Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1 Основные понятия 11
1.2 Особенности развития речи детей младшего дошкольного
возраста 16
1.3 Опыт иностранных государств в развитии речи детей младшего
дошкольного возраста 17
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ДИАЛОГОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20
2.1 Организация исследования диагностики уровня развития речи
детей младшего дошкольного возраста и его результаты в объединении «Лопотушки-топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ 20
2.2 Описание образовательной программы по развитию диалоговой
стороны речи детей младшего дошкольного возраста в объединении «Лопотушки-топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ 29
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи
детей младшего дошкольного возраста в объединении «Лопотушки-топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А. Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития... 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые учителем-логопедом ПМПК при обследовании детей младшего дошкольного возраста (от 3 до
5 лет) 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Сенситивный период развития речи детей 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Схема системного развития нормальной детской речи 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Учебный план объединения «Лопотушки- топотушки» 65
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1 Основные понятия 11
1.2 Особенности развития речи детей младшего дошкольного
возраста 16
1.3 Опыт иностранных государств в развитии речи детей младшего
дошкольного возраста 17
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ДИАЛОГОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20
2.1 Организация исследования диагностики уровня развития речи
детей младшего дошкольного возраста и его результаты в объединении «Лопотушки-топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ 20
2.2 Описание образовательной программы по развитию диалоговой
стороны речи детей младшего дошкольного возраста в объединении «Лопотушки-топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ 29
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи
детей младшего дошкольного возраста в объединении «Лопотушки-топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А. Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития... 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемые учителем-логопедом ПМПК при обследовании детей младшего дошкольного возраста (от 3 до
5 лет) 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Сенситивный период развития речи детей 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Схема системного развития нормальной детской речи 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Учебный план объединения «Лопотушки- топотушки» 65
Актуальность темы. Речь всегда была и будет главным инструментом в общении людей. Общество всегда уделяет много внимания развитию речи. Попадая в социум ребенку необходимо говорить о своих желаниях, потребностях и просто общаться.
Таким образом, речь является значимым этапом развития ребенка, важно в момент становления речи, т. е. в младшем дошкольном возрасте (3-4 года), уделять особое внимание контролю развития речи, это ставит диагностику развития речи на передний план, ведь выявление дефектов речи на ранних этапах приведет к более эффектному их устранению.
Историография проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста является достаточно обширной и включает как отечественных, так и зарубежных исследователей.
В зарубежной литературе внимание к проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста было уделено еще в XX веке. Один из первых исследователей этой проблемы в США был Шелдон Уайт, который изучал связь речи с другими аспектами развития (внимание, память, воображение). Исследования Уайта привели к появлению новой парадигмы - когнитивизма, который стал доминирующей теорией развития речи в последующие десятилетия.
В России исследования в области развития речи у детей младшего дошкольного возраста начались в середине XX века. Одним из первых исследователей в этой области был В.В. Давыдов. Он предложил новый подход к обучению грамоте и письму - развивающее обучение, в рамках которого речь играла центральную роль.
Одной из главных задач в исследованиях в области развития речи у детей младшего дошкольного возраста является выработка эффективных методик и технологий работы с детьми. Разработка таких методик и практических рекомендаций является необходимой составляющей практической значимости исследования.
Среди нерешенных проблем в данной области можно выделить следующие.
1. Необходимость индивидуального подхода к детям с отклонениями в развитии речи, что требует дополнительных исследований и разработки соответствующих методик.
2. Необходимость интеграции различных образовательных программ и методик работы с детьми младшего дошкольного возраста, что требует разработки новых концептуальных решений и апробации соответствующих практических методик.
3. Необходимость разработки подходов к оценке результативности работы педагогов в области развития речи у детей младшего дошкольного возраста, что требует дополнительных исследований и создания соответствующих оценочных инструментов.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста значима, потому что процент дошкольников с разного рода нарушениями речи достаточно высокий. В опубликованных современных исследованиях приводятся неутешительные данные о замедленном темпе физического и интеллектуального развития детей в возрасте до 5-ти лет.
Известно, что не проработанные нарушения речи приводят к школьной неуспеваемости в более позднем возрасте, поскольку структурные компоненты речи и психического функционирования, которые не были полностью сформированы в дошкольном возрасте, наиболее уязвимы в ситуациях, требующих максимальной мобилизации в новой школьной среде.
Рост патологии речи у детей обусловлен последствиями органического поражения центральной нервной системы. Формирование правильной речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных участков мозга и формирования взаимодействий аналитической системы и межаналитических связей.
Особенность ребенка дошкольного возраста в наши дни в том, что у него есть не дифференцированное нарушение структурного компонента речи, как пример - звукопроизношения, а комплексная неуспеваемость компонентов речи, т. е. патология звукопроизношения в своем большинстве случаев идет в паре с несформировавшимся фонематическим слухом, понимания логико-грамматических конструкций, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Наблюдается значительное число детей дошкольного возраста с несформировавшимся лексико-грамматическим строем речи. Стандартным для этих детей является неправильное использование суффиксов, возникают затруднения при определении производящей основы слова, затруднения при употреблении предлогов. Замечаются нарушения в согласовании в роде, числе, падеже; нередки ошибки при употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6-7-ми лет очень часто включает в себя простые распространенные предложения, с окончаниями употребленными не правильно.
Зачастую дети дошкольного возраста имеют затруднения в понимании логико¬грамматических конструкций. Нет понимания, каким образом закончить смысловую часть предложения. Дошкольники ограничены в словарном запасе в основном это повседневные слова, а так же не знакомы с обобщающими понятиями и родственными словами.
Состояние связной речи значительно ухудшилось. Дети могут пересказывать только при помощи наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или действий, с трудом выстраивая последовательность сюжета. Большинству дошкольников из этой группы трудно представить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить на их основе рассказ.
Ещё, необходимо отметить, что развернутая связная речь лишается своей значимости, из-за того что появились альтернативные эталоны речи, которые используют дети в настоящее время. Сюда можно отнести фразы поп-звезд, персонажей боевиков, рекламы на ТВ, третьесортных мультфильмов и разнообразных шоу на ТВ. Других вариантов данному речевому поведению, а как следствие и всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И старшее поколение не имеют ничего против этого.
Нельзя упустить, что речь ребенка зависима и от сформировавшихся иных высших психических функций. Есть необходимость сказать и о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти это означает, что дошкольник не может запомнить предложение из пяти-шести слов.
Сложность развития связной речи во все времена привлекала внимание многих известных исследователей разных специальностей, и невозможно оспорить тот факт, что наша речь является очень сложной и разнообразной, что совершенствовать ее надо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это время активного усвоения дошкольником разговорного языка, становления и развития всех граней речи. Связная речь компонует в себя все достижения ребенка в овладении родным языком об уровне их речевого развития можно судить по тому, как дети строят связанное высказывание [13, с. 125].
Исследования показывают, что у многих детей дошкольного возраста не развита именно связная речь, в этой связи проблема развития речи становится одной из первостепенных и цель воспитателя, учителя, преподавателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, потому что с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, которая состоит из простых предложений, речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи: скудный словарный запас;
- засорение речи сленговыми словами (в результате просмотра телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: отсутствие способности грамотно и доступно сформулировать вопрос, выстроить короткий или развернутый ответ, при необходимости; отсутствие способности построить монолог: как пример сюжетный или описательный рассказ на выбранную тему, пересказ текста своими словами;
- невозможность логически обосновать свои утверждения и выводы;
- отсутствие навыков культуры речи: невозможность использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Проблема развития диалоговой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста может быть связана с различными факторами.
1. Недостаточная коммуникативная практика. Если ребенок не имеет достаточно возможностей для общения с другими людьми, то он может испытывать затруднения в развитии диалоговой стороны речи.
2. Недостаточный словарный запас. Если ребенок не знает достаточного количества слов, то ему может быть сложно выразить свои мысли в диалоге.
3. Недостаточное понимание языка. Если ребенок не понимает, что говорят другие люди, то ему будет трудно участвовать в диалоге.
4. Недостаточное развитие культуры общения. Если ребенок не знает правил общения и не умеет слушать и отвечать на вопросы, то он может испытывать трудности в диалоге.
Объект работы - развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет работы - диалогическая сторона речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы - теоретически обосновать, разработать и внедрить на практике образовательную программу развития диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста в объединении «Лопотушки- топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ.
Гипотеза - развитие диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если использовать программу развития диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста на основе гуманистического и компетентностного подходов .
Задачи работы:
• изучить понятия речь, ее виды (связная речь, диалогическая речь), младший дошкольный возраст, диагностика, применяемые методики для диагностики развития речи детей младшего дошкольного возраста;
• провести диагностику развития речи детей младшего дошкольного возраста в объединении «Лопотушки-топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ и проанализировать полученные данные;
• разработать программу развития диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста, на основе гуманистического и компетентностного подходов;
• проверить эффективность программы развития диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста, разработанной на основе гуманистического и компетентностного подходов.
Для проведения диагностики развития речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования использовалась разработанная нами в ходе исследования таблица критериев для оценки речевого развития детей младшего дошкольного возраста и диагностическая карта.
Опытно-экспериментальная база - обучающиеся объединения «Лопотушки- топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ г. Кыштым, Челябинской области в количестве 20 человек, 2 группы по 10 человек.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации. Нами разработана образовательная программа, направленная на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования, в которую включены упражнения и рекомендации для более эффективной работы по развитию речи детей. Подготовленные научно-методические рекомендации, диагностические инструменты и учебно-методические материалы могут использоваться в практике обучения детей младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, теоретический анализ литературы, методы статистической обработки эмпирических данных, включающие в себя описательные статистики, методы сравнения, обобщения, противопоставления.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений (иллюстративного материала). Структура работы соответствует поставленным целям и задачам.
Таким образом, речь является значимым этапом развития ребенка, важно в момент становления речи, т. е. в младшем дошкольном возрасте (3-4 года), уделять особое внимание контролю развития речи, это ставит диагностику развития речи на передний план, ведь выявление дефектов речи на ранних этапах приведет к более эффектному их устранению.
Историография проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста является достаточно обширной и включает как отечественных, так и зарубежных исследователей.
В зарубежной литературе внимание к проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста было уделено еще в XX веке. Один из первых исследователей этой проблемы в США был Шелдон Уайт, который изучал связь речи с другими аспектами развития (внимание, память, воображение). Исследования Уайта привели к появлению новой парадигмы - когнитивизма, который стал доминирующей теорией развития речи в последующие десятилетия.
В России исследования в области развития речи у детей младшего дошкольного возраста начались в середине XX века. Одним из первых исследователей в этой области был В.В. Давыдов. Он предложил новый подход к обучению грамоте и письму - развивающее обучение, в рамках которого речь играла центральную роль.
Одной из главных задач в исследованиях в области развития речи у детей младшего дошкольного возраста является выработка эффективных методик и технологий работы с детьми. Разработка таких методик и практических рекомендаций является необходимой составляющей практической значимости исследования.
Среди нерешенных проблем в данной области можно выделить следующие.
1. Необходимость индивидуального подхода к детям с отклонениями в развитии речи, что требует дополнительных исследований и разработки соответствующих методик.
2. Необходимость интеграции различных образовательных программ и методик работы с детьми младшего дошкольного возраста, что требует разработки новых концептуальных решений и апробации соответствующих практических методик.
3. Необходимость разработки подходов к оценке результативности работы педагогов в области развития речи у детей младшего дошкольного возраста, что требует дополнительных исследований и создания соответствующих оценочных инструментов.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста значима, потому что процент дошкольников с разного рода нарушениями речи достаточно высокий. В опубликованных современных исследованиях приводятся неутешительные данные о замедленном темпе физического и интеллектуального развития детей в возрасте до 5-ти лет.
Известно, что не проработанные нарушения речи приводят к школьной неуспеваемости в более позднем возрасте, поскольку структурные компоненты речи и психического функционирования, которые не были полностью сформированы в дошкольном возрасте, наиболее уязвимы в ситуациях, требующих максимальной мобилизации в новой школьной среде.
Рост патологии речи у детей обусловлен последствиями органического поражения центральной нервной системы. Формирование правильной речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных участков мозга и формирования взаимодействий аналитической системы и межаналитических связей.
Особенность ребенка дошкольного возраста в наши дни в том, что у него есть не дифференцированное нарушение структурного компонента речи, как пример - звукопроизношения, а комплексная неуспеваемость компонентов речи, т. е. патология звукопроизношения в своем большинстве случаев идет в паре с несформировавшимся фонематическим слухом, понимания логико-грамматических конструкций, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Наблюдается значительное число детей дошкольного возраста с несформировавшимся лексико-грамматическим строем речи. Стандартным для этих детей является неправильное использование суффиксов, возникают затруднения при определении производящей основы слова, затруднения при употреблении предлогов. Замечаются нарушения в согласовании в роде, числе, падеже; нередки ошибки при употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6-7-ми лет очень часто включает в себя простые распространенные предложения, с окончаниями употребленными не правильно.
Зачастую дети дошкольного возраста имеют затруднения в понимании логико¬грамматических конструкций. Нет понимания, каким образом закончить смысловую часть предложения. Дошкольники ограничены в словарном запасе в основном это повседневные слова, а так же не знакомы с обобщающими понятиями и родственными словами.
Состояние связной речи значительно ухудшилось. Дети могут пересказывать только при помощи наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или действий, с трудом выстраивая последовательность сюжета. Большинству дошкольников из этой группы трудно представить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить на их основе рассказ.
Ещё, необходимо отметить, что развернутая связная речь лишается своей значимости, из-за того что появились альтернативные эталоны речи, которые используют дети в настоящее время. Сюда можно отнести фразы поп-звезд, персонажей боевиков, рекламы на ТВ, третьесортных мультфильмов и разнообразных шоу на ТВ. Других вариантов данному речевому поведению, а как следствие и всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И старшее поколение не имеют ничего против этого.
Нельзя упустить, что речь ребенка зависима и от сформировавшихся иных высших психических функций. Есть необходимость сказать и о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти это означает, что дошкольник не может запомнить предложение из пяти-шести слов.
Сложность развития связной речи во все времена привлекала внимание многих известных исследователей разных специальностей, и невозможно оспорить тот факт, что наша речь является очень сложной и разнообразной, что совершенствовать ее надо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это время активного усвоения дошкольником разговорного языка, становления и развития всех граней речи. Связная речь компонует в себя все достижения ребенка в овладении родным языком об уровне их речевого развития можно судить по тому, как дети строят связанное высказывание [13, с. 125].
Исследования показывают, что у многих детей дошкольного возраста не развита именно связная речь, в этой связи проблема развития речи становится одной из первостепенных и цель воспитателя, учителя, преподавателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, потому что с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, которая состоит из простых предложений, речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи: скудный словарный запас;
- засорение речи сленговыми словами (в результате просмотра телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: отсутствие способности грамотно и доступно сформулировать вопрос, выстроить короткий или развернутый ответ, при необходимости; отсутствие способности построить монолог: как пример сюжетный или описательный рассказ на выбранную тему, пересказ текста своими словами;
- невозможность логически обосновать свои утверждения и выводы;
- отсутствие навыков культуры речи: невозможность использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Проблема развития диалоговой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста может быть связана с различными факторами.
1. Недостаточная коммуникативная практика. Если ребенок не имеет достаточно возможностей для общения с другими людьми, то он может испытывать затруднения в развитии диалоговой стороны речи.
2. Недостаточный словарный запас. Если ребенок не знает достаточного количества слов, то ему может быть сложно выразить свои мысли в диалоге.
3. Недостаточное понимание языка. Если ребенок не понимает, что говорят другие люди, то ему будет трудно участвовать в диалоге.
4. Недостаточное развитие культуры общения. Если ребенок не знает правил общения и не умеет слушать и отвечать на вопросы, то он может испытывать трудности в диалоге.
Объект работы - развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет работы - диалогическая сторона речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы - теоретически обосновать, разработать и внедрить на практике образовательную программу развития диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста в объединении «Лопотушки- топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ.
Гипотеза - развитие диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если использовать программу развития диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста на основе гуманистического и компетентностного подходов .
Задачи работы:
• изучить понятия речь, ее виды (связная речь, диалогическая речь), младший дошкольный возраст, диагностика, применяемые методики для диагностики развития речи детей младшего дошкольного возраста;
• провести диагностику развития речи детей младшего дошкольного возраста в объединении «Лопотушки-топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ и проанализировать полученные данные;
• разработать программу развития диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста, на основе гуманистического и компетентностного подходов;
• проверить эффективность программы развития диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста, разработанной на основе гуманистического и компетентностного подходов.
Для проведения диагностики развития речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования использовалась разработанная нами в ходе исследования таблица критериев для оценки речевого развития детей младшего дошкольного возраста и диагностическая карта.
Опытно-экспериментальная база - обучающиеся объединения «Лопотушки- топотушки» МОУ ДО ЦД(Ю)ТТ г. Кыштым, Челябинской области в количестве 20 человек, 2 группы по 10 человек.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации. Нами разработана образовательная программа, направленная на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования, в которую включены упражнения и рекомендации для более эффективной работы по развитию речи детей. Подготовленные научно-методические рекомендации, диагностические инструменты и учебно-методические материалы могут использоваться в практике обучения детей младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, теоретический анализ литературы, методы статистической обработки эмпирических данных, включающие в себя описательные статистики, методы сравнения, обобщения, противопоставления.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений (иллюстративного материала). Структура работы соответствует поставленным целям и задачам.
В ходе данной работы были достигнуты поставленные задачи. Была изучена литература по теме исследования, были рассмотрены теоретические аспекты проблемы, в том числе и диалогическая сторона речи. Были рассмотрены особенности развития речи у детей этого возраста, факторы, влияющие на этот процесс. В работе был проведен анализ применяемых методов развития речи детей младшего дошкольного возраста, были подготовлены материалы для диагностики, проведена входная и итоговая диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста, проанализированы ее результаты и сформулированы выводы, а так же был разработан комплекс упражнений, на основе гуманистического и компетентностного подходов, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Были рассмотрены методы и подходы к развитию речи, в том числе, в условиях дополнительного образования. Внедрена образовательная программа с использованием упражнений и методик по развитию диалоговой стороны речи детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из анализа научной и методической литературы, можно сделать вывод о том, что развитие речи детей младшего дошкольного возраста является важной задачей для педагогов и родителей. Диалогическая сторона речи играет особую роль в развитии речи у детей этого возраста, так как она позволяет развивать у детей навыки общения, мышления и восприятия окружающего мира.
В результате исследования были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и родители при развитии речи у детей младшего дошкольного возраста. К ним относятся недостаточная взаимодействие с ребенком, ограниченный доступ к языковой среде, отсутствие мотивации у ребенка и другие.
Поставленная в работе цель: теоретически обосновать, что развитие диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если использовать разработанный нами комплекс упражнений и разработать комплекс упражнений, на основе гуманистического и компетентностного подходов, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования, для применения в групповой и индивидуальной работе - достигнута. В первой, теоретической, части выпускной квалификационной работы изучены теоретические аспекты развития речи детей младшего дошкольного возраста, раскрыты особенности данного возраста, содержание, формы и методы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Первая часть исследования, показала достаточно низкие результаты в обеих группах, и в экспериментальной, и в контрольной группе. После проведения обучения по методикам и учитывая рекомендации и упражнения составленные нами, итоговая диагностика показала хорошую динамику в том числе и в контрольной группе.
В целом, результаты исследования показали, что развитие речи детей младшего дошкольного возраста является сложным процессом, который требует особого внимания и знаний со стороны педагогов и родителей. Для успешного развития речи у детей необходимо создавать условия для диалогической коммуникации и использовать различные методики и подходы к обучению речи. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь улучшить методы обучения и воспитания детей в дополнительных образовательных учреждениях.
Исходя из всего вышесказанного, задачи, поставленные в данной работе, были успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Исходя из анализа научной и методической литературы, можно сделать вывод о том, что развитие речи детей младшего дошкольного возраста является важной задачей для педагогов и родителей. Диалогическая сторона речи играет особую роль в развитии речи у детей этого возраста, так как она позволяет развивать у детей навыки общения, мышления и восприятия окружающего мира.
В результате исследования были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и родители при развитии речи у детей младшего дошкольного возраста. К ним относятся недостаточная взаимодействие с ребенком, ограниченный доступ к языковой среде, отсутствие мотивации у ребенка и другие.
Поставленная в работе цель: теоретически обосновать, что развитие диалогической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если использовать разработанный нами комплекс упражнений и разработать комплекс упражнений, на основе гуманистического и компетентностного подходов, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования, для применения в групповой и индивидуальной работе - достигнута. В первой, теоретической, части выпускной квалификационной работы изучены теоретические аспекты развития речи детей младшего дошкольного возраста, раскрыты особенности данного возраста, содержание, формы и методы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Первая часть исследования, показала достаточно низкие результаты в обеих группах, и в экспериментальной, и в контрольной группе. После проведения обучения по методикам и учитывая рекомендации и упражнения составленные нами, итоговая диагностика показала хорошую динамику в том числе и в контрольной группе.
В целом, результаты исследования показали, что развитие речи детей младшего дошкольного возраста является сложным процессом, который требует особого внимания и знаний со стороны педагогов и родителей. Для успешного развития речи у детей необходимо создавать условия для диалогической коммуникации и использовать различные методики и подходы к обучению речи. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь улучшить методы обучения и воспитания детей в дополнительных образовательных учреждениях.
Исходя из всего вышесказанного, задачи, поставленные в данной работе, были успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Подобные работы
- Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посещающих учреждения дополнительного образования музыкально- эстетической направленности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Арт-терапия как средство развития творческих способностей
младшего школьника в учреждении дополнительного
образования детей
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - Формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СТИМУЛЯЦИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых
форм фольклора
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024





