Формирование конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» как фактор повышения экономической безопасности
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 11
1.1 Понятие, сущность и угрозы экономической безопасности
предприятия 11
1.2 Роль конкурентоспособности в повышении экономической
безопасности предприятия 22
1.3 Методика оценки конкурентных преимуществ предприятия 32
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
ОАО «МЯСОКОМБИНАТ НАХОДКИНСКИЙ» 41
2.1 Общая характеристика ОАО «Мясокомбинат Находкинский» 41
2.2 Экономический анализ деятельности ОАО «Мясокомбинат
Находкинский» 47
2.3 Оценка конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат
Находкинский» 62
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОАО «МЯСОКОМБИНАТ НАХОДКИНСКИЙ» НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕННЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИТИЯ 85
3.1 Разработка мероприятий по формированию конкурентных
преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» 85
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 92
3.3 Влияние предложенных мероприятий на экономическую
безопасность ОАО «Мясокомбинат Находкинский» 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 115
ПРИЛОЖЕНИЯ 121
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Угрозы экономической безопасности предприятия 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Методика экономического анализа предприятия 122
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Бухгалтерский баланс на 31.12.2022 г 125
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Бухгалтерский баланс на 31.12.2021 г 128
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 11
1.1 Понятие, сущность и угрозы экономической безопасности
предприятия 11
1.2 Роль конкурентоспособности в повышении экономической
безопасности предприятия 22
1.3 Методика оценки конкурентных преимуществ предприятия 32
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
ОАО «МЯСОКОМБИНАТ НАХОДКИНСКИЙ» 41
2.1 Общая характеристика ОАО «Мясокомбинат Находкинский» 41
2.2 Экономический анализ деятельности ОАО «Мясокомбинат
Находкинский» 47
2.3 Оценка конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат
Находкинский» 62
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОАО «МЯСОКОМБИНАТ НАХОДКИНСКИЙ» НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕННЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИТИЯ 85
3.1 Разработка мероприятий по формированию конкурентных
преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» 85
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 92
3.3 Влияние предложенных мероприятий на экономическую
безопасность ОАО «Мясокомбинат Находкинский» 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 115
ПРИЛОЖЕНИЯ 121
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Угрозы экономической безопасности предприятия 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Методика экономического анализа предприятия 122
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Бухгалтерский баланс на 31.12.2022 г 125
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Бухгалтерский баланс на 31.12.2021 г 128
Актуальность темы работы обусловлена тем, что современная экономическая конъюнктура сформировала потребность у каждого экономического субъекта реализовывать свою хозяйственную деятельность с единственной целью - прибыль. Данный экономический результат определяет деятельность всех коммерческих организаций, что в свою очередь формирует соперничество между организациями, которые ведут аналогичную деятельность и реализуют схожие продукты потребления. Способность конкурировать подразумевает наличие конкретных конкурентных преимуществ у организации, которые обеспечивают не только прибыльность, но и жизнеспособность в изменяющейся среде. Это определяет тесную взаимную связь между наличием конкурентных преимуществ и обеспечением экономической безопасности.
Связь экономической безопасности и наличия конкурентных преимуществ у предприятия широко исследуется современными специалистами: Ю.А. Кравченко оценивает влияние рисков на экономическую безопасность предприятия, включая риски потери конкурентоспособности, а также предлагает методы управления ими. Т.Н. Павленко раскрывает современное содержание и взаимосвязь конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия. А.С. Романова предлагает методику экономического анализа эффективности деятельности и конкурентоспособности организации .
Не смотря на высокий интерес к данной теме со стороны специалистов, ряд нерешенных вопросов, таких как отсутствие закрепленного понятия конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия, сформированной единой методологии их анализа и оценки, подходов к формированию конкурентных преимуществ организаций в отдельных отраслях и сферах деятельности, свидетельствует о недостаточном уровне разработанности темы.
Цель исследования - разработка мероприятий по повышению экономической безопасности ОАО «Мясокомбинат Находкинский» на основе формирования конкурентных преимуществ.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ как фактора повышения экономической безопасности предприятия;
- провести экономический анализ деятельности ОАО «Мясокомбинат Находкинский»;
- оценить конкурентные преимущества ОАО «Мясокомбинат
Находкинский»;
- разработать мероприятия по формированию конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и оценить их влияние на экономическую безопасность предприятия.
Объект исследования - ОАО «Мясокомбинат Находкинский».
Предмет исследования - конкурентные преимущества как фактор повышения экономической безопасности ОАО «Мясокомбинат Находкинский».
Научная новизна исследования заключается в разработке мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский», которые позволяет повысить экономическую безопасность предприятия.
Теоретическая значимость работы заключается в определении роли и значения конкурентных преимуществ предприятия как фактора обеспечения его экономической безопасности.
Практическая значимость работы состоит в проведении анализа и оценки конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и возможности использования полученных результатов при управлении экономической безопасностью предприятия.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, дедукция и др.) и специальные (экономический анализ, SWOT-анализ, PEST-анализ, метод М. Портера, EFAS-анализ, планирование).
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, регулирующие вопросы обеспечения экономической безопасности и деятельности коммерческих предприятий, учебные пособия, монографии, статьи, и периодические издания отечественных и зарубежных специалистов в области экономики предприятия, финансов, стратегического менеджмента: К.Б. Беловицкого, П.С. Завьялова, Н.В. Рубцовой, бухгалтерская отчетность ОАО «Мясокомбинат Находкинский» за 2020-2022 гг.
Положения, выносимые на защиту:
- понятие экономической безопасности и конкурентных преимуществ предприятия;
- результаты экономического анализа деятельности ОАО «Мясокомбинат Находкинский»;
- результаты оценки конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский»;
- мероприятия по формированию конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и их влияние на экономическую безопасность предприятия.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями .
В первой главе раскрыты теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ как фактора повышения экономической безопасности предприятия. Во второй главе проведен анализ и оценка конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский». В третьей главе разработаны предложения по формированию конкурентных преимуществ
ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и оценено их влияние на экономическую безопасность предприятия.
Связь экономической безопасности и наличия конкурентных преимуществ у предприятия широко исследуется современными специалистами: Ю.А. Кравченко оценивает влияние рисков на экономическую безопасность предприятия, включая риски потери конкурентоспособности, а также предлагает методы управления ими. Т.Н. Павленко раскрывает современное содержание и взаимосвязь конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия. А.С. Романова предлагает методику экономического анализа эффективности деятельности и конкурентоспособности организации .
Не смотря на высокий интерес к данной теме со стороны специалистов, ряд нерешенных вопросов, таких как отсутствие закрепленного понятия конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия, сформированной единой методологии их анализа и оценки, подходов к формированию конкурентных преимуществ организаций в отдельных отраслях и сферах деятельности, свидетельствует о недостаточном уровне разработанности темы.
Цель исследования - разработка мероприятий по повышению экономической безопасности ОАО «Мясокомбинат Находкинский» на основе формирования конкурентных преимуществ.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ как фактора повышения экономической безопасности предприятия;
- провести экономический анализ деятельности ОАО «Мясокомбинат Находкинский»;
- оценить конкурентные преимущества ОАО «Мясокомбинат
Находкинский»;
- разработать мероприятия по формированию конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и оценить их влияние на экономическую безопасность предприятия.
Объект исследования - ОАО «Мясокомбинат Находкинский».
Предмет исследования - конкурентные преимущества как фактор повышения экономической безопасности ОАО «Мясокомбинат Находкинский».
Научная новизна исследования заключается в разработке мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский», которые позволяет повысить экономическую безопасность предприятия.
Теоретическая значимость работы заключается в определении роли и значения конкурентных преимуществ предприятия как фактора обеспечения его экономической безопасности.
Практическая значимость работы состоит в проведении анализа и оценки конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и возможности использования полученных результатов при управлении экономической безопасностью предприятия.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, дедукция и др.) и специальные (экономический анализ, SWOT-анализ, PEST-анализ, метод М. Портера, EFAS-анализ, планирование).
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, регулирующие вопросы обеспечения экономической безопасности и деятельности коммерческих предприятий, учебные пособия, монографии, статьи, и периодические издания отечественных и зарубежных специалистов в области экономики предприятия, финансов, стратегического менеджмента: К.Б. Беловицкого, П.С. Завьялова, Н.В. Рубцовой, бухгалтерская отчетность ОАО «Мясокомбинат Находкинский» за 2020-2022 гг.
Положения, выносимые на защиту:
- понятие экономической безопасности и конкурентных преимуществ предприятия;
- результаты экономического анализа деятельности ОАО «Мясокомбинат Находкинский»;
- результаты оценки конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский»;
- мероприятия по формированию конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и их влияние на экономическую безопасность предприятия.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями .
В первой главе раскрыты теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ как фактора повышения экономической безопасности предприятия. Во второй главе проведен анализ и оценка конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский». В третьей главе разработаны предложения по формированию конкурентных преимуществ
ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и оценено их влияние на экономическую безопасность предприятия.
Актуальность темы работы обусловлена усилением конкуренции в современных экономических условиях. Способность конкурировать подразумевает наличие конкретных конкурентных преимуществ у организации, которые обеспечивают не только прибыльность, но и жизнеспособность в изменяющейся среде. Это определяет тесную взаимную связь между наличием конкурентных преимуществ и обеспечением экономической безопасности.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка мероприятий по повышению экономической безопасности ОАО «Мясокомбинат Находкинский» на основе формирования конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ как фактора повышения экономической безопасности предприятия;
- проведен экономический анализ деятельности ОАО «Мясокомбинат
Находкинский»;
- проведена оценка конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат
Находкинский»;
- разработаны мероприятия по формированию конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и оценено их влияние на экономическую безопасность предприятия.
При исследовании теоретических аспектов формирования конкурентных преимуществ как фактора повышения экономической безопасности предприятия были сделаны следующие выводы.
Экономическая безопасность предприятия - это такое состояние хозяйствующего субъекта, при котором оно имеет возможность вести бесперебойную финансово-хозяйственную деятельность, получать прибыль и улучшать свои финансовые результаты, решать поставленные задачи и обеспечивать удовлетворение интересов собственников бизнеса, оставаться конкурентоспособным в меняющихся условиях внешней и внутренней среды. Систему экономической безопасности предлагается понимать как совокупность элементов, взаимодействие которых между собой и с внешними субъектами может сформировать такую среду функционирования предприятия, которая позволит ему достичь экономической цели своего создания независимо от наличия и негативного влияния угроз на его текущее и стратегическое положение и результаты деятельности.
Экономическая безопасность устанавливается за счет наличия конкурентных преимуществ, определяющихся соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического потенциалов и организационной структуры фирмы ее стратегическим целям и задачам. Конкурентоспособность предприятия является одним из ключевых факторов обеспечения его экономической безопасности. Конкурентоспособность предприятия - это совокупность свойств, которые отличают его от конкурентов большей степенью удовлетворения потребностей потребителей, более высокой эффективностью хозяйственной деятельности, а также способностью к адаптации и развитию в условиях внешней и внутренней среды.
В рамках данной работы для проведения оценки конкурентных преимуществ предприятия как фактора обеспечения его экономической безопасности был использован следующий алгоритм:
- анализ финансово-экономического положения хозяйствующего субъекта и
сопоставление полученных значений со среднеотраслевыми и среднероссийскими показателями. Финансово-экономическое положение предприятия
характеризуется такими показателями, как: платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность и рентабельность;
- анализ макросреды предприятия с применением метода PEST-анализа;
- анализ микросреды предприятия по методике М. Портера;
- анализ внутренней среды предприятия с применением метода SNW-анализа;
- систематизация выявленных факторов внешней и внутренней среды с применением метода EFAS-анализ;
- составление SWOT-матрицы для определения перспективных направлений повышения конкурентоспособности предприятия и обеспечения его экономической безопасности.
При анализе и оценке конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» были сделаны следующие выводы.
ОАО «Мясокомбинат Находкинский» является одним из ведущих предприятий мясоперерабатывающей промышленности Приморского края. Основу ассортимента ОАО «Мясокомбинат Находкинский» составляют традиционные колбасы и полуфабрикаты под торговыми марками «Доброе дело» и «Сытый день».
Проведенный экономический анализ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» показал, что в целом предприятие имеет устойчивое финансовое состояние, платежеспособно в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Коэффициент текущей ликвидности составил 2,09, что свидетельствует о возможности полного погашения краткосрочной задолженности ликвидными активами. Однако отмечается неэффективное использование ресурсов, что приводит к замедлению их оборачиваемости и снижению уровня отдачи. Длительность оборота активов выросла за три года со 198,22 до 209,03 дней.
Основными конкурентами ОАО «Мясокомбинат Находкинский» являются ООО «Ратимир», ООО «Торговый дом ВИК», ООО «Торговый дом Никольск». В сравнении с фирмами-конкурентами ОАО «Мясокомбинат Находкинский» находится на втором месте среди четырех анализируемых компаний. Лидером по количеству набранных баллов является ООО Ратимир». Данная компания занимает наибольшую долю рынка по размеру выручки. К факторам, снижающим конкурентоспособность предприятия, относятся недостаточный для удовлетворения всех потребностей населения в мясной продукции ассортимент, слабая реклама продукции. Однако высокое качество продукции и в целом устойчивое финансовое состояние являются сильными сторонами предприятия.
По результатам анализа внешней среды ОАО «Мясокомбинат Находкинский» были выделены следующие угрозы для деятельности предприятия: уход с рынка зарубежных поставщиков оборудования; более широкий ассортимент у конкурентов; мясная продукция и полуфабрикаты характеризуются большим количеством товаров-заменителей. Выделенные угрозы снижают
конкурентоспособность ОАО «Мясокомбинат Находкинский», а, следовательно, подрывают его экономическую безопасность. Однако был также выделен ряд возможностей, которые открываются перед предприятием: развитие
корпоративной социальной ответственности бизнеса; развитие отечественных инноваций в мясоперерабатывающей отрасли; ухудшение положения тех конкурентов на рынке, чья деятельность основана на импортном сырье.
По результатам анализа внутренней среды ОАО «Мясокомбинат Находкинский» были выделены следующие слабые стороны в деятельности предприятия: неэффективное использование ресурсов; недостаточный
ассортимент продукции для завоевания большей доли рынка; низкий уровень узнаваемости компании на рынке. К сильным сторонам относятся: высокое качество производимой продукции; наличие свободных производственных площадей; ценовая политика, адаптированная под потребности населения.
В целом на сегодняшний день ОАО «Мясокомбинат Находкинский» поддерживает экономическую безопасность, что отражается в низкой угрозе банкротства. Однако мясоперерабатывающая отрасль характеризуется усилением конкуренции, в связи с чем, предприятию важно обеспечить конкурентные преимущества для дальнейшего развития.
В целях формирования конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и повышения экономической безопасности было рекомендовано:
- принять участие в акции «#МЫВМЕСТЕ» и поставить продукцию на благотворительные нужды. Положительный результат от реализации мероприятия
для ОАО «Мясокомбинат Находкинский» состоит в увеличении прибыли на 324 770 руб., экономическая эффективность составила 15,08 %. Социальная
эффективность заключается в повышении узнаваемости предприятия на рынке мясной промышленности и в формировании положительного имиджа;
- обновить основные средства на более высокотехнологическое оборудование от отечественных поставщиков путем замены вакуумных мясных массажеров СБН-320 на GR 1000, что даст возможность в дальнейшем повышать качество продукции в более короткие сроки и с меньшими затратами. Реализация мероприятия позволит ОАО «Мясокомбинат Находкинский» повысить прибыль на 12 468 824 руб., экономическая эффективность составила 18,52 %. Социальная эффективность заключается в повышении качества выпускаемой продукции за счет улучшенной обработки мяса;
- запустить линейку продукции «консервы для животных премиум качества»,
что позволит расширить ассортимент производимых товаров, привлечь новых покупателей и сократить остаток запасов, которые занимают практически половину всего имущества. Увеличение прибыли составит 8 218 328 руб.
Экономическая эффективность определена в размере 19,82 %. Социальная
эффективность мероприятия заключается в укреплении конкурентных позиций на рынке мясной продукции.
Данные мероприятия позволят укрепить экономическую безопасность ОАО «Мясокомбинат Находкинский» за счет развития конкурентных преимуществ. Укрепление экономической безопасности предприятия выражается в повышении платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, а также в снижении риска наступления банкротства в плановом году.
Таким образом, наличие положительного экономического и социального эффекта от реализации мероприятий по развитию конкурентных преимуществ и укреплению экономической безопасности ОАО «Мясокомбинат Находкинский» отражает практическую значимость исследования. Цель работы достигнута, задачи решены.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка мероприятий по повышению экономической безопасности ОАО «Мясокомбинат Находкинский» на основе формирования конкурентных преимуществ.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ как фактора повышения экономической безопасности предприятия;
- проведен экономический анализ деятельности ОАО «Мясокомбинат
Находкинский»;
- проведена оценка конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат
Находкинский»;
- разработаны мероприятия по формированию конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и оценено их влияние на экономическую безопасность предприятия.
При исследовании теоретических аспектов формирования конкурентных преимуществ как фактора повышения экономической безопасности предприятия были сделаны следующие выводы.
Экономическая безопасность предприятия - это такое состояние хозяйствующего субъекта, при котором оно имеет возможность вести бесперебойную финансово-хозяйственную деятельность, получать прибыль и улучшать свои финансовые результаты, решать поставленные задачи и обеспечивать удовлетворение интересов собственников бизнеса, оставаться конкурентоспособным в меняющихся условиях внешней и внутренней среды. Систему экономической безопасности предлагается понимать как совокупность элементов, взаимодействие которых между собой и с внешними субъектами может сформировать такую среду функционирования предприятия, которая позволит ему достичь экономической цели своего создания независимо от наличия и негативного влияния угроз на его текущее и стратегическое положение и результаты деятельности.
Экономическая безопасность устанавливается за счет наличия конкурентных преимуществ, определяющихся соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического потенциалов и организационной структуры фирмы ее стратегическим целям и задачам. Конкурентоспособность предприятия является одним из ключевых факторов обеспечения его экономической безопасности. Конкурентоспособность предприятия - это совокупность свойств, которые отличают его от конкурентов большей степенью удовлетворения потребностей потребителей, более высокой эффективностью хозяйственной деятельности, а также способностью к адаптации и развитию в условиях внешней и внутренней среды.
В рамках данной работы для проведения оценки конкурентных преимуществ предприятия как фактора обеспечения его экономической безопасности был использован следующий алгоритм:
- анализ финансово-экономического положения хозяйствующего субъекта и
сопоставление полученных значений со среднеотраслевыми и среднероссийскими показателями. Финансово-экономическое положение предприятия
характеризуется такими показателями, как: платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность и рентабельность;
- анализ макросреды предприятия с применением метода PEST-анализа;
- анализ микросреды предприятия по методике М. Портера;
- анализ внутренней среды предприятия с применением метода SNW-анализа;
- систематизация выявленных факторов внешней и внутренней среды с применением метода EFAS-анализ;
- составление SWOT-матрицы для определения перспективных направлений повышения конкурентоспособности предприятия и обеспечения его экономической безопасности.
При анализе и оценке конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» были сделаны следующие выводы.
ОАО «Мясокомбинат Находкинский» является одним из ведущих предприятий мясоперерабатывающей промышленности Приморского края. Основу ассортимента ОАО «Мясокомбинат Находкинский» составляют традиционные колбасы и полуфабрикаты под торговыми марками «Доброе дело» и «Сытый день».
Проведенный экономический анализ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» показал, что в целом предприятие имеет устойчивое финансовое состояние, платежеспособно в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Коэффициент текущей ликвидности составил 2,09, что свидетельствует о возможности полного погашения краткосрочной задолженности ликвидными активами. Однако отмечается неэффективное использование ресурсов, что приводит к замедлению их оборачиваемости и снижению уровня отдачи. Длительность оборота активов выросла за три года со 198,22 до 209,03 дней.
Основными конкурентами ОАО «Мясокомбинат Находкинский» являются ООО «Ратимир», ООО «Торговый дом ВИК», ООО «Торговый дом Никольск». В сравнении с фирмами-конкурентами ОАО «Мясокомбинат Находкинский» находится на втором месте среди четырех анализируемых компаний. Лидером по количеству набранных баллов является ООО Ратимир». Данная компания занимает наибольшую долю рынка по размеру выручки. К факторам, снижающим конкурентоспособность предприятия, относятся недостаточный для удовлетворения всех потребностей населения в мясной продукции ассортимент, слабая реклама продукции. Однако высокое качество продукции и в целом устойчивое финансовое состояние являются сильными сторонами предприятия.
По результатам анализа внешней среды ОАО «Мясокомбинат Находкинский» были выделены следующие угрозы для деятельности предприятия: уход с рынка зарубежных поставщиков оборудования; более широкий ассортимент у конкурентов; мясная продукция и полуфабрикаты характеризуются большим количеством товаров-заменителей. Выделенные угрозы снижают
конкурентоспособность ОАО «Мясокомбинат Находкинский», а, следовательно, подрывают его экономическую безопасность. Однако был также выделен ряд возможностей, которые открываются перед предприятием: развитие
корпоративной социальной ответственности бизнеса; развитие отечественных инноваций в мясоперерабатывающей отрасли; ухудшение положения тех конкурентов на рынке, чья деятельность основана на импортном сырье.
По результатам анализа внутренней среды ОАО «Мясокомбинат Находкинский» были выделены следующие слабые стороны в деятельности предприятия: неэффективное использование ресурсов; недостаточный
ассортимент продукции для завоевания большей доли рынка; низкий уровень узнаваемости компании на рынке. К сильным сторонам относятся: высокое качество производимой продукции; наличие свободных производственных площадей; ценовая политика, адаптированная под потребности населения.
В целом на сегодняшний день ОАО «Мясокомбинат Находкинский» поддерживает экономическую безопасность, что отражается в низкой угрозе банкротства. Однако мясоперерабатывающая отрасль характеризуется усилением конкуренции, в связи с чем, предприятию важно обеспечить конкурентные преимущества для дальнейшего развития.
В целях формирования конкурентных преимуществ ОАО «Мясокомбинат Находкинский» и повышения экономической безопасности было рекомендовано:
- принять участие в акции «#МЫВМЕСТЕ» и поставить продукцию на благотворительные нужды. Положительный результат от реализации мероприятия
для ОАО «Мясокомбинат Находкинский» состоит в увеличении прибыли на 324 770 руб., экономическая эффективность составила 15,08 %. Социальная
эффективность заключается в повышении узнаваемости предприятия на рынке мясной промышленности и в формировании положительного имиджа;
- обновить основные средства на более высокотехнологическое оборудование от отечественных поставщиков путем замены вакуумных мясных массажеров СБН-320 на GR 1000, что даст возможность в дальнейшем повышать качество продукции в более короткие сроки и с меньшими затратами. Реализация мероприятия позволит ОАО «Мясокомбинат Находкинский» повысить прибыль на 12 468 824 руб., экономическая эффективность составила 18,52 %. Социальная эффективность заключается в повышении качества выпускаемой продукции за счет улучшенной обработки мяса;
- запустить линейку продукции «консервы для животных премиум качества»,
что позволит расширить ассортимент производимых товаров, привлечь новых покупателей и сократить остаток запасов, которые занимают практически половину всего имущества. Увеличение прибыли составит 8 218 328 руб.
Экономическая эффективность определена в размере 19,82 %. Социальная
эффективность мероприятия заключается в укреплении конкурентных позиций на рынке мясной продукции.
Данные мероприятия позволят укрепить экономическую безопасность ОАО «Мясокомбинат Находкинский» за счет развития конкурентных преимуществ. Укрепление экономической безопасности предприятия выражается в повышении платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, а также в снижении риска наступления банкротства в плановом году.
Таким образом, наличие положительного экономического и социального эффекта от реализации мероприятий по развитию конкурентных преимуществ и укреплению экономической безопасности ОАО «Мясокомбинат Находкинский» отражает практическую значимость исследования. Цель работы достигнута, задачи решены.





