🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Государственно-частное партнерство как инструмент бюджетной безопасности региона (на примере Челябинской области)

Работа №198979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономическая безопасность

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 9
1.1 Бюджетная система и бюджетная политика в обеспечении
бюджетной безопасности 9
1.2 Государственно-частное партнерство как элемент бюджетной
политики 20
2 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1 Анализ бюджетной политики Челябинской области 29
2.2 Оценка финансово-бюджетной безопасности Челябинской области. 39
3 ПРОМЫШЛЕННАЯ ИПОТЕКА КАК ЭЛЕМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 50
3.1 Промышленная ипотека: ключевые условия 50
3.2 Влияние промышленной ипотеки на снижение бюджетных рисков... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Показатели финансово-бюджетной безопасности
Челябинской, Тюменской и Свердловской областей 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Альбом иллюстраций 77


Актуальность выпускной квалификационной работы. В современных условиях обеспечение бюджетной безопасности региона становится все более важной задачей, требующей активных мер по улучшению качества использования бюджетных ресурсов. Расходы бюджета играют ключевую роль в финансовой системе региона, поэтому эффективное и результативное их распределение становится неотъемлемым элементом финансового управления. Механизм государственно-частного партнерства предоставляет возможность эффективного вовлечения ресурсов частного сектора в процессы воспроизводства в отраслях и сферах, находящихся в собственности государства и местных органов власти. Этот подход также способствует использованию частной предпринимательской инициативы с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Государственно-частное партнерство играет ключевую роль в обеспечении притока инвестиций в различные отрасли экономики, что способствует ускоренному социально-экономическому развитию региона. Этот механизм позволяет объединять ресурсы и опыт государственного и частного секторов, создавая условия для реализации масштабных проектов и программ.
Целью выпускной квалификационной работы заключается в исследовании влияния механизма государственно-частного партнерства на укрепление бюджетной безопасности региона.
В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- изучить принципы бюджетной системы, направления и инструменты бюджетной политики РФ;
- рассмотреть понятие и организационные формы государственно-частного партнерства;
- оценить состояние бюджета Челябинской области за 2020-2022 гг.;
- оценить состояние финансово-бюджетной безопасности Челябинской области;
- проанализировать программу промышленной ипотеки и рассмотреть ключевые условия для ее получения;
- оценить эффективность влияния промышленной ипотеки на укрепление бюджетной безопасности Челябинской области.
Вопросы исследования государственно-частного партнерства как инструмента обеспечения бюджетной и экономической безопасности изучены в трудах: Ткачук С.С., Амунц Д.М., Фиоктистова К.С., Спиридонова А.А., Поляк Г.Б.
Объектом исследования является механизм функционирования государственно-частного партнерства.
Предметом исследования является система отношений, возникающая в процессе укрепления бюджетной безопасности.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность, сформулированы цели, задачи, объект и предмет исследования. В первом разделе исследованы теоретические основы бюджетной безопасности. Во втором разделе проведен анализ обеспечения бюджетной безопасности региона на примере Челябинской области. В третьем разделе рассмотрена программа промышленной ипотеки, а также проведена оценка влияния промышленной ипотеки на бюджетную безопасность Челябинской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Разобрав теоретические основы финансово-бюджетный безопасности, можно сделать вывод, что бюджетная система объединяет в себе федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов, местные бюджеты, бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
В Российской Федерации федеральный бюджет является главным финансовым планом государства на текущий год. Он является центром финансовых ресурсов бюджетной системы страны и играет важную роль в регулировании экономических отношений страны. Федеральный бюджет используется для распределения бюджетных средств между регионами, а также для обеспечения социальных и экономических нужд. Бюджеты субъектов Российской Федерации представляют собой финансовые ресурсы, которые предназначены для выполнения задач и функций, возложенных на органы государственной власти соответствующих регионов России. Бюджет муниципального образования является формой образования и расходования денежных средств на протяжении финансового года и направлен на выполнение расходных обязательств муниципального образования.
Бюджетная безопасность России представляет собой важное состояние, обеспечивающее внутреннюю и внешнюю финансовую устойчивость страны, направленную на достижение баланса между доходами и расходами в бюджетах федерального, регионального и муниципального уровней, а также на максимальную эффективность использования бюджетных ресурсов.
Государственно-частное партнерство - это сотрудничество государства и частного сектора, которое позволяет использовать ресурсы частных компаний в отраслях и сферах экономики, принадлежащих государству или местным органам власти. Такой подход позволяет снизить расходы государства на определенные
проекты и повысить эффективность их реализации за счет опыта частного сектора. В свою очередь, частный сектор получает доступ к новым возможностям для бизнеса и может использовать свою предпринимательскую инициативу для реализации проектов в партнерстве с государством.
Объектом государственно-частного партнерства выступает имущество, входящее в состав социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Предметом государственно-частного партнерства - отношения в процессе взаимодействия публичного и частного сектора по поводу строительства, эксплуатации и управления объектами инфраструктуры.
Изучив бюджет Челябинской области за 2020-2022 гг. можно сказать, что он имеет дефицит. Только в 2021 году доходы бюджета превысили расходы и образовался профицит в размере 42,4 млрд. руб. В рассматриваемом периоде доходы бюджета имели разностороннюю динамику. Неналоговые доходы увеличивались на протяжении всего рассматриваемого периода. Расходы бюджета также увеличивались из года в год. В основном расходы бюджета направлены на социальную политику, образование, национальную экономику и охрану окружающей среды.
Проведя оценку финансово-бюджетной безопасности Челябинской области и сравнив с оценкой Тюменской и Свердловской областей, можно сделать вывод, что в Челябинской области присутствуют следующие риски бюджетной безопасности:
- риск снижения автономии бюджета;
- риск несбалансированности бюджета;
- риск финансовой устойчивости бюджета.
Коэффициент обеспеченности бюджетным потенциалом Челябинской области составляет 0,77. Данный коэффициент показывает финансовую самодостаточность бюджета региона за счет его обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами для покрытия расходов (исключая межбюджетные трансферты). Чем выше значение коэффициента, тем выше его собственная финансовая самодостаточность и самостоятельность.
Коэффициент чистой сбалансированности равен 0,77. Данный коэффициент показывает покрытие доходов расходами без учета доходов в виде безвозмездных поступлений и расходов в виде межбюджетных трансфертов. Допустимым значением должно быть также значение равное или более единицы.
Коэффициент чистой финансовой устойчивости бюджета Челябинской области равен 0,67, что ниже нормативного значения и говорит о низкой степени покрытия текущих расходов налоговыми и неналоговыми доходами бюджета региона, в том числе средствами, полученными в результате управления имуществом.
Таким образом, для повышения уровня финансово-бюджетной безопасности Челябинской области необходимо решение ряда задач. В первую очередь необходимо максимальное увеличение уже имеющегося доходного потенциала на основе более устойчивого социально-экономического и промышленного развития регионов. Регионы должны иметь максимальную финансовую самодостаточность, финансируя или софинансируя проекты, которые в перспективе будут максимально доходными с точки зрения пополнения регионального бюджета. Необходимо повышение эффективности межбюджетного взаимодействия с федеральным центром.
В июне 2022 года в рамках выступления на XXV Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ В.В. Путин сообщил о планах по созданию в России ипотеки для промышленных предприятий. Основная задача такой меры поддержки - дать возможность отечественному бизнесу быстро развернуть выпуск необходимой продукции для достижения технологического суверенитета страны.
В начале сентября Правительством РФ были утверждены основные параметры и правила предоставления данной льготы.
Основные условия получения кредита:
1) заемщик - налоговый резидент РФ, который платит налоги в бюджет РФ;
2) процентная ставка - 3% годовых для технологических компаний, 5% для всех остальных категорий заемщиков. Разницу между льготной и рыночной ставками банкам компенсирует государство;
3) период льготного кредитования не более 7 лет. Сроки действия кредитных договоров могут превышать сроки льготного кредитования. Размер процентной ставки после окончания срока льготного кредитования определяется банком самостоятельно;
4) максимальный размер кредита - до 500 млн. рублей;
5) залог по кредиту - недвижимость;
6) цель кредита - приобретение объекта недвижимого имущества в целях осуществления промышленного производства;
7) через три года после подписания договора заемщик должен использовать минимум 50% площади от купленной недвижимости для промышленных целей;
8) при выявлении нецелевого использования средств кредита либо в случае продажи (отчуждения) объекта недвижимого имущества предоставление субсидии приостанавливается и средства, предоставленные получателю субсидии, в полном объеме подлежат возврату;
9) запрет использования кредитных средств на приобретение объектов недвижимого имущества у лиц, аффилированных с заемщиком.
Сегмент промышленной недвижимости строительной отрасли последние десять лет в целом был достаточно стабильным — резких колебаний в объемах ежегодного ввода промышленных объектов не наблюдалось ни по количеству зданий, ни по совокупной площади. Средний ежегодный объем ввода новых производственных площадей в Челябинской области в период с 2012 по 2022 год составлял 180,5 тыс. квадратных метров.
Индекс промышленного производства имел разностороннюю динамику. После отрицательной динамики с апреля по август 2022 г., в сентябре начался рост индекса и составил 108% к соответствующему периоду 2021 года. Это связано с увеличением показателя в ряде отраслей, в которых наблюдался всплеск спроса на продукцию из-за ухода с российского рынка некоторых иностранных компаний, а также связано с мерами, принятых государством в рамках поддержки и развития промышленности.
Изучив динамику ввода промышленных зданий, а также динамику индекса промышленного производства можно сделать вывод, что промышленная ипотека имеет положительное влияние на промышленность Российской Федерации.
Положительные эффекты от промышленной ипотеки:
- повышение производственной активности и, как следствие, социально-экономический рост;
- рост налоговых поступлений в бюджет благодаря увеличению налогооблагаемой базы;
- расширение предложения производственной продукции за счет новых производителей и отраслей;
- создание новых рабочих мест.
Благодаря промышленной ипотеки будут реализовываться промышленные объекты, тем самым сократится численность безработных в Челябинской области. Возрастут налоговые поступления в бюджет Челябинской области, увеличится объем доходов бюджета, следовательно риск несбалансированности регионального бюджета, риск снижения автономия бюджета и риск финансовой устойчивости станет меньше. Повышение производственной активности увеличит валовый региональный продукт.



1 Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2 Федеральный закон от 13.07.2015 г. №224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3 Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 №127-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил
предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// government.ru
6 Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. №1570» от 03.04.2023 г. №526 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru
7 Закон Челябинской области от 17.05.2023 г. № 833-ЗО «Об исполнении областного бюджета за 2022 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://minfin74.ru
8 Закон Челябинской области от 06.05.2022 г. №564-ЗО «Об исполнении областного бюджета за 2021 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://minfin74.ru
9 Закон Челябинской области от 04.05.2021 г. №347-ЗО «Об исполнении областного бюджета за 2020 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://minfin74.ru
10 Поляк Г. Б. Бюджетная система России: учебник для вузов. // ЮНИТИ- ДАНА. - 2010. - 703 с.
11 Ковалев В. В. Финансы: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. // ТК Велби, Проспект. - 2007. - 186 с.
12 Федосов В. А. Бюджетная система Российской Федерации // Питер. - 2012. - 224 с.
13 Баранов Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: учебное пособие // «Перспектива». - 2018. - 312 с.
14 Гапоненко В.Ф., Маргиев З.В. Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 12. - С. 165-169.
15 Ковалев В.В. Финансы // Проспект. - 2019. - 640 с...25



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ