коррекционной работы с родителями имеет большую роль, ведь стиль семейного воспитания напрямую сказывается на школьной успеваемости, на личностном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2013 - ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В УСПЕШНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Особенности личности пациентов пожилого возраста с сосудистыми заболеваниями (19.00.04.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - Изучение стрессоустойчивости супругов и конфликтности в их взаимоотношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022





