ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Конкурентная стратегия предприятия: понятие, сущность, виды 8
1.2 Информационно-методическое обеспечение изучения деятельности
конкурентов предприятия 24
1.3 Методика разработки конкурентной стратегии предприятия 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время практически все предприятия осознали, что залогом долгосрочного и успешного функционирования является построение эффективной стратегии существования на долгосрочную перспективу. В связи с развитием конкуренции на рынке розничной торговли перед предприятиями встает необходимость выбора приоритетов и выработки стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.
Целью данной работы является разработка конкурентной стратегии сети супермаркетов «Роса». При исследовании были поставлены следующие задачи:
- анализ теоретических основ разработки конкурентной стратегии предприятия;
- оценка конкурентного положения торговой сети «Роса» на рынке розничной торговли г. Красноярска;
- выбор стратегических альтернатив конкурентного позиционирования предприятия, разработка конкурентной стратегии, создание программы для ее успешной реализации, оценка эффективности проекта.
Объект исследования - ООО «Даль» сеть супермаркетов «Роса». Предметом исследования является конкурентная стратегия торговой сети «Роса».
Бакалаврская работа структурирована и содержит три главы: в первой главе отражены теоретические и методические основы разработки конкурентной стратегии. В данной части рассматриваются понятия стратегии. Также изучаются теоретические основы ее разработки, исследуются виды конкурентных стратегий, возможность и условия их применения, анализируются методические подходы к анализу конкурентной среды предприятия. Рассматриваются основные принципы формирования конкурентной стратегии, анализ стратегических альтернатив при разработке конкурентной стратегии. Во второй главе отражен анализ конкурентной позиции сети супермаркетов «Роса». В рамках данной главы проводится исследование интенсивности конкуренции на товарном рынке предприятия, анализируются текущая конкурентная позиция предприятия. Также проводится сравнительный анализ конкурентов сети супермаркетов «Роса». Третья глава посвящена разработке конкурентной стратегии сети супермаркетов «Роса». В данной главе определяется стратегическая позиция предприятия на основе построения конкурентной карты, анализируются сильные и слабые возможности предприятия, выбирается и обосновывается конкурентная стратегия предприятия, на основе которой разрабатывается программа мероприятий конкурентной стратегии и проводится оценка экономической эффективности данной стратегии.
Теоретической и методической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных авторов в области теории анализа конкурентной позиции: Аакер А. Д., Котлер Ф., Портер М, Азоев Г. Л, Гайдаенко Т.А., Данько Т.П., Фатхутдинов Р. А., Фирсенко С. С. и другие.
Информационной базой исследования составляют Законы РФ, Аналитические материалы по исследованиям рынка розничной торговли, бухгалтерские и статистические данные предприятия, а также результаты собственных исследований.
В данной дипломной работе был рассмотрен процесс разработки конкурентной стратегии предприятия торговой сети «Роса» на основе оценки его конкурентной позиции на рынке продуктов питания г. Красноярска. В процессе выполнения работы были выполнены все поставленные автором задачи исследования. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
В первой главе дипломной работы, автором было раскрыто понятие конкурентной стратегии, ее структура и классификация подходов с точки зрения различных авторов. Особое внимание было уделено методологии формирования стратегии конкурентной борьбы на основе оценки текущей конкурентной позиции предприятия. В завершении были обозначены различные методики процесса разработки стратегии.
Во второй главе дипломной работы была приведена организационно- экономическая характеристика торговой сети «Роса», а также были рассмотрены все аспекты анализа текущей конкурентной позиции компании на рынке: товарная, ценовая, сбытовая политика и политика продвижения. Данные элементы комплекса маркетинга рассматривались в сравнении с основными конкурентами. Необходимо отметить, что анализируемая компания выгодно отличается от своих основных конкурентов наличием гибкой, наиболее удовлетворяющей потребности покупателей системой скидок. Что касается сбытовой политики и политики продвижения предприятия, то обе эти системы развиты достаточно хорошо, однако в некоторых аспектах отстают от аналогичных систем конкурентов.
Далее автором были рассчитаны и проанализированы основные показатели интенсивности конкуренции. Анализ показал, что в 2015 году продовольственный рынок продуктов питания г. Красноярска и Красноярского Края (с учетом большинства показателей) являлся низко концентрированным, а значит, интенсивность конкуренции на данном рынке была достаточно
высокой. Также в течение изучаемого периода на анализируемом рынке была выявлена тенденция к увеличению концентрации организаций, и, соответственно, снижению интенсивности конкуренции между
хозяйствующими субъектами на рынке.
На основе проведенного анализа текущей конкурентной позиции торговой сети «Роса» с целью окончательного определения конкурентного положения компании на рынке ее функционирования, была построена карта конкуренции рынка продуктов питания г. Красноярска. Согласно данной карте, компания «Роса» на данный момент является вторым лидером рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией. При этом на рынке существует основной лидер с быстро улучшающейся конкурентной позицией - сеть супермаркетов «Красный Яр».
В третьей главе на основе выявленной конкурентной позиции торговой сети «Роса» на рынке продуктов питания г. Красноярска была проведена оценка альтернативных стратегий конкурентной борьбы для данного предприятия. Оценка проводилась посредством экспертной оценки вероятности достижения поставленных компанией стратегических целей с помощью реализации какой- либо из возможных стратегий. В результате, было выявлено, что наиболее эффективной на данный момент стратегией конкурентной борьбы для сети «Роса» будет являться расширения доли рынка.
В третьей главе также была разработана программа мероприятий по реализации выбранной конкурентной стратегии с указанием сроков их проведения и основных ответственных лиц. Согласно данной программе реализация стратегии конкурентной борьбы должна быть осуществлена в течение 1 года. Экономическая оценка предложенной к реализации стратегии проводилась на основе общих затрат на проведение конкретных мероприятий. Было выявлено, что на осуществление всех необходимых мероприятий реализации стратегии необходимо затратить 6244,1 тыс. руб. При этом, величина дополнительного товарооборота, достигнутого в ходе реализации стратегии, составит 93221,73 руб., экономическая эффективность - 86977,6 тыс. руб. Точка безубыточности составляет при этом 98 дней. Следовательно, первоначальную прибыль от реализации стратегии компания получит уже через
3,2 месяца.
Таким образом, автор полагает, что разработанная для торговой сети «Роса» стратегия конкурентной борьбы на продовольственном рынке г. Красноярска, основанная на расширении доли рынка, позволит достичь всех поставленных компанией стратегических целей, тем самым оставив наиболее серьезных конкурентов предприятия позади.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 12.12.1993 ред. от 30.12.2008 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : Http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. 4.1
[Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ ред. 06.04.2011 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : Http://www.consultant.ru
3. О защите конкуренциии: федер. закон от 28.12.2013. №135 - ФЗ // Российская газета - 2014. - 9янв.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ ред. от 28.12.2010 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : Http://www.consultant.ru
5. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.08.2001 №128-ФЗ ред. 29.12.2010 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : Http://www.consultant.ru
6. О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ ред. 01.03.2011 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : Http://www.consultant.ru
7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ ред. 05.07.2010. - Режим доступа: Консультант Плюс.
8. Аакер А. Д. Стратегическое рыночное управление: Бизнес- стратегия для успешного менеджмента/ А. Д. Аакер. - Санкт - Перербург: Питер, 2012. - 496 с.
9. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы: учебное пособие/ Г. Азоев, А. П. Челенков. - Москва: Новости, 2009.
10. Азоев Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика: учебник / Г.Л. Азоев. - Москва: ИНФРА - М, 1996.- 410с.
11. Акулич И.Л. Внутренняя и внешняя среда маркетинга / И.Л. Акулич. - Минск, 1996. - 257с.
12. Акулич М. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями/ М. Акулич // Маркетинг. - 2003. - №6. - С.33-43.
13. Аминов Э. Этапы разработки и реализации конкурентной стратегии / Э. Аминов // Практический маркетинг. - 2006. - № 6. - С. 30 - 34.
14. Анализ конкурентной среды предприятия [Электронный ресурс].- Режим доступа http://krsk.fas.gov.ru/ ФАС сайт
15. Ансоф И. Стратегическое управление / И.Ансоф. - Москва: Экономика, 1990. - 215с.
16. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии: учебник для вузов. / Г. Ассэль. - Москва, 2009. - 320с.
17. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. - 2003. - №4 (71). - С. 25-38.
18. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация,
анализ, прогноз: учебное пособие / И.К.Беляевский. - Москва: Финансы
и статистика, 2001. - 320с.
13. Березин И. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. / И. Березин. - Москва: Прогресс, 2002.- 355с.
14. Боровских Н. Конкурентная стратегия: методология формирования и развития / Н. Боровских // Маркетинг. - 2005. - № 4. - С. 37 - 48
15. Бурцева Т. А. Стратегическое планирование. / Т. А. Бурцева. Киров: ВСЭИ, 2002.- 250с.
16. Бурцева Т. А. Управление маркетингом: учеб. пособие. / Т. А. Бурцева, В. С. Сизов, О. А. Цень. - Москва: Экономить, 2005. - 223 с.
17. Бушуева Л. И. Статистические методы в маркетинговых исследованиях/ Л.П. Бушуева. - Сыктывкар, 2000. - 256с.
18. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и дол. - Москва: Гардарика, 2003. - 296 с.
19. Воронов, А. А. Организационно-экономическое обеспечение конкурентоспособности продукции: автореф. дисс. д.э.н.: 08.00.05. / А. А. Воронов. - Санкт - Петербург, 2003. - 31 с.
20. Гавриленко, Николай Иванович. Основы маркетинга [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Гавриленко. - Москва: Академия, 2007. - 320 с.
21. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление / Т.А. Гайдаенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Эксмо, 2008. - 512 с.
22. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - Москва: Омега-Л, 2004. - 472 с.
23. Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 27-33.
24. Гурков И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. / И. Б. Гурков. - Москва: ТЕИС, 2003. - 249 с.
25. Данчонок Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данчонок. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2001. - 334 с.
26. Данько Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т.П.Данько.- Москва: ИНФРА-М, 2001. - 334 с.
27. Демнченко Е. В. Маркетинг услуг. / Е. В. Демнченко. - Минск: БГЭИ, 2002.- 156с.
28. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: пер. с англ. / Д. Джоббер. - Москва: Вильямс, 2009. - 688 с.
29. Забелин П. В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. - Москва : Маркетинг, 1999. - 195 с.
30. Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг / П.С. Завьялов// Российский экономический журнал. - 2002. - № 12. - С. 50-55.
31. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - Москва: Экономист, 2005. - 416 с.
32. Ибрагимова Р. Маркетинговый анализ развития предприятия: глобальный подход / Р. Ибрагимова // Маркетинг. - 2004. № 4. - С. 35-45
33. Информация для покупателей [Электронный ресурс].- Режим доступа http://krasyar.ru/
34. Кеворков В. В. Практикум по маркетингу: учеб. пособие для вузов / В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков. - Москва : КНОРУС, 2010. - 542 с.
35. Кныш М.П. Конкурентные стратегии / М.П. Кныш. - Санкт - Петербург: Питер, 2000. - 204 с.
36. Когденко В. Г. Экономический анализ: учеб. Пособие д/студентов вузов/ В.Г. Когденко. - Москва: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 390 с.
37. Кожегин Г. Я. Маркетинг предприятия: учебное пособие / Г.Я. Кожегин, С.Г. Мисербиева. - Москва: Книжный дом, Мисанта, 2004. - 240 с.
38. Козырни А. Н. Конкуренция на международных рынках / А.Н. Козырни, Р.А. Шепенко. - Москва: Международные отношения, 1999. - 147 с.
39. Кондинская О. Стратегический маркетинг и финансовое планирование. / О. Кондинская. // Маркетинг. 2001.- №2. - С. 34.
40. Кондрашев В. Анализ проблем конкурентоспособности / В. Кондрашев// Экономист. - 2006. - № 12. - С. 86-89.
41. Коротков А. В. Управление маркетингом: учебное пособие/ А. В. Коротков, И. М. Синяева. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 463 с.
42. Коротков А. Некоторые методические аспекты конкурентного анализа / А. Коротков // Маркетинг. - 2007. - № 2. - С. 48 - 54.
43. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебное пособие/ Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. - Москва: Вильямс, 2007. -675 с.
44. Кротков А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002.- №6. - С.54 - №9.
45. Круглова Н.Ю. Стратегический менеджмент: учебник / Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов. - Москва: Издательство РДЛ, 2003. - 464с.
46. Крюков А.Ф. Управление маркетингом: учебное пособие/А.Ф. Крюков. - Москва: КНОРУС, 2009. - 368 с.
47. Маркетинг: учебник / А.И. Романов [и др.]; под ред. А.И. Романова. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 560 с.
48. Маркетинг: учебное пособие/ под. ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. - Санкт - Петербург: Бизнес-пресса, 2001. - 512 с.
49. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 288 с.
50. Михалева Е. П. Управление конкурентоспособностью // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №8. - С.13 - №3.
51. Ноздрева Р. Б. Маркетинг / Р.Б. Ноздрева, В.Ю. Гречков. - Москва: Юристъ, 2000. - 566 с.
52. Носова Н. С. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы конкурентной борьбы/ Н. С. Носова. - Москва: Дашков и Ко, Анлейс, 2009. - 256 с.
53. Оборот розничной торговли [Электронный ресурс].- Режим доступа http://krsk.fas.gov.ru/ Красстат
54. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер [и др.]. - Москва; Санкт-Перербург ; Киев : Вильямс, 2007. - 943 с.
55. Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник / А.П. Панкрухин.- Москва: Омега-Л, 2003.- 656 с.
56. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с анаг. / М. Портер. - 2- е изд.-Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с.
57. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. / М. Портер. - 2-е изд. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 715 с.
58. Построение успешных стратегий Кеничи Омае [Электронный ресурс].-Режим доступа http://obiznese.com Коничи омае
59. Принципы маркетингового исследования конкуренции на
рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://marketing.spb.ru./read/m3/index.htm.