Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
1.1 Анализ условий эксплуатации ходового колеса 7
1.2 Выбор и обоснование материала 11
1.3 Общие сведения об улучшаемых сталях и описание выбранной стали 14
1.4 Особенности легирования стали 15
2 ВЫПЛАВКА СТАЛИ 19
2.1 Производство стали в дуговых электропечах 19
2.1.1 Выбор шихты для выплавки 21
2.1.2 Выбор огнеупорных материалов 22
3 ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА ДАВЛЕНИЕМ 24
4 ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА 31
4.1 Выбор и обоснование режимов термической обработки 31
4.2 Расчётная часть 3 3
4.3 Тепловой расчет электрической печи 39
4.4 Расходные статьи теплового баланса 39
4.4.1 Полезное тепло, расходуемое на нагрев 39
4.4.2 Тепло, расходуемое на нагрев приспособления 40
4.4.3 Тепло, теряемое вследствие теплопроводности кладки 40
4.4.4 Потери тепла излучением через загрузочное окно 48
4.5 Тепловой баланс печи 49
5 ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 51
5.1 Общие требования охраны труда 51
5.2 Анализ опасных производственных факторов 52
5.3 Анализ вредных производственных факторов 53
5.4 Взрыво- и пожароопасность при работе на металлургических
предприятиях 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Колесо - одно из древнейших и самых важных изобретений человечества, которое позволило создать различные виды транспортных средств и механизмов. Колесо ходовое - это цельнометаллическое колесо, которое обеспечивает перемещение транспортных средств или механизмов по рельсам или другим путям, поэтому ходовые колеса являются неотъемлемой частью транспортной техники и различных механизмов, таких как железнодорожный и городской транспорт, краны и подъемники, соответственно.
Колеса ходовые могут иметь разную конструкцию и изготавливаться из различных материалов в зависимости от назначения и условий эксплуатации. Основные требования, которые предъявляются к таким колесам - это высокая прочность, износостойкость. Для обеспечения этих требований применяются различные методы проектирования, изготовления и испытания.
Одним из методов изготовления ходовых колес является литье или ковка с последующей термической обработкой для повышения прочности и упругости. В данной работе рассмотрена технология производства ходового колеса из рессорно-пружинной стали 65Г, которая подходит для применения в различных отраслях промышленности и, в том числе и транспортной.
Ходовые колеса из стали 65Г являются важным элементом железнодорожных транспортных средств и играют ключевую роль в обеспечении безопасности и комфорта пассажиров. Они производятся с применением различных технологий и методов, которые позволяют достичь высокой прочности, износостойкости и долговечности.
В выпускной квалификационной работе была рассмотрена оптимальная технология изготовления и термической обработки ходового колеса из стали 65Г, и произведен выбор и расчет оборудования для термической обработки данного изделия.
Основным способом изготовления является технология, совмещающая штамповку и прокатку на колесопрокатном стане.
Для стали 65Г проводится термическая обработка, заключающаяся в закалке при температуре 820...840 °С и последующем высоком отпуске при температуре 550 °С.
Для термической обработки ходового колеса из стали 65Г была выбрана камерная печь с выкатным подом. Тепловой баланс данной печи показал, что большая часть тепла расходуется на нагрев металла, что позволяет оценить целесообразность использования данной печи в производстве ходовых колёс, как высокую. Высокий КПД печи позволяет не только сэкономить электроэнергию и тем самым удешевить производство, но и показывает, что выбранный способ укладки ходовых колёс в печь является близким к оптимальному.