В зубчатой передаче движение передают с помощью зацепления пары зубчатых колес. Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней, большее - колесом. Термин "зубчатое колесо" относят как к шестерне, так и к колесу.
Достоинства зубчатых передач:
• относительно малые размеры и масса зубчатых колес при высокой нагрузочной способности и надежности;
• высокий КПД (97.. .98 %);
• возможность использования зубчатых передач в большом диапазоне нагрузок (окружные силы от близких к нулю в приборных механизмах до 1000 кН в приводах прокатных станов);
• возможность применения в широком диапазоне скоростей (окружные скорости от близких к нулю в системах перемещения телескопов до 250 м/с в приводе несущего винта вертолета);
• сравнительно малые нагрузки на валы и подшипники;
• постоянство среднего значения передаточного числа;
• простота обслуживания.
Недостатки:
• необходимость высокой точности изготовления и монтажа;
• шум при работе передачи. Шум обусловлен переменным значением мгновенного передаточного числа в пределах одного оборота.
Зубья колес получают нарезанием или накатыванием.
Зубчатые передачи применяют в широком диапазоне областей и условий работы: в часах, приборах, коробках передач автомобилей, тракторов, других транспортных и дорожно-строительных машин, механизмах подъема и поворота кранов, коробках скоростей станков, приводах прокатных станов, конвейеров и др. [1].
В выпускной квалификационной работе представлен технологический процесс изготовления и термической обработки зубчатого колеса из стали 40Х.
Рассмотрены условия работы зубчатых колес и предъявляемые к ним требования, выполнено обоснование выбора материала и необходимой термообработки.
Описана технология изготовления зубчатых колес, произведен выбор и расчет оборудования.