🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ

Работа №199046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТИ И
ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ
1.1 История развития института признания гражданина
безвестно отсутствующим, объявления его умершим 6
1.2 Основные положения современного института признания
гражданина безвестно отсутствующим, объявления его умершим 21
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЗНАНИЯ
ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ, ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ
2.1 Цель, условия, процесс и последствия признания
гражданина безвестно отсутствующим 35
2.2 Основания, условия и последствия объявления гражданина
умершим 48
2.3 Последствия явки или обнаружения место нахождения
гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..………. 72

Множественность обстоятельств, способных возникнуть в период жизнедеятельности, зачастую влечет неопределенность имеющихся гражданских правоотношений с участием как физических, так и юридических лиц. Например, неизвестность места, где мог бы находится кредитор или должник, военные действия, чрезвычайные происшествия и обстоятельства, дающие право полагать о гибели определенного субъекта правоотношений, и др.
С целью устранения данной неопределенности, гражданское законодательство выработало положения, направленные на недопущение либо устранение подобных ситуаций. На сегодняшний день к таким механизмам безусловно относится институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
Несмотря на то, что рассматриваемый институт достаточно подробно исследовался российскими ученными, проблемных вопросов, имеющих теоретическое и практическое значение, на сегодняшний день по прежнему остается много.
Актуальность вопроса признания гражданина безвестно отсутствующим, объявления его умершим подтверждается в современном обществе, так как отсутствующий выступает участником правоотношений, в связи с чем имеет субъективные права и обязанности, которые необходимо выполнять. Долгая неизвестность о месте пребывания лица может нарушить интересы иных субъектов, то есть, иждивенец остается без кормильца, жена без мужа, работодатель без работника, а кредитор не может взыскать долг.
Кроме того, нынешний период, характеризуется массовыми террористическими актами, локальными военными действиями, осложнениями криминогенной обстановки, приводящей к совершению в отношении неопределенного количества населения преступных действий, связанных с исчезновением граждан, использованием незаконной рабочей силы, а также возникновением стихийных бедствий, которые происходят не
только на территории нашего государства, но и в иных частях планеты, появлением разного рода катастроф и исчезновением людей при миграционных процессах, в связи с чем рассматриваемая тема является особенно актуальной.
Стоит отметить, что проблема безвестного отсутствия граждан характерна не только для Российской Федерации, а применима ко всему мировому сообществу, так как ежегодно за границей пропадает достаточное количество людей в силу различных факторов, при этом она может возникнуть в разных слоях населения, будь то лица без определенного места жительства или государственные деятели.
Целью исследования является анализ правовых и теоретических основ института признания безвестного отсутствия гражданина, объявления его умершим.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить историю развития института признания гражданина безвестно отсутствующим, объявления его умершим;
2) изучить основные положения современного института признания гражданина безвестно отсутствующим, объявления его умершим;
3) рассмотреть цель, условия, процесс и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим;
4) изучить основания, условия и последствия объявления гражданина умершим;
5) рассмотреть последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в результате признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Предметом – нормы права, регулирующие правоотношения института признания безвестного отсутствия гражданина, объявления его умершим.
При написании выпускной квалификационной работы использованы такие методы исследования, как: анализ литературы, нормативно-правовой документации, исторический, теоретический анализ, сравнение, классификация, специально-юридический метод.
В ходе исследования были изучены работы российских учённых, таких как Е.А. Суханов, Д.Б. Абушенко, Р.А. Курбанов и другие, что составляет его теоретическую основу.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составляют Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, иные федеральные законы и законы РФ, материалы судебной практики Верховного суда РФ и судов общей юрисдикции.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Изначально зарождались правовые нормы о признании лица безвестно отсутствующим, которые впервые встречаются в Вавилонском законодательстве и были связаны с осуществлением государственной службы. Первые упоминания о признании лица умершим появляются в античном Риме, где для разрешения имущественных вопросов, возникающих в результате безвестного отсутствия, суд имел право презюмировать живы такие лица или нет. Нормы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим стремительно начинают развиваться в Западном средневековье, где правоведами разрабатывается силезская и саксонская системы.
Дореволюционное российское законодательство не признает факта смерти лица в связи с его длительным отсутствием, но выделяет особый случай такого отсутствия, когда местонахождение лица доподлинно известно, но не законно, кроме того прослеживаются церковные и семейные нормы, напрямую связанные с институтом безвестного отсутствия.
В советский период безвестное отсутствие признается актом гражданского состояния и регистрируется соответствующими государственными органами. Впервые вводятся юридические нормы, согласно которых государство обязано обеспечивать социальную помощь лицам, напрямую ощущающим тяжесть последствий безвестного отсутствия.
В период Великой отечественной войны появляется возможность узаконения фактических брачных отношений по заявлению одного из имеющихся супругов в следствие смерти или безвестного отсутствия второго, с целью приобретения соответствующих имущественных прав и государственных гарантий.
В настоящее время институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим разделился на две самостоятельные части. Положения безвестного отсутствия в корне не
изменились и остаются такими же, как и в гражданском законодательстве СССР. Отсутствие заинтересованности законодателя в его совершенствовании приводит к возникновению проблемных вопросов.
Изучив теоретическую составляющую с целью выработки понятийного аппарата института безвестного отсутствия предлагается в данный термин заложить следующее определение: безвестное отсутствие – это совокупность исследованных и установленных в судебном порядке обстоятельств, дающих основания наделить то или иное лицо статусом безвестно отсутствующего. Анализируя нормы российского гражданского законодательства следует, что безвестно отсутствующий – это исчезнувшее лицо, в отношении которого на протяжении одного года по месту жительства не имеется информации о месте его пребывания.
Правовое положение гражданина в течение года его отсутствия не предусмотрено, в связи с чем предлагается наделить такое лицо статусом без вести пропавшего и изложить трактовку определения в следующем виде: это гражданин, который исчез и в отношении которого органами внутренних дел заведено розыскное дело.
Отличие от гражданского законодательства СССР заключается в том, что в тот период безвестное отсутствие признавалось актом гражданского состояния, между тем, на сегодняшний день такая норма отсутствует. По нашему мнению это упущение со стороны российского законодателя, так как безвестное отсутствие непрерывно связано с ними, в связи с их способностью идентифицировать граждан как субъектов гражданского права и охарактеризовать сложившиеся обстоятельства.
При изучении института объявления гражданина умершим, следует обратить внимание на исключительно важный момент – такое судебное действие является презумпцией, следовательно не может утверждать действительную физическую смерть человека.
Общей проблемой рассматриваемых институтов выступает отсутствие понятия заинтересованных лиц, которые вправе обратиться с
соответствующим заявлением в суд, однако изучив теоретический аспект можно прийти к выводу, что это могут быть как физические, так и юридические лица, имеющие определенную юридическую заинтересованность (правовую цель).
Выделяют ряд условий, позволяющих отнести гражданина к безвестно отсутствующему, таких как: отсутствие гражданина в месте жительства и информации о месте его пребывания в течение одного года; наличие в суде заявления заинтересованного лица о признании гражданина отсутствующим с последующим вынесением соответствующего судебного решения.
Важным моментом для признания гражданина безвестно отсутствующим выступает установление места его жительства, поскольку оно является одним из ключевых элементов гражданско-правового статуса и имеет значение для охраны прав и законных интересов отсутствующего. Не урегулировано ГК РФ понятие место пребывания, в связи с чем необходимо обратиться к Закону РФ № 5242-1, которое трактует его как гостиница, дом отдыха, санаторий и т.д.
К предмету доказывания по делам о безвестном отсутствии, помимо условий такого отсутствия, относят установление судом определенных фактов и обстоятельств, таких как: принятие мер заинтересованными лицами по розыску гражданина; отсутствие возможности установление места пребывания гражданина; правовую заинтересованность лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим; основания, дающие право полагать, что лицо скрывается умышленно. Факт безвестного отсутствия не может прекращать правоспособности гражданина, так как данное явление возможно только при его смерти.
К ключевым последствиям относится установление доверительного управления над имуществом безвестно отсутствующего, которое своей целью имеет защиту имущественных прав исчезнувшего лица. Вместе с тем, имеется правовой пробел в части отсутствия единого подхода к пониманию необходимого доверительного управления, для устранения которого
предлагается законодательно закрепить конкретизированный перечень имущества, попадающего под него.
Законодательством установлены как общие, так и специальные условия для возможности объявления граждан умершими. К первой группе относят отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в течение пяти лет по месту жительства. Во второй группе выделяют две разновидности:
1. Ситуации, когда на протяжении шести месяцев есть основания полагать, что гражданин умер при обстоятельствах, угрожающих смертью, либо от определенного несчастного случая, между тем законодательно такие обстоятельства и случаи не определены, что позволяет сделать вывод о их дискреционном характере.
2. Обстоятельства объявления граждан умершими в связи с военными действиями, при наличии которых лицо объявляется умершим по истечению двух лет, где проблемным вопросом является отсутствие понимания законодателя в определении момента окончания военных действий, в связи с чем предполагается судебная обязанность в выяснении причинноследственной связи между военными действиями и пропажей соответствующего лица, с последующей возможностью сокращения двухгодичного срока до шести месяцев.
Проанализировав теоретическую и практическую основу, следует, что при объявлении граждан умершими должны быть доказаны следующие обстоятельства и факторы: отсутствие сведений о гражданине в течение определенных временных промежутков, а также возможности как у суда, так и заинтересованных лиц устранить возникшую неизвестность; отсутствие предположений о преднамеренности сокрытия лица сведений о своем существовании; наличие юридической цели заинтересованных лиц и обстоятельств, позволяющих суду сделать вывод о жизни или смерти лица и т.д.
Судебное решение о признании лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим не является окончательным и бесповоротным, и
может быть отменено в случае явки или обнаружения место пребывания таких лиц.
Не смотря на то, что правоспособность отсутствующего гражданина не ограничивается, некоторые его права все же не могут быть восстановлены, в связи с чем выделяют три группы правоотношений, при которых: участие восстанавливается автоматически (например: право собственности); участие восстанавливается через прохождение законодательной процедуры (например: восстановление брака); участие не может быть восстановлено (например: трудовой договор).
При явке лица, объявленного умершим, органы ЗАГС аннулируют запись о его смерти. Кроме того, ГК РФ закрепил основания, позволяющие восстановить право собственности на имущество такого гражданина, которые зависят от того, на какой основе (возмездной или безвозмездной) оно было приобретено.


Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч. I) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // Российская газета. 2013. № 296.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ //СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406 (утратил силу).
Гражданский кодекс РСФСР от 31 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922.
№ 71. Ст. 904 (утратил силу). 
12 Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 г. // СУ РСФРС. 1918. № 76. Ст. 818 (утратил силу).
13 Закон СССР «Об утверждении основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» от 8 декабря 1961 г. // Сборник законов СССР. 1968. Т. № 2 (утратил силу).
14 Указ Президиума ВС СССР «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов» от 10 ноября 1944 г. // Сборник законов СССР. 1990. Т. № 2 (утратил силу).
15 Постановление ЦИК и СНК СССР «Об утверждении положения об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семей умерших или безвестно отсутствующих застрахованных и инвалидов труда» от 28 августа 1925 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1925. № 204 (утратил силу).
..66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ