Правовое регулирование туристской деятельности
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Туристская деятельность: понятие, сущность, особенности 10
1.2 История правового регулирования туристской деятельности.... 17
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Источники правового регулирования туристской деятельности.. 27
2.2 Проблемы правового регулирования туристской деятельности... 32
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
3.1 Пути решения проблем правового регулирования туристской
деятельности 37
3.2 Перспективы гражданского законодательства, регулирующего
туристскую деятельность 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Туристская деятельность: понятие, сущность, особенности 10
1.2 История правового регулирования туристской деятельности.... 17
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Источники правового регулирования туристской деятельности.. 27
2.2 Проблемы правового регулирования туристской деятельности... 32
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
3.1 Пути решения проблем правового регулирования туристской
деятельности 37
3.2 Перспективы гражданского законодательства, регулирующего
туристскую деятельность 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Актуальность темы. Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Правовое регулирование туристской деятельности» состоит в том, что на сегодняшний день правовое регулирование рассматриваемых отношений характеризуется большим массивом правовых актов, значительное место в которых занимают нормативные акты, принимаемые на федеральном уровне.
Интеграция мировой экономики, выражающаяся в активном межгосударственном взаимодействии, в постоянных деловых взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности в различных сферах экономики, включая туризм, влияет на граждан, побуждая их все чаще совершать поездки не только внутри своего государства, но и за его пределы в целях удовлетворения как личных, так и деловых потребностей.
Туризм как многогранное явление уже является феноменом настоящего времени в силу постоянного развития и востребованности в нем любого развитого государства.
В туристскую деятельность оказывается вовлечено большинство жителей нашей страны (поездки, путешествия), которые порой сталкиваются с проблемами по реализации туристского продукта, что также добавляет актуальности выбранной теме исследования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», эта деятельность провозглашена как одна из приоритетных отраслей экономики, что объясняется важной ролью туризма в системе экономических отношений России. Туризм оказывает стимулирующее влияние на такие отрасли экономики, как производство потребительских товаров, транспорт, связь, торговля, предоставление гостиничных, бытовых услуг, и может способствовать развитию других отраслей.
Большое значение в свете сказанного приобретает совершенствование механизма правового обеспечения туристской деятельности. Как представляется, эффективный механизм регулирования туристских отношений должен строиться на основе научно обоснованных рекомендаций.
Однако если гражданско-правовое регулирование туристской деятельности можно признать достаточно исследованным на доктринальном уровне, то системное понимание туристской деятельности на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал продолжает относиться к числу малоизученных проблем. Теоретическое обоснование правового регулирования туристской деятельности как вида предпринимательства содержит противоречивые и порой взаимоисключающие положения.
На современной стадии становления российской экономики большое значение приобретает решение вопросов, связанных с удовлетворением интересов путешествующих лиц (туристов). Во многом возникающие спорные ситуации являются следствием неполноты и противоречивости правовых норм, регулирующих туристскую деятельность хозяйствующих в этой области
субъектов - туроператора и турагента, недостаточной разработанности понятийного аппарата, а в отдельных случаях - отсутствием правовых норм, регламентирующих взаимоотношения названных субъектов между собой и с туристами.
Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе присутствует большое количество работ, аналитических трудов, статей специалистов, посвящённых теме правового регулирования туристской деятельности.
В разное время вопросам обязательственного права, а также исследованию отношений по оказанию услуг как объекта гражданского права уделяли пристальное внимание М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Э.П. Гаврилов,
A. Ю. Кабалкин, Д.И. Мейер, И.А. Покровский, В.Н. Синельникова, Д.И. Степанов, Е.А. Суханов, В.Н. Ткачев, П.П. Цитович, Г.Ф. Шершеневич и другие.
Теоретическим аспектам осуществления предпринимательской деятельности посвящены работы отечественных ученых в области предпринимательского права: Е.П. Губина, И.В. Дойникова, И.В. Ершовой, П.Г. Лахно,
B. С. Мартемьянова, О.М. Олейник, Ю.А. Тихомирова и других.
Вопросам предпринимательской деятельности в инновационной сфере посвящены работы К.Е. Амелиной, И.А. Близнеца, М.В. Волынкиной, И.С. Мухамедшина, В.В. Орловой и других.
Вопросы гражданско-правового регулирования туристской деятельности и возникающих в этой сфере отношений являлись предметом исследования Е.В. Ахтямовой («Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации»), А.Н. Ошнокова («Гражданско-правовые договоры в сфере международного туризма»), О.В. Ткаченко («Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации»), А.Е. Толстовой («Гражданско-правовое регулирование оказания туристских услуг в Российской Федерации»), Ю.А. Чененова («Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации»).
Несмотря на это, на сегодняшний день тема выпускной квалификационной работы приобретает поводы для новых изучений с учётом того, что большинство указанных исследований направлено на поверхностное комментирование статей Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» либо исследует слишком специфичные моменты, актуальные только для небольшого числа споров, возникающих при реализации туристского продукта. Работы указанных авторов касаются в основном договорных отношений в сфере туризма и вопросов гражданско- правовой ответственности. Данные работы не уделяют должное внимание характеру динамично развивающихся гражданско-правовых отношений в туристской области, практически отсутствуют предложения о совершенствовании правового регулирования в этой сфере.
Поэтому считаем, что затронутая в выпускной квалификационной работе проблема нуждается в дополнительной проработке.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе гражданско-правового регулирования туристской деятельности.
Предмет исследования - совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих туристскую деятельность в Российской Федерации.
Цель работы: выявление проблем правового регулирования туристской деятельности и формулирование путей их решения.
Поставленная цель обусловила последовательное решение следующих задач:
1) исследование понятия, сущности, особенностей туристской деятельности;
2) рассмотрение истории правового регулирования туристской деятельности;
3) раскрытие источников правового регулирования туристской деятельности;
4) проведение анализа проблем правового регулирования туристской деятельности;
5) выявление путей решения проблем правового регулирования туристской деятельности
6) рассмотрение перспектив гражданского законодательства, регулирующего туристскую деятельность.
Методологию исследования составили:
1) метод анализа отечественной литературы;
2) метод оценки законодательства;
3) рекомендательный метод;
4) логический метод;
5) сравнительный метод;
6) аналитический метод;
7) метод комплексного подхода;
8) метод личных наблюдений;
9) метод экспертных оценок;
10) статистический метод.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются судебные базы районных, городских судов общей юрисдикции по гражданским делам в туристской сфере, а также электронные ресурсы, например официальный сайт Федерального агентства по туризму илуху.п^кПоитт.ги.
Теоретическая и методологическая база исследования. В работе использованы статьи специалистов-практиков, учёных-правоведов, юристов, опубликованные в периодической литературе профильной направленности, например, в таких журналах как «Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы», «Мир науки, культуры, образования» и других.
Также теоретическую базу исследования составили труды таких авторов, как: В.Р. Алиакберова, С.А. Бутырина, Р.М. Валеев, Т.А. Левченкова, Р. Ю. Попова, Р.Р. Юсупов, и других.
Нормативно-правовую базу исследования составили:
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
2) Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 г.;
3) Манильская декларация по мировому туризму от 27.09.1980 г.;
4) Международный пакт о гражданских и политических правах;
5) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ,
6) Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации», а также другие нормативные правовые акты.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические положения о правовом регулировании туристской деятельности, выявить имеющиеся на сегодняшний день проблемы в этой сфере и предложить пути их решения.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что полученные результаты, выводы и предложения доведены до уровня конкретных рекомендаций, позволяющих законодательным органам государственной власти использовать их при внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторую) и Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с целью совершенствования правового регулирования туристской деятельности.
Поставленная цель, решаемые задачи и методология исследования обусловили логическое построение и структуру выпускной квалификационной работы, состоящую из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 70 наименований. Выпускная квалификационная работа изложена на 56 листах.
Интеграция мировой экономики, выражающаяся в активном межгосударственном взаимодействии, в постоянных деловых взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности в различных сферах экономики, включая туризм, влияет на граждан, побуждая их все чаще совершать поездки не только внутри своего государства, но и за его пределы в целях удовлетворения как личных, так и деловых потребностей.
Туризм как многогранное явление уже является феноменом настоящего времени в силу постоянного развития и востребованности в нем любого развитого государства.
В туристскую деятельность оказывается вовлечено большинство жителей нашей страны (поездки, путешествия), которые порой сталкиваются с проблемами по реализации туристского продукта, что также добавляет актуальности выбранной теме исследования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», эта деятельность провозглашена как одна из приоритетных отраслей экономики, что объясняется важной ролью туризма в системе экономических отношений России. Туризм оказывает стимулирующее влияние на такие отрасли экономики, как производство потребительских товаров, транспорт, связь, торговля, предоставление гостиничных, бытовых услуг, и может способствовать развитию других отраслей.
Большое значение в свете сказанного приобретает совершенствование механизма правового обеспечения туристской деятельности. Как представляется, эффективный механизм регулирования туристских отношений должен строиться на основе научно обоснованных рекомендаций.
Однако если гражданско-правовое регулирование туристской деятельности можно признать достаточно исследованным на доктринальном уровне, то системное понимание туристской деятельности на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал продолжает относиться к числу малоизученных проблем. Теоретическое обоснование правового регулирования туристской деятельности как вида предпринимательства содержит противоречивые и порой взаимоисключающие положения.
На современной стадии становления российской экономики большое значение приобретает решение вопросов, связанных с удовлетворением интересов путешествующих лиц (туристов). Во многом возникающие спорные ситуации являются следствием неполноты и противоречивости правовых норм, регулирующих туристскую деятельность хозяйствующих в этой области
субъектов - туроператора и турагента, недостаточной разработанности понятийного аппарата, а в отдельных случаях - отсутствием правовых норм, регламентирующих взаимоотношения названных субъектов между собой и с туристами.
Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе присутствует большое количество работ, аналитических трудов, статей специалистов, посвящённых теме правового регулирования туристской деятельности.
В разное время вопросам обязательственного права, а также исследованию отношений по оказанию услуг как объекта гражданского права уделяли пристальное внимание М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Э.П. Гаврилов,
A. Ю. Кабалкин, Д.И. Мейер, И.А. Покровский, В.Н. Синельникова, Д.И. Степанов, Е.А. Суханов, В.Н. Ткачев, П.П. Цитович, Г.Ф. Шершеневич и другие.
Теоретическим аспектам осуществления предпринимательской деятельности посвящены работы отечественных ученых в области предпринимательского права: Е.П. Губина, И.В. Дойникова, И.В. Ершовой, П.Г. Лахно,
B. С. Мартемьянова, О.М. Олейник, Ю.А. Тихомирова и других.
Вопросам предпринимательской деятельности в инновационной сфере посвящены работы К.Е. Амелиной, И.А. Близнеца, М.В. Волынкиной, И.С. Мухамедшина, В.В. Орловой и других.
Вопросы гражданско-правового регулирования туристской деятельности и возникающих в этой сфере отношений являлись предметом исследования Е.В. Ахтямовой («Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации»), А.Н. Ошнокова («Гражданско-правовые договоры в сфере международного туризма»), О.В. Ткаченко («Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации»), А.Е. Толстовой («Гражданско-правовое регулирование оказания туристских услуг в Российской Федерации»), Ю.А. Чененова («Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации»).
Несмотря на это, на сегодняшний день тема выпускной квалификационной работы приобретает поводы для новых изучений с учётом того, что большинство указанных исследований направлено на поверхностное комментирование статей Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» либо исследует слишком специфичные моменты, актуальные только для небольшого числа споров, возникающих при реализации туристского продукта. Работы указанных авторов касаются в основном договорных отношений в сфере туризма и вопросов гражданско- правовой ответственности. Данные работы не уделяют должное внимание характеру динамично развивающихся гражданско-правовых отношений в туристской области, практически отсутствуют предложения о совершенствовании правового регулирования в этой сфере.
Поэтому считаем, что затронутая в выпускной квалификационной работе проблема нуждается в дополнительной проработке.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе гражданско-правового регулирования туристской деятельности.
Предмет исследования - совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих туристскую деятельность в Российской Федерации.
Цель работы: выявление проблем правового регулирования туристской деятельности и формулирование путей их решения.
Поставленная цель обусловила последовательное решение следующих задач:
1) исследование понятия, сущности, особенностей туристской деятельности;
2) рассмотрение истории правового регулирования туристской деятельности;
3) раскрытие источников правового регулирования туристской деятельности;
4) проведение анализа проблем правового регулирования туристской деятельности;
5) выявление путей решения проблем правового регулирования туристской деятельности
6) рассмотрение перспектив гражданского законодательства, регулирующего туристскую деятельность.
Методологию исследования составили:
1) метод анализа отечественной литературы;
2) метод оценки законодательства;
3) рекомендательный метод;
4) логический метод;
5) сравнительный метод;
6) аналитический метод;
7) метод комплексного подхода;
8) метод личных наблюдений;
9) метод экспертных оценок;
10) статистический метод.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются судебные базы районных, городских судов общей юрисдикции по гражданским делам в туристской сфере, а также электронные ресурсы, например официальный сайт Федерального агентства по туризму илуху.п^кПоитт.ги.
Теоретическая и методологическая база исследования. В работе использованы статьи специалистов-практиков, учёных-правоведов, юристов, опубликованные в периодической литературе профильной направленности, например, в таких журналах как «Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы», «Мир науки, культуры, образования» и других.
Также теоретическую базу исследования составили труды таких авторов, как: В.Р. Алиакберова, С.А. Бутырина, Р.М. Валеев, Т.А. Левченкова, Р. Ю. Попова, Р.Р. Юсупов, и других.
Нормативно-правовую базу исследования составили:
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
2) Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 г.;
3) Манильская декларация по мировому туризму от 27.09.1980 г.;
4) Международный пакт о гражданских и политических правах;
5) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ,
6) Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации», а также другие нормативные правовые акты.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические положения о правовом регулировании туристской деятельности, выявить имеющиеся на сегодняшний день проблемы в этой сфере и предложить пути их решения.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что полученные результаты, выводы и предложения доведены до уровня конкретных рекомендаций, позволяющих законодательным органам государственной власти использовать их при внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторую) и Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с целью совершенствования правового регулирования туристской деятельности.
Поставленная цель, решаемые задачи и методология исследования обусловили логическое построение и структуру выпускной квалификационной работы, состоящую из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 70 наименований. Выпускная квалификационная работа изложена на 56 листах.
Первое официальное определение термина было утверждено ООН в 1954 г. В своем значении оно имело «активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства».
В 1993 году Статистической комиссией ООН было принято определение туризма, одобренное Международной организацией туризма при ООН (ЮНВТО). Оно подразумевало, что «туризм есть деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Туристская деятельность влияет на развитие национальной экономики:
- во-первых, туристская деятельность, прежде всего, обеспечивает население рабочими местами;
- во-вторых, туристская деятельность создает условия для отдыха;
- в-третьих, туристская деятельность поддерживает и иные отрасли в сфере экономики: торговли, бытового обслуживания, транспорта, производства товаров народного потребления, сельского хозяйства, строительства и других.
Мы выявили особенности туристкой деятельности:
- особенности туристской деятельности как предпринимательской деятельности;
- особенности туристской деятельности как фактора межкультурных коммуникаций;
- особенности туристской деятельности на уровне муниципального образования.
История формирования правового регулирования туристской деятельности в РФ прошла долгий путь развития, претерпела множество изменений, начиная от господства императивных предписаний, заканчивая доминированием частных интересов на современном этапе.
Если советский период характеризуется идеологизированностью, жесткой регламентацией, фрагментарностью правовой базы и отстающим от мировых стандартов правовых средств регулирования, то уже российская законодательная база руководствуется частными интересами, реализует правовые нормы, направленные на повышение эффективности и гарантий. Кроме того, активизируется региональное правотворчество.
Вехой в развитии отечественного правового регулирования туризма стало принятие в 1996 г. Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который регламентировал использование публично-правовых средств только для организации публичной туристской деятельности - лицензирование, сертификация и др.
Действие новой короновирусной инфекции потребовало принятия в 2020 году соответствующего правового регулирования туристской деятельности.
В системе рыночных отношений по правовому регулированию туристской деятельности нельзя никак обойтись без государства. Г осударство выполняет три основные функции:
1) обеспечивает экономику туризма, как и в целом экономику страны, определенным количеством денег;
2) государство берет на себя регулирование внешних эффектов туристского рынка;
3) государство удовлетворяет потребности субъектов туристского рынка в так называемых коллективных благах, или общественных товарах.
На государственном уровне разработаны соответствующие программы развития как внутреннего, так и въездного туризма. Приняты нормативно - правовые акты, регулирующие права и обязанности участников туристских правоотношений, и полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
К источникам правового регулирования туристской деятельности в России относятся международно-правовые акты, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, региональное законодательство.
Основным источником правового регулирования туристских отношений является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
На региональном уровне субъекты Федерации вправе принимать свои законы, например Закон Челябинской области от 28.02.2017 г. № 509-ЗО «О содействии развитию туризма в Челябинской области» определяет полномочия органов государственной власти Челябинской области по созданию благоприятных условий для развития туризма в Челябинской области и формы государственной поддержки туризма и туристской деятельности.
Российская Федерация обладает внушительным туристическим потенциалом - территория страны богата разнообразными ландшафтами, памятниками истории и культуры. Между тем государственное регулирование туризма осуществляется на достаточно слабом уровне, по большей мере в связи с неустанным изменением регулирующих органов и множественным внесением поправок в законодательство, регламентирующее туристскую деятельность.
Мы выявили проблемы правового регулирования туристской деятельности:
1. Проблема несоответствия норм федеральных законов, регулирующих туристскую деятельность в Российской Федерации
Определенные трудности в регулировании отношений в сфере туризма вызывает несоответствие норм Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132- ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», посвященных договору на туристическое обслуживание, Гражданскому кодексу Российской Федерации. В литературе также нет единого мнения о правовой природе указанного договора.
В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» использовался термин договор розничной купли-продажи, что прямо противоречило ст. 779 ГК РФ. Как видим, на лицо существенное различие между нормами ГК РФ и Федеральным законом о туризме.
Различия между нормами этих федеральных законов явились основанием для дискуссии о приоритете между указанными правовыми актами, и, как следствие, о правовой природе данного договора.
Определенная ясность в данном разночтении была внесена Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2018 г. № 15АП- 11667/18. Рассматривая в порядке надзора конкретное дело, арбитражный суд постановил, что договор о реализации туристского продукта по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, в связи с чем, к спорным отношениям применимы нормы главы 39 ГК РФ. Иными словами, отношения между покупателем (туристом или иным заказчиком) и туристской фирмой регулируются не правилами договора купли-продажи, а по правилам договора возмездного оказания услуг.
Для окончательного решения проблемы, считаем, надо закрепить норму о правовой природе договора о реализации туристского продукта как договора возмездного оказания услуг в п.2 ст. 779 ГК РФ.
2. Проблема использования в российском законодательстве термина «туризм» в различных значениях, что порождает коллизии в его правовом регулировании.
Так, легальное определение туризма дано законодателем в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации», где под последним понимаются «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». В иных актах туризм выступает в качестве сектора экономики, социальным направлением.
Таким образом, понятие «туризм» в законодательстве имеет разные значения. Его можно рассматривать как часть социальной сферы, отрасль экономики, путешествия людей и т. д. Такое многообразие подходов обусловлено спецификой туризма. Однако в целях единообразного понимания данной категории законодателю следует расширить понятийный аппарат Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации», закрепив в нем различные подходы к определению туризма с применением специальных терминов.
3. Проблема отсутствия в законе обязанности туристических гидов и экскурсоводов иметь аттестацию.
Сегодня в России отсутствует система подготовки экскурсоводов, гидов- переводчиков и инструкторов-проводников. Дефицит профессионалов в этой сфере увеличивается. При этом растёт число «самодеятельных» неквалифицированных специалистов. В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г.
№ 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
отсутствуют механизмы контроля за качеством работы гидов и проводников.
Многие годы данная проблема не имела своего решения на законодательном уровне и наконец-то Федеральным законом от 20.04.2021 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» дополняются положения Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нормами, устанавливающими, что с 1 июля 2022 года осуществление деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на туристских маршрутах будет разрешено только при условии прохождения обязательной аттестации.
В 1993 году Статистической комиссией ООН было принято определение туризма, одобренное Международной организацией туризма при ООН (ЮНВТО). Оно подразумевало, что «туризм есть деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Туристская деятельность влияет на развитие национальной экономики:
- во-первых, туристская деятельность, прежде всего, обеспечивает население рабочими местами;
- во-вторых, туристская деятельность создает условия для отдыха;
- в-третьих, туристская деятельность поддерживает и иные отрасли в сфере экономики: торговли, бытового обслуживания, транспорта, производства товаров народного потребления, сельского хозяйства, строительства и других.
Мы выявили особенности туристкой деятельности:
- особенности туристской деятельности как предпринимательской деятельности;
- особенности туристской деятельности как фактора межкультурных коммуникаций;
- особенности туристской деятельности на уровне муниципального образования.
История формирования правового регулирования туристской деятельности в РФ прошла долгий путь развития, претерпела множество изменений, начиная от господства императивных предписаний, заканчивая доминированием частных интересов на современном этапе.
Если советский период характеризуется идеологизированностью, жесткой регламентацией, фрагментарностью правовой базы и отстающим от мировых стандартов правовых средств регулирования, то уже российская законодательная база руководствуется частными интересами, реализует правовые нормы, направленные на повышение эффективности и гарантий. Кроме того, активизируется региональное правотворчество.
Вехой в развитии отечественного правового регулирования туризма стало принятие в 1996 г. Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который регламентировал использование публично-правовых средств только для организации публичной туристской деятельности - лицензирование, сертификация и др.
Действие новой короновирусной инфекции потребовало принятия в 2020 году соответствующего правового регулирования туристской деятельности.
В системе рыночных отношений по правовому регулированию туристской деятельности нельзя никак обойтись без государства. Г осударство выполняет три основные функции:
1) обеспечивает экономику туризма, как и в целом экономику страны, определенным количеством денег;
2) государство берет на себя регулирование внешних эффектов туристского рынка;
3) государство удовлетворяет потребности субъектов туристского рынка в так называемых коллективных благах, или общественных товарах.
На государственном уровне разработаны соответствующие программы развития как внутреннего, так и въездного туризма. Приняты нормативно - правовые акты, регулирующие права и обязанности участников туристских правоотношений, и полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
К источникам правового регулирования туристской деятельности в России относятся международно-правовые акты, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, региональное законодательство.
Основным источником правового регулирования туристских отношений является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
На региональном уровне субъекты Федерации вправе принимать свои законы, например Закон Челябинской области от 28.02.2017 г. № 509-ЗО «О содействии развитию туризма в Челябинской области» определяет полномочия органов государственной власти Челябинской области по созданию благоприятных условий для развития туризма в Челябинской области и формы государственной поддержки туризма и туристской деятельности.
Российская Федерация обладает внушительным туристическим потенциалом - территория страны богата разнообразными ландшафтами, памятниками истории и культуры. Между тем государственное регулирование туризма осуществляется на достаточно слабом уровне, по большей мере в связи с неустанным изменением регулирующих органов и множественным внесением поправок в законодательство, регламентирующее туристскую деятельность.
Мы выявили проблемы правового регулирования туристской деятельности:
1. Проблема несоответствия норм федеральных законов, регулирующих туристскую деятельность в Российской Федерации
Определенные трудности в регулировании отношений в сфере туризма вызывает несоответствие норм Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132- ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», посвященных договору на туристическое обслуживание, Гражданскому кодексу Российской Федерации. В литературе также нет единого мнения о правовой природе указанного договора.
В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» использовался термин договор розничной купли-продажи, что прямо противоречило ст. 779 ГК РФ. Как видим, на лицо существенное различие между нормами ГК РФ и Федеральным законом о туризме.
Различия между нормами этих федеральных законов явились основанием для дискуссии о приоритете между указанными правовыми актами, и, как следствие, о правовой природе данного договора.
Определенная ясность в данном разночтении была внесена Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2018 г. № 15АП- 11667/18. Рассматривая в порядке надзора конкретное дело, арбитражный суд постановил, что договор о реализации туристского продукта по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, в связи с чем, к спорным отношениям применимы нормы главы 39 ГК РФ. Иными словами, отношения между покупателем (туристом или иным заказчиком) и туристской фирмой регулируются не правилами договора купли-продажи, а по правилам договора возмездного оказания услуг.
Для окончательного решения проблемы, считаем, надо закрепить норму о правовой природе договора о реализации туристского продукта как договора возмездного оказания услуг в п.2 ст. 779 ГК РФ.
2. Проблема использования в российском законодательстве термина «туризм» в различных значениях, что порождает коллизии в его правовом регулировании.
Так, легальное определение туризма дано законодателем в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации», где под последним понимаются «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». В иных актах туризм выступает в качестве сектора экономики, социальным направлением.
Таким образом, понятие «туризм» в законодательстве имеет разные значения. Его можно рассматривать как часть социальной сферы, отрасль экономики, путешествия людей и т. д. Такое многообразие подходов обусловлено спецификой туризма. Однако в целях единообразного понимания данной категории законодателю следует расширить понятийный аппарат Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации», закрепив в нем различные подходы к определению туризма с применением специальных терминов.
3. Проблема отсутствия в законе обязанности туристических гидов и экскурсоводов иметь аттестацию.
Сегодня в России отсутствует система подготовки экскурсоводов, гидов- переводчиков и инструкторов-проводников. Дефицит профессионалов в этой сфере увеличивается. При этом растёт число «самодеятельных» неквалифицированных специалистов. В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г.
№ 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
отсутствуют механизмы контроля за качеством работы гидов и проводников.
Многие годы данная проблема не имела своего решения на законодательном уровне и наконец-то Федеральным законом от 20.04.2021 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» дополняются положения Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нормами, устанавливающими, что с 1 июля 2022 года осуществление деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на туристских маршрутах будет разрешено только при условии прохождения обязательной аттестации.
Подобные работы
- Правовое регулирование туристской деятельности в регионах
Российской Федерации
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5620 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование туристской деятельности в Российской
Федерации
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование туристской деятельности
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





