Введение 6
1 Теоретические основы организации услуг досуга в предприятиях
ресторанной индустрии 9
1.1 Основные и дополнительные услуги ресторанно-гостиничных
комплексов 9
1.2 Расширение спектра дополнительных услуг на предприятиях
гостеприимства 15
1.3 Дополнительные услуги ресторанов в гостиничных комплексах 21
Список используемой литературы 72
Дополнительные услуги являются непременной составляющей деятельности любой гостиницы. Определяющим фактором для увеличения количества и улучшения качества дополнительных услуг является ориентация гостиничного предприятия на ту или иную категорию гостей. Количество и качество дополнительных услуг напрямую связано со степенью востребованности и может быть совершенно разным. Таким образом, ключевыми понятиями, в русле которых существуют любые дополнительные услуги, можно считать оправданность и целесообразность.
Благоприятное развитие данного направления деятельности гостиницы невозможно без удачного сочетания внешних и внутренних условий, имеющихся ресурсов, оказывающих непосредственное влияние на повседневную работу гостиницы, и грамотного руководства данным направлением работы. Примечательно, что финансовые вопросы при организации и развитии дополнительных услуг, далеко не всегда стоят на первом плане. В системе дополнительных услуг, как ни в какой другой части гостиничного бизнеса, востребованы нестандартные подходы к решению многих вопросов. Это дает гостинице хоть и небольшую, но реальную возможность выделиться на фоне конкурентов.
Развитие системы дополнительных услуг возможно и вне стен гостиничного предприятия, в связи с чем многие справедливо указывают на существенную роль государства как создателя благоприятного климата для деятельности всех составных частей гостиничной отрасли [8]. Решение таких вопросов, как координация деятельности гостиниц, необходимая при решении многих отраслевых проблем, или создание соответствующей городской инфраструктуры, может и должна осуществлять некая внешняя сила, и государство на эту роль подходит как нельзя лучше.
Развитие дополнительных услуг не должно быть самоцелью, их роль вторична и четко ограничена.
Развитие дополнительных услуг позволяет не только расширять перечень предложений для клиентов гостиницы, но и привлекать к посещению гостиничного комплекса жителей города.
В наше время гостинице уже недостаточно предоставить клиенту обычный номер с завтраком. Запросы гостей становятся все выше, и, чтобы удовлетворить их, гостиничным предприятиям приходится придумывать массу дополнительных услуг.
Основные из них - организация на своей базе различных конференций, симпозиумов и тренингов. Обслуживание корпоративных бизнес-туристов может принести до 40-50 % доходов. Правда, для этого необходимо иметь подходящие площади и оборудование. Тем гостиницам, у которых этого нет, остается довольствоваться организацией различных праздничных программ, которые также приносят немало прибыли.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из главных условий успешного развития предприятий индустрии гостеприимства является наличие широкого спектра дополнительных услуг [29]. Именно поэтому, во- первых, возникает необходимость расширения существующего спектра, а во- вторых - адаптация его к тому сегменту потребителей, на который ориентировано предприятие. Таким образом, рост эффективности и создание благоприятных условий для развития гостиничного бизнеса возможно только при наличии четко отлаженной технологии создания и внедрения дополнительных услуг.
В соответствие с поставленной целью решались следующие задачи:
- изучить количественные и качественные характеристики дополнительных услуг ресторанного комплекса Международного выставочно-делового центра «Сибирь»;
- провести бенчмеркинг дополнительных услуг,а также уровень цен и спроса на них в ресторанах г. Красноярска;
- разработать программу и рекомендации по совершенствованию дополнительных услуг для ресторанного комплекса Международного выставочно-делового центра «Сибирь».
Объектом исследования являются гостиничные предприятия г. Красноярска.
Предметом исследования выступает сектор дополнительных услуг в индустрии гостеприимства, как одном из определяющих направлений развития гостиничного предприятия.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме; бенчмаркинг дополнительных услуг в индустрии гостеприимства.
Практическая значимость работы заключается в разработке проекта рекомендаций по расширению спектра дополнительных услуг для ресторанного комплекса Международного выставочно-делового центра «Сибирь».
1. Арбузова, Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ю. Арбузова. - Москва: Академия, 2009. - 224 с.
2. Быстров, С. А. Организация гостиничного дела: учебное пособие / С. А. Быстров. - Москва: Форум, ИНФРА-М, 2016. - 432 с.
3. Байлик, С. И. Гостиничное хозяйство : организация, управление, обслуживание : учебное пособие [для студентов вузов] / С. И. Байлик. - 3-е издание, стереотипное. - Киев : Дакор, 2008. - 284 с.
4. Воронов, Ю. П. Бенчмаркинг в конкурентной разведке /Ю. ПЕ. Воронов // ЭКО. - 2005. - № 4. - С. 87-92.
5. Волков, Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания: учебник / Ю.Ф. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384 с.
6. Виноградова, М. В. Бизнес-планирование в индустрии Гостеприимства: учебное пособие / М. В. Виноградова, З. И. Панина, А. А. Ларионова. -4-е изд., испр. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 280 с.
7. Ваген, Л. В. Гостиничный бизнес / Л. В. Вагин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 412 с.
8. Генералова, С. Формирование конкурентного потенциала с помощью метода бенчмаркинга / С. Генералов // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №1. - С. 20 - 23.
9. Градобоев, В. Б. Бенчмаркинг как направление стратегического планирования / В. Б. Градобоев // Человек и труд. - 2006. - № 12. - С. 33-38.
10. Гагарина, Л. Г.Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие / Л. Г. Гагарина, Е. В. Кокорева, Б. Д. Виснадул, под ред. Л.Г. Гагариной - Москва: Форум: ИНФРА - М, 2013.-400 с.
11. Данилов, А. Бенчмаркинг - эффективный инструмент повышения конкурентоспособности / А. Данилов, С. Михайлова, Т. Данилова // Московский государственный университета технологий и управления
им. К. Г. Разумовского, г. Москва - 2005- №1. - С.67 - 71.
12. Кручинин, А. Н. Стать опорой экономики России / А. Н. Кручинин // Стандарты и качество. - 2005. - № 8. - С. 104 - 107.
13. Казакова, Н. А. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Н. А. Казакова. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 240 с
14. Кручинин, С. А. Понятие и методология проведения бенчмаркинга на предприятиях / С. А. Кручинин // Современная торговля. - 2005. - №2. - С. 24 - 29.
15. Кузьмин, А. М. Бенчмаркинг / А. М. Кузьмин // Методы менеджмента качества - 2007. - №2. - С. 67-71.
16. Клейменова, Г. В.Сущность и виды бенчмаркинга как современного метода управления бизнесом : учебное пособие / Г. В. Клейменова, З. Г. Сипливая // Финансы и кредит - 2006. - №33 - С. 15 -19.
17. Ляпина, И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник / И. Ю. Ляпина ; под ред. канд. пед. наук А. Ю. Лапина. - Москва : Академия, 2007. - 207 с.
18. Михайлова, Е. А. Основы бенчмаркинга / Е. А. Михайлова. - Москва: Юристь, 2002. - 215 с.
19. Михайлова, М. Р. Бенчмаркинг - универсальный инструмент управления качеством / М. Р. Михайлова // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 5. - С. 23-28.
20. Морозова, Ю. В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / Ю. В. Морозова, В. Т. Гришиной. - 8-е изд. - Москва: Дашков и К°, 2012. - 448 с.
21. Малых, Н. И. Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие / Н. И. Малых, Н. Г. Можаева. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
22. Медлик, С. Гостиничный бизнес : учебник для студентов высших учебных заведений / С. Медлик, Х. Инграм ; пер. с англ. А. В. Павлова. - Москва :Юнити, 2005. - 224 с.
23. Мичелли, Д. А. Ritz-Carlton : золотой стандарт гостиничного бизнеса нового тысячелетия / Д. А. Мичелли ; пер. с англ. В. С. Иващенко. - Москва :Эксмо, 2009. - 309 с.
24. Ногин, Б. Бенчмаркинг - <компас» стратегического развития предприятия / Б. Ногин // Стандарты и качество. - 2005. - № 8. - С.104 - 106.
25. Оганян, К. К. Социальные технологии формирования лидерских качеств у будущих руководителей в вузовской среде: монография / К. К. Оганян - Москва: ИНФРА-М, 2014. -140 с.
26. Оробейко, Е. С. Организация обслуживания: рестораны и бары : учебное пособие / Е. С. Оробейко, Н. Г. Шередер. - Москва : АльфаМ : ИНФРАМ, 2011. - 320 с -162.
27. Пономарева, Т. А. Использование технологий бенчмаркинга для повышения качества услуг / О. М. Пономарева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. № 5.- С. 27 - 32.
28. Пахомова, О. М. Стандартизация и контроль качества туристских услуг: учеб. Пособие / О. М. Пахомова. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 135 с.
29. Резник, С. Д. Управление изменениями: учебник / С. Д. Резник, М. В. Черниковская.; под общ. Ред. С.Д. Резника - 2-e изд,- Москва: ИНФРА-М, 2014. - 382 с.
30. Романычев, И. С. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник для бакалавров / И. С. Романычев, Н.Н. Стрельникова, Д. В. Топчий. - Москва: Дашков и К°, 2014.-184с
31. Рэмси, Д. Покажите мне деньги. Полное руководство по управлению бизнесом для предпринимателя-лидера: пер. с англ / Дэйв Рэмси; Москва: Альпина Паблишер, 2014. - 406 с.
32. Сенин, В. С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Сенин, А. В. Денисенко. - Москва : Финансы и статистика, 2008. - 139 с.
33. Соловьева, Ю. Н. Методология организации бенчмаркинга в стратегических альянсах/ Ю. Н. Соловьева, Г. Л. Багиев // Известия Санкт- Петербургского университета экономики и финансов. - 2006. - №3. - С. 32 - 36.
34. Стрельникова, Н. Н.Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг / Н. Н. Стрельникова, Л. В. Топчий. - Москва: Дашков и К°, 2014. -184 с.
35. Семеркова, Л. Н. Технология и организация гостиничных услуг, учебник / Л. Н. Семеркова, А. В. Белякова, Т. И. Шерстобитова. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
36. Синяева, И. М. Маркетинг услуг: учебник / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова, В. В. Синяев; под ред. Л. П. Дашкова. - Москва: Дашков и К°, 2014- 252 с.
37. Саяхова, А. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия / А. Саяхова // Стандарты и качество. - 2005. - № 9. - С. 20 - 23.
38. Стариков, В. В. Бенчмаркинг - путь к совершенству / В. В. Стариков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 4. - С. 11 - 14.
39. Титова, В. А. Бенчмаркинг как инструмент формирования инновационного потенциала предприятия // В. А. Титова / Инновации.- 2006. - №7. - С. 102 - 106.
40. Тимохина, Т. Л. Технологии гостиничной деятельности. Теория и практика : учебник для прикладного бакалавриата / Т. Л. Тимохина. - Москва : Юрайт, 2014. - 336 с.
41. Уваров, В. В. Бенчмаркинг как современный метод управления бизнесом // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005 - №4. - С. 35 - 37.
42. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания: учебник для бакалавров / А. М. Фридман, - Москва: Дашков и К°, 2013. - 464 с.
43. Христофоров, А. В. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы: монография / А. В.
44. Харрингтон, X. Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде / X. Дж. Харрингтон, С. Дж. Харрингтон ; пер. с англ. Б. Резниченко; под ред. Б. Резниченко. - Санкт-Петтербург: Питер, 2004. - 176 с.
45. Чудновский, А. Д. Индустрия гостеприимства: основы организации и управления : учебное пособие / А. Д. Чудновский. - Москва : ИНФРА-М, 2011, -399 с.
46. Шпер, В. Л. Бенчмаркинг / В. Л. Шпер // Методы менеджмента качества - 2006. - № 6. - С. 44-48.
47. Гостинично-ресторанный комплекс «Метелица» [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения об оказываемых слугах в выставочно¬деловом центре «Сибирь» - Режим доступа: http://www.hotelkrs.ru/.
48. Гостинично-ресторанный комплекс «Красноярск» [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения об оказываемых слугах в выставочно¬деловом центре «Сибирь» - Режим доступа: http://www.hotel-metelitsa.ru/.
49. Сайт Международного выставочно-делового центра имени Карена Мурадяна «Сибирь» [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения об оказываемых слугах ввыставочно-деловом центре «Сибирь» - Режим доступа: http://www.siberiahotel.ru/.
50. Сайт Международного выставочно-делового центра имени Карена Мурадяна «Сибирь» [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения об оказываемых слугах в выставочно-деловом центре «Сибирь» - Режим доступа: http://centersiberia.ru/hotel.