🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Разработка стратегии развития муниципального образовательного учреждения (на примере МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа»)

Работа №199142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ
УПРАВЛЕНИЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Стратегическое управление в общественном секторе
экономики 8
1.2 Особенности разработки стратегии развития образовательного
учреждения 18
1.3 Нормативно-правовое регулирования управления развитием
образовательного учреждения 29
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА
ПРИМЕРЕ МБОУ «ИЗЛУЧИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» 36
2.1 Анализ показателей исполнения муниципального задания МБОУ
«Излучинская общеобразовательная начальная школа» 36
2.2 Анализ образовательной деятельности МБОУ «Излучинская
общеобразовательная начальная
школа» 41
3 ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МБОУ «ИЗЛУЧИНСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» 55
3.1 Разработка модели стратегии развития МБОУ «Излучинская
общеобразовательная начальная
школа» 55
3.2 Механизм реализации стратегии развития МБОУ «Излучинская
общеобразовательная начальная школа» 60
3.3 Результаты стратегии развития МБОУ «Излучинская
общеобразовательная начальная школа» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Проект Стратегии развития МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа»
на 2022-2025 гг 75


Актуальность темы. Образование, как и любая другая сфера, не может эффективно развиваться само по себе. Важную роль в её развитии играет стратегия, которую в общем виде можно представить как совокупность стратегических решений, определяющих основные аспекты деятельности предприятия, учреждения [45, с. 17].
Анализ научной литературы показал, что современных подробных и глубоких исследований в области стратегического развития образовательных учреждений мало. Имеющиеся работы либо затрагивают отдельные аспекты управления (например, затрагивают вопросы стратегии внедрения образовательных инноваций), либо написаны давно, успев устареть. Крайне редко затрагиваются вопросы, связанные с особенностями разработки стратегии развития для муниципального образовательного учреждения с учётом его финансовых, организационных и иных особенностей. В научной литературе неоднократно высказывается мнение, что если у муниципального образовательного учреждения нет собственной и полноценной стратегии развития, то это, возможно, в будущем приведёт к снижению качества образовательных услуг, к понижению конкурентоспособности образовательного учреждения, а также к ухудшению иных аспектов работы школы.
Следовательно, современная управленческая деятельность в школах объективно нуждается в новых научных разработках: нужны новые правила, рекомендации и алгоритмы по разработке стратегий развития. Это нужно для того, чтобы обеспечить планомерное, долгосрочное и обоснованное развитие школы.
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в анализ проблем разработки стратегии развития муниципального образовательного учреждения внесли следующие учёные:И. Ансофф, Г.Д. Антонов, Дж. Брайсон,
О.С. Виханский, Н.А. Восколович, С.Д. Еникеева, Е.Н. Жильцов, А.Н. Мардас, А.М. Моисеев, С.В. Панасенко, Т.Н. Патрахина, О.Г. Прикот, С.Н. Рыжиков, О.В. Созонтова, С.Ю. Трапицын, Л.А. Черных, В.А. Ясвин.
Объект выпускной квалификационной работы - стратегическое управление образовательным учреждением начального образования.
Предмет выпускной квалификационной работы - стратегические подходы в управлении муниципальными образовательными учреждениями. Предлагается рассмотреть стратегическое развитие на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического управления в муниципальных
образовательных учреждениях.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть особенности стратегического управления в общественном секторе экономики;
- исследовать особенности и этапы разработки стратегии развития образовательного учреждения;
- дать характеристику нормативно-правовому регулированию управления развитием образовательного учреждения;
- провести анализ показателей исполнения муниципального задания МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа»;
- провести анализ образовательной деятельности МБОУ «Излучинская
общеобразовательная начальная школа»;
- разработать модель стратегии развития для МБОУ «Излучинская
общеобразовательная начальная школа»;
- разработать механизм реализации стратегии развития МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа»;
- сформулировать результаты стратегии развития МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа».
Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных учёных по вопросам стратегического управления в общественном секторе экономики.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, регулирующие вопросы образования и стратегического управления, а также локальные акты муниципальных образовательных учреждений.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» об исполнении муниципальных заданий, о финансово-экономической и образовательной деятельности; данные периодической печати и других источников.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоретических положений стратегического управления в муниципальных образовательных учреждениях и в разработке рекомендаций по совершенствованию стратегий развития для школ, а именно:
1) на основании анализа теоретических подходов к стратегическому управлению муниципальными образовательными учреждениями предложен алгоритм разработки стратегии развития школы;
2) сформулированы рекомендации по совершенствованию стратегического управления муниципальными образовательными учреждениями;
3) разработана стратегия развития для МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа», которая может быть использована и для других муниципальных образовательных учреждений.
Результаты выпускной квалификационной работы в частности, рекомендации по стратегическому управлению школой и проект стратегии развития имеют теоретическую и практическую значимость.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведённого исследования особенностей и проблем разработки стратегии развития муниципального образовательного учреждения были сделаны следующие выводы.
1. Стратегическое управление в общественном секторе экономики - это управленческая деятельность, которая направлена на долгосрочное развитие и улучшение сектора экономики, который производит публичные блага, среди которых - образование. Деятельность по стратегическому управлению школами и другими организациями общественного сектора в целом совпадает со стратегическим управлением другими видами организаций и учреждений, однако имеет следующие ключевые особенности:
- для этой деятельности свойственен пониженный уровень самостоятельности и автономности учреждений - они являются частью общественного сектора, вплетённой в систему государственного и муниципального управления. Как следствие, часть решений, особенно в плане долгосрочных целей, задач и приоритетов стратегического развития прямо определяется органами власти либо вытекает из их решений. Поставить стратегические цели, которые противоречат им, нельзя;
- стратегическое управление должно исходить из тех ресурсов, что предоставляются в административном порядке, т. е. выделенных в рамках процесса бюджетирования, а не полученных самостоятельно. Собственные доходы тоже могут иметь место, однако они играют второстепенную роль;
- она не может игнорировать, что организация общественного сектора экономики должна развиваться с учётом двух противоположных факторов: с одной стороны, рыночные правила играют роль в стратегии развития, так как предопределяют отношение организации с потребителями; с другой стороны, эта же организация должна исходить из того, что она в первую очередь предоставляет общественные блага в форме государственных (муниципальных услуг). Поэтому приоритетным является исполнение государственного (муниципального) задания и иных документов, инициированных в административном порядке.
2. На основании изученных особенностей разработки стратегии развития образовательного учреждения был предложен следующий алгоритм по разработке стратегии развития для школы:
1) разработка видения школы:
- описание текущего образа и состояния школы;
- определение особенностей и возможностей школы;
- описание будущего образа и состояния школы;
2) разработка миссии школы:
- учёт всех факторов, влияющих на миссию школы (осуществление SWOT-анализа факторов внешней и внутренней среды);
- формулировка миссии;
3) разработка целей школы:
- выбор общей стратегической цели;
- выбор целей по отношению к потребителям, к обществу;
- выбор внутренних целей;
- сопоставление целей;
4) разработка стратегического плана как самостоятельного документа школы с учётом разработанных ранее видения, миссии и целей образовательного учреждения;
5) разработка мероприятий и проектов в рамках стратегического плана;
6) определение ресурсов для реализации мероприятий и проектов.
Предложенный алгоритм носит общий характер. Однако он подходит для каждой школы. Кроме того, в нём есть указания на те действия, которые позволят избежать ошибок стратегического развития школой, часто допускаемых на практике. В частности, одно из первых действий в рамках алгоритма - это описание будущего образа школы, который в дальнейшем поможет определить миссию, цели и другие элементы стратегии.
3. Нормативно-правовое регулирование управления развитием образовательного учреждения можно условно разделить на три части:
1) нормативно-правовые акты, которые не содержат конкретных направлений развития, но регулируют стратегическое развитие как вид деятельности. Здесь главный акт - это ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
2) федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, которые носят стратегический, программный характер и определяют развитие страны в целом, отдельной сферы жизни (экономики, образования) или отдельной территории (какого-либо субъекта РФ). Сюда следует отнести, например, государственную программу ХМАО-Югры «Развитие образования»;
3) локальные акты самих образовательных учреждений, которые сами (или совместно с учредителями) определяют цели, миссии и задачи своего стратегического развития, пользуясь предоставленными им полномочиями, ресурсами, и опираясь на учредительные документы и нормативно-правовые акты в сфере образования.
Получается, что, с одной стороны, сфера образования урегулирована достаточно подробно (в этом ключевую роль играет ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С другой стороны, деятельность по стратегическому развитию именно в области образования урегулирована неравномерно: стратегии и программы развития образования на разных уровнях есть, однако нет единых правил, методик и рекомендаций. Поэтому школы и другие образовательные учреждения при разработке соответствующих локальных актов вынуждены ориентироваться на неофициальные научные разработки, на опыт других школ либо на свои представления о том, что такое стратегическое развитие.
4. Для исследования разработки стратегии развития муниципального образовательного учреждения был изучен опыт МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа».
Проведённый анализ показателей исполнения муниципальных заданий школой показал следующее:
1) выбранная для исследования школа полностью выполняет свои муниципальные задания. Все проанализированные отчётные показатели соответствуют плановым. То есть управленческая деятельность в исследуемом образовательном учреждении эффективна, если брать за критерий необходимость полного выполнения муниципального задания;
2) если в 2019 г. муниципальное задание включало в себя те же услуги, что и в 2020 г., но произошло снижение большей части показателей. Значит, управленческая деятельность школой в 2019 г. должна была уделять больше внимание муниципальному заданию, нежели в 2020 г.;
3) в 2021 г. планируется выполнять те же услуги, что и в прошлые годы: показатели услуг в основном те же.
Сделан вывод, что стратегическое управление МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» должно учитывать, что муниципальное задание для образовательного учреждения остаётся в целым неизменным. Следовательно, не рекомендуется при разработке новой стратегии развития включать в неё те мероприятия, которые будут явно выходить за рамки муниципального задания, ведь для них не будет предоставлено соответствующих ресурсов и средств. Кроме того, дальнейшее стратегическое управление школой может быть направлено на то, чтобы сделать деятельность школы не просто стабильной, но и постепенно прогрессирующей. Это может положительно сказаться на последующих муниципальных заданиях: в них не будут снижаться плановые показатели.
5. Был также проведён анализ образовательной деятельности в МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа», который показал следующее:
1) плановые финансово-экономические показатели школы за 2018-2020 гг. трудно назвать стабильными. Наиболее сильные изменения затронули такие показатели, как денежные средства учреждения (увеличился почти в 3 раза), дебиторская задолженность по расходам (сократился на половину), остаток средств на начало года (вырос в 8 раз). То есть увеличились прежде всего те показатели, которые напрямую зависят от размера бюджетного финансирования школы. Этим же можно объяснить и снижение кредиторской задолженности в 2020 г. почти на 65 %. Стабильными финансово-экономические показатели школы являются тогда, когда они связаны с бюджетированием учреждения. Что касается собственных доходов, то итоговые значения существенно отклонились от плана в невыгодную для образовательного учреждения сторону;
2) в 2020 г. все плановые показатели финансово-экономической деятельности школы достигнуты не были. Собственные доходы учреждения оказались ниже планируемых на 30 %, а расходы - на 37,8 %. При этом фактические доходы в виде субсидий для выполнения муниципального задания полностью совпали с планируемыми, как и расходы;
3) исследуемое образовательное учреждение, с одной стороны, финансово независимо от кредиторов, если не считать учредителя. С другой стороны, коэффициент автономии школы на текущий момент составляет лишь 5,86 % при норме от 11 % и выше.
Сделан вывод, что стратегическое управление в МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» должно учитывать, что образовательное учреждение сильно зависит от бюджетных средств, что свойственно для учреждений общественного сектора экономики. Предоставляемые школе ресурсы могут быть задействованы в мероприятиях по стратегическому развитию, но не в ущерб исполнению муниципального задания. Представляется, что стратегия развития, которая сейчас существует в школе, может стать основой для следующей стратегии, однако должны быть решены такие проблемы стратегического управления, как общий характер положений стратегии и пониженный статус стратегии.
6. На основании исследования особенностей стратегического управления в МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» было предложено следующее:
1) разработать полноценную стратегию развития для школы;
2) при её разработке ориентироваться, с одной стороны, на законодательство и на стратегические документы, в том числе на текущую стратегию развития школы. С другой стороны, на текущие особенности образовательного учреждения;
3) как основа стратегии была предложена миссия образовательного учреждения: «Постоянное повышение качества образования для того, чтобы каждый ученик мог проявить себя в образовании, культуре, спорте, социальной жизни и в будущей профессиональной деятельности».
7. В части реализации стратегии развития было предложено следующее:
1) включить в стратегию развития школы проекты, которые уже реализуются в школе: ««Школа успеха и развития» и «Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся»;
2) включить в неё те проекты, которые успешно применяются в других школах: «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность», и др.;
3) исходить из того, что финансирование стратегии развития школы будет осуществляться за счёт средств Нижневартовского района в рамках финансирования исполнения муниципального задания.
8. В части ожидаемых результатов стратегии развития предложены те, что соответствуют сформулированным видению, миссии и целям развития школы, а также прямо вытекают из мероприятий по реализации данной стратегии.
Представляется, что разработанная стратегия развития для МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» может быть использована руководством школы в будущем для разработки, принятия и реализации полноценной стратегии. Проект стратегии развития представлен в Приложении А.



1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» // Собрание законодательства РФ. - 15 января 1996 г. - № 3. - Ст. 145.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»: в ред. от 30 апреля 2021 г. -
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: в ред. от 31 июля 2020 г. - http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 1 (ч. II). - Ст. 375.
5. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 № 338-п «О
Г осударственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования» // Новости Югры. - 2018. - № 141.
6. Постановление Администрации города Нижневартовска ХМАО-Югры от 17.09.2014 № 1858 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2018-2025 гг. и на период до 2030 г.» // Варта. - 2014. - № 189-190.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.». - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г.
№ 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.» // СПС «Кодекс». -
http: //docs.cntd.ru/document/420244216.
9. Решение Совета депутатов поселения от 12.09.2011 № 223 «Об утверждении «Комплексной программы социально-экономического развития городского поселения Излучинск на период до 2020 г.» // Администрация городского поселения Излучинск. - http://izl-detstvo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj- organizacii/dokumenty.
10. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». - https: //edu. gov.ru/national -proj ect/proj ects/cos/.
11. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Изд-во
«Экономика», 1989. - 303 с.
12. Антонов, Г.Д. Стратегическое управление организацией: учебное пособие / Г.Д. Антонов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 239 с.
13. Баранова, Л.Ю. О стратегии развития электронного обучения в высшей школе / Л.Ю Баранова, М.В. Николаева // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2019. - Т. 1. - С. 119-121.
14. Белоусова, С.В. Подходы к рассмотрению общественного сектора / С.В. Белоусова // Известия Байкальского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 5-8.
15. Брайсон, Дж. Стратегическое планирование для публичных и некоммерческих организаций / Дж. Брайсон. - Сан-Франциско, 1995. - 536 с.
..56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ